Новости – Люди
Люди
Совет Европы не знает, что делать с российской Конституцией
Фото: Станислав Красильников/ ТАСС
Венецианская комиссия СЕ решила поправить Основной закон России
21 марта, 2016 08:00
8 мин
«Может или нет Конституционный суд России отменять решения Европейского суда по правам человека?» — ответ на этот вопрос уже ровно восемь месяцев не может дать Совет Европы. Вернее, его специализированный орган — Европейская комиссия за демократию через право или для краткости так называемая Венецианская комиссия, потому как уважаемая организация находится в этом прекрасном городе. Сама комиссия является лишь консультативным органом по конституционному праву и создана при Совете Европы в 1990 году. Ее решения носят рекомендательный характер, однако могут быть использованы для политического давления на страны — участницы СЕ. Кроме того, Европейский суд по правам человека (ЕСПЧ) в своих постановлениях ссылался на заключения комиссии более чем в 50 делах.
Ныне собранные в Венеции юристы-законники из разных стран решились хоть на какую-то рекомендацию относительно своенравной России: надо просто поправить Конституцию России — и все станет прекрасно. Но вышло еще хуже — все запутались окончательно. Дело в том, что 14 июля 2015 года Конституционный суд РФ провозгласил постановление по делу о применимости решений находящегося в Страсбурге ЕСПЧ на территории РФ. В том решении КС постановил, что будет решать вопрос об исполнении постановлений Европейского суда по правам человека по каждому делу индивидуально. А решения ЕСПЧ будут исполняться только с учетом признания верховенства Основного Закона России. При этом Конституционный суд РФ особо отметил, что, таким образом, он НЕ выходит из юрисдикции ЕСПЧ.
К концу декабря 2015 года во исполнение решения КС парламент России принял соответствующий закон, который был подписан президентом Владимиром Путиным. Вот этот закон и стал самой главной головой болью Венецианской комиссии. Когда в 1996 году Россия подписала Конвенцию Совета Европы о защите прав человека и основных свобод, наша страна автоматически попала под юрисдикцию ЕСПЧ в Страсбурге и потеряла значительную долю своего суверенитета. Но об этом задумались много позже. Россия долго лидировала по числу дел, пересматриваемых в Страсбурге, и очень многие наши соотечественники выигрывали дела с причитающейся денежной компенсацией. Но когда одними из истцов оказались бывшие акционеры «ЮКОСа», стало совсем неприятно. Вот тут-то и вспомнили и о суверенитете, о приоритете национального права над международным. Понятное дело — в 90-х годах, когда подписывали конвенцию и засовывали голову в петлю, подумать о последствиях этого шага было некогда да и некому.
Венецианская комиссия. Фото: venice.coe.int
И вот уже в течение нескольких месяцев в России действует закон: решения ЕСПЧ только тогда вступают в силу, когда не противоречат Конституции России и если это подтвердит в каждом конкретном случае Конституционный суд. И все это время юристы и эксперты все чаще и чаще задают себе вопрос: а зачем было огород-то городить? Не легче и не честнее было бы сразу выйти из Конвенции и из-под юрисдикции ЕСПЧ — да и дело с концом! Лучше уж совершенствовать юридическую систему в нашей стране и делать ее более справедливой и неподкупной. Ведь дело вот в чем: российский истец, допустим, из Тугуро-Чумиканска Хабаровского края должен пройти все внутренние судебные инстанции — от районного, краевого суда и вплоть до Верховного. И только тогда, когда ни один из судов не защитит права человека, прописанные в конвенции, пожалуйте в Страсбург. Так было раньше, и в этом была своя хоть и порочная, но все же логика: Страсбург столицей России никогда не был, не является им сейчас и, надеемся, не будет в будущем. Но это была последняя инстанция согласно подписанной Россией международной норме.
Теперь же после Страсбурга несчастный российский гражданин должен ехать еще и в Санкт-Петербург, дабы узнать: соответствует решение ЕСПЧ российской Конституции или нет? Как-то все очень сложно получается. Смысл международного суда и заключался в том, что гражданин обращался туда, не найдя правды в судах национальных. Так зачем же его теперь волокут после международного опять в национальный, хоть и Конституционный?
Ведь сразу после принятия еще в июле 2015 года постановления Конституционного суда множество юристов утверждали: надо заканчивать с этим ЕСПЧ, выходить из Конвенции и самое главное — отменить 4-й пункт 15-й статьи Конституции, где черным по белому написано: «Общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы. Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора». Все предельно ясно: вначале международный закон и только потом родной отечественный. По сути, сам Конституционный суд, следуя этой статье, должен отменить не только свое постановление, но и закон, принятый парламентом и подписанный президентом во исполнение постановления того же самого Конституционного суда. Бред ведь какой-то.
Венецианской комиссии все эти месяцы тоже было над чем подумать. С одной стороны, в российском законе вроде не сказано, что Россия вообще не признает юрисдикцию ЕСПЧ. Не придерешься. А с другой — как бы и сказано, ведь каждое дело КС РФ будет проверять на соответствие Конституции индивидуально. С этим не соглашается Венецианская комиссия, поскольку считает: «Полномочия Конституционного суда признавать невозможным исполнение в России решений международных судов, если они нарушают принцип верховенства российской Конституции, несовместимы с обязательствами Российской Федерации по международному праву».
Опять же Венецианская комиссия признает суверенитет стран, входящих в Европейский совет, и правоспособность конституционных судов толковать законы своей страны. Вывернулась Венецианская комиссия таким образом: решили, что коли государство (Россия, например) подписало Конвенцию о правах человека, то оно обязано принципиально исполнить решение ЕСПЧ. Но так как оно суверенно, то вправе проверить «совместимость с Конституцией РФ средства исполнения международного решения». Как это будет реализовываться практически, правда, никто не пояснил.
Представлявший Россию на заседании Венецианской комиссии полпред Госдумы в КС Дмитрий Вяткин, комментируя итоги обсуждения, на наш взгляд, запутал не только загипнотизированных членов комиссии, но и вновь подошедших журналистов: «Это временное заключение, то есть выводы экспертов строились на опасениях, что, может быть, КС примет "черно-белое", как они выразились, решение. Но мы коллег успокоили, потому что КС, как показывает многолетняя практика, не выносит однозначно черно-белых решений, напротив — всегда старается подходить взвешенно и рекомендует потенциальные пути разрешения тех или иных конфликтных ситуаций. Решения ЕСПЧ обязательны для исполнения, но с этим никто и не спорит» (выделено РП). Последнее предложение повергло в шок — так ведь Россия добивается как раз права не исполнять решения ЕСПЧ, если они противоречат Конституции РФ! Однако дальше Дмитрий Вяткин продолжил: «Однако необходим механизм разрешения коллизий, а они, кстати, есть не только у России, и его под копирку не напишешь, потому что правовые системы у всех разные». Видимо, так замысловато он объяснил, что ничего Россия выполнять не будет — не обижать же людей, столько времени посвятивших российским проблемам. Хотя мог бы выразиться и четче, на наш взгляд.
Эксперты и журналисты сошлись во мнении, что итоги совещания по российской конституционной проблеме оказалась более чем странными: с одной стороны, подтверждается возможность Конституционного суда выразить правовое мнение о совместимости судебного решения с Конституцией, с другой — предлагается эту норму исключить. Одним словом, кажется, мы живем во времена, когда даже на юридическом форуме однозначно высказаться стало неприлично.
поддержать проект
Подпишитесь на «Русскую Планету» в Яндекс.Новостях
Яндекс.Новости