Социальное иждивенчество появилось раньше Welfare State — в конце XVIII века
Жители Ноттингемшира, 1899 год. Фото: Национальный архив Великобритании

Жители Ноттингемшира, 1899 год. Фото: Национальный архив Великобритании

Книга российского философа Татьяны Сидориной служит путеводителем в феномене государства всеобщего благосостояния

Согласно седьмой статье Конституции Россия является социальным государством, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. Как этот идеал воплощается в жизнь, мы можем наблюдать в ежедневном режиме. При этом за последние двадцать лет распространенной точкой зрения стало мнение о том, что социальная политика — это нечто из области политического популизма, а работающее государство может быть только рыночным.

На этом фоне из российских интеллектуальных дискуссий практически исключено обсуждение феномена welfare state (на русский это обычно переводят как «государство всеобщего благоденствия») — специфической политико-экономической системы, сложившейся на Западе после Второй мировой войны. Эта модель пала жертвой мирового экономического кризиса 1970-х годов и была заменена неолиберальным подходом к социальным отношениями.

Книга Татьяны Сидориной, являющейся крупным российским специалистом в области социальной политики, «Государство всеобщего благосостояния: от утопии к кризису» может послужить отличным путеводителем для тех, кто хочет подробнее ознакомиться с феноменом welfare state, его историей, концептуальными основами, идеями экономистов и политиков, их создавших.

«Русская планета» с разрешения издательства РГГУ публикует фрагмент книги Т. Ю. Сидориной «Государство всеобщего благосостояния: от утопии к кризису», посвященный первой исторически зафиксированной попытки ввести социальные выплаты — в Великобритании в конце XVIII века:

Великобританию называют первопроходцем в области теории и практики социального реформирования, в области социальной политики. Опыт Великобритании во многих отношениях был примером для других стран. Яркий эпизод — история поисков социальной политики по отношению к бедным в Великобритании в эпоху промышленной революции. Одним из центральных событий этой истории стало принятие в 1795 году так называемого закона Спинхемленда.

Этот закон сыграл немаловажную роль в истории становления рыночных отношений в Великобритании. Для нас важно то, что благодаря закону Спинхемленда за 100 лет до кризиса государства всеобщего благосостояния Великобритания столкнулась с феноменом социального иждивенчества.

Цель закона заключалась в обеспечении бедных минимальным доходом. Предполагалось выплачивать некую добавочную сумму к зарплате в соответствии с определенной шкалой. Чем же было вызвано введение этого закона?

В конце XVII — середине XVIII века слабости трудового законодательства (Статут о ремесленниках 1563 года, Закон о бедных 1601 года, Акт об оседлости 1662 года и другие законодательные акты) привели к чрезвычайному обострению социальной ситуации, выявив свое растущее несоответствие изменявшейся экономической ситуации.

Карл Поланьи в своем знаменитом труде «Великая трансформация...» детально описывает и анализирует причины принятия закона и последствия этого акта.

Закон Спинхемленда был попыткой снизить социальную напряженность, предотвратить возможные революционные действия. И это в принципе удалось: «Ни одна мера никогда не встречала столь всеобщего одобрения. Родители были избавлены от заботы о детях, а дети больше не зависели от родителей; хозяева могли сколько угодно понижать зарплату, а их работникам, как усердным, так и нерадивым, уже не грозил голод; филантропы приветствовали эту меру как акт милосердия, пусть и не совсем справедливого, а эгоисты легко утешались той мыслью, что милосердие это обходится им не слишком дорого. И даже налогоплательщики не сразу поняли, что должно произойти с налогами при новой системе, провозгласившей „право человека на жизнь“ независимо от того, зарабатывает он на нее или нет».

Лишь спустя некоторое время стало ясно, что следствиями закона наряду с серьезным экономическим спадом явились не только тотальное обнищание народных масс, но и их деморализация, что поставило в тупик английское общество той эпохи. Первое и наиболее явное последствие ярко характеризует пословица того времени: «Сел на пособие раз — не слезешь с него никогда». Каковы другие последствия принятия закона Спинхемленда? Прежде всего это катастрофическое падение производительности труда: «Уже через несколько лет производительность труда опустилась до уровня, характерного для пауперов, предоставив таким образом работодателям еще одно основание не поднимать зарплату выше шкалы. Ибо если интенсивность труда, его качество и эффективность падали ниже определенного уровня, то он уже ничем не отличался от простого „валяния дурака“, от видимости работы, которую сохраняли ради приличия».

Британские рабочие, 1851 год. Изображение: Национальный архив Великобритании

Британские рабочие, 1851 год. Изображение: Национальный архив Великобритании

Кроме того, фактически был уничтожен рынок труда: «Реальная заработная плата должна была постепенно опуститься до нулевого уровня, и таким образом все затраты на содержание работника легли бы на приход... <...> Будь у рабочих право объединяться для защиты своих интересов, система денежных пособий могла бы, конечно, оказать на средний уровень заработной платы противоположное влияние, ибо действиям профсоюзов в значительной степени способствовала бы система помощи безработным, предусматривавшаяся столь широким применением законодательства о бедных». Но «право на жизнь» в сочетании с несправедливыми законами 1799—1800 годов, направленными против рабочих союзов (профсоюзы разрешили лишь в 1870 году), привело к падению заработной платы и массовому пауперизму.

Более того, «финансовое осуществление „права на жизнь“ приносило, в конечном счете, несчастье тем самым лицам, для которых оно, казалось бы, должно было стать спасением». Это непосредственным образом следует из нашего предыдущего вывода — сведения на нет рынка наемного труда. Поскольку главным следствием системы пособий стало то, что уровень заработной платы опустился ниже прожиточного минимума, фермеры не желали нанимать работников, у которых оставался хотя бы крошечный клочок земли, поскольку человек, владевший собственностью, не имел права на пособие от прихода, а обычная заработная плата была столь низкой, что человек не мог обеспечить существования семьи без дополнительной помощи в том или ином виде. Поэтому в некоторых районах шанс найти работу был лишь у тех, кто содержался за счет налогоплательщиков; те же, кто пытался обойтись без пособий и зарабатывать на жизнь собственным трудом, едва ли могли где-либо устроиться. Таким образом, те, кто хотел заработать больше, чем обеспечивало пособие, не мог этого сделать. Соответственно, даже у тех, кто был готов и хотел трудиться, это желание постепенно пропадало. Поланьи говорит о том, что, попав в замкнутый круг этой системы, человек оказывался в ловушке. Закон искусственно превращал полноценных работников (тех, кого называли здоровыми бедняками) в пауперов, размывал границы между рабочим классом и классом пауперов, делая их единой серой массой нищих.

Поланьи называет закон Спинхемленда орудием деморализации масс: «Налог в пользу бедных превратился в желанную добычу для многих... Чтобы урвать свою долю, наглецы и грубияны пытались застращать начальство; развратники выставляли напоказ незаконнорожденных детей, которых нужно было кормить; бездельники, скрестив на груди руки, спокойно ожидали, пока им ее принесут; невежественные девицы и парни на эти деньги венчались; браконьеры, воры и проститутки вымогали их угрозами; сельские мировые судьи щедро раздавали их ради популярности, а попечители — для того, чтобы освободить себя от лишних забот. Вот как расходовались эти средства...»

Так, призванный сдержать рост нищеты закон Спинхемленда привел к тяжелейшим социальным последствиям, переживавшимся Великобританией в последующие 40 лет. Лишь в 1834 году парламент, избранный на основе новой избирательной системы, отменил закон Спинхемленда. «Согласно новому закону, лица, живущие самостоятельно, впредь лишались права на пособие. Закон проводился в жизнь дифференцированно и на общенациональном уровне; в этом отношении он также означал решительный разрыв с прежней практикой. С дотациями к заработной плате было, разумеется, покончено». В 1834 году также были приняты поправки к законодательству о бедных, в корне изменившие ситуацию.

Комментарии

25 августа 2013, 13:58
А у нас социалкой для низших масс первым стал заниматься Лев Толстой. Строил школы и сельские больницы. Пока с ума не сошел и с дому не сбежал
26 августа 2013, 15:24
Не дай бог кому попасть в богоугодное заведение. Хотя они встречаются в европейской истории еще с совсем темных веков, поэтому считаю что история социальной сферы значительно богче
26 августа 2013, 08:26
Вот такая социалка. Как все таки страшно было болеть и стареть в далекие времена. Жизнь была чудовищно несправедлива(((
26 августа 2013, 17:03
Да уж, разгильдяям, лодырям и нахлебникам приходилось туго. Зато богатым людям во все времена завсегда хорошо! )
26 августа 2013, 09:27
Как говориццо, разговоры в пользу бедных....
Авторизуйтесь чтобы оставлять комментарии.
Интересное в интернете
История, политика и наука с её дронами-убийцами
Читайте ежедневные материалы на гуманитарные темы. Подпишитесь на «Русскую планету» в соцсетях
Каждую пятницу мы будем присылать вам сборник самых важных
и интересных материалов за неделю. Это того стоит.
Закрыть окно Вы успешно подписались на еженедельную рассылку лучших статей. Спасибо!
Станьте нашим читателем,
сделайте жизнь интереснее!
Помимо актуальной повестки дня, мы также публикуем:
аналитику, обзоры, интервью, исторические исследования.
личный кабинет
Спасибо, я уже читаю «Русскую Планету»