Шотландские замки за деньги Мандельштама
Пикет у северо-западного отделения Российского авторского общества. Фото: Елена Пальм / ТАСС

Пикет у северо-западного отделения Российского авторского общества. Фото: Елена Пальм / ТАСС

Защитники авторских прав намного богаче, чем большинство их «клиентов»

Российское авторское общество в очередной раз угодило в пикантную ситуацию. Главное управление экономической безопасности и противодействия коррупции МВД официально заинтересовалось деятельностью четырех организаций, работавших под «материнским» крылом РАО. Три из них незаметно самоликвидировались, успев получить неплохие активы от защитников авторских прав.

Семейный подряд, часть 1

Речь идет о ЗАО «Сервисно-эксплуатационная компания», ЗАО «Управляющая компания «Медиа-М», ЗАО «Медиа Менеджмент» и ЗАО «Управляющая компания «Музыкальный Олимп». У них несложные «семейные» отношения: ЗАО «Сервисно-эксплуатационная компания» — «дочка» РАО, а остальные — «дочки» этого ЗАО, то есть «внучки» РАО. К сожалению, в этой «семье» счастья не было: все три «внучки» умерли в младенчестве, успев, впрочем, вкусить сладкой жизни.

Добавим, что у РАО есть еще и родные «братик с сестричкой» — Российский союз правообладателей и Всероссийская организация интеллектуальной собственности, так или иначе находящиеся под руководством одних и тех же лиц. Совсем недавно был инициирован процесс объединения этих во многом дублировавших друг друга организаций в одну гигантскую структуру — профсоюз деятелей культуры «Российское авторское общество». В связи с этим событием — ясное дело, устраивающим далеко не всех, — началась возня как вокруг, так и внутри «правозащитных» организаций.

Совсем недавно был избит Андрей Кричевский — деятель всех трех организаций, тесно сотрудничавший со спецслужбами. И теперь вот, как говорят, по анонимному доносу начаты проверки покойных «внучек» и их успешно функционирующей «матушки».

«Известия» приводят цифры, согласно которым РАО внесло неплохое «приданое» в уставный капитал Сервисно-эксплуатационной компании, а именно недвижимость и автомобили общей стоимостью 557 млн рублей. «Дочка» оказалась нежадной и отдала и 132 млн рублей компании «Медиа М», 118 млн рублей — «Медиа Менеджменту» и 48 млн рублей — «Музыкальному Олимпу». Все это передавалось не деньгами, а очень привлекательными объектами строительства, в основном в центре Москвы. «Внучки» по уставу своему и должны были заниматься управлением недвижимым имуществом. Правда, ни одна из них долго не наслаждалась полученным «приданым»: все они успешно реализовали вверенные им площади и скончались тихо и без мучений, не прожив и двух лет. Куда же делись полученные «малышками» средства, сейчас выясняют компетентные органы.

Не будем подменять их, делая далеко идущие выводы. Однако можно сказать четко: люди, планирующие работать честно и выполнять порученные им функции, не создают мутные многоуровневые холдинги с коротким сроком жизни и непонятным функционалом.

Семейный подряд, часть 2

Так уж получилось, что корни нынешних проблем РАО уходят далеко в застой и при этом имеют конкретные имена и фамилии.

В 1973 году СССР присоединился к Всемирной конвенции об авторском праве — до этого мы безнаказанно переводили и публиковали все, что хотели, но не могли защитить интересы собственных авторов за рубежом. В целом нас это устраивало: мы брали все лучшее, а Запад не слишком интересовался советской литературой. Тем не менее в поисках дополнительных валютных поступлений Советский Союз все же подписался под международными соглашениями (что интересно, под устаревшей их редакцией), хотя и не слишком ревностно их соблюдал в дальнейшем.

Однако финансовые отношения в сфере авторского права все же начали налаживаться, и за несколько лет советские чиновники научились извлекать прибыль из сотрудничества с наивным Западом. И по счастливому совпадению именно в этот момент в далеком 1978-м, еще до Афганистана, Олимпиады и перестройки, в отдел международных расчетов валютного управления Всесоюзного агентства по авторским правам пришла работать бухгалтером Вера Владимировна Федотова — молодая мама симпатичного карапузика Сережи. Так что в прямом смысле с молоком матери мальчик стал впитывать основы авторского права и его пользу для страны в целом и семейства Федотовых в частности.

Но вот отгремели Олимпиада, Афганистан, перестройка, выдержал первую осаду Белый дом — и Всесоюзное агентство по авторским правам плавно преобразовалось в Российское авторское общество. Пока юный Сережа заканчивал школу и готовился к поступлению в вуз, Вера Федотова самоотверженно возглавила отдел валютных расчетов в новой организации. К числу несомненных достоинств опытного бухгалтера следует отнести умение работать с молодежью. Так, в официальной биографии Сергея Федотова написано, что он с 1997 года (то есть с 20 лет) трудился в сфере охраны авторских прав (то есть где-то недалеко от мамы), а в 1999-м уже возглавил музыкальное издательство при РАО. Примерно в то же время его мать стала главным бухгалтером всего РАО. Природе явно некогда было отдохнуть на сыне заслуженного экономиста Российской Федерации: сейчас Сергей Федотов является генеральным директором Российского союза правообладателей и Российского авторского общества — двух из трех как бы сливающихся организаций.

Сергей Федотов

Сергей Федотов. Фото: Валерий Левитин / РИА Новости

После вступления России в ВТО, когда полномочия РАО вроде бы были исчерпаны, Сергею Федотову удалось избежать планировавшегося пересмотра системы коллективного управления авторскими правами, что говорит о завидных связях молодого гендира. И речь тут идет уже не о его матушке, а о президенте Российского союза правообладателей, главном лоббисте защиты авторских прав во всем мире — о Никите Михалкове. Не надо удивляться тому, что любая критика в адрес молодого блондина Федотова привычно объясняется тем, что «кто-то копает под Никиту Сергеевича».

Грунт, кирпич, бетон и стекло

Но, казалось бы, какая связь между успешно реализованной недвижимостью и биографией генерального директора? Дело в том, что страсть к земле и зданиям в принципе присуща Сергею Федотову, он любит грунт, кирпич, бетон, стекло гораздо больше, чем абстрактные авторские права, которые даже нельзя пощупать. Этой любовью заинтересовались даже в Госдуме, и первый зампредседателя комитета по информационной политике Вадим Деньгин не выбирал выражений: «без зазрения совести», «постыдный факт» — это все о каком-то шотландском четырехэтажном замке XV века с угодьями на 14 гектаров, который Сергей Федотов прикупил на честно заработанный в РАО миллион фунтов (свыше 100 млн рублей по текущему курсу). Поборник авторских прав справедливо заметил в ответ, что государственным служащим не является и рассматривает такие высказывания как вторжение в личную жизнь.

Также личной жизнью является недвижимость гендиректора РАО в Брайтоне и Лондоне.

Свою страсть Сергей Федотов, видимо, тоже унаследовал от матери: согласно данным об их личной жизни, они владеют огромными квартирами соответственно на Малой и Большой Бронной; Вера Владимировна покупала также дома и землю в элитных районах Подмосковья. Общие суммы, потраченные семьей на грунт, кирпич, бетон и стекло, соотносимы с годовым доходом вверенных им организаций.

Впрочем, ничего удивительного в этом нет. Об уровне работы рядового персонала РАО ярко свидетельствуют материалы на официальном сайте организации, где сотрудники слезно просят откликнуться авторов или их наследников, которых никак не удается найти. Среди них, например, Гоша Куценко (ни от кого не прячется, можем поделиться его контактами с РАО) или Егор Летов (скончался в 2008-м, но его вдова Наталья Чумакова тоже не скрывается). Более того, РАО на полном серьезе ищет наследников Осипа Мандельштама, скончавшегося бездетным в сталинских лагерях в 1938 году, хотя общеизвестно, что его вдова тоже не оставила наследников и права на творческое наследие Мандельштама с 1980 года принадлежат государству: сначала СССР, потом Российской Федерации.

Очевидно, что если в РАО даже не слышали о столь заметных фигурах, профессионализм специалистов организации позволительно поставить под сомнение. И платить большие зарплаты им не за что: все должно достаться лучшим.

* * *

А в заключение, вспомнив всю предысторию вопроса — избиение, анонимный донос, подозрения в выводе средств, напомним безусловно известную вам цитату из советской классики:

«И, наконец, остановимся на серии самовзрывающихся акционерных обществ под цветистыми нахально-кооперативными названиями: "Интенсивник", "Трудовой кедр", "Пилопомощь" и "Южный лесорубник". И всем этим вертел не господин Фунт, узник частного капитала, а мой друг подзащитный», — говорил Остап Бендер в своей пламенной речи, обращенной к Александру Корейко. Кстати, сразу после этого Александр Иванович пытался Остапа убить. Слишком, слишком много совпадений.

США: «Не ice»! Далее в рубрике США: «Не ice»!ВЦИОМ рассказал о думах россиян про Америку Читайте в рубрике «Закон» Дорогой наш почтальонВо сколько обходятся бюджету аппетиты госчиновников? Дорогой наш почтальон

Комментарии

01 сентября 2015, 09:25
Почему же у нас подобные инциденты начинают рассматриваться уже после того, как деньги прожраны-разворованы, а сами фирмы канули в лету?! Почему нет должного контроля за целевым расходованием средств?!
01 сентября 2015, 10:16
Давно пора расформировать эту отрасль и обеспечить прозрачность управления во всех подобных структурах. И вообще, передать функции управления Роспатенту. До каких пор мы будем наблюдать как какие-то гопники из 90-х паразитируют на народном достоянии, коим является любое т.н. "авторское право"???
02 сентября 2015, 11:20
Начать нужно с того , что никакого авторского права быть не должно! Любое творение - это порождение коллективного бессознательного и должно принадлежать обществу априори. А все эти РАО - мошенники в квадрате
Авторизуйтесь чтобы оставлять комментарии.
Интересное в интернете
Дискуссии без купюр.
Читайте «Русскую планету» в социальных сетях и участвуйте в обсуждениях
Каждую пятницу мы будем присылать вам сборник самых важных
и интересных материалов за неделю. Это того стоит.
Закрыть окно Вы успешно подписались на еженедельную рассылку лучших статей. Спасибо!
Станьте нашим читателем,
сделайте жизнь интереснее!
Помимо актуальной повестки дня, мы также публикуем:
аналитику, обзоры, интервью, исторические исследования.
личный кабинет
Спасибо, я уже читаю «Русскую Планету»