США боятся выпускать Россию из ВТО
Фото: Дмитрий Ловецкий / AP

Фото: Дмитрий Ловецкий / AP

Американская забота о принципах свободной торговли — в реальности борьба за рынки сбыта

Живучесть российской экономики начинает напрягать Соединенные Штаты. Не дождавшись желаемого эффекта от введения санкций, Америка стала искать помощи у Всемирной торговой организации (ВТО), но и та оказалась бессильна: формально действия России не противоречат условиям подписанных международных соглашений в сфере торговли.

Американцы давно следят за тем, насколько Россия выполняет условия членства в ВТО. Согласно одному из пунктов небезызвестного «закона Магнитского», торговое представительство США обязано ежегодно отчитываться перед профильными правительственными комитетами о том, какие меры были предприняты для принуждения России к неуклонному соблюдению требований ВТО. Но, как назло, за последние 12 месяцев Россия ни разу не нарушила условия соглашений. Поэтому американскому торгпреду не осталось ничего, кроме как порассуждать о потенциально опасных последствиях нашей экономической политики.

Искусство недоговаривать

Наибольшее раздражение у американцев, как ни странно, вызывает нарастающая активность России по организации импортозамещения. К вящей досаде Штатов, такие действия не запрещаются никакими международными соглашениями. Поэтому, за неимением официальных поводов «докопаться», авторы доклада решили упрекнуть Россию в посягательстве на базовый принцип свободной торговли. «За последний год, даже с учетом того, что в основном российский торговый режим остается соответствующим нормам ВТО, США все больше опасаются, что Россия может удаляться от базового принципа свободы торговли, например, усиливая акцент на локализацию и импортозамещение», — цитирует заявление американского торгового ведомства  «Интерфакс». Также в докладе подчеркивается, что наше членство в ВТО по-прежнему крайне выгодно для мировой торговой системы. «Даже несмотря на свидетельства того, что выгоды могут быть неполноценными», — сокрушаются авторы.

Если вспомнить риторику американского Белого дома за последний год, окажется, что ВТО — чуть ли не единственная международная организация, из которой Россию не пытались выгнать. И это не случайно. Если в составе «Большой восьмерки» Россия была явной помехой для диктата Америки (из-за чего в прошлом году организация спешно сократилась до формата «семерки»), то в качестве члена ВТО она, наоборот, более уязвима для внешнего давления.

На выставке отечественных производителей продуктов агропромышленного комплекса. Фото: Артем Житенев / РИА Новости

Есть и другое очевидное объяснение нежелания Штатов выпускать Россию из ВТО. За маской заботы о принципах свободной торговли скрывается банальная заинтересованность в сохранении и дальнейшем захвате рынка сбыта. «После присоединения РФ к ВТО Соединенные Штаты получили новые возможности на новом рынке. Американские корпорации менее зажаты законодательно и могут получать более высокую выручку за счет экспорта в Россию», — говорит аналитик FreshForex Александр Горячев. Но американцы сами испортили себе игру, когда подбили Запад на антироссийские санкции. Если планы по импортозамещению удастся реализовать в заявленных объемах, а курс рубля будет стабильным, американским корпорациям вряд ли придется рассчитывать на больший кусок российского рынка, чем сейчас.

Не было счастья

Неизвестно, всерьез или просто для очистки совести, но напоследок авторы доклада решили нас припугнуть. Угрозы, правда, вышли неуклюжими и довольно напыщенными, что, впрочем, обычное дело для американцев. «В свете этой динамики (курса России на импортозамещение. — РП.) членство России в ВТО стало даже более важным, так как соглашение ВТО содержит механизм разрешения споров, с помощью которого, если это необходимо, можно оспаривать действия России», — сказано в докладе. Торгпред также пригрозил и дальше внимательно следить за исполнением Россией ее обязательств и намекнул на возможность применения карательных мер. «Если мы обнаружим, что Россия или ЕАЭС действуют не в соответствии с обязательствами России в ВТО, то готовы использовать все возможности разрешения проблем, включая механизм разрешения споров».

Чем страшен этот механизм для России, не совсем понятно. Исходя из заявлений американского торгпреда, потеря места в ВТО нам явно не грозит. Как раз наоборот: это мы можем угрожать Штатам тем, что в ущерб интересам мировой торговли покинем организацию по собственной инициативе. «Теоретически Россия может легко выйти из ВТО. Для этого МИД РФ должен подать ноту о выходе из состава ВТО, и через шесть месяцев государство официально выйдет из данного объединения», — говорит Горячев. В этом случае об интеграции в мировую торговлю придется забыть, но, как показали санкции, изоляция ведет отнюдь не в никуда, а к более ускоренному и интенсивному развитию.

Плата за вход

Мифические выгоды, которые мы якобы утратим с выходом из ВТО, заключаются в облегченном доступе российских товаров на рынки стран — членов организации. Загвоздка состоит в том, что основным источником экспортных доходов для России были и остаются нефть и газ. Остальные товары — на которые, собственно, и распространяются льготы ВТО — имеют незначительные доли в структуре нашего экспорта да и зачастую просто не могут конкурировать с иностранными  аналогами даже с учетом таможенных послаблений. «Основным преимуществом продукции российского производства остается ее низкая по сравнению с конкурентами цена. При этом качеством наш производитель не всегда может похвастать. Поэтому, как только цена на отечественную продукцию становится хотя бы чуть выше, чем на импортные аналоги с приемлемым качеством, продукция российских предприятий перестает быть конкурентоспособной», — констатировал генеральный директор аудиторской компании «Уверенность» Максим Гладких-Родионов.

Фото: Сергей Фадеичев / ТАСС

До тех пор пока мы не перестанем уповать на слабый рубль как на единственный источник конкурентных преимуществ своей продукции и не отладим полностью внутреннее производство, делать в ВТО нам нечего. А пока вместо обещанных благ свободной торговли мы ощущаем лишь последствия ее диспропорций. Заграничные товары, и без того пользовавшиеся спросом на нашем рынке, теперь попадают на него с минимальными таможенными пошлинами, а значит, издержки импортеров сократились, а цены стали более привлекательными для потребителей. В проигрыше остаются только отечественные товаропроизводители и федеральный бюджет, ведь доходы от таможенных поступлений тоже упали. Между тем в условиях кризиса и на фоне санкций именно поддержка отечественного производства и наполнение бюджета являются двумя ключевыми составляющими поддержания экономики на плаву.

От чего нам надо отказаться

На самом деле суть отношений России с ВТО предельно четко изложена в докладе американского торгового представительства. Пребывание России в составе организации действительно выгодно не для нас, а для так называемой мировой торговли, точнее — для наиболее агрессивных стран-экспортеров, в числе которых, естественно, находится и Америка.

С момента присоединения России к Всемирной торговой организации в 2012 году ввозные таможенные пошлины, или, проще говоря, плата за вход на российские рынки, в среднем снизились с 10 до 7,8%. Сроки снижения пошлин на разные группы товаров разнятся в диапазоне от 1 года до 7 лет, но к концу этого переходного периода ввоз сельхозпродукции на территорию нашей страны станет дешевле на 2,4%, промышленных товаров — на 2,2% (новые ставки пошлин соответственно составляют 10,8 и 7%). А для высокотехнологичной продукции ввозные пошлины вообще пришлось обнулить.

Кроме того, иностранные банки получили право работать в России в форме «дочек», а к 2021 году зарубежные страховые компании смогут открывать в нашей стране свои филиалы. Еще одно обязательное условие вхождения в ВТО — отмена ограничений на участие иностранного капитала в сфере телекоммуникаций.

Но самый болезненный удар пришелся на многострадальную сферу сельского хозяйства. За облегченный доступ к зарубежным рынкам российские аграрии вынуждены расплачиваться вдвойне: помимо потери конкурентных позиций на внутреннем рынке в связи со снижением ввозных пошлин их ждет почти двукратное урезание объемов господдержки  в течение ближайших трех лет.

Пока что ограничения, наложенные на размеры госпомощи российским агропроизводителям, удавалось частично обходить за счет механизма выделения субсидий. Условия ВТО требуют сокращать расходы бюджета только на целевое финансирование сельского хозяйства. Перераспределять субсидии в пользу отрасли не запрещено, но потери фермеров это все равно не компенсирует. Небольшую поддержку им оказывает продэмбарго, введенное Россией в ответ на санкции, но оно вряд ли продлится вечно. А значит, пока у нас все еще есть преимущество изоляции, надо приложить все усилия для того, чтобы поддержать свое сельское хозяйство и наладить рынок сбыта внутри страны.

Обеспокоенность Штатов российским курсом на импортозамещение и локализацию — лишнее доказательство того, что направление развития экономики выбрано верно. Теперь главное — довести задуманное до конца. После достижения достаточного уровня диверсификации и товарного самообеспечения самым разумным шагом для России будет только выход из ВТО.

Четыре дня в обнимку с книгами Далее в рубрике Четыре дня в обнимку с книгамиНа Красной площади впервые в истории прошел фестиваль «Книги России» Читайте в рубрике «Экономика» Конец банановой республикиЗа прошлый год Белоруссия ухитрилась войти в топ-10 поставщиков кокосов, мандаринов, гуайявы, ананасов, манго и бананов в Россию Конец банановой республики

Комментарии

30 июня 2015, 12:35
Разумеется. власти Америки бояться сейчас что-либо предпринимать, так как одно неверное движение и США все выйдет боком, как и всегда в принципе. Думаю, что наше правительство само решит стоит ли нам оставаться во ВТО или лучше его покинуть. Так что, уверен, что последнее слово будет за нами!
30 июня 2015, 14:27
Наше либеральное правительство вряд ли примет такое решение - выйти из ВТО. Им же ведь главное, что бы их политику одобряли на Западе. А народ, да что народ. Народ для них это муравьи
30 июня 2015, 22:52
А надо ли было вообще туда вступать? Лично мне это изначально виделось как "добровольное" ярмо на наши шеи, пролоббированное прозападными либералами, коих до сих пор немало в наших властных структурах...((
30 июня 2015, 22:55
Василий. Так там ничего и не было. Какое ярмо? ужно было перед миром обозначиться ну и вступили. Ярмо у нас другое.
30 июня 2015, 22:57
Только вот нужно было ли в действительности? И кому именно...?
Да надо или садится и отменять санкции, либо посылать их - амеров - куда подальше и развивать новую экономическую реальность с Индией и Китаем, в конце концов мы с ними живем на одном континенте...
30 июня 2015, 22:54
С другой стороны и Индия и Китай - члены ВТО... А скоро туда и Казахстан обещал влиться....
30 июня 2015, 13:06
Из ВТО нам надо было уже давно выходить! Понятно, что членство в нём нам было навязано. Да, мы размечтались, что сможем теперь сбывать больше продукции за рубеж, но Запад оказался хитрее, и сам подсунул нам свои продукты.
01 июля 2015, 11:05
Попросту необходимо так выстраивать собственную экономику, чтобы наше членство в ВТО шло нам на пользу, а не во вред!
01 июля 2015, 11:19
Да кто там мечтал? Серьезно думаете, что наше производство могло бы конкурировать с западным? Не смешите моих оленей. Все эти сказки не лучше тех, украинских про выгоды евроинтеграции.
30 июня 2015, 13:14
Вся заваруха на Украине – это следствие госдолга США, который они хотят обнулить и высокая конкуренция с Россией на международном рынке. Места стало слишком мало. Россия уступать это место и потоки не желает. Вот США и пошли на отчаянные меры, чтобы ценой крови невинных спасти свою экономику и интересы.
30 июня 2015, 14:29
Спасти ее уже невозможно. Можно лишь продлить агонию. Но только сколько пузырь не раздувай, когда-нибудь лопнуть ему все-таки придется.
01 июля 2015, 11:08
Однако, необходимо позаботиться о том, чтобы он не забрызгал собой всех остальных, когда он лопнет.
30 июня 2015, 15:06
И правда только из ВТО нашу страну еще не пытались выгнать! Но думаю, что из остальных организаций это сделали только по указу Запада. Наша страна им конкретно мешает диктаторствовать.
Считаю, что наша страна сама в силах принять решение оставаться ей в ВТО или нет. Никто не сможет повлиять на решение нашего президента.
30 июня 2015, 15:11
ДА бежать надо из этого ВТО куда подальше. Вообще с англо-саксами нам общаться западло!!
01 июля 2015, 11:12
У России должен быть свой путь, однако взгляните на карту стран-членов ВТО.... Ведь эта организация фактически охватила весь цивилизованный мир...!
30 июня 2015, 15:11
Насчет мифических выгод от вступления в ВТО верно подмечено. Зачем Россия вообще туда поперлась?
01 июля 2015, 12:36
Низкие пошлины на импорт не дадут нашим производителям цены задирать, так что выгода есть в ВТО для нас, потребителей. Так что никакого "ярма" и прочее, грамотный ход правительства.
01 июля 2015, 16:53
Ход совершенно безграмотный! И это совершенно ясно каждому, кто видит хоть чуть-чуть дальше собственного носа.
Таких "рассуждатедлей", как Вы, я встречал немало, и каждый твердил эту самую чушь: нам-де лучше, дешевле будет! Господи, у вас мозги-то есть? Товаров будет полно, и они будут дешевле, только вы их всё равно не купите! Ведь денег у вас на них не будет! Знаете почему? Потому что из-за этих дешёвых товаров разорятся предприятия и хозяйства, и работы у нас не будет, а следовательно - не будет и денег! И это, кстати, уже происходит - посмотрите, что творится в автопроме. "Предприятий" создали кучу, всяких СП - тут вам и ВОЛЬВО. и СКАНИЯ, и МЕРСЕДЕС... А в результате? Объёмы продаж у российских производителей падают, а в СП как не делали никакой локализации, так и не делают - крутят 4 болта, и всё. А рынок-то заполонили! И денежки уплывают на Запад, причём совершенно законно - ведь они ж "товар на российском рынке продают".
Надо быть гражданином своей страны, а не "едоком"-потребителем. Тогда и понятно Вам всё будет. А Ваши рассуждения с руки какому-нибудь евро-обывателю, бюргеру, а не русскому человеку. "Нам, потребителям... Дешевле..." Стыдно, юноша.

P.S. Учиться нужно у швейцарцев. Если доведётся побывать - обратите внимание, как они делают покупки. Швейцарец никогда не купит иностранные сыр или вино, если в магазине есть швейцарские. Обязательно купит "отечественные", даже если они вдвое дороже. На удивлённый вопрос отвечают: "поддерживаем местное производство". Если глянуть шире - то не позволяют деньгам через цепочку "деньги-товар-деньги" (советский ВУЗ, поди, не заканчивали?) вывозить капитал из страны. И это - в самой что ни на есть капиталистической стране!!!
А Вы - "Нам, потребителям..." Неучи и слепцы Вы, больше никто.
02 июля 2015, 22:12
Polnost'yu soglasen! Daesh vyhod Rossii iz WTO!
03 июля 2015, 11:12
Не нужно ставить в пример отечественный автопром. Насчет продовольствия я полностью с вами соглашусь, но вот автомобиль отечественный купить не рискну. Потому что автомобиль - это источник повышенной опасности, как для окружающих, так и для самого водителя. А зачем мне кусок железа, который только разгоняться умеет, а держать дорогу, защищать пассажиров он не может?
21 февраля 2016, 01:10
У нас низкие пошлины с 2012 года.вы много сэкономили как потребитель потребляя заграничную прод-отраву в красивой упаковке. Собственно может что-то и сэкономили, но на таблетки потратились больше для лечения здоровья, а как известно здоровье дороже любых денег.
01 июля 2015, 15:43
все зависит от дальновидности правительства в экономики, конкуренция должна быть. Если мы хотим иметь больше своих качественных товаров, не стоит боятся конкурентов.
02 июля 2015, 10:58
ВЛАДИМИРУ. Полностью согласен со Sly Fox. О какой дальновидности правительства идёт речь? Какая конкуренция? Вы о чём? Не буду грузить цифрами. Если Вам интересно - посмотрите, как дотируются сельхозпредприятия ЕС и соответственно России. Если у Вас с головой всё в порядке, то и "торг здесь не уместен" (говорить не о чем). Какая конкуренция? О чём Вы..?!!! Всё заточено на откаты и преференции...а Вы говорите о качественной конкуренции - НАИВНЫЙ!!! p.s. По-поводу ВТО. Лично моё мнение - это предательство (ВСЕХ и ВСЯ). Соблюдены интересы крупных промышленных компаний, да и то, далеко не всех. А уж народ-то наш прям "весь в шоколаде" - позор и презрение тем, кто ради решения местечковых проблем частных компаний пожертвовал благополучием и экономической свободой своей (а может НЕТ?) страны. Для обделённых "серым веществом" довожу до сведения - страны Балтии, Болгария, Румыния.. (их много...) лишены возможности реализовывать, а соответственно и производить то, что они производили испокон веку, т.к. есть альтернатива из стран старой (Западной) Европы. Перепроизводство решается за счёт "младших братьев и сестёр", имеющих неосторожность шагнуть в "светлое будущее" ЕС. А Вы о конкуренции. Смешно! Конкуренция неактуальна с тех пор, как были нарушены и продолжают нарушаться права сторон, в зависимости от их политических, экономических, финансовых, культурологических........геополитических и прочих взглядов.
03 июля 2015, 11:19
Одно дело добросовестная конкуренция, и другое дело сознательный демпинг цен, которым совершенно не гнушаются наши западные "партнеры". Заходя на рынок и продавая себе в убыток, они разоряют отечественного производителя, а потом становятся фактическими монополистами и диктуют свои условия. В топку таких партнеров.
21 февраля 2016, 00:55
Да уж косяк с этим ВТО произошёл большой для российских производителей и для российской экономике в целом,всё вупадке, фермеры пашут землю тракторами 70-80 года выпуска прошлого века.
Лучше вовремя свалить, чем попасть конкретно.
21 февраля 2016, 01:02
Изначально надо развить собственное промышленное производство,сельхоз-производство, затоварить рынок а уже потом вызывать конкурентов из ВТО, а так с голой задницей много не наконкурируешь
02 июля 2015, 22:14
Nujny novye Che Gevary v pravitel'stve nashem! Hotya by odin nujen, chto by skinut' yarmo WTO so strany!
02 июля 2015, 23:31
Текст был удален модератором, так как нарушает правила комментирования
06 июля 2015, 12:39
Экономически ВТО было бы выгодно, если только Россия и Китай там стали бы главными. Тогда ВТО будет для запада проблемой, а не для нас, сильный всегда диктует условия и что там подписано - это дело десятое. Если же первенство сохраняет США и Европа , то пребывание в этой организации нам экономически не выгодно.
Текст был удален модератором, так как нарушает правила комментирования
07 июля 2015, 05:53
В целом согласен с автором статьи. Но есть один момент, который преподносится однобоко и не совсем верен. Речь идёт о снижении налоговых пошлин. В статье утверждается, что бюджет от этого страдает, но нет ни слова, что эти налоги возмещаются за счёт увеличения продаж и покупательской способности населения за счёт снижения цены на импортные товары. Сначала нас убеждали в том что нам нужно ВТО, теперь убеждают в обратном. Не спор, что нам надо выходить из этой организации и развивать своё, но выгоды в других секторах экономики, несомненно есть и их бесполезно отрицать.
07 июля 2015, 10:54
Стаеовится смешно, когда официальные серьёзные лица как дети несут чушь , призывая к борьбе с Россией из-за призрачных опасений, лишенных всяческих доводов.
07 июля 2015, 17:51
Путин мужик умный и не станет пороть горячку. Если у нас есть рычаги давления на запад то их нужно сохранять. Хотя шантаж - не наш профиль, но может настать время, когда и шантаж пригодится.
14 июля 2015, 11:30
Не знаю виновато ВТО или нет, семян нет, мальков рыбы нет, поля в бурьяне.Животноводство загубили.Может только куры и то цыплят завозят.Пора своим заняться, а не ждать продуктов от ВТО. Иначе как в Греции.Все разорили, а теперь греки виноваты.
21 февраля 2016, 00:47
ВТО нужно российским чиновникам, так они зарабатывают бабки создав подконтрольные международные фирмы и тащат товар из-за кордона. А развивать своих фермеров,зачем для этого надо тратить деньги и к тому же если свои производители заполнят российский рынок собственным товаром то многие подконтрольные чиновникам фирмы перестанут существовать, а нашим властьимущим бабки важнее чем продовольственная безопасность собственного государства.
Как гласит народная пословица, жадность не порок, а большое свинство.
21 февраля 2016, 17:53
Текст был удален модератором, так как нарушает правила комментирования
22 февраля 2016, 03:32
Защита отечественного производителя (ОПр) приводит к тому, что ОПр вместо того, чтобы заворачивать шурупы отверткой, заколачивает их молотком, а потом дерет за это "изделие" три шкуры с отечественного потребителя (ОПт). При этом "защитники" как бы забывают, что ОПр производит (халтурит) только 40 часов неделю, а на все остальное время становится жертвой такого же отечественного халтурщика, как он сам. Кому выгодна такая "защита", если не контрабандистам и их покровителям? Не может быть развития производства без конкуренции. Диктат производителя над потребителем - одна из причин деградации производства и развала СССР.
24 февраля 2016, 11:11
надо валить из вто, и чем быстрее ..., тем больше шансов, что наше развитие импортозамещения было не зря...
24 февраля 2016, 11:16
Надо навести порядок в мозгах правительства РФ и тогда можно принимать решения.
28 февраля 2016, 04:27
У России только один выход стать самообеспеченной и самодостаточной страной! Создавать и развивать самые новейшие технологии! Мировая экономика - это зависимость от передовых стран! Если ты слаб, то в этой мировой экономике ты не будешь рулевым и лидером! В лучшем случае из твоей страны сделают "колесо или какой-нибудь винтик" в этой глобальной мировой экономике!
Авторизуйтесь чтобы оставлять комментарии.
Интересное в интернете
Читайте самое важное в вашей ленте
Подпишитесь на «Русскую планету» в социальных сетях и читайте наиболее актуальные материалы
Каждую пятницу мы будем присылать вам сборник самых важных
и интересных материалов за неделю. Это того стоит.
Закрыть окно Вы успешно подписались на еженедельную рассылку лучших статей. Спасибо!
Станьте нашим читателем,
сделайте жизнь интереснее!
Помимо актуальной повестки дня, мы также публикуем:
аналитику, обзоры, интервью, исторические исследования.
личный кабинет
Спасибо, я уже читаю «Русскую Планету»