Мякининский узел
Станция метро «Мякинино». Фото: Александр Щербак / ТАСС

Станция метро «Мякинино». Фото: Александр Щербак / ТАСС

Как станция метрополитена в Красногорском районе Подмосковья оказалась в центре интересов влиятельных бизнес-групп

Столичный мэр Сергей Собянин пообещал не закрывать станцию метро «Мякинино», расположенную к западу от города. И хотя никакого отношения к станции Собянин не имеет, его словам можно верить. Но почему вообще зашел разговор о закрытии станции, без особых проблем функционирующей уже седьмой год?

Земля и станция

Формальная причина названа пресс-службой метрополитена: в вестибюлях «Мякинино» отсутствуют пункты досмотра пассажиров и соответствующие технические устройства, поэтому с 22 августа станцию надо закрыть. А лучше с 19-го — пронеслась и тут же потухла дополнительная новость, оказавшаяся, видимо, ложной тревогой.

Данная станция впервые в истории отечественного метро построена на принципах частно-государственного партнерства, и какая она — частная или государственная, не очень понятно. Московский метрополитен считает собственником станции компанию Crocus Group, принадлежащую предпринимателю Аразу Агаларову. При этом сам Агаларов узнал о перспективах закрытия из прессы — возможно, его подчиненные просто не докладывали боссу о предупреждениях метрополитена, а возможно, этих предупреждений и не было.

Пресс-служба метрополитена объясняет ситуацию так: «В отношении "Мякинино" не может выполняться закон о транспортной безопасности, поскольку между метро и собственником станции не урегулированы имущественно-земельные отношения». Когда у нас где-то говорят о неурегулированных земельных отношениях, сразу доносится отчетливый запашок рейдерства: кому-то явно хочется урегулировать эти отношения в свою пользу. «Мякинино» — наземная станция, она находится на первом этаже парковочного комплекса «Крокус-Экспо». Земля под ней принадлежит комплексу, а вот на станцию владелец земли не претендует. Метрополитен готов взять станцию, но исключительно вместе с землей. А этого «Крокус-Экспо» допустить не может, предвидя очевидные последствия в виде как минимум арендной платы за пользование этой землей (напомним — над станцией расположена многоэтажная парковка), как максимум… «ночь длинных ковшей» еще свежа в памяти.

Между тем владение станцией метрополитена — это сплошные расходы. В метрополитене надеялись, что их возьмет на себя инвестор, а Агаларов счел свою задачу выполненной в момент сдачи станции в эксплуатацию. Арендную плату с метрополитена «Крокус» не требует, но непонятно, кто должен вкладываться в доделку и развитие станции. И это — самая очевидная, лежащая на поверхности причина конфликта.

Стопами Онищенко

При этом маловато веры в то, что метрополитен действительно озабочен безопасностью пассажиров. Мы знаем массу примеров внезапной заботы о россиянах, обусловленной откровенно экономическими или политическими причинами: вспомните, как Роспотребнадзор регулярно находил страшную отраву в продуктах из стран, с которыми в тот момент ссорилась Россия. Неужели «Мякинино» и впрямь самая опасная станция, а безопасность обеспечивается именно пунктами досмотра? Вы в час пик на «Выхино» постойте — вот где настоящие опасности (давка, карманники, неблагополучный район). А уж про площадь трех вокзалов и говорить нечего — досматривающих хоть отбавляй, а чемпионство по криминалу остается.

Но закрыть пытаются именно «Мякинино» — первую станцию на территории Московской области, первую построенную с привлечением частного капитала.

Судя по всему, Агаларову предъявлен ультиматум — или бери на баланс станцию, или отдай землю под ней.

Закрыть станцию — закрыть линию

Помимо метрополитена (точнее, его кукловодов), «Крокуса» и подзабытых пассажиров, в деле есть еще одна заинтересованная сторона — видный столичный застройщик ГК «Мортон», тоже рискнувший вложиться в развитие метрополитена. «Мортон» тянет ветку надземного метро «Стрела» в Ильинское-Усово, причем пересадка на эту ветку должна быть организована как раз в Мякинино. Президент компании Александр Ручьев уже заверил, что транспортная доступность объектов «Мортона» не пострадает: «Они устранят замечания и откроют». Однако если станция «Мякинино» будет закрыта всерьез и надолго, инвестор «Стрелы» и его многочисленные клиенты начнут испытывать определенные неудобства.

Что ж, паны дерутся — у холопов чубы трещат. Главными пострадавшими от возможного закрытия любого транспортного объекта являются простые люди — пассажиры, водители, но их интересы учитываются только на словах.

Трудное детство

У «Мякинино» вообще сложная судьба: пассажиры этой станции изначально рассматривались как дойные коровы. В первоначальном плане продления Арбатско-Покровской линии в Митино этой станции не было, тоннель шел из Крылатского напрямую к Волоколамке. Однако влиятельные азербайджанские застройщики, плотно сотрудничавшие с тогдашней администрацией города, очень хотели видеть метро в «Крокус-Экспо», чтобы обеспечить стабильный поток клиентов — на местных развязках автодорог особо не разгуляешься, многим проще ехать в метро, чем стоять в пробках. Агаларов тряхнул мошной, Лужков похвалил интересный опыт — и стороны ударили по рукам. После чего… принялись соперничать — кто меньше вложит в строительство.

Трудно без слез сравнивать первоначальный проект станции и финальный результат. Все интересные элементы оформления, оригинальная подсветка, качественные отделочные материалы постепенно заменялись на дешевые аналоги и паллиативные решения. В результате мы получили невразумительную станцию в стиле «джамшут-ремонта». Единственное, что ей идет, это откровенно недостаточное освещение: оно удачно скрывает расходящиеся швы и свежие потеки. Лифтами для маломобильных пассажиров станция не оборудована, что вообще-то дикость для 2009 года.

И вот семь лет спустя метрополитен «вдруг» заметил недоделки. Случайно, на ровном месте такого не происходит.

Кто все эти люди?

С точки зрения простых пассажиров, в этой ситуации столкнулись «плохой и еще хуже». Московским транспортникам доверия в принципе нет — они ходят под Максимом Ликсутовым, что пока является характеристикой, а скоро станет приговором. А роль азербайджанской диаспоры в нашей стране трудно назвать позитивной: эти люди несут иную культуру, иные жизненные принципы. В условиях обострения религиозно-культурного противостояния это влечет для России серьезные риски, да и рост безработицы заставляет внимательнее присматриваться к качеству приезжей рабочей силы.

Благодетель Мякининской поймы Араз (Арас) Искендер оглы Агаларов, бывший комсомольский активист, а ныне владелец Crocus Group как раз и является одним из лидеров азербайджанской диаспоры в России и входит в число 50–60 самых богатых людей нашей страны. «Крокус» удивительно удачно получает самые вкусные имиджевые проекты: к саммиту АТЭС во Владивостоке, к футбольному ЧМ-2018, подмосковную ЦКАД. Замахнуться на интересы такого человека могут только очень безрассудные или очень влиятельные люди. Впрочем, памятна судьба другого московского азербайджанца Тельмана Исмаилова, «Черкизон» которого снесли в ходе образцово-показательной операции. Но имя истинного заказчика атаки на «Мякинино» и «Крокус» мы узнаем, только если она окажется пробным шаром перед полномасштабным залпом.

А этого, скорее всего, не произойдет: вмешательство местных администраций (красногорской, областной, московской) поможет спустить ситуацию на тормозах. Конечно, при масштабах деятельности «Крокуса» и вхожести его руководства в самые высокие кабинеты, казалось бы, сил всей подмосковной администрации не хватит, чтобы повлиять на инвестора злополучной станции. Однако, как ни крути, Подмосковье — самый перспективный рынок застройки в России, и ссориться с его руководством никто не собирается. Правда, метрополитен даже в Московской области управляется из Москвы, но сейчас времена не лужковские, открытых конфликтов между сросшимися регионами нет.

Будем надеяться, что инцидент с «Мякинино» не оттолкнет других инвесторов, желающих вложиться в строительство транспортной инфраструктуры, а лишь заставит их тщательнее относиться к оформлению бумаг: уже «на берегу» необходимо знать не только условия строительства, но и дальнейшую юридическую судьбу объекта. Понятно, что при желании можно докопаться и до столба, но в случае с «Мякинино» правовые нестыковки действительно налицо.

***

СМИ очень живо отреагировали на конфликт двух «несобственников» станции. Никогда еще «Крокус-Экспо» не получал такого объема бесплатной рекламы. Что тоже вполне может быть истинной причиной «бури в Мякининской пойме»…

Незваные двухколесные Далее в рубрике Незваные двухколесныеСтоличный метрополитен не готов к предоставлению возможности провозить велосипеды

Комментарии

Авторизуйтесь чтобы оставлять комментарии.
Интересное в интернете
Дискуссии без купюр.
Читайте «Русскую планету» в социальных сетях и участвуйте в обсуждениях
Каждую пятницу мы будем присылать вам сборник самых важных
и интересных материалов за неделю. Это того стоит.
Закрыть окно Вы успешно подписались на еженедельную рассылку лучших статей. Спасибо!
Станьте нашим читателем,
сделайте жизнь интереснее!
Помимо актуальной повестки дня, мы также публикуем:
аналитику, обзоры, интервью, исторические исследования.
личный кабинет
Спасибо, я уже читаю «Русскую Планету»