«Стальные батальоны пятилетки»
Фото: napo.ru

Фото: napo.ru

Как Новосибирск стал промышленным центром СССР

Патриарх Московский и всея Руси Кирилл положительно оценил роль Советского Союза в становлении страны: «Не было бы сегодня современной России, если бы не подвиг предшествующих поколений, которые в 20–30-е годы не просто пахали землю, хотя и это было важно, создавали промышленность, науку, оборонную мощь страны».

«Русская планета» вспомнила, какой вклад в наращивание промышленного потенциала страны внесли в годы первых пятилеток жители Новосибирска.

Путевка в жизнь

Из гражданской войны Новосибирск вышел с невиданными ранее потерями. Промышленное производство по сравнению с 1913 годом сократилось на три четверти. Вместо посевов на окружающих город полях можно было найти лишь зловонные горы разлагающихся трупов людей и животных. Казалось, что на восстановление разоренного междоусобной бойней края понадобятся десятилетия.

— В 1921 году Новосибирск, носивший тогда имя Новониколаевск, стал административным центром огромного Сибирского края, простиравшегося от Урала до Забайкалья, — рассказывает корреспонденту РП историк Владимир Голованов. — Новый статус, а также близость к Сибирской железной дороге, способствовали рекордно быстрому возрождению города, обеспечив недостижимую для других сибирских городов динамику развития. Местоположение Новосибирска было признано стратегическим с точки зрения неминуемого военного конфликта со странами Запада. Большинство оборонных промышленных предприятий на тот момент находились в европейской части Советской России, и после начала войны могли стать легкой добычей врага. Поэтому решено было создать за Уралом, в отдалении от всех границ, предприятия-дублеры. Новосибирску предстояло стать крупным промышленным центром, работающим по полному производственному циклу — от добычи руды до выпуска готовых изделий. Для города, которому к 30-м годам прошлого века исполнилось всего 30 лет, годы первых пятилеток стали звездным часом, и определили всю его дальнейшую судьбу.

До революции Новосибирск если и мог считаться производственным центром, то исключительно из-за мукомольной промышленности. Но всего за 10 лет ситуацию удалось изменить кардинально. Для этого пришлось обеспечить будущие предприятия всей сопутствующей инфраструктурой — как транспортной, так и энергетической.

С 1924 по 1926 годы построили ТЭЦ-1. Затем в 1931 году было принято решение построить Новосибирскую ГРЭС, которая уже к 1935 году начала давать энергию. После этого решено было перейти к следующей задаче — поддержать промышленный рост квалифицированными кадрами.

— На тот момент ближайшим городом, где можно было получить высшее образование, был Томск, который исторически являлся вузовской столицей сибирского региона, — поясняет корреспонденту РП историк Вадим Тимченко. — Для Новосибирска привлекать молодых специалистов из других городов, пусть даже расположенных всего в 200 км от него, было неприемлемо. Еще в период обучения студенты должны были получать представление о том, на каких предприятиях им предстоит трудиться. Так они быстрее могли включиться в работу, их не нужно было вводить в курс дела, доучивать и переучивать. Времени на постепенную трансформацию теоретических знаний в практические тогда просто не было. Поэтому уже в 30-е годы в Новосибирске были созданы первые семь вузов.

Годы штурма

Первенцем создаваемой в Новосибирске стратегической индустрии стал «Сибкомбайн» (сегодня — «Сибсельмаш». — РП). В декабре 1929 года Кремль поставил задачу: до 1 октября 1932 года построить предприятие, которое сможет выпускать в год 25 тыс. комбайнов, 35 тыс. сеялок, 30 тыс. сенокосилок, а также прицепы и сопутствующее оборудование.

— Создать производство подобного масштаба всего за два года — и сегодня задача непростая. А в еще не оправившейся от разрухи стране она была и вовсе нереальной. «Не было не только оборудования, но даже нужного количества людей, которых можно было привлечь к стройке», — говорит Владимир Голованов. — И тем не менее уже 2 января 1930 года первые строители, которыми стали курсанты полковой школы Новосибирского гарнизона, вооружились топорами и тесаками, и начали расчищать от деревьев и кустарников пустырь, где вскоре должны были появиться стены цехов.

Каменщиков, арматурщиков, бетонщиков, которые их построят, предстояло еще найти и обучить. И через два месяца количество задействованных на стройке людей уже перевалило за тысячу.

— Лишь к маю, через четыре месяца после начала работ, были построены семь бараков, в которых могли укрыться от холода рабочие, набранные из отдаленных деревень. В одной крохотной комнатушке жило по три семьи, — продолжает рассказ Владимир Голованов. — Тогда же появились первая столовая и баня. Рабочим приходилось мириться не только с нечеловеческими условиями жизни, но и с постоянными перебоями в поставках еды, которые продолжались вплоть до середины 30-х годов. Не хватало мяса, молока, овощей, даже хлеба. А ведь работать приходилось по 10 часов в день, все кирпичи и раствор носить вручную, на носилках — никакой техники не было.

Общежитие для девушек. Фото: napo.ru

Чтобы решать эти проблемы, потребовался весь энтузиазм, присущий строителям первых пятилеток. Так, в сентябре 1930 года выяснилось, что план, поставленный на год, выполнен только наполовину. И тогда в Новосибирске объявили месячник штурма. Более 3 тыс. коммунистов города и 3,5 тыс. комсомольцев отправились на стройку, чтобы помочь наверстать упущенное. Работая днем и ночью, без выходных они ежедневно перевыполняли план в 2–3 раза. В результате всего за месяц отставание было ликвидировано.

— В июне 1931 года каменщики «Сибкомбайна» Терских и Колесников сумели поставить всесоюзный рекорд по скорости кладки кирпича, освоив передовой метод, разработанный Центральным институтом труда. За восемь часов они уложили 6 тыс. 400 кирпичей — по 800 штук в час. Тогда же бывшие красные партизаны, работавшие на стройке, заявили, что «не уйдут с производства, пока не задымят трубы завода», — говорит Владимир Голованов.

Инженеры и технические работники тоже трудились, не покладая рук. Они проектировали и создавали комбайны, которые предстояло выпускать строящемуся предприятию. Детали для них приходилось пока изготавливать на других заводах города, что серьезно усложняло задачу. К началу уборочной компании 1931 года первый созданный в Новосибирске пробный комбайн — «колесный трактор ХТЗ» — был готов. Он успешно прошел испытания на полях и был признан лучшим из всех созданных в стране на тот момент.

— Чтобы понять, в каких условия удалось получить такой результат, приведу отрывок из воспоминаний Лидии Ливинцевой, пришедшей на стройку в 1930 году: «Где-то в ноябре или декабре 1931 года наш отдел главного механика перевели из временного домика в одноэтажную пристройку к заводоуправлению. Отопление еще не подвели, и в помещении стояла железная печка, труба которой была выведена в окно. Как затопят печку поутру, так в комнате от копоти не продохнешь, аж в носу черно, иногда и по лицу сажу размажешь, а холодище был! — только у печки и погреешься», — добавляет Владимир Голованов.

Однако даже ударный труд не помог запустить завод в обозначенные сроки. Из-за перебоев с финансированием и недочетов в проекте время было упущено. Когда проект наконец-то был согласован, в стране уже построили три аналогичных завода, выпускавших 60 тыс. комбайнов, что полностью покрывало потребность в них. И тогда еще строящееся предприятие было решено переориентировать на выпуск машин для развивающейся текстильной промышленности, а изготовление запчастей для тракторов оставить в качестве побочного направления. К августу 1935 года завод сдал первую промышленную партию продукции. А в первый же год Великой Отечественной войны смог в рекордные сроки переключится на выпуск артиллерийских снарядов для Советской армии.

Конструкторское бюро. Фото: napo.ru

Путь к Авиаграду

В 1928 году началась модернизация старейшего предприятия Новосибирска — завода «Труд», выпускавшего металлические фермы для мостов и строящихся предприятий, фабричные трубы. Уже к концу первой пятилетки его производственная мощность выросла в четыре раза. Удалось построить несколько новых цехов, что позволило заводу сыграть большую роль в развитии угольной и металлургической промышленности в стране. Так, первые шахты Кузбасса начинали работать на оборудовании, изготовленном на новосибирском «Труде».

— Рабочие «Труда» первыми в городе создали «стальные батальоны пятилетки» — бригады ударного труда. А затем взяли шефство над строительством нового предприятия — завода горного оборудования, — рассказывает Вадим Тимченко. — Его предстояло построить на голом месте, посреди болота всего за три года — первую очередь планировалось запустить уже к декабрю 1933 года. По проекту новый завод должен выпускать ежегодно 1 тыс. 500 врубовых машин, 1 тыс. 350 лебедок, и еще длинный ассортимент оборудования для добычи, обогащения и сортировки угля.

В начале 1931 года завод горного оборудования был назван ударным объектом, добровольцев на строительство набирали по всей стране. Работа была не менее тяжелой, чем на «Сибкомбайне»: никакой техники у строителей точно так же не было, из транспорта — только лошади, запряженные в телеги.

Ветеран завода Михаил Старцев вспоминает годы строительства «Сибмашстроя» так: «Основными орудиями труда на стройке были кирка да лопата. Грунт кидали на длинные телеги, при выгрузке которых просто раздвигались доски днища. Эту работу выполняли чернорабочие-грабари. Их труд требовал немалой физической силы и был очень тяжел и утомителен. Кирпич на стройку доставлялся с одного из старейших в городе заводов, стоящего на Каменском шоссе, гужевым транспортом. Чтобы ускорить строительство и доставку кирпича, было решено протянуть железнодорожную ветку от стройки до кирзавода. Для этого была произведена мобилизация. Да, именно мобилизация, потому что добровольцев укладывать рельсы было маловато среди квалифицированных рабочих. Шла работа на износ, авральными темпами. Не было ни одежды, ни порядочного питания. Но об этом и не заикались. Знали, что в лучшем случае в ответ на ропот раздастся грозный окрик: “Прекратить чуждые разговоры!” А в худшем…», — цитирует воспоминания ветерана Владимир Голованов.

Вся территория за заводской оградой была изрыта землянками. Их стены строили из нарезанного пластами дерна. Крышей служили уложенные вплотную доски. В таких условиях строители и жили вместе с семьями. Несмотря на тяжелые условия, рабочие с поставленной правительством задачей сумели справиться в срок.

В 1933 году, когда было запущена первая производственная линия, предприятие перепрофилировали на выпуск запчастей для тракторов и комбайнов, сельхозмашин и переименовали в «Сибмашстрой». А в 1936 году по инициативе маршала Тухачевского завод, работавший уже 5 лет, передали в ведение Главного управления авиационной промышленности. Теперь ему предстояло выпускать самолеты. Тогда же по приказу наркома обороны в Новосибирск прибыли 320 демобилизованных красноармейцев и краснофлотцев. Они и стали первыми авиастроителями. За 1937 год количество производственных площадей и оборудования удалость увеличить в 2,7 раза, число работников — в 4,8 раза. 23 октября 1937 года завод был сдан в эксплуатацию.

Первой серийной машиной Новосибирского авиазавода стал истребитель И-16, созданный конструктором Поликарповым — «ишачок», как ласково называли его летчики. Первый полет этот самолет совершил всего через 10 дней после запуска предприятия. А за следующий год сибирский авиазавод смог выпустить уже 104 И-16. За столь впечатляющие успехи Президиум Верховного СССР решил удовлетворить просьбу коллектива предприятие и присвоить ему имя недавно погибшего легендарного летчика Валерия Чкалова.

Бригада жен фронтовиков. Фото: napo.ru

— На И-16 новосибирского производства советские летчики сражались в Испании, на Халкин-Голе, в Китае. «На «ишачках» летал и трижды герой Советского Союза новосибирец Александр Покрышкин», — говорит Вадим Тимченко. — С этим первым в истории авиации монопланом, отличавшимся отличной маневренностью и хорошими скоростными качествами, СССР вступил и в Великую Отечественную войну. И-16 был самым массовым истребителем, состоявшим на вооружении у советской авиации в 1941 году.

Еще до начала Великой Отечественной войны на предприятии выпустили свыше 900 самолетов различных модификаций, в том числе и новейший по тем временам самолет-истребитель ЛАГГ-3. А в годы войны роль Новосибирского авиазавода была столь велика, что фашисты прозвали сибирский город «Авиаградом». Столь высоко оценив роль Новосибирска в обороне, они были полностью правы: за все годы войны СССР получил от союзников по ленд-лизу 13 тыс. боевых самолетов, а один новосибирский завод имени Чкалова за тот же период сумел отправить на фронт 16 тыс. истребителей.

Параллельно в Новосибирске создавались кирпичные заводы, предприятия по лесообработке, мебельные, кожевенные, текстильные, швейные и мыловаренные производства. Чтобы накормить растущее население города, были построены мясохладокомбинат, мельницы, хлебокомбинат, спиртоводочный и молочный заводы.

— Всего за две первые пятилетки молодой Новосибирск сумел обогнать другие сибирские города с многовековой историей, — резюмирует Владимир Голованов. — Причем в отличие от большинства городов Урала и Сибири, Новосибирск не был специализирован на каком-то одном производстве, а имел многопрофильные производственные мощности. Это создало уникальные возможности для наращивания промышленного потенциала города, формирования корпуса квалифицированных специалистов. И именно поэтому с началом Великой Отечественной войны в Новосибирске решено было разместить так много эвакуированных предприятий, которые удалось запустить заново в кратчайшие сроки. Заводы, часто разгружавшиеся буквально в чистом поле, уже через несколько месяцев начинали выпускать продукцию, обеспечивавшую Победу.

«Космос» у дороги Далее в рубрике «Космос» у дорогиЧем славится единственный музей имени Валентины Терешковой, и почему туристы теряют к нему былой интерес

Комментарии

07 ноября 2015, 18:49
Дааа, вкалывали люди. Нынешнее поколение даже не представляет, что так работать можно.
07 ноября 2015, 20:34
Добрый вечер! Автору следовало внимательнее изучать материал, чтобы он мог претендовать на историческую достоверность.
1. "В 1921 году Новосибирск, носивший тогда имя Новониколаевск, стал административным центром огромного Сибирского края". Как это могло быть если Сибирский край был образован лишь в мае 1925 г.
2. "Новый статус, а также близость к Сибирской железной дороге, способствовали рекордно быстрому возрождению города" - как это? Сибирская железная дорога еще в царское время была разделена на Омскую и Томскую железные дороги.
3. " в первый же год Великой Отечественной войны смог в рекордные сроки переключится на выпуск артиллерийских снарядов для Советской армии." Советской Армия появится в 1946 г. - в период войны - Красная Армия.
4. И-16 дана неточная характеристика: "С этим первым в истории авиации монопланом, отличавшимся отличной маневренностью и хорошими скоростными качествами, СССР вступил и в Великую Отечественную войну" - первые в истории авиации монопланы появились еще до Первой мировой войны.
08 ноября 2015, 10:29
Все говорят, что без компьютерной техники нашим предшественникам было скучно жить. Но только не советскому человеку, он страну строил, а это очень интересно!
08 ноября 2015, 21:27
сильна была Советская власть, настроила городов. электростанций, спасибо Великой революции
09 ноября 2015, 10:16
Честь и хвала Русскому трудовому народу! А нынешнее племя только и может, что народное достояние разворовывать
10 ноября 2015, 13:58
Всё так и есть. Если бы не железная воля советского руководства и неуемная энергия советских граждан, их общность идеи по восстановлению и развитию собственного государства - ни чего бы не получилось!
После таких продолжительных нападок на Россию со стороны агрессоров, после гражданской войны, после грандиозной разрухи, восстановить страну в кратчайшие сроки и вывести её на уровень ведущих мировых держав - это величайший подвиг наших предков, которому мы должны быть обязаны всем что имеем!
15 ноября 2015, 18:35
Текст был удален модератором, так как нарушает правила комментирования
Авторизуйтесь чтобы оставлять комментарии.
Интересное в интернете
80 000 подписчиков уже с нами!
Читайте «Русскую планету» в социальных сетях и участвуйте в дискуссиях
Каждую пятницу мы будем присылать вам сборник самых важных
и интересных материалов за неделю. Это того стоит.
Закрыть окно Вы успешно подписались на еженедельную рассылку лучших статей. Спасибо!
Станьте нашим читателем,
сделайте жизнь интереснее!
Помимо актуальной повестки дня, мы также публикуем:
аналитику, обзоры, интервью, исторические исследования.
личный кабинет
Спасибо, я уже читаю «Русскую Планету»