«Икона — это чудо встречи со святым»
Иконописцы отвечают за свою работу не перед заказчиками, а перед Богом. Фото: Дмитрий Феоктистов/ТАСС

Иконописцы отвечают за свою работу не перед заказчиками, а перед Богом. Фото: Дмитрий Феоктистов/ТАСС

Хакасский иконописец рассказал РП, как воспринимают святой образ современные люди и почему православная живопись должна быть анонимна

Преподаватель художественной школы Александр Кузнецов сейчас расписывает храм Рождества Пресвятой Богородицы в деревне Бейка в республике Хакасия. За 20 лет иконописец-самоучка создал множество образов, в которых он пытается возродить традиции ранней православной живописи. Мастер рассказал «Русской Планете», почему именно средневековая иконопись должна стать образцом для современных православных авторов.

— Александр Петрович, вы выросли в атеистической стране, окончили советские школу и вуз, были членом коммунистической партии, а сейчас пишете иконы и стали воцерковленным человеком. Как менялось ваше мировоззрение?

— Со мной все произошло как в поговорке: «Пока гром не грянет, мужик не перекрестится». Мой гром грянул, когда в 1993 году заболела моя единственная дочь. Услышав страшный диагноз — рак II стадии, мы с женой поняли, что можем надеяться только на помощь Господа.

Пришли в церковь, стали молить о чуде, и оно произошло. Дочь успешно прооперировали, она прошла курс химиотерапии, сейчас жива и здорова, слава Богу. Подобное любого заставит пересмотреть все ценности.

Тогда я понял, что вся жизнь христианина, который живет с Богом, буквально пронизана чудесами, мы просто не умеем этого замечать. Каждый человек, который встречается вам на жизненном пути — это чудо. Как и сама жизнь.

Тогда же я осознал, что обязан передать это новое для меня знание, ощущение с помощью доступных мне средств — кистей и красок. Был бы я писателем, попробовал бы рассказать об этом словами. Но так получилось, что нарисовать свои чувства и мысли мне проще.

Решив написать первую икону, понял: мне не хватает элементарных знаний. Пришлось обложиться книгами, неделями изучать литературу. Знакомиться с канонами иконописи, разными изводами одного образа. У нас в Хакасии на тот момент ни одного иконописца не было. Это сейчас уже появилось несколько человек, а тогда был абсолютный вакуум. Особенно сложно было освоить обратную перспективу, ведь в художественном институте нас учили другому.

Помню, однажды совсем руки опустились, я пришел к выводу, что все равно ничего путного у меня не выйдет. Рассказал батюшке, что я в отчаянии. Он выслушал меня и сказал: «Все равно пиши», — дал свое благословление. Вот я и пишу. Это мой способ молиться.

—  Многие прихожане говорят, что у ликов святых, нарисованных вашей рукой, особое выражение — в них одновременно присутствует и грусть, и радость…

—  Как и в нашей жизни, не правда ли? Для меня эти чувства неразделимы, одного без другого не бывает. В любой кромешной мгле можно увидеть лучик света, и даже самый яркий свет отбрасывает тень. И это ощущение я и пытаюсь передать в своих работах. Если мне удается это сделать, то мне особенно сложно расставаться с такой иконой. Ведь все они для меня — как дети. Родил ребенка, растил, воспитывал, и вот приходит время, когда он должен покинуть твой дом и начать жить своей жизнью.

—  А часто ли вам приходится делать иконы на заказ?

—  Случается, но не часто. Просят-то многие, да я не берусь. Мне принципиально важно, чтобы мне захотелось написать именно эту икону для конкретного человека.

Для меня имеет решающее значение, как будет жить моя икона в новом доме, какое место она будет в нем занимать. Ведь для большинства сейчас, к сожалению, желание иметь в доме икону, изготовленную на заказ, — не более чем дань моде.

Недавно стало модно заказывать «мерные иконы» — по росту новорожденного. Я вообще не буду браться за кисть, пока не пойму, что людям, которые ко мне обратились, этот образ жизненно необходим.  

Александр Кузнецов

Александр Кузнецов. Фото из личного архива

—  Среди современных иконописцев есть мнение, что каноническая манера исполнения православных образов излишне консервативна, что нужно искать новый стиль и пробовать работать с инновационными техниками…

—  Убежден, что все это от лукавого. Точно такие же веяния были в XV–XVI веках, когда русские иконописцы отошли от византийской традиции, и в большинстве случаев это ни к чему хорошему не привело.

Почему древние образы производят настолько сильное впечатление? Потому что они были созданы, чтобы передать свои чаяния, были ответом на внутреннюю потребность в них. Каждый раз это была честная попытка выразить свою веру. Никому и в голову не приходило ставить технику исполнения, форму выше содержания.

Потом на первый план вышла форма, декор, и содержание пострадало. Иконы превратились в технически совершенные художественные произведения на религиозную тему. Но все абстрактное, не прошедшее через сердце, живым по определению быть не может.

У меня церковная живопись XVII–XIX веков не вызывает никакого отклика, мне ближе иконы эпохи Рублева, в которых есть и чистота, и вера, и жизнь. По той же причине меня пугает сегодняшний рост популярности иконописи. Очень жаль, если мода на иконы приведет к тому, что их изготовление превратится в производство типовых изделий в промышленных масштабах, в тиражирование предметов культа.

Мы не имеем права упустить уникальный шанс, который у нас появился — возродить древнее соборное искусство православной иконописи.

—  Почему вы думаете, что именно сейчас самый подходящий момент для этого?

— Традиции, создававшиеся веками, утеряны. Дерево, за которым ухаживали поколения садовников, погибло — его срубила безбожная советская власть. И сейчас на месте, где оно когда-то цвело и крепло, мы все вместе можем посадить новый росток и снова начать понемногу, осторожно его выращивать. Не засаживать ростками целые гряды и заливать их удобрениями, чтобы как можно быстрее получить результат на продажу, а все вместе ухаживать за одним единственным побегом, формировать его крону.

Поэтому я против того, чтобы кружки иконописи заводили при каждой художественной школе, чтобы везде обучали сотни мастеров, создавая целые бригады иконописцев. Церковное искусство не может быть массовым по определению.

Поэтому я и к росписи храмов подхожу осторожно. Сейчас в спешном порядке пытаются заполнить каждый сантиметр свободного пространства стен церкви. Я же убежден, что иконостас должен появляться постепенно, вырастать свободно, как дерево. Иначе нас ждет расцвет китча, далеких от жизни стилизаций. А каждый святой образ просто обязан быть живым. Мы должны снова начать относиться к иконам так, как их воспринимали в Средневековье.

—  Разве тогда их восприятие было другим?

—  Конечно. Никому и в голову не пришло бы, что он пойдет молиться образу Богородицы. Человек говорил: «Пойду, помолюсь Богородице». И когда он стоял перед иконой, то это был реальный разговор с ней. Форма исполнения образа значения не имела. Важен был лишь момент встречи с Пречистой. И эта глубокая вера в возможность реальной встречи лежит в основе древних икон, она сформировала саму православную иконопись. Когда живописец понимает, что каждая икона — это само по себе чудо, тогда и начинается иконописание. Возможность чуда реальной встречи лежит в его основе. Иначе никак.

—  Но ведь тогда и уровень ответственности у иконописца совершенно другой?

—  Это так. Мы отвечаем за свою работу не перед заказчиками, а перед Богом. Иконы не принадлежат своим создателям, это божественное проявление, созданное с помощью доступных человеку инструментов. И сам иконописец — тоже лишь инструмент, с помощью которого проявляется чудо. Когда-то иконописцы это понимали, поэтому большинство икон были анонимными, не подписывались. Какая разница, чьей рукой создан образ, если главное в нем лик, а не подпись живописца? В православной живописи нет места для гордыни.

«Под водой коляска не нужна» Далее в рубрике «Под водой коляска не нужна»Житель Томска на своем опыте составил инструкцию для путешествий маломобильных людей

Комментарии

Авторизуйтесь чтобы оставлять комментарии.
Интересное в интернете
Не пропустите лучшие материалы!
Подпишитесь на «Русскую планету» в социальных сетях
Каждую пятницу мы будем присылать вам сборник самых важных
и интересных материалов за неделю. Это того стоит.
Закрыть окно Вы успешно подписались на еженедельную рассылку лучших статей. Спасибо!
Станьте нашим читателем,
сделайте жизнь интереснее!
Помимо актуальной повестки дня, мы также публикуем:
аналитику, обзоры, интервью, исторические исследования.
личный кабинет
Спасибо, я уже читаю «Русскую Планету»