Общество
Сегодня
Политика
Происшествия
Люди
Экономика
Следствие
Бизнес
Культура
Наука и медицина
Недвижимость
О проекте
Редакция
Контакты
Размещение рекламы
Использование материалов
Поддержать проект
Вопрос-Ответ
Financial Assets
Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 – 65733 выдано Роскомнадзором 20.05.2016.
В России признаны экстремистскими и запрещены организации «Национал-большевистская партия», «Свидетели Иеговы», «Армия воли народа», «Русский общенациональный союз», «Движение против нелегальной иммиграции», «Правый сектор», УНА-УНСО, УПА, «Тризуб им. Степана Бандеры», «Мизантропик дивижн», «Меджлис крымскотатарского народа», движение «Артподготовка», общероссийская политическая партия «Воля». Признаны террористическими и запрещены: «Движение Талибан», «Имарат Кавказ», «Исламское государство» (ИГ, ИГИЛ), Джебхад-ан-Нусра, «АУМ Синрике», «Братья-мусульмане», «Аль-Каида в странах исламского Магриба», Общественное движение «Штабы Навального», интернет-издание «Спутник и погром», компания Meta Platforms. Inc.
НКО, выполняющие функции иностранного агента: Некоммерческая организация «Фонд по борьбе с коррупцией», Межрегиональный профессиональный союз работников здравоохранения "Альянс врачей", Автономная некоммерческая организация «Центр по работе с проблемой насилия «НАСИЛИЮ.НЕТ», Программно-целевой Благотворительный Фонд "СВЕЧА", Красноярская региональная общественная организация "Мы против СПИДа", Некоммерческая организация "Фонд защиты прав граждан", Автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг "Акцент", Межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов "Открытый Петербург", Санкт-Петербургский благотворительный фонд "Гуманитарное действие", Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан "Феникс ПЛЮС", Фонд содействия правовому просвещению населения "Лига Избирателей", Некоммерческая Организация Фонд "Правовая инициатива", Некоммерческая организация Фонд "Общественный фонд социального развития "Генезис", Автономная некоммерческая организация информационных и правовых услуг "Гражданская инициатива против экологической преступности", Некоммерческая организация "Фонд борьбы с коррупцией", Пензенский региональный общественный благотворительный фонд "Гражданский Союз", Ингушское республиканское отделение общероссийской общественной организации "Российский Красный Крест", Общественная организация "Саратовский областной еврейский благотворительный Центр "Хасдей Ерушалаим" (Милосердие), Частное учреждение "Центр поддержки и содействия развитию средств массовой информации", Региональная общественная организация содействия соблюдению прав человека "Горячая Линия", Фонд "В защиту прав заключенных", Автономная некоммерческая организация "Институт глобализации и социальных движений", Автономная некоммерческая организация противодействия эпидемии вич/спида и охраны здоровья социально-уязвимых групп населения "Центр социально-информационных инициатив Действие", Челябинское региональное диабетическое общественное движение "ВМЕСТЕ", Благотворительный фонд охраны здоровья и защиты прав граждан, Благотворительный фонд помощи осужденным и их семьям, Городской благотворительный фонд "Фонд Тольятти", Свердловский региональный общественный фонд социальных проектов "Новое время", Фонд содействия устойчивому развитию "Серебряная тайга", Фонд содействия развитию массовых коммуникаций и правовому просвещению "Так-Так-Так", Региональная общественная организация содействия просвещению граждан "Информационно-аналитический центр "Сова", Региональная общественная организация помощи женщинам и детям, находящимся в кризисной ситуации "Информационно-методический центр" Анна", Автономная некоммерческая организация социальной поддержки населения "Проект Апрель", Региональный благотворительный фонд "Самарская губерния", Свердловский областной общественный фонд "Эра здоровья", Международная общественная организация "Международное историко-просветительское, благотворительное и правозащитное общество "Мемориал", Автономная Некоммерческая Организация "Аналитический Центр Юрия Левады", Автономная некоммерческая организация "Издательство "Парк Гагарина", Фонд содействия защите здоровья и социальной справедливости имени Андрея Рылькова, Благотворительный фонд социально-правовой помощи "Сфера", Челябинский региональный орган общественной самодеятельности "Уральская правозащитная группа", Челябинский региональный орган общественной самодеятельности - женское общественное объединение "Женщины Евразии", Омская региональная общественная организация "Центр охраны здоровья и социальной защиты "СИБАЛЬТ", Городская общественная организация "Рязанское историко-просветительское и правозащитное общество "Мемориал" (Рязанский Мемориал), Городская общественная организация "Екатеринбургское общество "МЕМОРИАЛ", Автономная некоммерческая организация "Институт прав человека", Некоммерческая организация "Фонд защиты гласности", Региональное общественное учреждение научно-информационный центр "МЕМОРИАЛ", Союз общественных объединений "Российский исследовательский центр по правам человека", Автономная некоммерческая организация "Дальневосточный центр развития гражданских инициатив и социального партнерства", Общественная организация "Пермский региональный правозащитный центр", Фонд "Гражданское действие", Межрегиональный общественный фонд содействия развитию гражданского общества "ГОЛОС-Урал", Автономная некоммерческая организация "Центр независимых социологических исследований", Негосударственное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования (повышение квалификации) специалистов "АКАДЕМИЯ ПО ПРАВАМ ЧЕЛОВЕКА", Свердловская региональная общественная организация "Сутяжник", Межрегиональная благотворительная общественная организация "Центр развития некоммерческих организаций", "Частное учреждение в Калининграде по административной поддержке реализации программ и проектов Совета Министров северных стран", Региональная общественная благотворительная организация помощи беженцам и мигрантам "Гражданское содействие", Автономная некоммерческая организация "Центр антикоррупционных исследований и инициатив "Трансперенси Интернешнл-Р", Региональный Фонд "Центр Защиты Прав Средств Массовой Информации", Некоммерческое партнерство "Институт развития прессы - Сибирь", "Частное учреждение в Санкт-Петербурге по административной поддержке реализации программ и проектов Совета Министров Северных Стран", Межрегиональная общественная организация Информационно-просветительский центр "Мемориал", Межрегиональная общественная правозащитная организация "Человек и Закон", Фонд поддержки свободы прессы, Санкт-Петербургская общественная правозащитная организация "Гражданский контроль", Калининградская региональная общественная организация "Правозащитный центр", Региональная общественная организация "Общественная комиссия по сохранению наследия академика Сахарова", Некоммерческое партнерство "Институт региональной прессы", Частное учреждение "Информационное агентство МЕМО. РУ", Фонд "Институт Развития Свободы Информации", Калининградская региональная общественная организация "Экозащита!-Женсовет", Фонд содействия защите прав и свобод граждан "Общественный вердикт", Межрегиональная общественная организация Правозащитный Центр "Мемориал", Евразийская антимонопольная ассоциация.
Иностранные СМИ, выполняющие функции иностранного агента: "Голос Америки", "Idel.Реалии", Кавказ.Реалии, Крым.Реалии, Телеканал Настоящее Время, Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi), Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC), "Сибирь.Реалии", "Фактограф", "Север.Реалии", Общество с ограниченной ответственностью "Радио Свободная Европа/Радио Свобода", Чешское информационное агентство "MEDIUM-ORIENT", Пономарев Лев Александрович, Савицкая Людмила Алексеевна, Маркелов Сергей Евгеньевич, Камалягин Денис Николаевич, Апахончич Дарья Александровна, Юридическое лицо, зарегистрированное в Латвийской Республике, SIA «Medusa Project» (регистрационный номер 40103797863, дата регистрации 10.06.2014), Общество с ограниченной ответственностью «Первое антикоррупционное СМИ», Юридическое лицо, зарегистрированное в Королевстве Нидерландов, Stichting 2 Oktober (регистрационный номер № 69126968), являющееся администратором доменного имени интернет-ресурса «VTimes.io», Баданин Роман Сергеевич, Гликин Максим Александрович, Маняхин Петр Борисович, Ярош Юлия Петровна, Чуракова Ольга Владимировна, Железнова Мария Михайловна, Лукьянова Юлия Сергеевна, Маетная Елизавета Витальевна, Юридическое лицо «The Insider SIA», зарегистрированное в Риге, Латвийская Республика (дата регистрации 26.06.2015), являющееся администратором доменного имени интернет-издания «The Insider», https://theins.ru, Рубин Михаил Аркадьевич, Гройсман Софья Романовна, Рождественский Илья Дмитриевич, Апухтина Юлия Владимировна, Постернак Алексей Евгеньевич, Общество с ограниченной ответственностью Телеканал Дождь, Петров Степан Юрьевич, Юридическое лицо Istories fonds, зарегистрированное в Латвийской Республике (регистрационный номер 50008295751, дата регистрации 24.02.2020), Шмагун Олеся Валентиновна, Мароховская Алеся Алексеевна, Долинина Ирина Николаевна, Шлейнов Роман Юрьевич, Анин Роман Александрович, Великовский Дмитрий Александрович, Общество с ограниченной ответственностью «Альтаир 2021», Общество с ограниченной ответственностью «Ромашки монолит», Общество с ограниченной ответственностью «Главный редактор 2021», Общество с ограниченной ответственностью «Вега 2021», Общество с ограниченной ответственностью «Важные иноагенты», Каткова Вероника Вячеславовна, Карезина Инна Павловна, Кузьмина Людмила Гавриловна, Костылева Полина Владимировна, Лютов Александр Иванович, Жилкин Владимир Владимирович, Жилинский Владимир Александрович, Тихонов Михаил Сергеевич, Пискунов Сергей Евгеньевич, Ковин Виталий Сергеевич, Кильтау Екатерина Викторовна, Любарев Аркадий Ефимович, Гурман Юрий Альбертович, Грезев Александр Викторович, Важенков Артем Валерьевич, Иванова София Юрьевна, Пигалкин Илья Валерьевич, Петров Алексей Викторович, Егоров Владимир Владимирович, Гусев Андрей Юрьевич, Смирнов Сергей Сергеевич, Верзилов Петр Юрьевич, Общество с ограниченной ответственностью «ЗП», Общество с ограниченной ответственностью «Зона права», Общество с ограниченной ответственностью «ЖУРНАЛИСТ-ИНОСТРАННЫЙ АГЕНТ», Вольтская Татьяна Анатольевна, Клепиковская Екатерина Дмитриевна, Сотников Даниил Владимирович, Захаров Андрей Вячеславович, Симонов Евгений Алексеевич, Сурначева Елизавета Дмитриевна, Соловьева Елена Анатольевна, Арапова Галина Юрьевна, Перл Роман Александрович, Общество с ограниченной ответственностью «МЕМО», Американская компания «Mason G.E.S. Anonymous Foundation» (США), являющаяся владельцем интернет-издания https://mnews.world/, Компания «Stichting Bellingcat», зарегистрированная в Нидерландах (дата регистрации 11.07.2018), Автономная некоммерческая организация по защите прав человека и информированию населения «Якутия – Наше Мнение», Общество с ограниченной ответственностью «Москоу диджитал медиа», Акционерное общество «РС-Балт», Заговора Максим Александрович, Ветошкина Валерия Валерьевна, Павлов Иван Юрьевич, Скворцова Елена Сергеевна, Оленичев Максим Владимирович, Общество с ограниченной ответственностью «Как бы инагент», Кочетков Игорь Викторович, Фонд развития книжной культуры «Иркутский союз библиофилов», Общество с ограниченной ответственностью «Честные выборы», Общество с ограниченной ответственностью «Нобелевский призыв», Еланчик Олег Александрович, Григорьева Алина Александровна, Григорьев Андрей Валерьевич, Гималова Регина Эмилевна, Хисамова Регина Фаритовна.
Лента новостей
Лента новостей
Новости – Общество
Русская планета

«Икона — это чудо встречи со святым»

Иконописцы отвечают за свою работу не перед заказчиками, а перед Богом. Фото: Дмитрий Феоктистов/ТАСС
Хакасский иконописец рассказал РП, как воспринимают святой образ современные люди и почему православная живопись должна быть анонимна
Полина Виноградова
22 мая, 2016 11:00
8 мин
Преподаватель художественной школы Александр Кузнецов сейчас расписывает храм Рождества Пресвятой Богородицы в деревне Бейка в республике Хакасия. За 20 лет иконописец-самоучка создал множество образов, в которых он пытается возродить традиции ранней православной живописи. Мастер рассказал «Русской Планете», почему именно средневековая иконопись должна стать образцом для современных православных авторов.
— Александр Петрович, вы выросли в атеистической стране, окончили советские школу и вуз, были членом коммунистической партии, а сейчас пишете иконы и стали воцерковленным человеком. Как менялось ваше мировоззрение?
— Со мной все произошло как в поговорке: «Пока гром не грянет, мужик не перекрестится». Мой гром грянул, когда в 1993 году заболела моя единственная дочь. Услышав страшный диагноз — рак II стадии, мы с женой поняли, что можем надеяться только на помощь Господа.
Пришли в церковь, стали молить о чуде, и оно произошло. Дочь успешно прооперировали, она прошла курс химиотерапии, сейчас жива и здорова, слава Богу. Подобное любого заставит пересмотреть все ценности.
Тогда я понял, что вся жизнь христианина, который живет с Богом, буквально пронизана чудесами, мы просто не умеем этого замечать. Каждый человек, который встречается вам на жизненном пути — это чудо. Как и сама жизнь.
Тогда же я осознал, что обязан передать это новое для меня знание, ощущение с помощью доступных мне средств — кистей и красок. Был бы я писателем, попробовал бы рассказать об этом словами. Но так получилось, что нарисовать свои чувства и мысли мне проще.
Решив написать первую икону, понял: мне не хватает элементарных знаний. Пришлось обложиться книгами, неделями изучать литературу. Знакомиться с канонами иконописи, разными изводами одного образа. У нас в Хакасии на тот момент ни одного иконописца не было. Это сейчас уже появилось несколько человек, а тогда был абсолютный вакуум. Особенно сложно было освоить обратную перспективу, ведь в художественном институте нас учили другому.
Помню, однажды совсем руки опустились, я пришел к выводу, что все равно ничего путного у меня не выйдет. Рассказал батюшке, что я в отчаянии. Он выслушал меня и сказал: «Все равно пиши», — дал свое благословление. Вот я и пишу. Это мой способ молиться.
—  Многие прихожане говорят, что у ликов святых, нарисованных вашей рукой, особое выражение — в них одновременно присутствует и грусть, и радость…
—  Как и в нашей жизни, не правда ли? Для меня эти чувства неразделимы, одного без другого не бывает. В любой кромешной мгле можно увидеть лучик света, и даже самый яркий свет отбрасывает тень. И это ощущение я и пытаюсь передать в своих работах. Если мне удается это сделать, то мне особенно сложно расставаться с такой иконой. Ведь все они для меня — как дети. Родил ребенка, растил, воспитывал, и вот приходит время, когда он должен покинуть твой дом и начать жить своей жизнью.
—  А часто ли вам приходится делать иконы на заказ?
—  Случается, но не часто. Просят-то многие, да я не берусь. Мне принципиально важно, чтобы мне захотелось написать именно эту икону для конкретного человека.
Для меня имеет решающее значение, как будет жить моя икона в новом доме, какое место она будет в нем занимать. Ведь для большинства сейчас, к сожалению, желание иметь в доме икону, изготовленную на заказ, — не более чем дань моде.
Недавно стало модно заказывать «мерные иконы» — по росту новорожденного. Я вообще не буду браться за кисть, пока не пойму, что людям, которые ко мне обратились, этот образ жизненно необходим.  
Александр Кузнецов
Александр Кузнецов. Фото из личного архива
—  Среди современных иконописцев есть мнение, что каноническая манера исполнения православных образов излишне консервативна, что нужно искать новый стиль и пробовать работать с инновационными техниками…
—  Убежден, что все это от лукавого. Точно такие же веяния были в XV–XVI веках, когда русские иконописцы отошли от византийской традиции, и в большинстве случаев это ни к чему хорошему не привело.
Почему древние образы производят настолько сильное впечатление? Потому что они были созданы, чтобы передать свои чаяния, были ответом на внутреннюю потребность в них. Каждый раз это была честная попытка выразить свою веру. Никому и в голову не приходило ставить технику исполнения, форму выше содержания.
Потом на первый план вышла форма, декор, и содержание пострадало. Иконы превратились в технически совершенные художественные произведения на религиозную тему. Но все абстрактное, не прошедшее через сердце, живым по определению быть не может.
У меня церковная живопись XVII–XIX веков не вызывает никакого отклика, мне ближе иконы эпохи Рублева, в которых есть и чистота, и вера, и жизнь. По той же причине меня пугает сегодняшний рост популярности иконописи. Очень жаль, если мода на иконы приведет к тому, что их изготовление превратится в производство типовых изделий в промышленных масштабах, в тиражирование предметов культа.
Мы не имеем права упустить уникальный шанс, который у нас появился — возродить древнее соборное искусство православной иконописи.
—  Почему вы думаете, что именно сейчас самый подходящий момент для этого?
— Традиции, создававшиеся веками, утеряны. Дерево, за которым ухаживали поколения садовников, погибло — его срубила безбожная советская власть. И сейчас на месте, где оно когда-то цвело и крепло, мы все вместе можем посадить новый росток и снова начать понемногу, осторожно его выращивать. Не засаживать ростками целые гряды и заливать их удобрениями, чтобы как можно быстрее получить результат на продажу, а все вместе ухаживать за одним единственным побегом, формировать его крону.
Поэтому я против того, чтобы кружки иконописи заводили при каждой художественной школе, чтобы везде обучали сотни мастеров, создавая целые бригады иконописцев. Церковное искусство не может быть массовым по определению.
Поэтому я и к росписи храмов подхожу осторожно. Сейчас в спешном порядке пытаются заполнить каждый сантиметр свободного пространства стен церкви. Я же убежден, что иконостас должен появляться постепенно, вырастать свободно, как дерево. Иначе нас ждет расцвет китча, далеких от жизни стилизаций. А каждый святой образ просто обязан быть живым. Мы должны снова начать относиться к иконам так, как их воспринимали в Средневековье.
—  Разве тогда их восприятие было другим?
—  Конечно. Никому и в голову не пришло бы, что он пойдет молиться образу Богородицы. Человек говорил: «Пойду, помолюсь Богородице». И когда он стоял перед иконой, то это был реальный разговор с ней. Форма исполнения образа значения не имела. Важен был лишь момент встречи с Пречистой. И эта глубокая вера в возможность реальной встречи лежит в основе древних икон, она сформировала саму православную иконопись. Когда живописец понимает, что каждая икона — это само по себе чудо, тогда и начинается иконописание. Возможность чуда реальной встречи лежит в его основе. Иначе никак.
—  Но ведь тогда и уровень ответственности у иконописца совершенно другой?
—  Это так. Мы отвечаем за свою работу не перед заказчиками, а перед Богом. Иконы не принадлежат своим создателям, это божественное проявление, созданное с помощью доступных человеку инструментов. И сам иконописец — тоже лишь инструмент, с помощью которого проявляется чудо. Когда-то иконописцы это понимали, поэтому большинство икон были анонимными, не подписывались. Какая разница, чьей рукой создан образ, если главное в нем лик, а не подпись живописца? В православной живописи нет места для гордыни.
Поделиться
ТЕГИ
поддержать проект
Для поднятия хорошего настроения, вы можете угостить наших редакторов чашечкой кофе
Маленькая чашка кофе
cup
200 ₽
Средняя чашка кофе
cup
300 ₽
Большая чашка кофе
cup
500 ₽
Большая чашка кофе и что-то вкусное
cup
900 ₽
Нажимая на кнопку «Поддержать», я принимаю пользовательское соглашение, политику конфиденциальности и подтверждаю свое гражданство РФ
Кто может поддержать проект?
Поддержать проект могут только граждане России. Поддержка осуществляется только в рублях. В соответствии с требованием закона.
Лень сёрфить новости? Подпишись и БУДЬ В КУРСЕ