Новости – Люди












Люди
Слишком сомневающийся архиепископ

Архиепископ Кентерберийский Джастин Уэлби. Фото: Gareth Fuller/АР
Глава Церкви Англии рассказал о том, что теракты в Париже «пробили брешь» в его вере
24 ноября, 2015 07:00
8 мин
Архиепископ Кентерберийский, примас Англии Джастин Уэлби в интервью британской The Independent признал, что теракты в Париже заставили его усомниться в существовании Бога. По его словам, смерть 130 человек «создала трещину в броне» его веры. «В субботу утром я гулял и молился, спрашивая Бога, почему это происходит», — сказал он. Также, говоря о терактах в столице Франции, Уэлби отметил, что использование религии для манипуляции людьми — одна из самых серьезных проблем настоящего времени. С этим вполне можно согласиться, но при чем тут Англиканская церковь, руководителем которой является Уэлби?
«Религия настолько сильно определяет поведение людей, что она всегда являлась инструментом нечестных людей, которые заставляли других делать то, что они хотят», — пояснил священнослужитель. По мнению архиепископа, религию извратили, и это стало одним из самых ужасных явлений современной жизни. Но ведь в данном случае это касается террористов, и только их. Любому прихожанину известно, что дьявол действует через людей, а люди могут выбирать любой путь, потому как Господь сделал их абсолютно свободными, иначе они бы и не были людьми, созданными «по образу и подобию Божию».
Конечно, у каждого человека бывают сомнения, есть ли Бог или нет? Особенно часто такие вопросы возникают после каких-нибудь трагических событий. И здесь нет ничего необычного: человеку вообще свойственно сомневаться, ведь он создан Богом абсолютно свободной личностью. И, конечно, в такие сложные жизненные моменты по слабости нашей натуры и рождается вопрос, почему Бог попустил гибель стольких людей?
Даже сам Господь перед арестом, зная о крестных муках, в Гефсиманском саду воскликнул: «Отче мой! если возможно, да минует Меня чаша сия; впрочем, не как Я хочу, но как Ты». Святой Иоанн Дамаскин так комментирует сей отрывок: «Когда воля человеческая отказывалась принять смерть, а воля Божественная позволяла этому проявлению человечества, тогда Господь сообразно Своей человеческой природе находился в борьбе и страхе. Он молился, чтобы избежать смерти. Но так как Его Божественная воля желала, чтобы Его воля человеческая приняла смерть, — страдание стало вольным и по человечеству Христову».
Этот отрывок говорит, что смерть от неприятеля, и именно духовного неприятеля, коим, безусловно, явились террористы, не напрасна, и за нею следует Воскресение. И разве эти слова не стали бы утешением для верующего английского народа, не проявил бы он этим солидарность с французскими братьями? А у архиепископа нашлись лишь слова о том, что последствия терактов поколебали его веру.
Святейший патриарх Московский и всея Руси Кирилл нашел гораздо более теплые и братские слова в адрес президента Франции Франсуа Олланда: «Терроризм приносит неисчислимые беды, калечит человеческие жизни, пытается посеять страх. На его пути должна стать решительная воля, преодолевающая существующие разногласия и мобилизующая страны и народы на солидарное и мужественное сопротивление этому злу. Молюсь Милосердному Господу об упокоении невинно убиенных, о даровании пострадавшим скорейшего выздоровления, а их семьям, родным и близким — утешения и стойкости в выпавшем испытании».

Джастин Уэлби и Папа римский Франциск (слева направо) во время частной аудиенции в Ватикане
Джастин Уэлби и папа римский Франциск (слева направо) во время частной аудиенции в Ватикане. Фото: Alessandra Tarantino/АР
Надо сказать, это уже не первое заявлением примаса о том, что он не очень-то верит в Бога. Так, недавно он делился соображениями, что «уже не раз сомневался в существовании Бога из-за несправедливости, господствующей в мире». Глава Англиканской церкви отметил, что в различных жизненных ситуациях он задавался вопросом: если Бог есть, где он? Надо же, как задевает его эта тема. Неужели Уэлби как теолог не изучал книгу Готфрида Вильгельма Лейбница о теодицее, целью которой было намерение показать, что зло в мире не противоречит благости Бога и что действительно, несмотря на многие бедствия, сей мир является лучшим из материальных миров. Но если сомнения можно простить женщине, потерявшей детей, рабочему лондонский верфи с неустроенной жизнью, то уж сэру Джастину Уэлби таким наивным в данном вопросе невозможно быть ни по воспитанию, ни по его жизни, ни по нынешнему высокому церковному положению. Значит, повторение «мантры» имеет иной смысл. Смеем предположить, политический.
Начало церковной карьеры Уэлби необычайно интересно. Дело в том, что по образованию он нефтяник. В отрасли проработал 11 лет, последние шесть — в Enterprise Oil в качестве управляющего финансами, занимался преимущественно проектами на Северном море и в Западной Африке. Но потом случилось горе: в 1983 году в автокатастрофе погибла его семимесячная дочь. Все переменилось в семье Уэлби. Вначале он, продолжая работать в нефтяной отрасли, стал мирским руководителем церкви. Потом получил теологические образование и пошел вверх по церковной карьерной лестнице, пока не добился высшей должности в церкви Англии.
Не исключено, что его карьера в промышленности, позднее обращение к церкви, тяжелая личная потеря — возможно, все вместе, а возможно, и совершенно другие причины — сделали Джастина Уэлби одним из самых либеральных священников Англиканской церкви. Особенно это видно по его отношению к гомосексуализму. Он буквально принуждает верующих толерантно относиться к геям. Более того, он как будто боится их: «Недавние дебаты об однополых браках показывают, что Церковь рискует оказаться идущей не в ногу с меняющимся обществом. Церковные лидеры должны пересмотреть свое отношение к гомосексуалистам, даже если им это не нравится». Он подчеркнул, что «нравится нам или нет, но мы должны принять, что в области сексуальности произошла революция», что «существует заметная враждебность к позиции Церкви, мы должны пересмотреть наш курс и осознать новый контекст».
Неужели Уэлби, получивший теологические образование, не знает, что не Господь «подстраивается» под современность, которой для Него не существует, Он живет вне времени. Это нам, людям жизнь свою надо строить по неизменяемым Божьим законам.
Однако эксперты указывают на политические мотивы во всех последних высказываниях архиепископа, который еще возглавляет Всемирное англиканское сообщество. Как и в Православной церкви, каждая национальная англиканская церковь (в Америке их именуют епископальными), а их 44 в мире, совершенно независима. Раз в 10 лет англиканские епископы собираются на так называемые Ламбетские конференции, где председательствует в качестве почетного главы архиепископ Кентерберийский. Однако проблема гомосексуальности так расколола англиканское сообщество, что «собрать» его можно будет с трудом. Так, англикане-африканцы ратуют за введение смертной казни за гомосексуализм, а их северо-американские коллеги выступают за утверждение официальной доктрины о необходимости ставить епископов-гомосексуалистов на свободные кафедры (у них уже есть несколько). Как видите, противоречия практически нерешаемы. Очередную Ламбетскую конференцию решили перенести на неопределенное время. Поэтому, возможно, Уэлби своими разговорами о «сомнениях в существовании» Бога хочет сделать из англиканского сообщества некий клуб церквей англиканского происхождения и запретить англиканам разных стран напрямую общаться друг с другом, а только непосредственно через него — архиепископа как главы всего сообщества (кстати, третьей после католиков и православных христианской конфессии). Некоторые усматривают в этом элементы папизма.
Но дело дошло до того, что африканцы устраивают приходы в США, куда приходят англикане, не согласные с гомосексуальной ориентацией тамошних приходов. И американские англикане проникают в Африку и создают там толерантные к геям общины. Начался полный бардак. Вот, возможно, Джастин Уэлби и пытается всем сказать: «Ребята, давайте жить дружно. Каждый устраивает церковь только у себя дома. К геям относится, как требуют законы каждой страны. А Бога, может, и вообще нет. Но зато у нас есть общее прошлое». Ну, или что-то в таком духе.
К чему приводят подобные эксперименты, история знает хорошо. К полному исчезновению подобных сообществ. Ибо незачем ходить в Церковь, где нет Иисуса Христа.
поддержать проект
Подпишитесь на «Русскую Планету» в Яндекс.Новостях
Яндекс.Новости