Славянский апостол
Апостол Андрей. Фото: wikipedia.org

Апостол Андрей. Фото: wikipedia.org

Дошел ли Андрей Первозванный до мест, где ныне Новгород и Ладога

13 декабря Православная церковь вспоминает апостола Андрея, первого ученика Христа. В России это без преувеличения самый почитаемый апостол. Именно с его именем связано приобщение нашего народа к христианству, о чем сегодня напоминают многочисленные храмы в его честь и Андреевский флаг, символ верности делу и чести.

Первозванный

Из-за того, что Андрей был первым учеником Христа, его именовали Первозванным. Сведения евангелистов о его встрече со Спасителем разнятся. Марк пишет: Иисус, идя по берегу моря Галилейского, увидел братьев — рыбаков Андрея и Симона. «Идите за мною, — обратился к ним Мессия. — И я сделаю, что вы будете ловцами человеков».

Евангелист Иоанн сообщает: Андрей был учеником Иоанна Крестителя и встретился с Иисусом раньше. «Вот идет агнец Божий», — сказал Креститель Андрею. Тот последовал за Иисусом и провел с ним остаток дня. Вечером он рассказал об этом Симону, своему брату, и они вернулись к Мессии уже вдвоем. Тогда же Симон получил новое имя: Кифа, или Петр, что означает «камень». Под именем апостола Петра он и вошел в историю.

Имя «Андрей» — греческое, оно означает «мужественный», хотя по происхождению апостол был иудеем. Он родился в городе Вифсаида на берегу Тивериадского озера — в Писании озеро называют Галилейским морем. Сегодня от Вифсаиды остались одни развалины, но во времена Христа это был бойкий многонациональный рыбацкий город, где соседствовали друг с другом разные народы, в том числе греки. Заимствование имен не было редкостью.

Рассказ евангелиста Иоанна дает повод предположить: апостол Андрей был религиозен и до встречи с Христом. А иначе зачем бы он пошел в ученики к Иоанну Крестителю? Иоанн проповедовал скорое пришествие Мессии. Он говорил: придет Спаситель, который изменит мир. В это верили многие, и Андрей был одним из них. Придя первым, он пойдет за Христом до конца.

Путь к славянам

По преданию, после вознесения Мессии его ученики бросали жребий, в какой земле проповедовать каждому из них. Андрею досталась Скифия. Эта область современной Восточной Европы протянулась от Дуная до верховьев Дона. Античный историк Геродот писал: «Далее на восток жили скифы. За ними — исседоны, за исседонами — аримаспы, одноглазые люди». Не все сведения Геродота впоследствии подтвердились, но в том, что касается Скифии, с ним не спорят. Современная наука только уточняет: кочевья скифов простирались на восток намного дальше, вплоть до Сибири.

Евсевий Кесарийский, историк IV века, говоря о походе апостола в Скифию, ссылался на утраченное произведение Оригена, своего коллеги и предшественника. Позже церковные писатели дополнят и детализируют эту историю. Маршрут Андрея пролегал по Днепру, а также по побережью Черного моря — северному и западному, скажут они. Следуя этому пути, апостол якобы дошел до города Византий, где поставил первого епископа. Позже Византий станет центром одноименной империи, на его месте появится Константинополь.

Некоторые историки полагают, что легенда о посещении Андреем Византия внедрялась с политической целью. Константинополю требовался статус «апостольской» церкви (то есть основанной апостолом). Это было нужно, чтобы встать вровень с Римом и Александрией Египетской. Кафедру в Риме, по преданию, основал апостол Петр, кафедру в Александрии — апостол Марк. Сказание о путешествии Андрея равняло Константинополь с этими городами.

С этой же целью в «Повесть временных лет» позже добавился рассказ о хождении Андрея на киевские холмы. Летопись говорит, что на месте Киева апостол водрузил крест и провозгласил: «Здесь воссияет благодать Божья, и встанет великий город!»

Вероятнее всего, «правки» в летопись внесли по указанию князя Владимира Мономаха. В новой версии текста апостол добрался до Новгорода и пошел вверх по Днепру до тех мест, где нынче стоит Новгород. От Новгорода он отправился к озеру Нево (ныне — Ладожское), и там, на горах валаамских установил еще один крест. По легенде, из этого креста позже вырос Валаамский монастырь. Летопись сообщает, что на севере Андрея более всего изумила баня, где люди обливаются квасом и бьют себя прутьями: «и до того добьют, что едва вылезут, чуть живые…» Легенда о посещении Андреем Первозванным новгородских земель была вставлена в Киевский летописный свод с простой целью, полагал историк Антон Карташев: так автор-киевлянин хотел подшутить над северянами-новгородцами, показать, что все на севере не так.

Другие версии хождений апостола вообще не упоминают путешествие по Днепру. В «Деяниях Андрея», тексте II века, сообщается: апостол прошел по южному берегу Черного моря и отправился на запад.

Конец пути

Мученичество св. Андрея

Мученичество св. Андрея. Фото: wikipedia.org

Житие говорит: вернувшись из похода к скифам, Андрей принял мученическую смерть на кресте в греческих Патрах. По преданию, на казнь его отправил местный правитель Егеат. Он разгневался, узнав, что из-за проповедей Андрея люди меняют языческую веру на христианство.

Апостола привязали к кресту в форме буквы Х. Его руки и ноги по приказу Егеата специально не стали прибивать гвоздями: правитель посчитал, что это продлит мучения приговоренного. Житие сообщает: до самого конца Андрей не прекращал проповеди. А в момент смерти его крест озарило небесное сияние.

Спустя почти семнадцать столетий Х-образный крест станет символом русского флота. На мачтах кораблей появится флаг, который так и назовут — «андреевским». По одной из версий, проект флага — голубое перекрестье на белом фоне — нарисовал лично император Петр I.

В конце концов вопрос о том, как далеко апостол углублялся в русские земли, не так важен, сходятся во мнении историки церкви. Важнее другое: своей судьбой Андрей соединил юг и север огромного пространства, которое позже назовут Святой Русью.

«Он прозрел, что именно на этой земле будет ярко светить свет Христов, и так оно и произошло, — сказал Святейший патриарх Кирилл. — Земля наша украшена подвигом великого сонма мучеников и преподобных, благоверных князей и простых людей, имена которых не остались в истории, но которые, подобно Андрею Первозванному,  жизнью своею запечатлели верность Христу».

Бэтмен, Мозговой, теперь Батя Далее в рубрике Бэтмен, Мозговой, теперь БатяВ ЛНР убит казачий командир Павел Дремов

Комментарии

13 декабря 2015, 21:56
С причала рыбачил апостол Андрей, а спаситель бродил по воде, и Сидхатрха ответил спокойно Андрей никакого причала здесь нет
14 декабря 2015, 15:11
Ну, справедливости ради, дошел ли апосл Андрей до древних русов, или нет - это неважно, ибо принятие христианство произошло только опосля 8 веков, когда само по себе христианство было полностью дискредитировано политикой европейских монархов...
15 декабря 2015, 12:45
Ну а почему бы ему не дойти до Новгорода? Наверняка дошел - руки-ноги есть... Во всяком случае до Киева уж точно дошел, исходя из поговорки, ибо апостолы все языкастыми были, говорливыми...)
Кстати, не пойму - зачем церковь до сих пор использует этот старорусский деревенский жаргон, как то: «Идите за мною, — обратился к ним Мессия. — И я сделаю, что вы будете ловцами человеков». Почему Человеков", а не людей? Для пущего эффекта? Или церковь пытается дать нам иллюзию того, что палестинец-иудей (по другим данным ассириец или арамеец) Иисус говаривал с апостолами на старорусском наречии...? Смешно, честное слово...)
Авторизуйтесь чтобы оставлять комментарии.
Интересное в интернете
Дискуссии без купюр.
Читайте «Русскую планету» в социальных сетях и участвуйте в обсуждениях
Каждую пятницу мы будем присылать вам сборник самых важных
и интересных материалов за неделю. Это того стоит.
Закрыть окно Вы успешно подписались на еженедельную рассылку лучших статей. Спасибо!
Станьте нашим читателем,
сделайте жизнь интереснее!
Помимо актуальной повестки дня, мы также публикуем:
аналитику, обзоры, интервью, исторические исследования.
личный кабинет
Спасибо, я уже читаю «Русскую Планету»