«Семьи, в которых растет по 4–5 детей, — “попали”»
Лагерь расположен в живописной лощине в километре от Дона неподалеку от хутора Пятиизбянский в Калачевском районе. Фото из группы «ВКонтакте»

Лагерь расположен в живописной лощине в километре от Дона неподалеку от хутора Пятиизбянский в Калачевском районе. Фото из группы «ВКонтакте»

Как работает единственный в Волгоградской области семейный православный летний лагерь

В Волгоградской области уже несколько лет функционирует семейный православный летний лагерь «Истоки». Кроме отдыха с семьей, не требующего отказа от привычного образа жизни по христианским правилам, одним из достоинств лагеря является возможность неформального общения православных людей, среди которых есть и невоцерковленные. О плюсах совместного отдыха детей и родителей, традициях и правилах, действующих в лагере «Истоки», «Русской Планете» рассказали его директор Светлана Жидкова и духовный попечитель, заведующий миссионерским отделом Волгоградской епархии протоиерей Александр Сазонов.

Лагерь находится в живописной лощине в километре от Дона неподалеку от хутора Пятиизбянский в Калачевском районе, где раньше располагался пионерлагерь имени Аркадия Гайдара. В 2003 году «Истоки» получил благословение митрополита Волгоградского и Камышинского Германа. Кроме православного уклада жизни, от других летних лагерей его отличает то, что дети отдыхают здесь вместе с родителями.

— Всю весну меня атакуют родители, которые хотят своих детей куда-то пристроить на лето, чтобы их там воспитывали, а они работали, — делится бессменный духовный попечитель лагеря протоиерей Александр Сазонов. — Я их тоже понимаю, но для этого есть другие лагеря, число которых в последние годы, к сожалению, сокращается. У нас условие такое: с детьми едут отдыхать родители как ответственные и как наблюдатели за ними.

Пока возможности позволяют проводить только одну смену за лето, в этом году она пройдет с 18 июля по 1 августа. В среднем каждый сезон в лагере отдыхает 220 человек, больше половины из них — дети, в течение дня с ними занимаются порядка десяти профессиональных воспитателей, прошедших строгий отбор.

Ограничений по возрасту нет: в прошлом году самому младшему отдыхающему было всего 1,5 месяца, самому взрослому — за 80. Если у родителей нет возможности сопровождать своих чад, их могут заменить бабушки и дедушки.

Один из плюсов такого отдыха — доступность для многодетных семей. Среди постоянных участников лагеря «Истоки» их несколько.

— Семьи, в которых растет по 4–5 детей, — «попали», говоря по-современному, — комментирует ситуацию протоиерей Александр Сазонов. — Летом им просто некуда деваться: до моря они не доедут, средств не хватит, семейных турбаз как таковых сейчас нет, дача тоже не всем подходит. У нас самый удобный вариант отдыха для таких семей. Они приезжают, занимают целую комнату и никто их там не беспокоит. Иногда ходят помогать на кухню, когда могут, — у нас есть дежурные по кухне.

Стоимость проживания в лагере варьируется от 100 до 350 рублей в сутки за ребенка, в зависимости от возраста, и 400 рублей — за взрослого. Для малообеспеченных и многодетных семей предусмотрена система скидок. В семьях с тремя детьми и более одному ребенку путевка обходится бесплатно. Смена продолжается две недели, все средства идут на содержание отдыхающих.

Еще одно из достоинств — возможность неформального общения, которого зачастую православным так не хватает в городе. Родители могут обменяться опытом и поделиться методиками воспитания, обсудить варианты досуга, увидеть со стороны, как ведут себя дети и сделать выводы о своих педагогических успехах и промахах.

— Обычно как бывает: пришли в храм, помолились, разошлись. Кто как живет, чем занимается, у кого как дети растут, какие фильмы смотрят, все эти вопросы остаются за границами богослужения, — рассуждает многодетный отец Александр Мельников, отдыхающий в лагере несколько лет подряд. — А здесь все живут одной семьей — священник, матушка, их дети и даже внуки в этом году будут, многодетные, одинокие, воцерковленные, начинающие воцерковляться. В прошлом году приезжала женщина-иудейка, которая только собиралась креститься. Люди в лагере собираются очень разные, и это хорошая возможность увидеть православных в неформальной обстановке.

Отдых рассчитан не просто на православных, но на активных людей. Утро начинается с молитвы и краткой проповеди — наставления на день, до завтрака обязательная зарядка, а после — уборка и совместное чтение Евангелия. Дальше обед, тихий час, творческие кружки и свободное время. По особым случаям устраивают исторические реконструкции. В 2015 году смена была посвящена юбилею победы в Великой Отечественной войне, в лагере инсценировали бой красноармейцев с немцами, костюмы для представления участники шили сами во время отдыха.

Тема смены в этом году «Мы — в 3D», однако речь пойдет не о компьютерных технологиях, а о сказках Тридевятого царства. На примере русских сказок детям объяснят, почему добро побеждает зло и как отличить одно от другого.

Совместные молитвы и литургии совершаются в полевом храме на территории лагеря, на берегу Дона также действует часовня князя Владимира. В церковных таинствах участвуют все отдыхающие.

В лагере действует запрет на спиртные напитки и азартные игры, мобильные телефоны используются только по назначению — для связи, а не для игр. Запрещено также курение и сквернословие.

Запись желающих попасть в летнюю смену начинается, как правило, с зимы. В последние годы семейный православный лагерь пользуется большой популярностью не только у волгоградцев, география участников иногда не ограничивается и рамками страны. Среди гостей лагеря были граждане Украины, несколько лет подряд отдыхала семья из Дублина, приезжали православные из Ростова, Москвы и других городов России.

— После того, как информацию о нас начали размещать в соцсетях, на форумах, стали обращаться желающие посетить лагерь из Сочи, Перми, Твери, других городов, — рассказывает директор лагеря «Истоки» Светлана Жидкова. — Как выясняется, таких мест, где семьи могут отдохнуть, помолиться, поиграть все вместе, не так много по стране.

Согласно архивным данным, которые сейчас проверяются, на месте лагеря раньше находился Единоверческий монастырь. Рядом расположен «монахов сад», по преданию, высаженный насельниками.

— Одна из хороших традиций лагеря — костер на крутом берегу Дона, — говорит Светлана Жидкова. — Мы любим ходить в степь, там есть такое особое место на возвышенности — с одной стороны Дон видно, с другой — степь бескрайняя. Там мы пьем чай из чабреца с шалфеем, что растут в степи, любим посидеть, пообщаться.

Но объединяют собравшихся не только общение и отдых вдали от цивилизации, для многих это еще и возможность совместно потрудиться во благо других. Участники предстоящей смены планируют помочь в восстановлении уникального казачьего храма Николая Чудотворца, освященного в конце XIX века в соседней станице Голубинской. Стены храма сохранились, но перед реставрацией потребуется помощь добровольцев, чтобы расчистить внутреннее помещение. Это единственная церковь в Волгоградской области, архитектура которой представляет собой смешение форм древнерусского зодчества.

Время изобретать и внедрять Далее в рубрике Время изобретать и внедрятьКак быстро и эффективно внедрить инновации в производство: в РФ объявлена патентная приватизация

Комментарии

11 июля 2016, 11:01
Надеюсь, у прокуроров не дойдут руки до данного лагеря. После трагедии на Сямозере лагеря рубят почем зря.
11 июля 2016, 12:34
У меня следующий вопрос - а обязательно ли быть православным, чтобы приехать отдыхать в данный лагерь?
Авторизуйтесь чтобы оставлять комментарии.
Интересное в интернете
Расширяйте круг интересов!
Мы пишем об истории, обороне, науке и многом другом. Подписывайтесь на «Русскую планету» в соцсетях
Каждую пятницу мы будем присылать вам сборник самых важных
и интересных материалов за неделю. Это того стоит.
Закрыть окно Вы успешно подписались на еженедельную рассылку лучших статей. Спасибо!
Станьте нашим читателем,
сделайте жизнь интереснее!
Помимо актуальной повестки дня, мы также публикуем:
аналитику, обзоры, интервью, исторические исследования.
личный кабинет
Спасибо, я уже читаю «Русскую Планету»