Sputnik дал сбой
Фото: mashable.com

Фото: mashable.com

Проект МИА «Россия сегодня» Sputniknews.com стал объектом критики за антироссийскую позицию

За последние несколько лет в российском арсенале стало больше инструментов противостояния в информационной войне, которая ведется против нашей страны и после госпереворота на Украине фактически перешла в активную фазу.

Самое известное и эффективное орудие «кремлевской пропаганды» — холдинг Russia Today,  ведущий вещание для 700 миллионов человек по всему миру на английском, арабском, испанском, немецком, французском и русском языках. Но, к сожалению, не все российские медиа, которые создавались для работы за рубежом, стали безупречными агентами влияния нашей страны.

Так, новостное агентство Sputniknews.com, работающее на 37 языках, сегодня подвергается критике как со стороны русских в ближнем зарубежье, так и внутри страны за свои антироссийские материалы и неоднозначность позиции. Действительно ли Sputnik не то, чем кажется, выясняла «Русская планета».

Ассимиляция вместо противодействия

Запуск в ноябре 2014 года проекта МИА «Россия сегодня» Sputnik  был весьма многообещающим. Sputnik — это сеть редакций сайтов, радиостанций и пресс-центров в различных странах. Новостные порталы агентства работают на десятках языков: русском, абхазском, азербайджанском, английском, арабском, армянском, грузинском, дари, испанском, казахском, крымскотатарском, киргизском, китайском, курдском, латышском, молдавском, немецком, таджикском, польском, португальском, пушту, сербском, турецком, узбекском, украинском, финском, французском, хинди, эстонском, японском. Вещание ведется в более чем 80 городах мира и в интернете. Все это прекрасно функционирует. Другой вопрос как.

Объявляя о запуске, генеральный директор агентства «Россия сегодня» Дмитрий Киселев сразу обозначил принципы редакционной политики «Спутника». «Мы будем проверять информацию, наша информация будет надежна. И мы будем давать альтернативные интерпретации, на которые в мире, безусловно, есть запрос. Мы считаем, что мир устал от навязывания вот этой вот однополярной точки зрения», — заявил Киселев, чья бескомпромиссная патриотическая позиция не вызывает никаких сомнений. На Западе русский «Спутник», разумеется, заранее восприняли в штыки, окрестив «Путиным на орбите». Но по факту так называемой агрессивной «путинской» пропаганды Sputnik в медиагалактику не принес.

Особенно ярко этот факт проявился в Латвии, где подразделение агентства sputniknews.lv начало работать всего несколько дней назад — 12 февраля.  Латвийская полиция безопасности сочла сайт орудием российской пропаганды. Однако лидер партии «За родной язык!» Владимир Линдерман сомневается, что будет именно так.

«Просматривая сайты "Спутника" в других бывших советских республиках, я бы назвал их, скорее, антироссийской пропагандой… Общий посыл публикаций: что должен сделать, как должен извернуться русский, чтобы понравиться местным националистам. Как стать пушистым и неопасным. Более неумной, вредной стратегии невозможно придумать»,  — пишет Линдерман на своей странице в Facebook. Публицист приходит к неутешительным выводам: судя по всему, «спутники», финансируемые российским государством, настраивают русское население в сопредельных странах не на борьбу против этнократии, а на ассимиляцию, приспособление.

Действительно, одна из первых статей на sputniknews.lv рассказывает о москвичах,  которые изучают латышский язык. Очевидно, с них следует брать пример русскоязычным жителям Латвии.

Назвать такую информационную политику «хитрым планом» сложно даже с большой натяжкой. «Этот "план" работает вхолостую уже два десятка лет: нигде, ни в одной бывшей советской республике, он не привел к успеху. Ни одну нацэлиту в этих республиках не удалось сделать более пророссийской. А ведь цель запускаемых "спутников", как я понимаю, именно в этом», — заключает Линдерман.

Разумеется, зная ситуацию в Латвии, да и Прибалтике в целом, можно понять осторожность редакции sputniknews.lv. Надо сказать, портал до сих пор не получил регистрацию в республике и работает как интернет-издание. В прошлом году власти сформулировали свой отказ так: «Содержание этого СМИ противоречит конституции Латвии», а сейчас идут разговоры о вводе санкций против агентства. Кроме того, хорошо известно, какому прессингу подвергаются здесь пророссийские силы, то же предсказуемо ждет и СМИ, которые будут освещать их деятельность.

Однако дело касается не только Латвии,  на других зарубежных сайтах Sputnik также попадаются материалы, которые вызывают немало вопросов, особенно у русскоязычного населения. Наибольшее количество претензий возникло к белорусской и киргизской версиям.

Главным героем портала в Киргизии стала его корреспондент Екатерина Михайлова, которая продвигает идею изучения киргизского языка русскими «как языка своей Родины» и фотографируется в киргизском национальном костюме. Данные материалы явно направлены на ассимиляцию русских с местным населением на постсоветском пространстве.

Екатерина Михайлова

Екатерина Михайлова. Фото: sputnik.kg

Белорусский портал «Спутника» пошел дальше, собрав на своем сайте все русофобские силы страны. Среди них музыкальная группа «Дзецюки», Сергей Михалок, вокалист группы «Ляпис Трубецкой» и, конечно, нобелевский лауреат 2015 года в области литературы  Светлана Алексиевич, известная своими высказываниями, полными ненависти к России. Портал уделяет особое внимание белорусскому национализму и при этом обходит проблемы русского населения.

Возможно, дело в том, что большинство материалов для каждой страны готовятся местными журналистами с учетом запросов местной аудитории, и здесь возникает проблема поиска кадров и контроля за филиалом со стороны головного подразделения. Надо сказать, что наиболее острые претензии к «Спутнику» в основном касаются работы белорусской редакции.

Интересы русских — прежде всего

Одна из главных причин возмущения граждан России и наших соотечественников заключается в том, что МИА «Россия сегодня» и, соответственно, Sputniknews.com являются государственными структурами и получают серьезное финансирование, которое могло распределяться с большей пользой. К сожалению, и внутри страны в госСМИ неплохо чувствуют себя русофобы, как продемонстрировала ситуация с запретом передачи Никиты Михалкова «Бесогон-ТВ».

Сравнивать работу Sputnik и успешного Russia Today тоже не очень правильно. Работать с аудиторией в США или Франции оказывается проще, чем на территориях, где российское влияние было утрачено и даже стало считаться агрессивным и оккупационным, где на правах меньшинств проживают русские люди, оказавшиеся за пределами своей родины и напористая пропаганда может лишь осложнить их положение.

В целом Sputnik отвечает заявленной на своем сайте декларации, суть которой сводится к тому, чтобы быть инструментом «мягкой силы»: агентство «показывает многополярный мир, где у каждой страны есть свои национальные интересы, культура, история, традиции и всецело ориентируется на зарубежную аудиторию». С другой стороны, СМИ, которые являются агентами иностранного влияния, действуют в России, совершенно не осторожничая, и без стеснения публикуют враждебные материалы.

Один из участников дискуссии в соцсетях по поводу латвийской версии «Спутника» отметил,  что принципы Sputniknews.com созвучны принципам Россотрудничества, ставящего своей целью работу с существующими политическими силами в других государствах, но не создание и поддержку пророссийских. Так что речь идет не столько об информационной политике самого «Спутника», а о том, естественным продолжением и инструментом чего она является — российской дипломатии. Во многих странах, где вещает Sputnik, русские ждут более четко артикулированной политической воли РФ, которой по факту нет.

Но устраивать «черный пиар» российским медиа, работающим в зарубежных странах, только себе во вред. Напомним, что всего 15 лет назад русские люди и мечтать не могли о том, что появятся Russia Today и Sputnik, но они и вправе желать большего, надеяться, что в первую очередь будут учитываться их интересы, и благодаря информационной поддержке Русский мир будет усиливаться, а не ослабляться.

Далее в рубрике Уральская республика 2.0Екатеринбург в последнее время превратился в Мекку для официальных представителей США Уральская республика 2.0

Комментарии

19 февраля 2016, 10:18
Плохо врут, хады?! Плохо защищают интересы хозяев нашей страны, нашего "бизнеса"*!
19 февраля 2016, 11:36
Что за нелепые намеки? Или у вас есть какие-то конкретные нарекания в отношении каких то конкретных российских СМИ? В таком случае ощвучьте, если вас не затруднит. А если нет - тогда и не надо здесь свою чушь пороть!
20 февраля 2016, 10:27
Это не намеки. Открытым текстом то, что проходили в школе: суть буржуйской "демократии" такова, что принадлежащие буржуям СМИ, чиновники избранные людьми, оболваненными СМИ, выдают за национальные и государственные интересы то, что нужно, выгодно хозяевам - буржуям.
Это элементарно, это суть бизнеса и не надо здесь свою чушь пороть!
19 февраля 2016, 10:36
К чему все эти нелепые вопросы, если любой канал, готовый показывать обе точки зрения конфликтных сторон будет подвержен критики обеих сторон? Это очевидно и лишь те, кто пытается на этом сыграть, не хотят замечать этот факт.
19 февраля 2016, 10:55
Если этот Sputniknews действует не в интересах России, значит надо прикратить финансирование этого самого спутника из бюджета России, и все само собой разрешиться, без денег никто работать не будет
20 февраля 2016, 10:22
У нас хозяева страны, ее приватизаторы, действуют не в ее интересах - выводят сотни миллиардов долларов в год на "запад", доходы от "своих" бывших наших главных аэропортов получают через офшоры, чтобы даже не платить налоги... Надо прекратить их "финансирование"! Давно... С 1993 надо.
19 февраля 2016, 10:59
По-моему автор пытается натянуть сову на глобус. Может не стоит искать проблемы там, где их нет? По-вашему ресурс должен заниматься розжигом ненависти и раскачиванием лодки? Не много ли таких ресурсов появляется в последнее время? Споконей товарищи надо быть, споконей..
19 февраля 2016, 11:14
Верно говорил Серега Удальцов, "ищите пятую колонну во власти"...
19 февраля 2016, 11:37
А этот сайт имеет отношение к рунетовскому поисковому сервису Спутник?
19 февраля 2016, 14:41
Я так понимаю, все "спутники" кормятся в РИА, просто это - внешнепропагандисткая площадка, а мутят воду на пруду - местные иностранные журналисты и нерадивые редактора!
19 февраля 2016, 18:46
Кстати, заметил что и на нашем Спутнике информация изначально преподносится под неким "сомнительным соусом", ссылки на статьи выдает на весьма неоднозначные сайты, с "лёгким либерально-антироссийским окрасом".
Такое впечатление, что работают там приверженцы так называемой "внесистемной оппозиции"...
Рамблер, кстати, тоже подобной риторикой грешит, не раз уже замечал...!
19 февраля 2016, 20:25
Поисковик Спутник - нормальный и очень перспективный продукт, вся информация из проверенных источников.
А вот Рамблер - да, та ещё шаражка... (принадлежит коммерсам из Rambler&Cо, дополнительные продукты - АфишаВру, ГазетаВру, ЖЖ, и всё такое прочее...)
19 февраля 2016, 20:10
Нет.
Российский поисковик Спутник принадлежит госструктурам ООО "Ростелеком" (в свою очередь Росимуществу и ВЭБу).
Я так понимаю, это совершенно разные проекты. не надо путать!
19 февраля 2016, 18:43
Проект явно запороли. Надо тщательнее подбирать штаб и конечно же менять главреда! Русским за рубежом нужна информационная поддержка, а не та (более чем сомнительная) "припарка", которую для них и всех прочих европейских граждан готовит сейчас Sputniknews.
Отечественный аналог BBC/ Давно надо было сделать для рупора на запад..
Авторизуйтесь чтобы оставлять комментарии.
Интересное в интернете
Анализ событий России и мира
Подпишитесь на «Русскую планету» в социальных сетях. Только экспертный взгляд на события
Каждую пятницу мы будем присылать вам сборник самых важных
и интересных материалов за неделю. Это того стоит.
Закрыть окно Вы успешно подписались на еженедельную рассылку лучших статей. Спасибо!
Станьте нашим читателем,
сделайте жизнь интереснее!
Помимо актуальной повестки дня, мы также публикуем:
аналитику, обзоры, интервью, исторические исследования.
личный кабинет
Спасибо, я уже читаю «Русскую Планету»