Новости – Люди












Люди
Мякининский узел

Станция метро «Мякинино». Фото: Александр Щербак / ТАСС
Как станция метрополитена в Красногорском районе Подмосковья оказалась в центре интересов влиятельных бизнес-групп
17 августа, 2016 11:00
8 мин
Столичный мэр Сергей Собянин пообещал не закрывать станцию метро «Мякинино», расположенную к западу от города. И хотя никакого отношения к станции Собянин не имеет, его словам можно верить. Но почему вообще зашел разговор о закрытии станции, без особых проблем функционирующей уже седьмой год?
Земля и станция
Формальная причина названа пресс-службой метрополитена: в вестибюлях «Мякинино» отсутствуют пункты досмотра пассажиров и соответствующие технические устройства, поэтому с 22 августа станцию надо закрыть. А лучше с 19-го — пронеслась и тут же потухла дополнительная новость, оказавшаяся, видимо, ложной тревогой.
Данная станция впервые в истории отечественного метро построена на принципах частно-государственного партнерства, и какая она — частная или государственная, не очень понятно. Московский метрополитен считает собственником станции компанию Crocus Group, принадлежащую предпринимателю Аразу Агаларову. При этом сам Агаларов узнал о перспективах закрытия из прессы — возможно, его подчиненные просто не докладывали боссу о предупреждениях метрополитена, а возможно, этих предупреждений и не было.
Пресс-служба метрополитена объясняет ситуацию так: «В отношении "Мякинино" не может выполняться закон о транспортной безопасности, поскольку между метро и собственником станции не урегулированы имущественно-земельные отношения». Когда у нас где-то говорят о неурегулированных земельных отношениях, сразу доносится отчетливый запашок рейдерства: кому-то явно хочется урегулировать эти отношения в свою пользу. «Мякинино» — наземная станция, она находится на первом этаже парковочного комплекса «Крокус-Экспо». Земля под ней принадлежит комплексу, а вот на станцию владелец земли не претендует. Метрополитен готов взять станцию, но исключительно вместе с землей. А этого «Крокус-Экспо» допустить не может, предвидя очевидные последствия в виде как минимум арендной платы за пользование этой землей (напомним — над станцией расположена многоэтажная парковка), как максимум… «ночь длинных ковшей» еще свежа в памяти.
Между тем владение станцией метрополитена — это сплошные расходы. В метрополитене надеялись, что их возьмет на себя инвестор, а Агаларов счел свою задачу выполненной в момент сдачи станции в эксплуатацию. Арендную плату с метрополитена «Крокус» не требует, но непонятно, кто должен вкладываться в доделку и развитие станции. И это — самая очевидная, лежащая на поверхности причина конфликта.
Стопами Онищенко
При этом маловато веры в то, что метрополитен действительно озабочен безопасностью пассажиров. Мы знаем массу примеров внезапной заботы о россиянах, обусловленной откровенно экономическими или политическими причинами: вспомните, как Роспотребнадзор регулярно находил страшную отраву в продуктах из стран, с которыми в тот момент ссорилась Россия. Неужели «Мякинино» и впрямь самая опасная станция, а безопасность обеспечивается именно пунктами досмотра? Вы в час пик на «Выхино» постойте — вот где настоящие опасности (давка, карманники, неблагополучный район). А уж про площадь трех вокзалов и говорить нечего — досматривающих хоть отбавляй, а чемпионство по криминалу остается.
Но закрыть пытаются именно «Мякинино» — первую станцию на территории Московской области, первую построенную с привлечением частного капитала.
Судя по всему, Агаларову предъявлен ультиматум — или бери на баланс станцию, или отдай землю под ней.
Закрыть станцию — закрыть линию
Помимо метрополитена (точнее, его кукловодов), «Крокуса» и подзабытых пассажиров, в деле есть еще одна заинтересованная сторона — видный столичный застройщик ГК «Мортон», тоже рискнувший вложиться в развитие метрополитена. «Мортон» тянет ветку надземного метро «Стрела» в Ильинское-Усово, причем пересадка на эту ветку должна быть организована как раз в Мякинино. Президент компании Александр Ручьев уже заверил, что транспортная доступность объектов «Мортона» не пострадает: «Они устранят замечания и откроют». Однако если станция «Мякинино» будет закрыта всерьез и надолго, инвестор «Стрелы» и его многочисленные клиенты начнут испытывать определенные неудобства.
Что ж, паны дерутся — у холопов чубы трещат. Главными пострадавшими от возможного закрытия любого транспортного объекта являются простые люди — пассажиры, водители, но их интересы учитываются только на словах.
Трудное детство
У «Мякинино» вообще сложная судьба: пассажиры этой станции изначально рассматривались как дойные коровы. В первоначальном плане продления Арбатско-Покровской линии в Митино этой станции не было, тоннель шел из Крылатского напрямую к Волоколамке. Однако влиятельные азербайджанские застройщики, плотно сотрудничавшие с тогдашней администрацией города, очень хотели видеть метро в «Крокус-Экспо», чтобы обеспечить стабильный поток клиентов — на местных развязках автодорог особо не разгуляешься, многим проще ехать в метро, чем стоять в пробках. Агаларов тряхнул мошной, Лужков похвалил интересный опыт — и стороны ударили по рукам. После чего… принялись соперничать — кто меньше вложит в строительство.
Трудно без слез сравнивать первоначальный проект станции и финальный результат. Все интересные элементы оформления, оригинальная подсветка, качественные отделочные материалы постепенно заменялись на дешевые аналоги и паллиативные решения. В результате мы получили невразумительную станцию в стиле «джамшут-ремонта». Единственное, что ей идет, это откровенно недостаточное освещение: оно удачно скрывает расходящиеся швы и свежие потеки. Лифтами для маломобильных пассажиров станция не оборудована, что вообще-то дикость для 2009 года.
И вот семь лет спустя метрополитен «вдруг» заметил недоделки. Случайно, на ровном месте такого не происходит.
Кто все эти люди?
С точки зрения простых пассажиров, в этой ситуации столкнулись «плохой и еще хуже». Московским транспортникам доверия в принципе нет — они ходят под Максимом Ликсутовым, что пока является характеристикой, а скоро станет приговором. А роль азербайджанской диаспоры в нашей стране трудно назвать позитивной: эти люди несут иную культуру, иные жизненные принципы. В условиях обострения религиозно-культурного противостояния это влечет для России серьезные риски, да и рост безработицы заставляет внимательнее присматриваться к качеству приезжей рабочей силы.
Благодетель Мякининской поймы Араз (Арас) Искендер оглы Агаларов, бывший комсомольский активист, а ныне владелец Crocus Group как раз и является одним из лидеров азербайджанской диаспоры в России и входит в число 50–60 самых богатых людей нашей страны. «Крокус» удивительно удачно получает самые вкусные имиджевые проекты: к саммиту АТЭС во Владивостоке, к футбольному ЧМ-2018, подмосковную ЦКАД. Замахнуться на интересы такого человека могут только очень безрассудные или очень влиятельные люди. Впрочем, памятна судьба другого московского азербайджанца Тельмана Исмаилова, «Черкизон» которого снесли в ходе образцово-показательной операции. Но имя истинного заказчика атаки на «Мякинино» и «Крокус» мы узнаем, только если она окажется пробным шаром перед полномасштабным залпом.
А этого, скорее всего, не произойдет: вмешательство местных администраций (красногорской, областной, московской) поможет спустить ситуацию на тормозах. Конечно, при масштабах деятельности «Крокуса» и вхожести его руководства в самые высокие кабинеты, казалось бы, сил всей подмосковной администрации не хватит, чтобы повлиять на инвестора злополучной станции. Однако, как ни крути, Подмосковье — самый перспективный рынок застройки в России, и ссориться с его руководством никто не собирается. Правда, метрополитен даже в Московской области управляется из Москвы, но сейчас времена не лужковские, открытых конфликтов между сросшимися регионами нет.
Будем надеяться, что инцидент с «Мякинино» не оттолкнет других инвесторов, желающих вложиться в строительство транспортной инфраструктуры, а лишь заставит их тщательнее относиться к оформлению бумаг: уже «на берегу» необходимо знать не только условия строительства, но и дальнейшую юридическую судьбу объекта. Понятно, что при желании можно докопаться и до столба, но в случае с «Мякинино» правовые нестыковки действительно налицо.
***
СМИ очень живо отреагировали на конфликт двух «несобственников» станции. Никогда еще «Крокус-Экспо» не получал такого объема бесплатной рекламы. Что тоже вполне может быть истинной причиной «бури в Мякининской пойме»…
поддержать проект
Подпишитесь на «Русскую Планету» в Яндекс.Новостях
Яндекс.Новости