Школьников нацелят на работу
Фото: Артем Геодакян / ТАСС 

 

Фото: Артем Геодакян / ТАСС   

Обсуждается введение уроков по профориентации

Огромное количество россиян не работают по полученной профессии. В целом по стране порядка 65–70% выпускников не трудоустроены по специальности, рассказала старший аналитик рекрутингового портала Superjob.ru Ольга Чекалдина.

Эксперт отмечает, что для рынка труда характерна ситуация, когда среднестатистический выпускник начинает работать (возможно, на условиях частичной занятости) с 3–4 курса. Часто к моменту окончания вуза на рынок труда выходит молодой человек, имеющий опыт работы и уже приемлемый уровень дохода в области, далекой от специальности, написанной в его дипломе. Причем после окончания вуза многие предпочитают продолжить работать в сфере, в которой уже чего-то достигли.

Во время «прямой линии» президент Путин подчеркнул, что «необходимо уделять больше внимания вопросам профориентации молодежи еще со школы». И вот теперь Минобрнауки, Минтруда и Росмолодежь хотят разработать концепцию профориентации молодежи и соответствующую госпрограмму, действующую до 2025 года. Согласно планам, в российских школах могут ввести дополнительный урок по профориентации. Кроме этого, планируется создание профориентационных лагерей на время каникул.

Задачи профориентации

«Сейчас мы видим, сколько выпускников сразу после университета идут работать не по полученной специальности. Если молодые люди идут работать не по своей профессии, значит, ресурсы государства и родителей потрачены неэффективно, — комментирует «Русской планете» сложившуюся ситуацию руководитель отдела профориентации Центра тестирования и развития «Гуманитарные технологии» при МГУ им. М.В. Ломоносова Кирилл Кузнецов. — Это очень актуальная проблема профориентации, в таких условиях она крайне необходима. Другое дело, как это все правильно организовать».

Уроки профориентации помогут направить ребенка в нужное русло, учитывая его особенности. «У каждого из нас свои способности, на них влияет наследственный фактор в том числе, и определять их можно достаточно рано, — уверена карьерный консультант Анна Мухина. — В развитии детей необходимо делать упор на то, что у него получается лучше всего. Не нужно пытаться вытянуть слабую сторону, продуктивнее развивать лучшие качества».

«Основная цель профориентации — снабдить человека информацией, — продолжает она. — Вся проблема в том, что часто информацией о профессиях не владеют не только дети, но и их родители. Поэтому ребенок выбирает то, что ему понятно. Показывают по телевизору, условно говоря, дизайнеров, масса детей резко хотят стать дизайнерами, потому что видно и понятно, чем занимается дизайнер. Сейчас есть компании, которые с помощью фильмов, экскурсий рассказывают детям о различных профессиях. Хорошо, если будет такой урок в школе, еще лучше, если это занятие будет подразумевать поход куда-нибудь: в офис, на завод».

Сергей Поспелов. Фото: Юрий Машков / ТАСС

Глава Росмолодежи Сергей Поспелов видит задачей профориентации рассказ о профессиях, «которые будут востребованы через 10–15 и даже 30 лет, потому что пока молодой человек, ребенок окончит школу, потом вуз, уже другие секторы экономики будут определять востребованность профессии», — цитирует Поспелова МИА «Россия сегодня». Но для этого еще нужно научиться заглядывать в далекое будущее.

Председатель Всероссийского общества защиты прав потребителей образовательных услуг Виктор Панин смотрит на проблему школьной профориентации более приземленно.

«Я неоднократно настаивал на этом во время различных рабочих совещаний Минобрнауки и в других правительственных структурах. Уроки профориентации необходимы, чем раньше мы будем проводить подобные занятия, тем будет лучше и проще для всех участников образовательного процесса. Дети смогут раньше определяться со своими интересами, это даст возможность ребенку формировать свои представления о профессиях. Так ребенок сможет выстроить свою образовательную траекторию согласно выбранному пути. На мой взгляд, это очень важно», — считает общественник.

Нужна ли госпрограмма

В этом есть сомнения. К прямому рассказу о конкретных профессиях директор московской школы №1679, заслуженный учитель РФ Владимир Просвиркин относится скептически. «Система образования не должна заниматься профориентацией, она должна лишь показывать направление, развивать в ребенке универсальные способности», — убежден педагог.

Еще одна проблема, кто именно будет вести уроки профориентации, откуда возьмутся эти педагоги. Просто психологического образования для этого явно не хватит. «Мы готовим психологов-профконсультантов, которые работают в нашем центре, около полугода. Обычный психолог не готов к этой работе, потому что психологических знаний недостаточно, нужны знания о рынке труда, рынке образования, — уверен Кузнецов. — Без этой дополнительной информации психолог сможет дать лишь просвещающие сведения детям».

Есть риск, что разговоры о школьном курсе профориентации так и останутся нереализованным проектом. «Я работаю в этой сфере около пятнадцати лет и видел несколько волн интереса государства к профориентации, — добавляет Кирилл Кузнецов. — Создавалось что-то, были, в том числе, хорошие, интересные проекты, которые через несколько лет сводились на нет. Не могу судить почему, я вижу ситуацию снизу, а не сверху, но программы забывались, финансирование пропадало, все это становилось ненужным. Реализация будущей госпрограммы может привести нас к тому, что мы получим не профориентацию в школах, а профагитацию».

Обсуждение целесообразности принятия концепции и госпрограммы еще впереди. В то же время о необходимости повышать престиж среднего специального образования чиновники практически не говорят. В России сейчас складывается критическая ситуация с грамотными кадрами, которые умеют работать руками. Если пойти учиться в колледж станет «не стыдно», а даже модно и престижно, то может быть, и госпрограммы по профориентации не понадобится. Если государство обеспокоено перенасыщением рынка квалифицированными специалистами, так отчего бы не рекомендовать детям идти не в университет, а, например,  в колледж? 

Если завтра в окоп Далее в рубрике Если завтра в окопРоссии не нужна огромная армия, но призывную систему необходимо сохранить

Комментарии

29 апреля 2015, 22:31
Правильно, к труду нужно приобщать сызмальства. Мы, родившиеся в СССР, уже с 13-14 лет шли на стройки или в колхозы летом подрабатывать.
29 апреля 2015, 23:19
все из семьи, если папо любит лобзиком махать, доски строгать и гвозди забивать, то будет в семье труд в почете, а если нет тяги у отцов и любят они вместо пилы, телик на диване смотреть, то и результат будет соответсвующий
30 апреля 2015, 10:54
Наблюдаем медленное возвращение к тому, от чего бежали в начале 90-х, к лучшей в мире системе образования.
30 апреля 2015, 11:36
Наконец-то ! Надоели уже толпы безработных экономистов и менеджеров.
30 апреля 2015, 14:02
Паша у которого папа чиновник, на тесте получит профориентацию на юриста, а Вася у которого папа сантехник, получит профориентацию на слесаряулыбка

Все ближе и ближе двух-коридорная система образования.
30 апреля 2015, 14:17
Плох тот солдат, который не мечтает стать генералом. Ломайте стереотипы
30 апреля 2015, 20:25
Как говорит народ: это дурдой солдат мечтает стать генералом. А хороший мечтает о дембеле.
30 апреля 2015, 14:08
Текст был удален модератором, так как нарушает правила комментирования
30 апреля 2015, 15:36
А платить нормальную зп не пробовали? Педагоги вообще в рабских условиях за копейки трудятся - вот она работа по профессии! Немудрено, что многие уходят на лучшие места. А кто-то изначально поступить не может туда, куда хочет из-за коррупции, взяточничества и бесконечного пропихивания на бюджетные места папенькиных сыночков и дочек-тупиц.
30 апреля 2015, 16:20
Цитата втему:
"Слева молот справа серп
Это наш советский герб..."
Продолжение вспомните сами - это будет вашим домашним заданием.
30 апреля 2015, 16:51
Куй металл и жни пшеницу
Будешь жить и веселится
30 апреля 2015, 20:18
Хорошая попытка... Нет, ответ не верный... Следующий...
Авторизуйтесь чтобы оставлять комментарии.
Интересное в интернете
Читайте только самое важное!
Подпишитесь на «Русскую планету» в социальных сетях и читайте наиболее актуальные материалы
Каждую пятницу мы будем присылать вам сборник самых важных
и интересных материалов за неделю. Это того стоит.
Закрыть окно Вы успешно подписались на еженедельную рассылку лучших статей. Спасибо!
Станьте нашим читателем,
сделайте жизнь интереснее!
Помимо актуальной повестки дня, мы также публикуем:
аналитику, обзоры, интервью, исторические исследования.
личный кабинет
Спасибо, я уже читаю «Русскую Планету»