Новости – Общество
Общество
Страна непуганых АЗС
Фото: Замир Усманов/ТАСС
Чем меньше документов у автозаправочной станции, тем меньше у прокуратуры прав призвать ее к ответу
23 декабря, 2015 19:15
15 мин
Чем меньше документов у автозаправочной станции, тем меньше у прокуратуры прав призвать ее к ответу
Почему АЗС заливают некачественный бензин, отказываются предоставлять документацию и зачастую вообще работают вне рамок закона, выяснил корреспондент РП, приняв участие в рейде общественной организации «Гражданский контроль качества топлива» по автозаправкам.
Незнание законов освобождает от общения
В четыре утра мы встречаемся в подмосковной Балашихе за столиком предприятия быстрого обслуживания. Пьем кофе, а лидер «Гражданского контроля качества топлива» Дмитрий Курзанцев рассказывает, почему его внимание привлекла малозаметная заправка на отшибе шоссе Энтузиастов. «В рамках постоянного мониторинга мы взяли направление — шоссе Энтузиастов. Поехали. А практически случайно наткнувшись на эту АЗС, удивились. Как сегодня вообще возможно так работать», — говорит Дмитрий. Выяснилось, что АЗС как юрлицо не существует — ИНН в чеке указан «левый», который не может найти ФНС. Да и качество топлива оставляет желать лучшего. Однако обращение в контролирующие органы ничего не дало — в официальном ответе Росстандарт констатировал, что не смог согласовать с прокуратурой внеочередную проверку предприятия именно в связи с тем, что официально его не существует. «Едем сегодня еще раз, чтобы под телекамеру зафиксировать факт неправильного ИНН, отсутствие необходимой документации, снова взять топливо на анализ», — поясняет Курзанцев.
Фото: Юрий Сушинов/ «Русская Планета»
Мне интересно, какие нарушения попадаются Дмитрию и его коллегам при проверках чаще всего? Оказалось, что возглавляет хит-парад некомпетентность сотрудников АЗС. В большинстве случаев они даже не знают законов, в рамках которых работают. Дальше — отсутствие необходимых документов, несоблюдение норм техрегламента.
Когда четыре года назад Дмитрий с друзьями начал заниматься проверками качества топлива, это был «край непуганых медведей». На него пытались завести уголовное дело, писали на почту угрозы и приглашали поговорить «по понятиям». «Вместо АИ-95 заливали АИ-80. Нарушение на нарушении — это в 2011 году. И не было ни одной общественной организации, которая бы контролировала систему, проверяла качество топлива, — рассказывает Курзанцев. — В 2012 году, если я не ошибаюсь, Росстандарт вообще не выявил ни одного нарушения. А мы выявляли десятки. Писали заявления в контролирующие органы, а нам в ответ: там все в порядке. А на следующий день автовладельцы снова жаловались на качество топлива. Снова мы делали экспертизу, снова качество топлива отвратительное — и так по кругу».
Между тем в том же 2011 году был принят техрегламент Таможенного союза, в котором четко прописано, какая сопроводительная документация должна быть на АЗС. И каждый автовладелец может потребовать, например, паспорт качества на реализуемое топливо, а еще товарно-транспортную накладную. Но зачастую то одних, то других документов нет. А по анализам затем выясняется, что на самом деле бензин продают хороший. «Почему так происходит? Если топливо качественное, зачем портить себе жизнь отсутствием документов, которые оказываются либо в офисе, либо в другом каком-то месте. Действительно, если нет документов, это еще не значит, что топливо плохое. Но в 2015 году все АЗС уже должны работать в рамках закона. Представьте себе, в Европе вы пришли в магазин, а вам говорят — знаете, у нас нет никаких документов, они в офисе, сейчас привезем — подождите три часа», — поясняет Дмитрий Курзанцев.
В Законе о защите прав потребителей однозначно написано: потребитель вправе получить всю интересующую его информацию о товаре. «В данном случае товаром является топливо, соответственно, он беспрепятственно в случае своего желания должен получить информацию о его технических характеристиках, о классе, об экологии, об октановом или цетановом числе, и всю эту информацию продавец обязан предоставить, — рассказывает Сопредседатель Национального союза защиты прав потребителей Алексей Егармин. — Информация в обязательном порядке содержится в товарно-сопроводительной документации. На каждую ставку есть свой документ, он определяет конкретные параметры. Если покупателю не дают документы, это можно расценивать в диапазоне от непрофессионального поведения конкретного продавца до преднамеренного сокрытия информации от потребителя».
Фото: Юрий Сушинов/ «Русская Планета»
Ослиная моча и другое топливо
По мнению Дмитрия Курзанцева, в каких местах торгуют хорошим топливом, а в каких — плохим, сказать однозначно нельзя. Как правило, в субботу и в воскресенье качество топлива везде становится хуже. «Контролирующие органы отдыхают, управляющие отдыхают. Соответственно, бензовоз везет от нефтяной компании качественное топливо, но сливает его на сторону, меняет на суррогат, который и привозит на заправку», — объясняет Курзанцев. И вот оно — некачественное топливо на брендированной заправке. А оборотистый водитель бензовоза за день может заработать 300 тыс. рублей. Заказываем еще по кружке кофе, за окном темнота. «Где же он сливает? Как?» — интересуюсь у знающих общественников.
К разговору подключается Дмитрий — представитель компании Omnicomm, разработчика решений в области мониторинга транспорта и контроля топлива. «Все очень просто. Например, недалеко от аэропорта Шереметьево есть база, где заправляются топливозаправщики. Метрах в 300-400 есть овощная база. Бензовоз выезжает с топливной базы и заезжает на овощебазу, а там обычный гараж, бочки стоят. Он сливает топливо в бочки, выстраивается очередь — таксисты, местные жители. АИ-95 стоит 30 рублей», — рассказывает второй Дмитрий. Распродав бензин, водитель заливает в топливозаправщик суррогат и везет это на АЗС.
Кофе заканчивается, расходимся по машинам. На ходу узнаю, что за четыре месяца организация обогатила бюджет на 560 тыс. рублей в виде штрафов с АЗС. «Это обычная работа, — уже из окна своего автомобиля кричит Дмитрий. — Выявляем, собираем фактуру, прикладываем документы и отправляем в Росстандарт. Они согласовывают внеочередную проверку с прокуратурой, выезжают и штрафуют. Причем, поймите, инспекторы, которые выезжают на место... ну вы понимаете. И все равно штрафы случаются».
Еврозаправка без еврокачества
Едем дальше в область, проезжаем Новую Купавну и съезжаем с шоссе на боковую дорогу. Полная темнота, туман, ухабы. Через несколько километров движения практически наощупь выбираемся на освещенный участок, в центре которого — наша цель, АЗС с многообещающей вывеской «Evro oil». На другой стороне дороги — будка сторожа, стоянка автомобилей, продуктовый магазин. Место на первый взгляд глухое, но движение и в одну, и в другую сторону в это раннее время достаточно плотное. Видимо, недостатка в клиентах у АЗС нет.
Дмитрий Курзанцев подгоняет машину к раздаточному крану и идет будить продавца на заправке, стучит в окошко. Второй Дмитрий достает канистру, в которую мы нальем дизельное топливо. «Мы специально изготовили такую канистру, — показывает он чудо-емкость. — С одной стороны индикатор показывает количество залитого топлива — видите, сейчас горит цифра «0». С другой зеленые и красные лампочки — приборы передают в облачное хранилище данные о местонахождении канистры и времени включения, о количестве залитого топлива. Ребята потом смогут снять эти данные».
Тем временем взаимопонимание Дмитрия Курзанцева и менеджера АЗС заканчивается на просьбе первого выдать чек. Возникает заминка. Женщина с той стороны окошка чек выдавать не спешит. «У вас чека нет?» — практически ставит точку в нашем рейде Дмитрий. В ответ слышится что-то неразборчивое. Мы напрягаемся — если чек не выдадут, это, конечно, нарушение. Но мы приехали за другими нарушениями, и весь наш рейд насмарку. Нет чека — нет факта покупки, нет проверки ИНН, нет контроля качества топлива. «Что? Касса не работает? Работает? Бумага закончилась?» — подсказывает варианты ответов Дмитрий Курзанцев. Женщина молчит, затем спрашивает: «А он вам вообще нужен, чек?» Убеждаем, что нужен. Наконец, Дмитрий получает в руку бумажку 2 на 3 сантиметра, — название компании — ИП «Сычев А.П.» и цена. За что, за какие услуги, какой класс топлива продан — ничего не указано. Нет информации и на колонке. И то, и другое считается нарушением и тянет каждое на штраф до 100 тыс. рублей.
Курзанцев вставляет пистолет в канистру, нажимает курок. «Чувствуете этот отвратный запах? — обращается к нам. — Качество топлива ужасное, кошмар». Запах, конечно, чувствуем.
АЗС как ошибка законодательства
Дальнейшие действия отлажены до мелочей. Один из представителей «Гражданского контроля качества топлива» фиксирует, сколько топлива зальет колонка. Недолива нет — ровно 30 литров. Ребята объясняют, что после требования президента РФ Владимира Путина и проверок прокуратуры практически на всех заправках с недоливом уже не балуются.
Заходим на сайт ФНС. «Каждый потребитель может проверить, что за товар или услугу и у кого именно он приобретает. На этом сайте, — комментирует свои действия на телекамеру Дмитрий Курзанцев. — Проверяем компанию по ОГРН/ИНН. Сайт выдает: Некорректный ОГРН. То есть такого юрлица не существует». Мы просим сотрудницу АЗС предъявить свидетельство о регистрации в налоговой. Женщина закрывает окошко и пытается кому-то дозвониться. «Я по ночам никому документы не выдаю», — отрезает она.
Мы не сдаемся, просим предъявить паспорт качества на дизельное топливо. Диалог развивается в следующем порядке: «Дайте паспорт». «Почему я должна вам его давать? Я не могу его вам дать ночью». «Паспорт качества на дизельное топливо дайте, пожалуйста». «А вы мне свой паспорт дайте». «На каком основании?». «Я тоже не дам вам паспорт, нет основания».
Такая ситуация сплошь и рядом, поясняют представители «Гражданского контроля качества топлива». Все время говорят, что мы не имеем права требовать документы, подтверждающие законность работы организации и качества продаваемого товара.
Что касается именно этой АЗС, она работает до сих пор только потому, что наше законодательство устроено странным образом. «Нет документов — нет организации, хотя вот она, здесь. Получается, контролирующие госорганы ее не могут найти и приехать, проверить. А ведь все это в Московской области, в 20 км от Москвы!» — возмущаются общественники.
Фото: Юрий Сушинов/ «Русская Планета»
Нет документов — все в порядке
Начинает накрапывать теплый декабрьский дождь. Люди ежатся, все с этой АЗС уже понятно, и есть большое желание прыгнуть в теплые машины и помчаться дальше. И все-таки картинка до конца не складывается. Хочется получить от этой фирмы без ИНН хотя бы один вразумительный ответ. Поэтому идем к окошку на третий заход. «Я у вас купил топливо», — начинает Дмитрий Курзанцев. «Ну и что», — следует короткий ответ. «Дайте мне сопроводительные документы на него. У вас заправка зарегистрирована в ФНС?» «Да». «Можете показать документы?» «У нас все в порядке», — и окошко снова закрывается.
«Считаю, необходимо менять законодательство, — горячится Дмитрий Курзанцев. — Потому что если у организации нет ИНН, то ни Росстандарт, ни прокуратура не могут приехать. Законы должны быть такими: поступает жалоба, обращение — необходимо проверить. А на деле мы покупаем топливо, мы хотим знать, что купили. Но нам говорят — это ваши проблемы».
Тем временем «Гражданский контроль качества топлива» берет топливо на экспертизу. Посмотрим, изменилось ли качество с прошлой проверки. Два Димы отливают из канистры в пластиковую бутылку 250 граммов — этого достаточно. Под видеокамеру вешают на бутылку пломбу. «Мы сами ничего не добавляем в пробы, не доливаем, как нас часто обвиняют. Образец готов. Сейчас составим акт», — наше дело на этой АЗС завершено.
Ребята едут с общественными проверками дальше — Ярославль, Кострома, Владимир. Я возвращаюсь в Москву. На обратном пути заезжаю на брендированную заправку. Покупаю бензин, заправляю, разглядываю чек. Название компании, номер АЗС, факт продажи топлива класса АИ-95-К5 зафиксированы. Сайт ФНС по ИНН правильно находит компанию. Подхожу к продавцу и, подбадриваемый ночным приключением, требую предоставить паспорт качества и «все документы на топливо, какие есть». «А вам зачем? — весело интересуется продавец. — У нас все в порядке». Мне становится даже неудобно, и продавец веселый, и очень хочется верить, что все в порядке, ведь топливо уже залито в бак моей машины. Но я не сдаюсь, поясняю: «Я как потребитель имею право знать...» «Так документы в офисе, — так же весело отвечает продавец. — В это время никто вам их и не предъявит. Но будьте уверены, качество бензина у нас отличное, прямо с завода везут».
Ну, конечно, в офисе. Я не удивляюсь. Видимо, разгильдяйство и необязательность работников наших АЗС еще далеки от европейских, и даже наличие ИНН не показатель.
Сопредседатель Национального союза защиты прав потребителей Алексей Егармин подводит итоги: «В наше время уже не осталось заправок, которые не дают чеки или не имеют документов, пусть даже в офисе. Другой вопрос, можем ли мы, даже посмотрев эти документы, быть уверенными в качестве топлива? Не повредит ли топливо автомобилю и соответствует ли требованиям, заложенным в технической документации? К сожалению, мы как потребители не можем прямо на месте проверить качество топлива. Проверка требует специальных знаний и лабораторного оборудования, а также времени. Мы лишены возможности сразу прояснить, что же льется из пистолета. А проблемы, к сожалению, есть, и они традиционные. Зимой больше проблем возникает с дизельным топливом, и у легковых, и у грузовых автомобилей. Оно замерзает, потому что не выдерживаются требуемые параметры».
У нас в законах задекларированы все права потребителей, но никак не возможность эти права отстоять. «Допустим, мы попали в историю, приехали на станцию техобслуживания, где нам дали заключение, что мотор погиб, потому что не на том топливе ездил. Но для предъявления претензий у нас должен сохраниться чек заправки, а его почти никто не сохраняет. На «любимой» заправке же нам говорят, что у них плохого топлива не бывает, все документы хорошие, а мы наверняка заправлялись где-то еще. Тем более что топливо там уже не раз поменялось, и ничего мы не докажем», — добавляет Егармин.
В мире подобные проблемы пытаются решить установкой на раздаточные колонки АЗС систем экспресс-анализа, где автоматически выводятся основные параметры топлива. И если что-то замигало красным, вы всегда можете отказаться от покупки и вернуть деньги. «Это единственный способ, который может решить проблему, — считает защитник прав потребителей. — По качеству топлива к нам есть обращения автовладельцев, но мало решений, которые были доведены до конца. Ситуации неприятные, сложные, а решения вопроса, лежащего на поверхности, нет».
поддержать проект
Подпишитесь на «Русскую Планету» в Яндекс.Новостях
Яндекс.Новости