Новости – Общество
Общество
Соревнование по художественной статистике
Фото: Максим Блинов / РИА Новости
Чиновники считают задачу импортозамещения в России выполненной
26 ноября, 2015 15:00
5 мин
Глава Минпромторга Денис Мантуров донес до президента благую весть — выступая на заседании президиума Госсовета в Нижнем Тагиле, он заявил, что система импортозамещения в стране выстроена.
Правда, как именно эта система функционирует и долго она ли проживет, похоже, так и осталось загадкой как для Госсовета, так и для самого Минпромторга. С одной стороны, признали участники заседания, тех льгот и кредитов, которые государство предоставляет промышленникам, явно не хватает. С другой стороны, власти не могут выдать льготные кредиты сверх того, что уже определено: для страны ведь важнее «финансовая стабильность», а не жизнеспособное производство и продовольственная безопасность.
Много цифр и одна ложка
О достижениях в деле импортозамещения в Нижнем Тагиле рассказывали немало. Одним из главных, судя по тому, что его озвучил сам президент, стало создание Фонда развития промышленности — организации, которая предоставляет льготные займы для модернизации предприятий и создания новых высокотехнологичных производств. В течение 2015 года фонд одобрил 56 проектов в 28 российских регионах на сумму 19,2 млрд рублей; на машиностроение пошли 5,6 млрд рублей, на медбиофарму — 3,9 млрд рублей, на электрическое оборудование — 2 млрд рублей… Цифры в сочетании со словом «миллиард» еще не раз звучали в ходе заседания. После таких докладов как не поверить в крепость нашей системы импортозамещения, пусть и выстроенной по экспресс-методу Дениса Мантурова?
Но тут слово взял калужский губернатор Анатолий Артамонов, возглавляющий в Госсовете рабочую группу по вопросу импортозамещения в промышленности, и все-таки бухнул ложку дегтя в «медовые реки» Минпромторга. По его словам, за последний год действительно была сформирована эффективная система мер по господдержке в сфере импортозамещения. Однако для успешного достижения поставленных целей «нужна также благоприятная кредитно-денежная и налоговая политика, отвечающая задачам развития бизнеса». Сегодня же доступ к дешевым да и не особо дешевым деньгам для многих предприятий в России попросту закрыт — малый и средний бизнес давно почувствовали ужесточение условий по банковским кредитам. «Многие банки заняли выжидательную позицию и по формальным признакам отказывают в кредитовании даже перспективных проектов… объем кредитования малых и средних предприятий в Калужской области в этом году сократился почти на 30%», — сказал Артамонов, глядя на Эльвиру Набиуллину, заметно при этом нервничавшую.
В свою очередь, глава ЦБ повторила мантру о том, что у Центробанка есть лимиты, есть инструменты, способствующие импортозамещению, — мол, с ними и работайте, а мы совместно с Минпромторгом сосредоточили усилия на программе по лизингу нового оборудования, что бы это ни означало. Как согласуется подобная позиция ЦБ с жизненной необходимостью предоставления льготных кредитов предприятиям, работающим в реальном секторе экономики, не совсем понятно. И это при том, что Владимир Путин уже не раз подчеркивал, что банки, получившие бюджетные средства на докапитализацию, должны использовать их в первую очередь для кредитования реального сектора. А проследить за этим — прямая обязанность Центробанка. На практике это требование до сих пор не исполняется.
Прозаседавшиеся
Не обошли вниманием на Госсовете и федеральную корпорацию по развитию малого и среднего предпринимательства, которой пророчат такой же успех, какого достиг Фонд развития промышленности. Впрочем, пока усилия корпорации особыми успехами не увенчались: доля малого и среднего бизнеса в ВВП на протяжении вот уже второго десятилетия «болтается» на уровне 20–25% — запредельно низком для развитых стран. А в сложившихся условиях — при снижении доступности финансирования и увеличении всех видов издержек — эта доля очень быстро станет еще меньше. Слабые надежды вселяет разве что инициатива корпорации обязать госкомпании закупать часть продукции у малого бизнеса. Ряд документов для этого уже принят, а в будущем изменения могут коснуться и широко известного Федерального закона № 223 «О закупках».
На встрече обсуждали также вопросы госгарантий, налоговых послаблений, работу контрольно-надзорных органов, дефицит квалифицированных кадров и, конечно, необходимость слаженной работы всех министерств и ведомств в сфере импортозамещения. Региональным властям предложили дать больше самостоятельности в отборе перспективных проектов для предоставления господдержки, а также в вопросах патентования и лицензирования. Говорили и про льготы для «гринфилдов» — предприятий, создаваемых с нуля, и даже о качестве отечественной продукции не забыли.
Правда, после всех отчетов о достижениях наших фондов и корпораций времени на этот вопрос осталось немного. А ведь качество российских товаров и их конкурентоспособность на мировых рынках — это единственный объективный показатель, который позволит судить о реальных успехах выстроенной правительством системы импортозамещения. Да, сегодня в России подписан закон о стандартизации, в рамках российской системы качества создается инфраструктура тестирования товаров на предмет их соответствия стандартам. Однако настоящую проверку наши товары пройдут, только когда выйдут на зарубежные рынки и будут оцениваться не авторами министерских докладов, а потребителями. Тогда и можно будет говорить о каких-то итогах работы по импортозамещению. А пока это лишь соревнование ведомств в «художественной статистике».
поддержать проект
Подпишитесь на «Русскую Планету» в Яндекс.Новостях
Яндекс.Новости