Симеон Столпник: между землей и небом
Симеон Столпник. Изображение: pravoslavie.ru

 

Симеон Столпник. Изображение: pravoslavie.ru  

Зачем аскеты древности поселялись на каменных столбах

6 июня Православная церковь вспоминает святого Симеона Столпника — чудотворца и аскета, который сорок лет провел, стоя на каменной колонне. «Русская планета» рассказывает, как начиналась история столпничества и почему она сошла на нет.

Видение

Столп его год от года рос. Сначала был он высотой в четыре локтя, то есть два метра. Затем высота его выросла до двадцати локтей. Через несколько лет, чтобы увидеть его, стоящего наверху, паломником приходилось задирать головы так высоко, как они могли: высота столпа, сообщает житие, была уже около сорока локтей, сейчас сказали бы «высота в пятиэтажный дом».

На двенадцатый год стояния было ему видение. Вблизи столпа на огненной колеснице спустился к нему некто в виде ангела и сказал: «Слушай, Симеон! Бог неба и земли послал меня к тебе, чтобы взял я тебя, подобно Илие, пророку, на небо — ибо ты достоин такой чести за святость жития своего».

Тогда поднял Симеон правую ногу, чтобы ступить на колесницу, но вместе с тем — перекрестился. В этот момент колесница исчезла как пыль. И понял Симеон, что был то не ангел, но дьявол.

Так описывает искушение Симеона-столпника его житие. «Столпником» этого сирийского монаха, жившего в V веке, прозвали потому, что он первым взошел на столп — возвышение из камней, и простоял на нем, согласно разным версиям жития, от 37 до 70 лет, не сходя на землю.

То, что Симеон пойдет по пути аскезы — радикальной и невиданной прежде, было ясно уже в его юношеские годы. Восемнадцати лет от роду юноша принял монашеский постриг. Но даже в монастыре его стремление «утомлять тело», как называет это духовный писатель XVIII века Димитрий Ростовский, вызывало ужас монахов.

В один из дней Симеон обвязал себя колючей веревкой так сильно, что «рассекла она плоть до костей». Это увидела братия, которая возмутилась перед настоятелем: «Откуда ты привел к нам сего человека? Мы не можем воздерживаться от пищи, как он; к тому же от тела его исходит тяжелейшее зловоние, так что никто не может стоять рядом с ним».

Настоятель, узнав об этом, возмутился и изгнал Симеона из монастыря: «Почему ты желаешь разрушить правила монастырские? Уходи же, прошу тебя, и продолжай делать, что хочешь».

Потом, сообщает житие, Симеону позволят вернуться в монастырь. Но вскоре молодой монах покинет обитель сам — уйдет тайно, в одну из ночей. Когда в следующий раз настоятель услышит о нем, звать монаха будут уже Столпником — слух о нем, как о чудотворце и исцелителе будет идти по всей Малой Азии.

Камень на камне

На первом столпе простоял Симеон четыре года, как пишет Димитрий Ростовский в «Житиях святых»: «Изобрел он небывалый способ избавиться от суеты людской. Для того чтобы приходящие не могли касаться его, умыслил он построить столп и стоять на нем».

В монастыре города Калат-Семан в Сирии, построенном в память о чудотворце, стоят остатки одного из столпов — валуны на каменной плите. Высокие колонны в двадцать и выше локтей, для которых требовались большие камни, устраивали Симеону люди.

Кадр из фильма Луиса Бунюэля «Симеон Столпник»

Наверху столпа часто ставили небольшую хижину, причем крышу в ней делали не всегда. Иногда хижина имела окно, которое аскет мог открывать по своему желанию. При столпнике почти всегда жил подопечный, он приносил подвижнику пищу и воду, остальное время оставаясь на земле, пишет иеромонах Алексий (Кузнецов), исследователь столпничества.

Стояние Симеона удивляло святых отцов-пустынников, которые прежде не видели такой формы подвижничества. Стремясь испытать его, они отправили посланников с просьбой к Симеону слезть со столба и «следовать житию древних». Если он откажется, решили пустынники, значит, подвиг его от лукавого, «ибо нет в нем послушания». Симеон прошел испытание с честью. «Когда посланные пришли к нему и возвестили решение собора святых отцов, то он тотчас ступил ногою на лестницу, желая сойти вниз. Видя это, посланные закричали: «Нет, не сходи, святой отче, но пребывай на столпе. Теперь мы знаем, что начатое тобой дело — от Бога. Да будет же Он тебе помощником да конца», — пишет Димитрий Ростовский.

В общей сложности Симеон Столпник простоял на каменной колонне около 40 лет. Вокруг нее всегда были люди, просившие у святого исцеления и избавления от бед. Паломничество к столпам Симеона не прекращалось и после его кончины.

О смерти святого народу объявил его ученик Антоний. Встревоженный тем, что наставник в течение трех дней не выходил к людям, Антоний поднялся на столп и нашел в хижине его тело, навеки замершее в молитве. На месте смерти Симеона позже выстроили монастырь.

Последователи

Аскетический образ жизни святого Симеона привлек много последователей. Так появилось и развилось столпничество как явление. Влияние столпников исследователи видят в действиях «пещерных» отшельников Феодосия и Антония Печерских, основателей Киево-Печерской Лавры, и в молитвенном 1000-дневном стоянии на камне святого Серафима Саровского.

Интересно, что церковь, прославляя древних подвижников-столпников, рекомендовала молодым монахам, решившим повторить их подвиги, подходить к делу с осторожностью и не всем дозволяла это. Причиной было то, что не все могли выдержать аскезу и обратить ее себе на пользу, а не во вред. Так, постепенно, столпничество уходило из церковной жизни. Одно из последних свидетельств «моления на камне» относится к деяниям преподобного Серафима Вырицкого, то есть к 30-м годам XX века. Сегодня столпничество практикуют некоторые старцы-отшельники святой горы Афон.

История же с видением дьявола, который искушал Симеона-Столпника во время первого стояния, имела продолжение. Согласно житию, когда поднял Симеон правую ногу, чтобы ступить на огненную колесницу, и перекрестился, то дьявол с колесницей исчез. Тогда «познал Симеон бесовское прельщение, раскаялся и ногу свою, которой хотел ступить на бесовскую колесницу, казнил тем, что стоял на ней одной целый год». 

Александр Пушкин: «Наше предназначение — есть, пить и быть свободными» Далее в рубрике Александр Пушкин: «Наше предназначение — есть, пить и быть свободными»Великий русский поэт — о своем дебюте, отношении к критикам, блюстителям нравственности, о воспитании молодежи и уроках истории

Комментарии

07 июня 2015, 09:48
Текст был удален модератором, так как нарушает правила комментирования
Авторизуйтесь чтобы оставлять комментарии.
Интересное в интернете
История, политика и наука с её дронами-убийцами
Читайте ежедневные материалы на гуманитарные темы. Подпишитесь на «Русскую планету» в соцсетях
Каждую пятницу мы будем присылать вам сборник самых важных
и интересных материалов за неделю. Это того стоит.
Закрыть окно Вы успешно подписались на еженедельную рассылку лучших статей. Спасибо!
Станьте нашим читателем,
сделайте жизнь интереснее!
Помимо актуальной повестки дня, мы также публикуем:
аналитику, обзоры, интервью, исторические исследования.
личный кабинет
Спасибо, я уже читаю «Русскую Планету»