Страховщики опять лезут в карманы водителей
Передвижной пункт автомобильного страхования на одной из улиц Москвы. Фото: Артем Житенев/РИА Новости

Передвижной пункт автомобильного страхования на одной из улиц Москвы. Фото: Артем Житенев/РИА Новости

Тарифы на ОСАГО снова повышаются

Совет директоров Банка России решил поднять базовый тариф по ОСАГО на 40%. Такое решение регулятор принял по просьбе страховщиков. Страховые компании уверяют, что работа с ОСАГО приносит одни убытки, которые еще больше возросли в кризис. В Федерации автовладельцев России  (ФАР), напротив, считают, что страховщики должны взять издержки по выплатам ОСАГО на себя и заплатить из своей прибыли, а не перекладывать их на граждан.

Убытки, которые якобы несут автостраховщики, работая с ОСАГО, стали главным аргументом, чтобы повысить тарифы. Крупные страховые компании давно пытались пролоббировать повышение тарифов на этот вид страховой деятельности, и в октябре 2014 года им это удалось, ЦБ повысил базовый тариф на 23–30%. Сумму возмещения по ОСАГО увеличили с 160 тыс. руб. до 500 тыс. руб. на каждого пострадавшего. Планку тарифа планировалось поднять еще на 30%, но в итоге регулятор принял другое решение.

«Повышения в 23–30% оказалось недостаточно, рост практически сразу "съела" инфляция, и убыточность тут же "поползла верх", — говорит президент Российского союза автостраховщиков (РСА) Игорь Юргенс. — А тут еще кризис, падение рубля, резкое удорожание импортных комплектующих и лакокрасочных материалов. В итоге, чтобы покрыть расходы страховщиков, стоимость полиса ОСАГО в среднем увеличится на 41–60%».

Трудно поверить, что страховые компании долгие годы работали себе в убыток. «ОСАГО — наиболее интересный сегмент для любого страховщика», — подтверждает директор по развитию "1Капиталь" Дмитрий Соломников. Согласно данным РСА, общие сборы страховщиков по ОСАГО в 2014 году превысили 150 млрд рублей. В то же время объем выплат составил 88,8 млрд руб., то есть чуть более чем 58% от суммы сборов. По словам депутата Госдумы Игоря Лебедева, полисы ОСАГО и так слишком дороги и приносят страховым компаниям «очень большие деньги».

В ответ на обвинения в жадности страховщики обещают, что доходы, полученные от увеличенных тарифов, пойдут не на их нужды, а прежде всего на повышение качества обслуживания автомобилистов. «Можно ожидать улучшения качества услуг, оказываемых страховщиками», — заверил Юргенс. Автомобилисты в такие обещания не верят. На их стороне стоит и Федеральная антимонопольная служба (ФАС), в которой отмечают, что качество услуг, предоставляемых страховыми компаниями в рамках работы с полисами ОСАГО, давно оставляет желать лучшего. И со временем ситуация становится только хуже.

«Несмотря на то, что общее количество нарушений на страховых рынках за последние годы снижается, острой проблемой остается растущее количество жалоб на нарушения на рынке ОСАГО, — констатировал заместитель руководителя ФАС Андрей Кашеваров. По его словам, чаще всего основанием для жалоб автомобилистов становится «отказ от заключения договора ОСАГО без приобретения дополнительных добровольных услуг». По словам Соломникова, сейчас на рынке немало игроков, которые живут за счет дополнительных услуг к полису ОСАГО — либо продажи КАСКО, либо работы с базой пользователей ОСАГО и продажи им более дорогих услуг, например, страхования жизни.

«За все время существования ОСАГО страховые компании зарекомендовали себя как недобросовестные участники рынка. Все автовладельцы знают, что в случае возникновения страхового случая автомобилисты сталкиваются с огромными проблемами по получению законно причитающихся им выплат, — говорит вице-президент ФАР Дмитрий Клевцов. — Мы так и не увидели актуарных расчетов, которые проводил Банк России, и не понимаем, куда ушли сверхприбыли страховых компаний, которые они получили за счет сборов по ОСАГО за предыдущие периоды». Клевцов опасается, что тарифы повысят, но выплаты не вырастут.

«Страховые компании постоянно становятся объектами судебных разбирательств и несут в связи с этим огромные судебные издержки. Эти издержки страховщики перекладывают на своих клиентов, — говорит Дмитрий Клевцов. — Если бы страховщики качественно администрировали свой бизнес, автовладельцам не пришлось бы оплачивать их издержки, и тарифы не были бы такими драконовскими».

Деньги, собранные по ОСАГО, должны уходить на счета регулятора, то есть на счета Банка России, считает Клевцов, а страховщики должны выступать только операторами: собирать эти деньги и получать свои честные 23%, которые полагаются им за администрирование и оформление полисов согласно постановлению правительства. Тогда у них не будет повода и технической возможности занижать выплаты по ОСАГО или вообще в них отказывать, считает вице-президент ФАР.

 «У меня нет оснований не доверять Минфину, который говорит, что автострахование вполне прибыльный бизнес, — говорит зампред общественного совета ГУ МВД по Москве Виктор Травин. — Минфин последние два-три года утверждает, что страховщики не выплатили и половины из того, что они собрали за ОСАГО. Страховщики же заявляют, что этот бизнес убыточный. Беда в том, что страховые компании изначально положили слишком много денег себе в карман, а теперь начали соображать, что резервов им не хватает. Надо было изначально разумно строить свой бизнес, тогда бы он и не стал убыточным. За последние годы бизнес автострахования у нас практически погиб. И дальше будет только хуже».

Балтика становится чище Далее в рубрике Балтика становится чищеВ Петербурге в «День Балтийского моря» экологи из разных стран обсудили состояние акватории

Комментарии

23 марта 2015, 17:53
Текст был удален модератором, так как нарушает правила комментирования
23 марта 2015, 19:03
Да нормальная цена. Ну вместо 10 тысяч будет 13, это раз в год, инфляция быстрее идет. А то, что за эти деньги можно получить выплату в десятки раз больше, снимает все вопросы, страховка это как лотерея.
23 марта 2015, 22:26
Будет проще вообще не страховаться. Сейчас штраф за отсутствие страховки 800 р. Проще будет 2-3 раза в год заплатить штраф, чем выкидывать по десятке.
24 марта 2015, 13:33
Меня за последний год останавливали 3-4 раза всего, в том числе и за нарушения, и никто даже ни разу не проверил полис. Так что мой совет - забейте вы на это страхование. Главное - ПДД не нарушайте.
24 марта 2015, 14:34
У меня друг вообще ездит без страховки уже год и даже ни разу штраф не выписали. А все благодаря стирающейся ручке. Которой он исправляет дату в ПТС и договоре. По закону, кажется 10 дней, можно ездить без страховки, после приобретения автомобиля.
24 марта 2015, 14:46
Это заморочь какая-то, несерьёзно. Когда-нибудь он попадется на подделке документов и встрянет по-серьезному.
24 марта 2015, 14:41
А как думаете - не может быть у гайцов базы по полосам осаго? А то у меня знакомого недавно остановили не строго ни с сего и попросили документы проверить, в том числе и полис. Случайность или нет, но полис у него оказался просрочен на неделю, о чем он сам даже и не знал (забыл попросту)...
25 марта 2015, 09:02
Базы нет, но скоро будет. Скоро вообще можно будет ездить даже без прав - у любого гайца будет вся база. Заплатишь просто штраф небольшой за отсутствие документов и дальше поедешь.
24 марта 2015, 13:08
Ни чего нормального в этом нет. На нас тупо делают деньги, практически ни чего не предлагая взамен. Пробовали хоть раз взыскать со страховой компании ущерб за аварию в полном объеме?
То-то же...!
25 марта 2015, 11:52
В большинстве случаев ущерб возвращается на уровне 40-60%. Почему так происходит - корпоративная "загадка".
100%-е возмещение предусмотрено лишь для ВИП-клиентов.
24 марта 2015, 10:35
Многие сейчас и так платят +100% к базовой стоимости, покупая вместе с страховкой на авто внагрузку страховку жизни и здоровья. Если наведут порядок, то пусть увеличивают, цена то по сути не изменится.
25 марта 2015, 11:50
Так ведь сначала надо навести порядок, но ни как не наоборот!
24 марта 2015, 10:55
Борьба с пробками? Или с автолюбителями? Точнее, очередная попытка заработать на априори платежеспособном населении, коим является автомобилист.
24 марта 2015, 13:02
Такое впечатление, что государство, не имея действенного инструмента по решению проблемы попросту решило сделать из неё дополнительный источник дохода для себя-любимого. Конечно же за счет населения. Как всегда.(
25 марта 2015, 11:49
Что-то вроде того. Только, к сожалению, не государство, а определенный круг лиц, лоббирующих интересы страховщиков и взымающих с этого "ренту"..!
24 марта 2015, 12:14
Тут как раз все логично, подросли выплаты, и автоматом подросла стоимость страховки
24 марта 2015, 14:49
Только вот как-то чересчур непропорционально, вам не кажется?
24 марта 2015, 20:50
да борзеют они это йа вам как борзинец говорю
25 марта 2015, 11:48
Согласен. Для начала стоило бы навести порядок по выплатам и в сфере урегулирования конфликтов по страховым случаям, а уж потом требовать повышения тарифов. За что граждане должны переплачивать, если качество обслуживания в компаниях осталось по прежнему низким!??
25 марта 2015, 11:44
Я сам работал некоторое время в одной из крупнейших российских страховых компаний, и исходя из своего опыта могу вас заверить, что страховые компании в этом вопросе немного лукавят. Да, действительно, ОСАГО является малоприбыльным страховым продуктом, но отнюдь не убыточным, как нас настойчиво пытаются в этом заверить. Страховщики прежде всего заинтересованы в оптимизации структуры корпоративного портфеля. Повышение тарифов ОСАГО призвано обеспечить стабильную доходность этих компаний. Ни о каких убытках здесь речь не идёт, уж поверьте.
Просто большинство российских страховщиков сами, в свою очередь, перестраховывают свои активы и риски в крупнейших зарубежных компаниях. А поскольку там у них тарифы на отдельные продукты намного выше, нашим компаниям выгодно, чтобы российские граждане тоже покупали их как можно дороже, тем самым обеспечивая стабильный доход на этой разнице капиталов.
Лично я считаю, что наше государство затеяло весьма опасную игру, предоставив частным страховыми компаниям такую свободу действий. Ведь все это в конечном итоге отражается на благосостоянии наших граждан, вынужденных платить втридорога непонятно за что, учитывая те критерии выплат по страховым случаям, которые мы реально имеем.
Складывается такое впечатление, что кто-то "вверхах" если не курирует работу, то уж точно лоббирует интересы страховых компаний...!
Авторизуйтесь чтобы оставлять комментарии.
Интересное в интернете
История, политика и наука с её дронами-убийцами
Читайте ежедневные материалы на гуманитарные темы. Подпишитесь на «Русскую планету» в соцсетях
Каждую пятницу мы будем присылать вам сборник самых важных
и интересных материалов за неделю. Это того стоит.
Закрыть окно Вы успешно подписались на еженедельную рассылку лучших статей. Спасибо!
Станьте нашим читателем,
сделайте жизнь интереснее!
Помимо актуальной повестки дня, мы также публикуем:
аналитику, обзоры, интервью, исторические исследования.
личный кабинет
Спасибо, я уже читаю «Русскую Планету»