«Спокойствие и благодать небесная»
Спасительный град в Сухареве строится на народные средства. Фото: Марина Губина / «Русская планета»

Спасительный град в Сухареве строится на народные средства. Фото: Марина Губина / «Русская планета»

Русские и украинцы строят Спасительный град в Белгородской области

Село Сухарево Валуйского района расположено в 200 км от областного центра и в 20 км — от районного. По данным на начало 2015 года, численность населения здесь составляла 276 человек. На первый взгляд, обычное российское Богом забытое место. Но народная молва распространяет другие сведения: именно в Сухарево уже не первый год едут паломники со всей России, а теперь даже из-за рубежа, чтобы посмотреть на чудо — Спасительный град «Иерусалим Новый» и пообщаться с иеросхимонахом Феодором, приходским священником, которого многие уже почитают как старца.

Строительство «по кирпичику и по народной воле»

Новый храмовый комплекс, целиком построенный из дерева, виднеется вдалеке на холме, а внизу, практически на самом выезде из села стоит более старая кирпичная церковь — Введения во храм Пресвятой Богородицы. Рядом с церковью кладбище, а неподалеку — дом батюшки Феодора. Вокруг него нет даже какого-то подобия забора: такое чувство, что дом священника — это просто одно из подсобных помещений церкви. Здесь меня встречает монахиня Александра, ближайшая помощница отца Феодора. Рассказывает, что для местных детей этот двор — что-то вроде зоопарка, они приходят сюда посмотреть на клетку с белками и на конюшню. Батюшка очень любит лошадей и в свои 69 лет лихо разъезжает по селу верхом, вслед за ним наездницами стали и некоторые монахини обители.

Матушка Александра живет здесь уже три года. С отцом Феодором она познакомилась в паломнической поездке на Святую Землю. Через год после этой встречи бросила престижную работу международного логиста в крупной транспортной компании, приняла монашеский постриг и из Москвы переехала в Сухарево.

— Когда в паломнической поездке мы встретились с отцом Феодором, у меня был непростой период в жизни, — рассказывает матушка Александра. — Умер мой супруг, и я почти два года не могла справиться с этим горем. Не могла уже ни жить, ни умереть, ничего не помогало. И батюшка тогда сказал: «Приезжай к нам, в "Иерусалим Новый"». Едва вернувшись из паломнической поездки, я поехала сюда. Батюшка стал молиться, и для меня это было чудом — мне стало легче.

Сейчас матушка Александра для отца Феодора и личный секретарь, и водитель, помогает ему в решении вопросов и материальных, и духовных.

— На самом деле моя бывшая профессия логиста мне здесь очень помогает, — поясняет монахиня. — У нашего батюшки столько дел, он ведь сам всю стройку курирует, договаривается о покупке материалов, решает вопросы с их доставкой, ищет строителей. А ведь на нем еще и каждодневные службы, совершение всех треб и таинств, и столько людей к нему отовсюду едет.

В планах отца Феодора построить на сухаревских холмах 12 обителей, 12 храмовых комплексов и воспроизвести в них все иерусалимские святыни. Это и будет Спасительный град «Иерусалим Новый». Сейчас на горе уже построена первая из обителей — Воскресения Христова. Место, где расположился нижний храм — Введенский, здесь тоже считают обителью, остальные должны появиться еще на десяти холмах. В каждом месте предполагаемого строительства уже стоит так называемый обетный крест. Территория, на которой должен разместиться Спасительный град, составляет 171 га! Благословение на строительство града отец Феодор получил и от старца Иоанна Крестьянкина, и от патриарха Иерусалимского Феофила III, и от схимитрополита Курского и Рыльского Ювеналия.

Но самое удивительное другое: строительство идет на пожертвования обычных людей. На бюджетные средства в селе Сухарево проложили только дорогу к храмовому комплексу, все остальное возводится, как говорит батюшка Феодор, «по кирпичику и по народной воле».

Отец Феодор в течение 35 лет возводит обитель «Иерусалим Новый». Фото: Марина Губина / «Русская планета»

— У нас нет такого, чтобы пришел кто-то один и сразу пожертвовал много, — подтверждает монахиня Александра. — Это все выстрадано батюшкой, намолено им. Ведь он, как только переехал в Сухарево, ходил молиться на эти горы. Теперь и мы в большие праздники совершаем по холмам крестный ход с молитвами. Отец Феодор сам рисует эскизы будущих храмов, выступает как архитектор, сам пишет иконы или вырезает их из дерева. И многое из того, что уже есть в нашей обители Воскресения Христова, сделано руками батюшки. И сейчас он просит, чтобы жертвовали даже не деньги, а материалы — так быстрее вести строительство.

Из художников в священнослужители

Отец Феодор, в мирской жизни Александр Васильевич Маньшин, родился 18 августа 1946 года в селе Измайлово под Москвой (сейчас это столичный район Измайлово). Семья будущего священника была верующей: Сашу еще младенцем крестили в местной церкви Рождества Христова. Таинство совершал отец Иоанн Крестьянкин, впоследствии ставший одним из самых почитаемых в России старцев. Именно он, служивший в те годы в измайловском приходе, стал духовным отцом Александра Маньшина на долгие годы.

Будущий сухаревский батюшка с детства любил рисовать, закончил одно из художественных училищ Москвы и пошел работать на Комбинат художественных работ при столичном областном отделении Художественного фонда России. Там он занимался оформлением выставок, но мечтал писать иконы и быть священником. В 26 лет, несмотря на протесты супруги, все-таки уволился из фонда и пришел в Елоховский — тогда Патриарший — собор Москвы. Работал там и сторожем, и чтецом, прислуживал в алтаре, занимался реставрацией. Позже по благословению начал писать иконы для московских церквей, создавал образы и для Псково-Печорского монастыря. В 1980-м был рукоположен в сан священника и отправлен вместе с семьей служить в село Сухарево Валуйского района Белгородской области.

Монахиня Александра переехала из Москвы в Сухарево три года назад. Фото: Марина Губина / «Русская планета»

После его приезда в село не прошло и года, как местная церковь Введения Пресвятой Богородицы сгорела дотла. Сам священник, рассказывают, чудом остался жив: в то время, когда начался пожар, он был в храме и спасал иконы и утварь, рискуя жизнью. Потом долгих шесть лет восстанавливал разрушенную церковь, ходил по городам и весям, собирая пожертвования на новую. Батюшке несколько раз предлагали уехать в другие приходы, но он упорно оставался в Сухарево. Здесь в 1993 году умерла его супруга, и он остался один с четырьмя детьми. Но продолжал, как и раньше, совершать молитву на холмах, где мечтал построить новый Иерусалим.

— Я тогда сам в Иерусалиме еще не был, — рассказывает отец Феодор, — видел тамошние святыни только на фотографиях и в видеозаписях. И вот когда только оказался в Сухарево, то понял, что здесь даже небо, как на фото со Святой Земли. Идея построить новый Иерусалим родилась у меня сразу после приезда. Это только потом, спустя годы я узнал местное предание о древнем священном городе.

О себе отец Феодор рассказывает мало и не слишком охотно. Говорит, что Господь поселил его там, где надо строить.

— В 1980-е мне и моей семье здесь по хозяйству помогала одна местная бабушка. И уже умирая, она сказала такие слова: «Меня не будет скоро, а будет благословение Божье. И вы, батюшка, будете строить Иерусалим». Я тогда был поражен этими словами, ведь я ни с кем еще этой тайной душевной не делился. И я полагаю, что слова бабушки сбылись: действительно, по благословению Божьему мы все здесь строим новую святыню.

Чудеса на древней земле

Первую обитель «Иерусалима Нового» — обитель Воскресения Христова — возводить начали в 2001 году. Батюшка — тогда еще Александр (в 2008 году протоиерей Александр Маньшин стал отцом Феодором после того, как принял великую схиму. — РП) — сам вырезал большой дубовый крест. Его и установили на одном из холмов, который местные жители прозвали Голгофой.

Отец Феодор рассказывает, что в Сухарево до сих пор из уст в уста передают легенду. Много веков назад сюда пришли ученики Андрея Первозванного, здешние холмы им напомнили Святую Землю, и они построили тут священный город. Даже название села, говорят, восходит корнями к древнему городу Сихем, упоминаемому в Библии. Правда, никаких документальных свидетельств, подтверждающих это предание, нет.

Будущий паломнический центр. Фото: Марина Губина / «Русская планета»

— Это место необыкновенное, — говорит и матушка Александра. — И у батюшки нашего очень сильная молитва, многие здесь получают исцеление, многим после поездок к отцу Феодору Бог наконец дарует ребенка. Даже страшно говорить, но мы уже как-то привыкли к чудесам. У нас то звезды на небе принимают форму ангелов, то солнце над храмом восходит с ликом святого. Вот, к примеру, в 2012 году я сюда приехала из Москвы на Рождество. Мы стояли в храме на службе. И вдруг с улицы стали приходить люди и говорить, что наш Камень помазания начал мироточить. Я сначала усомнилась, но когда вышла на улицу, то мозг отказывался верить глазам. Сначала я почувствовала сильнейшее благоухание, и это при том, что мне делали операцию на нос, я все запахи ощущаю очень плохо. Но этот запах я почувствовала просто до головокружения. И что я вижу? Люди сидят вокруг камня, и кто одежду себе мажет миром, кто платками собирает эти капли. А миро при этом не исчезает, проявляется со все большей силой.

Обитель Воскресения Христова представляет собой храмовый комплекс, обнесенный бревенчатым забором. В центре его — большая деревянная церковь Рождества Иоанна Предтечи, рядом две часовни — в одной икона Скорбящей Божьей Матери, которая, как рассказывают здешние монахини, иногда может приподнимать полузакрытые веки на молящихся; в другой — икона святой равноапостольной Марии Магдалины, привезенная из Иерусалима. Есть здесь и Камень помазания, и Голгофа, и даже Гроб Господень с Кувуклией. Местные жители приходят в эту обитель сравнительно редко. В основном едут паломники и обычные туристы.

— Кто-то приходит в нашу обитель, словно в музей, — рассказывает матушка Мария, еще одна монахиня «Иерусалима Нового», — трогает бревна, из которых все у нас тут сделано, фотографирует, слушает наши рассказы, как будто сказки какие-то. Но очень многие сразу понимают, что это место благодатное.

Как раз во время нашего разговора в деревянный храм входит семья, непременно желающая увидеть самопроявляющуюся икону Сретения, о которой им рассказал кто-то из знакомых. Матушка Мария все терпеливо объясняет и показывает:

— Эту икону батюшка взял к себе реставрировать, она была вся темная, старая. А потом он неожиданно вернул ее обратно в храм, не доделав работу, и сказал, что она сама скоро проявится. Я здесь живу уже два года и действительно сама вижу, как образы этой иконы с каждым днем становятся все ярче, как будто выходят из тумана.

Самопроявляющаяся икона Сретения Господня. Фото: Марина Губина / «Русская планета»

После долгого изучения иконы Сретения семья из соседнего села все же решает поставить в храме свечи, и вопрос «а сколько стоит вот эта?» сразу выдает то, что в «Иерусалиме Новом» люди впервые. Те, кто хоть раз бывал здесь, уже знают, что никаких фиксированных цен нет: повсюду стоят небольшие ларцы, в которые каждый кладет столько, сколько посчитает нужным.

Собирать церковные записки в обители Воскресения Христова помогает Наталья Бурлакова. В Сухарево она приехала из Италии, специально на неделю взяла отпуск, чтобы лично поздравить отца Феодора с днем рождения.

— Я уже 15 лет живу в Италии, под Неаполем, — рассказывает Наталья. — А с батюшкой Феодором познакомилась 3 ноября 2014 года в Греции, на острове Корфу около чудотворной иконы Божьей Матери «Неувядаемый Цвет». Сюда приезжаю уже не впервые, и вообще, хотела бы остаться навсегда. Здесь даже никакие мысли плохие, мысли о чем-то материальном в голову не приходят — какое-то спокойствие и благодать небесная.

Помощники из разных городов

Сегодня в обители готовятся к таинству крещения. Люди начинают собираться у храма задолго до появления батюшки. Крестить будут 12 человек, большинство еще младенцы. Одна из молодых мам рассказывает, почему их семья выбрала именно эту церковь.

— Мы здесь впервые побывали два года назад, — говорит Наталья, мама двухмесячной малышки. — У меня старший ребенок болел астмой, задыхался сильно, и нам посоветовали съездить сюда, к батюшке. Ну и ребенку после пары поездок стало намного легче. А крестить младшую дочку решили тут, потому что у батюшки все на пожертвованиях, это располагает. Вот только добираться тяжело, никакой транспорт ведь здесь не ходит.

В ворота обители отец Феодор входит стремительно, по дороге к храму успевает дать несколько благословений и извиняется перед всеми за то, что пришлось его ждать. Таинство крещения длится более двух часов. Отец Феодор вообще все свои службы совершает по несокращенным монашеским канонам.

Пока в главном храме идет крещение, во дворе обители полным ходом кипит работа. Кто-то поливает цветы, кто-то готовит новую клумбу. У схимонахини Алексии выясняю, что делают все это обычные посетители, приехавшие в Сухарево из разных городов. Все они ждут окончания таинства крещения, чтобы пообщаться с отцом Феодором.

— Я сам из Славянска, — рассказывает один из помощников Дмитрий, не отрываясь от перекапывания клумбы, — сейчас как беженец живу и работаю в Старом Осколе. А об этом месте узнал недавно совершенно случайно, и вот приезжаю сюда просто на выходные, помогаю, чем могу. Хочу, конечно, вернуться на Украину, но если не получится, то был бы не против поселиться здесь и помогать этому удивительному месту.

Сухаревский спасительный ковчег

Сам отец Феодор, закончив таинство крещения и молебен, делится своими мыслями о том, что Спасительный град «Иерусалим Новый» строится в селе Сухарево, конечно, не случайно.

— Сейчас в Малороссии совершается братоубийство, — рассуждает батюшка. — И наша обитель, думаю, не просто так рождается именно на приграничной территории. Сюда до сих пор едут очень многие паломники с Украины, они все просят мира своей земле и понимают, что мы — братья. И этот Спасительный град строится ведь на братские — народные средства, это воля народная и Божья, а мы все здесь просто исполнители этой воли.

Из-за экономической ситуации в стране получать материалы для строительства стало сложнее. Но возведения «Иерусалима Нового» в Сухарево не останавливается ни на день. В верхней обители мастера из Курска, Архангельска, из украинских Черновцов продолжают отделывать купола, а внизу — рядом с домом батюшки — строят паломнический центр.

— Строительство этого центра, — говорит матушка Александра, — можно сказать, для нас вынужденная мера. Очень многие интересуются, как к нам можно приехать и где остановиться. Сейчас в этом недостроенном доме уже поселились первые группы паломников из Москвы. Они с собой взяли спальные мешки, мы для них окна заделали пленкой, сколотили двери, поставили на кухне кое-какое оборудование, и вот первые гости здесь живут уже неделю.

Богатых благотворителей создатели «Иерусалима Нового» не ищут, да и никогда не искали. Отец Феодор убеждает всех, что настоящая святыня строится «по копеечке» и что любое пожертвование на храм должно идти прежде всего от души.

— Святыня не может строиться быстро и легко, — резюмирует отец Феодор. — Она всем нам дается за страдания, дается всей нашей Руси для спасения, словно ковчег.

«Пойду работать, сниму квартиру» Далее в рубрике «Пойду работать, сниму квартиру»Чему учат в социальном центре для выпускников детдомов в Иванове

Комментарии

31 августа 2015, 21:31
Ну и правильно. Пора бы уже прекратить эти безумные междоусобные распри, вспомнить былое единство, задуматься над вечным!
Авторизуйтесь чтобы оставлять комментарии.
Интересное в интернете
Читайте самое важное в вашей ленте
Подпишитесь на «Русскую планету» в социальных сетях и читайте наиболее актуальные материалы
Каждую пятницу мы будем присылать вам сборник самых важных
и интересных материалов за неделю. Это того стоит.
Закрыть окно Вы успешно подписались на еженедельную рассылку лучших статей. Спасибо!
Станьте нашим читателем,
сделайте жизнь интереснее!
Помимо актуальной повестки дня, мы также публикуем:
аналитику, обзоры, интервью, исторические исследования.
личный кабинет
Спасибо, я уже читаю «Русскую Планету»