Шпионская история
Главная проходная ГАЗа. Фото: Ольга Абрамова / «Русская планета»

Главная проходная ГАЗа. Фото: Ольга Абрамова / «Русская планета»

Кто сдал немцам координаты Горьковского автозавода во время Великой Отечественной и почему лишь спустя 30 лет нашли предполагаемого информатора

Город Горький во время ВОВ сильно пострадал из-за своей открытости. В 1930-е годы на его оборонных предприятиях работали иностранцы, в том числе из «дружественной» Германии. Один из этих людей в военные годы — генерал люфтваффе, вероятно, «сдал» немцам Горьковский автозавод, из-за чего тот был почти полностью разрушен. Официально известно: разведчики приезжали в город и после войны, так что «шпиономания» 1950-х здесь могла быть оправданной.

Немец в городе

В 40-е годы каждый второй автомобиль, каждый третий танк и каждая четвертая артиллерийская установка изготавливались в Горьком.

— Город Горький, являясь одним из наиболее важных индустриальных центров страны, был также и одной из основных мишеней для фашистской авиации, — рассказывает РП Владимир Сомов, доктор исторических наук, профессор кафедры истории и политики России ННГУ имени Лобачевского. — В течение трех военных лет, с 1941-го по 1943-й, на Горьковскую область было совершено 47 налетов, в которых участвовало 811 самолетов.

Первый налет произошел 4 ноября 1941 года. Тогда мишенью немцев стал Горьковский автозавод. Как писали заводчане в дневниках и своих воспоминаниях, самолеты летали так низко, что на их крыльях можно было различить свастику. От них отделялись и с завыванием летели на землю бомбы.

Василий Лапшин, который во время войны работал на Горьковском автозаводе в должности главного энергетика, с 1 декабря 1940 года и на протяжении всей войны вел свой дневник. После бомбежки он пишет: «Утром были видны обгоревшие трупы, части тела, разбросанные вокруг. Жутко было смотреть на эту картину».

Как следует из дневника Лапшина, автозаводчане быстро перестроились и привыкли к воздушным тревогам. Во время стрельбы рабочие продолжали работать за станками. А пол на заводе заливали водой, чтобы от падения горящих фрагментов здания не начался пожар.

В июне 1943 года, готовясь к наступлению под Курском, немецкое командование решило нанести массированный удар по промышленным центрам Поволжья. В связи с этим решено было закамуфлировать стратегически важные строения города. В Кстовском районе, недалеко от современного села Федякова, из стекла и фанеры соорудили так называемый «ложный объект» — огромный муляж ГАЗа для обмана немецкой авиации. Но бомбили немцы все равно настоящий завод.

Как рассказывала директор музея ГАЗ Наталья Колесникова, «вечером 4 июня 45 двухмоторных бомбардировщиков «Хейнкель-111» из эскадрилий KG-27 и KG-55 поднялись с аэродромов в районе Орла и Брянска, взяв курс на Горький… Из 45 самолетов к городу прорвались 20. Они повесили на парашютах примерно 80 осветительных ракет. Стало светлее, чем даже днем. Сбросили 289 фугасных бомб, 260 из них — на автозавод. В первый налет из строя были выведены главный конвейер автозавода, рессорный цех, кузница № 3. В районе оказались разрушенными несколько домов и больница. Вспыхнули десятки пожаров, нарушилась подача воды, связь».

За этим последовали еще два налета: в ночь с 5 на 6 июня, в котором участвовало 80 «хейнкелей», и в следующую ночь — 157. В этот третий, самый жуткий налет было разрушено 12 цехов, склады, депо, но больше всего пострадал колесный цех. Именно он был сверхважным объектом. Здесь изготавливались, в частности, колеса для пушек, катки для всех танков Т-34, корпуса снарядов для реактивных установок «Катюша» и многое другое. Не случайно Берии, приезжавшему инкогнито на завод в июне 1943 года, Сталин поручил немедленно, любой ценой восстановить колесный цех. Специалисты тогда дали заключение, что на это потребуется несколько лет. Однако героическими усилиями людей завод был восстановлен за 100 дней и ночей, к концу октября 1943 года.

Но почему все-таки немцы целенаправленно бомбили ГАЗ, а не камуфляж? Позже выяснилось, что здесь ранее работал человек, который снабжал врагов секретной информацией.

Стенд, посвященный горьковчанам-участникам ВОВ. «Мозаика» выполнена из снимков участников Вечного полка. Фото: Ольга Абрамова / «Русская планета»

— Сохранились воспоминания Чинченко, одного из ветеранов завода (Федор Демьянович Чинченко, лауреат Государственной премии, пятикратный лауреат ВДНХ, Почетный гражданин Нижнего Новгорода. — РП): в 1943 году он был заместителем начальника колесного цеха. Он никак не мог понять, почему автозавод бомбили так ожесточенно, при том, что он тщательно маскировался, — консультирует РП Марина Марченко, заместитель директора общественно-политического архива Нижегородской области, — И лишь в сентябре 1976-го, когда Чинченко был в Берлине на совещании СЭВ (Совет экономической взаимопомощи. — РП), он встретил бывшего работника штаба воздушного корпуса дальней авиации Германии господина Нидерера.

«Он показал нам фото, в центре которого я увидел моего бывшего начальника на ГАЗе Леопольда Финка, — вспоминал потом Чинченко на встрече ветеранов, посвященной 50-летию восстановления Горьковского автозавода. — На снимке он был в генеральской форме. А на автозаводе до войны он проектировал все подземные коммуникации, а потом работал у нас заместителем начальника ОТК завода (ОТК — Отдел технического контроля. — РП). Так что знал все об автозаводе 1932-1937 годов». Этот факт приводится в книге историков Анны Горевой и Алексея Вдовина «Все для Победы».

Работал Леопольд Финк по контракту, подписанному Молотовым. А в 1937 году его вместе с семьей в 24 часа выслали из СССР. О дальнейшей его судьбе мало что известно. По словам Чинченко, в 1943 году он командовал в Германии корпусом стратегической авиации. С тех самых пор следы Финка обрываются. На совещании СЭВ он не присутствовал. Может, погиб во время войны, попал в плен или, как представитель немецкого командования, получил большой срок. А может, дожил почти до наших дней…

Скупали карты и литературу

— Думаю, эта «шпионская» история вполне могла произойти на самом деле, — рассуждает Владимир Сомов. — А на строительстве автозавода действительно были задействованы иностранные специалисты. В том числе и немецкие. Напомню, что между СССР и Германией до войны существовал договор о сотрудничестве. Вполне возможно, что этот самый Финк действительно по контракту трудился у нас какое-то время, а с началом войны снабдил немцев известной ему информацией. Либо это огромный просчет наших спецслужб. Кстати, у нас в регионе были подобные случаи. Поэтому это отчасти оправдывает и репрессии, и «шпиономанию» в годы войны.

Горький всегда был лакомым куском для разного рода «вражеских лазутчиков».

— Наш город до 1990-х не случайно был закрытым, — отмечает Марина Марченко. — Почему к нам не пускали иностранцев? Потому что у нас было много предприятий оборонного комплекса, которые выпускали вооружение. Зарубежные специалисты все же приезжали к нам работать по контракту. Но пребывали они здесь только в определенных границах. В начале 1990-х годов статус «закрытого города» был снят, и Нижний стал доступен для посещений иностранцами.

Как отмечает историк Александр Осипов в книге «Из истории Нижегородских спецслужб», в 1956 году Горький посетили 78 иностранцев из капиталистических стран, в их числе находились 22 установленных разведчика. А в 1957 году — уже 245 гостей из капиталистических стран, в том числе 26 официальных разведчиков из состава дипломатического корпуса. «Находясь в городе, иностранцы покупали в магазинах различные карты, справочники, военную, научную и техническую литературу, книги, характеризующие экономику СССР и отдельных районов, — пишет Осипов. — Иностранные разведчики не только изучали военные объекты со стороны, но и пытались проникнуть туда. Передвигаясь по городу и области на такси, иностранцы интенсивно опрашивали водителей такси, задавая им, в частности, вопросы о численности населения Горького, материальном положении граждан, названии некоторых предприятий, прежних названиях улиц города».

В итоге беспардонные действия визитеров вынудили руководство страны 4 августа 1959 года издать постановление Совета министров СССР «О закрытии города Горького для посещения иностранцами». 

От «рыковки» до денатурата Далее в рубрике От «рыковки» до денатуратаПочему не удалось победить пьянство во времена СССР

Комментарии

05 декабря 2015, 18:31
А что в это время делали хвалёные советские ПВО?
06 декабря 2015, 13:21
Вы неуч или притворяетесь?
06 декабря 2015, 16:25
Хвалеными они стали значительно позже 1941 года...!
06 декабря 2015, 16:20
Не понимаю чему тут удивляться!?? Тут и ежу понятно, что если на закрытом производстве работают иностранцы, то утечка информации будет почти наверняка.
А по нашим временам, в случае глобального военного конфликта, все секреты сольют в одно мгновение, если ещё не всё слили...(((((
14 декабря 2015, 11:06
После начала войны нужно было делать чистку стратегически важных оборонных предприятий от всякого рода иностранцев. Это же вопрос национальной безопасности.
Авторизуйтесь чтобы оставлять комментарии.
Интересное в интернете
Читайте самое важное в вашей ленте
Подпишитесь на «Русскую планету» в социальных сетях и читайте наиболее актуальные материалы
Каждую пятницу мы будем присылать вам сборник самых важных
и интересных материалов за неделю. Это того стоит.
Закрыть окно Вы успешно подписались на еженедельную рассылку лучших статей. Спасибо!
Станьте нашим читателем,
сделайте жизнь интереснее!
Помимо актуальной повестки дня, мы также публикуем:
аналитику, обзоры, интервью, исторические исследования.
личный кабинет
Спасибо, я уже читаю «Русскую Планету»