Сходка в Стамбуле
Фото: Thomas Meyer / ТАСС

Фото: Thomas Meyer / ТАСС

Казахстан согласился пускать китайские грузы в Европу в обход территории РФ

Крупные транспортно-логистические операторы Турции, Казахстана, Азербайджана и Грузии на выставке Logitrans в Стамбуле договорились об учреждении консорциума. Данная структура займется развитием маршрута транспортировки китайских товаров в Европу. Участники намерены запустить первый демонстрационный поезд из Китая в Европу и организовать в этом направлении регулярный контейнерный сервис.

Основную ставку консорциум сделает на Транскаспийский транспортный маршрут (ТТМ) «Китай — Турция — Европа», который, как ни сложно догадаться, идет в обход России. В рамках этого проекта в течение 2016 года запланирована транспортировка через территорию Грузии нескольких тысяч контейнеров из Поднебесной. Также в 2016 году предполагается подключение Украины, которая будет переправлять грузы в Северную и Восточную Европу.

Директор Trans Caucasus Terminals (дочерняя структура «Грузинской железной дороги») Леван Сулаберидзе заявил, что благодаря реализации ТТМ Грузия «вновь возвратится» к древнему «Шелковому пути». Основные нитки «Великого Шелкового пути» через территорию современной Грузии никогда не проходили, но Сулаберидзе сделал ремарку явно неспроста.

 «Шелковый путь»: альтернативы для РФ нет

В сентябре 2013 года китайский лидер Си Цзиньпин во время визита в Казахстан официально провозгласил курс на формирование современного аналога существовавшего в древности «Великого Шелкового пути». Создание сухопутного маршрута транспортировки товаров в Европу для Пекина является основным приоритетом внешнеэкономической деятельности, и Россия играет здесь одну из главных ролей.

Исполнительный директор Российско-китайского экспертного центра Роман Буртовой пояснил «Русской планете», почему Пекин хочет воссоздать «Шелковый путь». «В настоящее время около 80% грузов КНР экспортирует по морю через Суэцкий канал. С учетом срока производства и времени доставки европейский потребитель получает товар примерно через три месяца. "Шелковый путь" через Россию сократит время доставки до 12–15 суток (сейчас это 40–45 суток)».

На данный момент проект «Шелкового пути» находится в стадии переговоров. Наиболее оптимальный и легкий маршрут пролегает через Уйгурский автономный район, Казахстан, Россию (Оренбургская область — Татарстан — Москва) и Белоруссию. В случае реализации проекта наша страна может стать важнейшим звеном в транзите китайских товаров, получая от этого соответствующие бонусы.

Собеседник «Русской планеты» констатирует, что из-за множества логистических цепочек у российских бизнесменов часто не хватает денег на закупку товаров в КНР. «Процентные ставки в России высокие, а китайцы товарный кредит не дают. Сейчас структура бизнеса с Китаем фактически сломана, и "Шелковый путь" исправит положение дел», — считает Буртовой.

Выставка Logitrans в Стамбуле. Фото: Logitrans

При очевидной выгоде «Шелковый путь» будет иметь ряд негативных последствий для РФ. «"Шелковый путь" сократит издержки, увеличит грузооборот и, соответственно, товарооборот. Китай станет безальтернативной мировой фабрикой. Россия, получив легкий доступ к китайским товарам, рискует окончательно похоронить свою промышленность, которая, впрочем, и так практически не работает. Нет добра без худа», — рассуждает Буртовой.

Как бы то ни было, российское руководство дало понять, что будет бороться за участие в «Шелковом пути». Этому способствует текущая внешнеполитическая конъектура: Москва и Пекин объединяют усилия на фоне агрессивных выпадов Вашингтона. Однако конкретные договоренности пока отсутствуют, а у «Шелкового пути» существуют несколько альтернативных вариантов, одним из которых как раз является Транскаспийский транспортный маршрут.

Астане есть о чем подумать

В начале августа 2015 года из Китая в Азербайджан, преодолев более 3,5 тыс. километров, прибыл первый тестовый контейнерный поезд. Это событие прокомментировал президент АО «Казахстанские железные дороги» Аскар Мамин. Топ-менеджер заявил, что «транскаспийский маршрут имеет огромный потенциал для становления Казахстана и Азербайджана транзитным мостом между Азией и Европой».

Роман Буртовой скептически относится к перспективе использования китайскими компаниями ТТМ. «Данный проект вызывает сомнения в экономической рентабельности, так как он предполагает переправу через Каспий, а потом опять морем в Европу. Китаю нужен кратчайший и безопасный сухопутный маршрут», — подчеркнул эксперт.

По сути, перевозка грузов через Каспий имеет смысл только для транспортировки китайских товаров в Закавказье и Турцию, но никак не для их транзита в ЕС. Всерьез говорить о конкуренции данного проекта по отношению к России нельзя. Но в истории с ТТМ обращает на себя внимание активная роль члена Евразийского союза — Казахстана.

Буртовой поясняет: «Участвуя в различных проектах по транспортировке китайских товаров, Казахстан в экономическом плане ничего не проигрывает. Основной маршрут "Шелкового пути" в любом случае пойдет через Казахстан, который получит новые рабочие места и серьезную финансовую подпитку, взимая плату за транзит».

После инцидента с Су-24M Казахстану и другим лояльным к Москве государствам необходимо осторожнее подходить к проектам, ориентированным на Турцию и идущим вразрез с национальными интересами России. Желания Азербайджана и Грузии переправлять китайские товары и по возможности углеводороды в обход РФ понятны и не требуют объяснения. Учитывая нынешнее состояние российско-турецких отношений, Анкара наверняка станет лучшим другом Тбилиси (Баку уже давно и прочно находится в орбите турецкого влияния).

Однако дальнейшее участие Казахстана в Транскаспийском транспортном маршруте непременно поставит под вопрос дружбу с Россией. Эту ситуацию не может не понимать президент республики Нурсултан Назарбаев. По инициативе Анкары он провел телефонные переговоры с турецким коллегой Реджепом Эрдоганом, где выразил сожаление о случившемся и озабоченность ухудшением российско-турецких отношений.

Утром 30 ноября в ежегодном послании народу Казахстана Назарбаев был более резок и откровенен: «Пока что все нюансы этого вопроса нам не известны… Но факт является в том, что российский бомбардировщик не нападал на Турцию, не шел на Турцию, шел воевать с террористами». Вывод, который сделал Назарбаев из инцидента с Су-24M, дает надежду, что Астана свернет заигрывание с Анкарой и останется надежным союзником России.

Кто расплатится за Внешэкономбанк Далее в рубрике Кто расплатится за ВнешэкономбанкУвольнение главы правления не решит проблем госкорпорации

Комментарии

30 ноября 2015, 18:03
Сейчас к сожалению надежных союзников у России нет. Верно было было сказано: "Самый надежный союзник, наша армия и флот". Плохо работаем и думаем.
02 декабря 2015, 10:23
Нормально мы работаем и думаем. Гораздо лучше, чем некоторые. Не стоит хвататься за голову из-за каких-то сомнительных новостей. Вообще, если бы там не фигурировало словосочетание "в обход России", никто бы на эту новость внимания не обратил, настолько она ничтожна
02 декабря 2015, 11:44
На одной армии и флоте в современном мире далеко не уедешь, тем более, что эту армию нужно на что-то содержать. То есть, залогом сильной армии, как гарантом сильной державы, является как раз сильная и гибкая экономика! А у нас в этом отношении сейчас как раз-таки наблюдаются серьезные проблемы.
Сейчас многое зависит от позиции Казахстана, который своим волевым решением может обеспечить нашим странам долгую и стабильную экономическую безопасность, либо же серьёзно навредить российской экономике в угоду весьма сомнительным турецким амбициям...!
02 декабря 2015, 12:52
Китай строит Великий Шелковый путь. Но это не означает, что этот путь должен содержать в себе только одну дорогу. Дорог будет множество. И заявленная дорога через Каспий - всего лишь одна из них. Основные потоки грузов, думаю, все же пойдут через Россию, так как меньше хлопот, ни границ, как таковых, ни водных преград.
30 ноября 2015, 23:14
Сейчас идет переворот в работе российских компаний, на строительном рынке, на добыче полезных ископаемых, после того как турки сбили наш самолет, турецкие компании моментально лишились заказов, а они занимали большую долю на этом рынке. в результате сейчас это место заняли российские компании, а Казахстан наш надежный союзник и Россию на Турцию не сменяет
02 декабря 2015, 11:51
Кстати говоря, часть этого рынка вполне могли бы занять и казахские компании. Если Казахстан действительно намерен позиционировать себя на перспективу как мощная азиатская держава, то это очень неплохой шанс для них проявить себя такими и активнотразвиваться в связке Китай-Казахстан-Россия-Европа.
Альтернативный же транскаспийский и транскавказский вариант гораздо менее выгоден и таит в себе множество скрытых рисков, препон и прочих подводных камней.
02 декабря 2015, 10:26
Ненужные и бессмысленные спекуляции на этой теме, которая даже не стоит обсуждения. Сколько они хотят отправить этим новым путем за весь 2016 год? Несколько тысяч контейнеров? Для сравнения - современные морские контейнеровозы перевозят от 10 до 20 тысяч контейнеров за раз. Ежедневно из Азии в Европу отправляется несколько таких. То есть, за весь 2016 год этим путем через Каспий отправят в лучшем случае половину морского контейнеровоза? Очень пугающе звучит.
Авторизуйтесь чтобы оставлять комментарии.
Интересное в интернете
История, политика и наука с её дронами-убийцами
Читайте ежедневные материалы на гуманитарные темы. Подпишитесь на «Русскую планету» в соцсетях
Каждую пятницу мы будем присылать вам сборник самых важных
и интересных материалов за неделю. Это того стоит.
Закрыть окно Вы успешно подписались на еженедельную рассылку лучших статей. Спасибо!
Станьте нашим читателем,
сделайте жизнь интереснее!
Помимо актуальной повестки дня, мы также публикуем:
аналитику, обзоры, интервью, исторические исследования.
личный кабинет
Спасибо, я уже читаю «Русскую Планету»