Сергей Чекмаев: «Фантастика — это предупредительная система»
Сергей Чекмаев. Фото: Алексей Совертков / «Русская планета»

Сергей Чекмаев. Фото: Алексей Совертков / «Русская планета»

Писатель-фантаст – о православной фантастике, сотрудничестве с церковью и ненависти представителей ЛГБТ

Разные люди называли Сергея Чекмаева по-разному. Он раздражитель и «страдающий гомофобией писатель Чекмаев» для представителей так называемой гей-общественности. Это произошло после того, как писатель выпустил сборник «Семьи.net», где около двадцати современных фантастов рассказали о мире победившей ювенальной юстиции, однополых семей и идеологии чайлд-фри. Взгляд этот по преимуществу оказался мрачным и разозлил ЛГБТ-активистов.

Литературные критики считают Чекмаева создателем нового литературного жанра – «православное городское фэнтези». Он один из первых отечественных фантастов, кто стал вводить в свои произведения персонажей, чьи поступки определяет вера, а не что-то иное.

Журналы о компьютерных играх называют его «игровым» писателем. Чекмаев занимался литературной обработкой текстов игр.

Специально для «Русской планеты» Сергей Чекмаев рассказал, как фантасты пишут о православии и как реагирует на это церковь, становится ли фантастика частью глобальной информационной войны и что приходит на смену звездолетам и бластерам.

Поле битвы — Земля

— В одном из интервью вы говорили, что фантастика вновь «стала инструментом общественно-политических дискуссий». Почему это произошло, на ваш взгляд?

— С начала 1990-х, когда вал переводной западной фантастики заполнил прилавки, ее записали в развлекательное чтиво наряду с детективом и лав стори, напрочь позабыв, какие дискуссии она в свое время вызывала. Фантастике в этих рамках было всегда неудобно. И сегодня, когда книга уступила позиции социальным сетям и сериалам, а коммерческий успех перестал быть самым важным мерилом для издателя, оказалось, что возможно издавать другую фантастику – спорную. Такую, что заставляет задумываться, негодовать, дискутировать.

— Сегодня выделился еще один жанр — патриотическая фантастика. Откуда появилось это явление и почему оказалось востребовано?

— Патриотическая фантастика существует давно, вероятно, с конца 1990-х, а то и раньше, когда вышли первые романы о великой России будущего, о суверенной космической империи.

Потом интерес к военно-исторической и военно-технической литературе породил странный жанр альтернативной истории: наши современники, попадая тем или иным способом в прошлое, исправляли ошибки, меняли вектор развития, и в итоге страна оказывалась мировым лидером, сверхдержавой, не проходя сквозь череду катаклизмов и войн.

Но вообще патриотизм — это не только военные победы. Вот, например, мы делали антологию «Семьи.net» о завтрашнем дне, в котором общество отказалось от традиционной семьи. Фабула такова: без семьи нет будущего у государства. Показательно, что ЛГБТ-сообщество увидело в проекте угрозу и немедленно отреагировало разгромной рецензией, проиллюстрировав ее изображением представителей многодетной семьи с окровавленными хищными оскалами вместо лиц.

Участник фестиваля поклонников фантастики. Фото: Игорь Руссак / РИА Новости

— Патриотическая фантастика, если судить даже только по вашим сборникам, довольно четко привязана к повестке дня: терроризм, либеральные ценности, освоение Арктики. Означает ли это, что скоро мы увидим, как фантастика реагирует на украинские события и войну в Донбассе?

— Вы будете удивлены, но фантасты начала писать про Украину задолго до нынешних событий. Сразу после первого Майдана 2004 года появились романы о столкновениях на украинской земле. Они были как пророссийской, так и антироссийской направленности, и сейчас их авторы стали идеологами сторон конфликта. Например, писатель-фантаст из Донецка Федор Березин даже дослужился до помощника коменданта города.

Сейчас уже никто не поверит, но еще в 2005 году мы с коллегами хотели выпустить антологию «Остров Крым-2» о ситуации на полуострове. Причем она могла бы стать не книгой раздора, а проектом, объединяющим обе страны, где Крым выступал бы территорией сотрудничества Украины и России. Тогда, к сожалению, не нашлось спонсоров, а сейчас ситуация изменилась настолько, что сама идея выглядит абсурдом.

— Можно говорить, что патриотическая фантастика сегодня стала частью большой информационной войны, в которой условно противостоят друг другу Россия и Запад?

— Конечно, будет странным утверждать, что американские фантастические фильмы, игры и книги выходят по указке Госдепа специально, чтобы насаждать «правильный», англосаксонский взгляд на мир. Но какие-то тренды, модные в тот или иной момент времени, становятся незримой руководящей указкой.

Если Америка воюет, к примеру, с Саддамом Хусейном или не любит Ким Чен Ына, то все потенциальные враги превращаются из абстрактных инопланетян во вполне конкретных иракцев и корейцев. В годы чеченских войн «плохие русские» ущемляли права народов Кавказа во многих голливудских «шедеврах» клаcса B. И теперь, во время украинского кризиса, «плохих русских», вероятно, станет в разы больше.

Есть такое понятие, как «мягкая сила», когда с помощью развлекательного продукта формируется общественное мнение, причем даже те, кто не смотрит CNN, знают всю «правду». А поскольку западные фильмы, компьютерные игры и книги приходят в конце концов и на наш рынок, то стоит задуматься над адекватным ответом. Точнее, думать уже поздно, надо действовать.

Священники на борту звездолетов

— Сегодня многие говорят про наступление новой эпохи, постсекулярной, когда религия стремительно возвращается в нашу жизнь. Как на это реагируют авторы-фантасты?

— Однажды в интервью я сказал: «Фантастика и религия давным-давно идут рука об руку». И это действительно так, хотя в прошлом наш жанр часто выступал как противник религии. Это было не только в СССР: за рубежом тоже писали множество постапокалиптических сценариев о религиозной диктатуре будущего. Фантастика, как ей свойственно, работала предупредительной системой, хотя, конечно, во многих таких произведениях можно найти и оскорбительные параллели.

Но сейчас в фантастику пришло много верующих авторов, и они готовы поднимать те или иные проблемы с точки зрения человека воцерковленного, да и общий градус информированности в вопросах религии у писателей-фантастов стал выше. Если раньше в текстах они, например, позволяли себе называть православного священника «святым отцом», что недопустимо, то сегодня подобные ляпы появляются все реже. В произведениях фантастов служители церкви уже не ходят в одной лишь сутане с белым воротничком. Кроме образов, транслируемых западной литературой и кинематографом, появились и свои, собственные.

— Можем ли мы говорить о появлении особого поджанра — православной фантастики?

— Действительно, с приходом в литературу верующих авторов такой поджанр появился. Одно время это стало даже модным трендом, выходили целые сборники православной фантастики. Но, если судить по гамбургскому счету, священник с кадилом на борту ударного звездолета не делает фантастику православной. А таких произведений было множество. Важно, чтобы герои книги поступали как глубоко верующие люди, в рамках православной этики и морали, исповедовали принципы добра и справедливости. Только тогда можно отнести книгу или рассказ к православной фантастике.

Сергей Чекмаев. Фото: Алексей Совертков / «Русская планета»


— Насколько серьезно сама церковь, на ваш взгляд, воспринимает сегодня фантастические произведения, где она упоминается? Вы получали какой-то фидбэк от священнослужителей?

— Именно так произошло с моим романом «Анафема». Я писал книгу о создании уникальной спецслужбы для борьбы с сектами и преступлениями против личности. Мне было интересно представить, сможет ли она действовать, если ее офицеров будет удерживать от служебного преступления, подлога и превышения полномочий не высокая зарплата или даже долг и честь, а вера.

В то время я имел весьма туманное представление о буднях церкви, ее структуре и об иерархии. Поэтому книга получилась далекой от реальности, с массой фактических ошибок. Но роман заметили представители Московского патриархата, и мне предложили встретиться, побеседовать. Вторую часть «Анафемы» я писал уже после прочтения всего фидбэка, так что, надеюсь, ошибок там гораздо меньше.

Один из моих сборных проектов — антология «Империум. К 400-летию дома Романовых» — и вовсе вышел при поддержке Екатеринбургской епархии. Это сборник фантастических рассказов о том, какой могла бы стать Россия, если бы в 1917 году отказалась от революции и выбрала монархический путь развития. Сама идея понравилась в епархии, а в юбилейный год мы даже приезжали в Екатеринбург и Нижний Тагил представлять книгу читателям и общественности.

Виртуальные рычаги

— Патриотический элемент сегодня проникает и в компьютерные игры. На ваш взгляд, нужно ли их разработчикам придерживаться исторических фактов или они вольны трактовать их как хотят?

— Игра на историческом материале только тогда станет по-настоящему популярной, когда будет опираться на реальные события и факты. Массовый игрок патриотичен, это доказывают исследования, проведенные во многих странах. Ему интереснее играть за свою страну, водить в бой армии соотечественников, при сопоставимом качестве, разумеется. Если дать геймеру выбор, он с большим удовольствием сядет за виртуальные рычаги родной военной техники. И, конечно, он хочет побеждать на ней, как его отцы и деды в прошлом. Поэтому чем активнее и точнее разработчики следуют исторической правде, тем больше у игры поклонников, хотя и критиков тоже.

— Как вы можете прокомментировать инцидент с приостановкой продаж одной из частей игры Сompany of Heroes из-за предвзятого и искаженного изображения Красной армии в ней? Там были, напомню, изображены заградотряды, расстрелы, ГУЛАГ. Можно сказать, что игры, как и книги, становятся частью информационной войны?

— Я более чем уверен: нет смысла запрещать что-либо, не отвечающее реальным историческим событиям. Любой запрет — лучшая реклама продукта. Как только потребитель слышит, что та или иная игра снята с продажи, он немедленно задается вопросом: а что в ней такого интересного? Где бы скачать, посмотреть? В итоге лезет на торренты, и запрет работает на руку создателям. Вместо того чтобы запрещать плохое, нужно предлагать свое, хорошее.

Я не думаю, что производитель игры осознанно занимался искажениям, как и положено рядовому солдату информационной войны. Нет, просто канадский разработчик транслировал фон собственных СМИ о Восточном фронте: ГУЛАГ, заградотряды, политруки, расстрелы. Противостоять этому мы можем только совместно – запускать свои телеканалы, информационные порталы, снимать фильмы, делать игры и печатать книги.

— Какие сюжеты патриотических игр вы считаете перспективными?

— Мне кажется, надо пропагандировать любые успехи державы. Ведь история России — это не только славные победы на поле боя, это и научные достижения, великие географические открытия, промышленные прорывы и совершенно особая культурная идентичность. Нельзя зацикливаться на чем-то одном, патриотизм не бывает односторонним.

Голодовкой по застройщику Далее в рубрике Голодовкой по застройщикуКраснодарским дольщикам отказывает в личном приеме врио губернатора Читайте в рубрике «Культура» Дмитрий Грачев: «Смех действительно продлевает жизнь»Новый герой рубрики «Наши люди» на «Русской Планете» рассказал о «механике» русского юмора Дмитрий Грачев:  «Смех действительно продлевает жизнь»

Комментарии

06 июля 2015, 10:00
Как говаривал Владимир Войнович: "Фантастика, как и детектив, это вообще не литература, а чепуха, вроде электронных игр, которые способствуют развитию массового идиотизма."
при этом сам Войнович писал выдуманные истории только в путь, да и кто такой этот Войнович, что воспринимать его мнение всерьез
06 июля 2015, 13:40
Зато интересно. А по поводу "развития массового идиотизма" - это уже явный перебор. Без фантазии и мечты, так же как и без загадки и интриги жизнь была бы скучна и пресна.
06 июля 2015, 15:39
Когда речь заходит о фантастике, большинство человечества вспоминают прежде всего "Звёздные Войны" или "Звёздный Путь". И ужЕ потом - Бредбери или Азимова. А ведь эти имена имеют, без преувеличения, мировую известность.
***
"Православная фентези", "патриотическая фантастика" - это даже не просто фантастика русская. Это должно быть нечто весьма обособленное и узко-нишевое.
Так сказать, "на любителя".
***
Спасибо автору материала за упоминание игры. Скачал - посмотрю.
***
Очень люблю Ивана Ефремова. Стругацкие бесподобные. Свою фантастику развивать надо!
06 июля 2015, 17:01
Все очень интересно. Правда подзаголовок смущает. Меня вообще смущает, когда говорят о вере, боге, церкви уважительно и тут же считают свою ненависть праведной, забывая о том , что религия это совершенно не приветствует.
Авторизуйтесь чтобы оставлять комментарии.
Интересное в интернете
Читайте только самое важное!
Подпишитесь на «Русскую планету» в социальных сетях и читайте наиболее актуальные материалы
Каждую пятницу мы будем присылать вам сборник самых важных
и интересных материалов за неделю. Это того стоит.
Закрыть окно Вы успешно подписались на еженедельную рассылку лучших статей. Спасибо!
Станьте нашим читателем,
сделайте жизнь интереснее!
Помимо актуальной повестки дня, мы также публикуем:
аналитику, обзоры, интервью, исторические исследования.
личный кабинет
Спасибо, я уже читаю «Русскую Планету»