Новости – Общество
Общество
Секретная миссия
Герман Титов в Центре авиационной подготовки в Липецке (посередине). Фото: музей Липецкого авиацентра
Как в Липецке тайно готовили космонавтов к полету на Луну
12 апреля, 2016 07:00
11 мин
В космической истории России особая роль принадлежит Липецку. В 60-е и 70-е годы прошлого века здесь отрабатывались части лунной и военно-космической программ. О секретной подготовке космонавтов «Русской планете» рассказал руководитель «Центра космических знаний», советник главы администрации Липецкой области Александр Артемьев.
Под Липецком никогда не было космодрома. Но в этом городе базируется основа основ фронтовой авиации — 4-й государственный Центр подготовки авиационного персонала и войсковых испытаний. В нем прошли подготовку около 45 тысяч российских летчиков и каждый десятый космонавт. Поэтому, когда СССР начал разрабатывать военную программу «Спираль», ее отработку было решено проводить именно в липецком центре.
Проект «Спираль»
В 60-е годы Советский Союз создал военную авиационно-космическую систему «Спираль». Она стала ответом на разработанный США космический перехватчик-разведчик-бомбардировщик X-20 Dyna Soar. «Спираль» состояла из орбитального самолета, который должен был выводиться на орбиту гиперзвуковым самолетом-разгонщиком, а затем ракетной ступенью.
«Эта программа была своего рода предшественницей "Бурана". Тогда об этом всерьез думали и мы, и американцы. Мыслился небольшой космический боевой корабль. Он должен был пилотироваться одним космонавтом. Главной его целью была инспекция орбиты. Но корабль мог и уничтожать цели, планировалось, что он будет нести вооружение», — рассказывает Александр Артемьев.
Космонавт № 2 Герман Титов стал первым, кого задействовали в этой программе. В 1966 году он прибыл в Липецк и прошел обучение на фронтовом истребителе МиГ-21.
«На тот момент это был самый скоростной истребитель. У него была еще одна особенность — высокая скорость при посадке. Это было важно для подготовки космонавтов. Так как режим посадки у МиГ-21 и будущего космического военного корабля были примерно одинаковые — планирует на большой скорости и садится на большой скорости, — космонавтам даже дипломы здесь выдавали "Пилотирование на предельных углах атаки". У МиГ-21 небольшая геометрия крыла, поэтому он не может летать медленно. Потеря скорости — это потеря управления. И при полетах есть критические углы: чуть выше нос задерешь — рухнешь, чуть ниже опустишь — рухнешь», — продолжает свой рассказ Артемьев.
После гибели Юрия Гагарина Герману Титову запретили летать в космос. По словам Артемьева, он возглавил 4-й отдел 1-го управления центра подготовки космонавтов, который занимался «Спиралью». Были набраны молодые летчики, которые в конце 60-х — начале 70-х прошли обучение в Липецке также на МиГ-21. Это дважды Герои Советского Союза Леонид Кизим, Владимир Ляхов, Юрий Малышев, Владимир Джанибеков, Юрий Романенко и летчики-космонавты, которым так и не суждено было слетать в космос: Владимир Козельский и Александр Петрушенко.
Герман Титов трижды был в липецком авиацентре — в 1966 году, 1968-м и 1975-м. Артемьев говорит, что если сначала главной целью было переучивание летчика-космонавта, то потом — спасение от московской богемы, которая попросту его спаивала. В Липецке же Титов жил инкогнито, в город всегда выходил в штатском. Несмотря на то что руководство города закрепило за Титовым персональную «Волгу», космонавт предпочитал ездить на общественном транспорте.
Руководитель «Центра космических знаний» Александр Артемьев. Фото: Наталья Горяйнова / Русская Планета
По словам Артемьева, липчане лишь один раз узнали Титова: «Как рассказывали мне ветераны, общавшиеся с Титовым, космонавт очень любил театр, музыку, стихи. Знал наизусть многое из Пушкина. Однажды Титов захотел сходить в театр, а билетов не было. Обратились за помощью к администратору. Тот и объявил публике: "В зале присутствует Герой Советского Союза Герман Титов". Липчане аплодировали стоя».
В 1973 году программу «Спираль» закрыли.
Свободное падение как прилунение
В 1971 году Липецк стал центром в разработке «лунной программы». Для этого в авиацентр прислали группу летчиков-космонавтов: Виктора Гробатко, Алексея Леонова, Евгения Хрунова и Анатолия Куклина. Все, кроме Куклина, уже побывали в космосе. В авиацентре летчики-космонавты должны были осваивать новый для себя вид техники — вертолет Ми-8.
«Ми-8 обладает абсолютно вертикальным взлетом. У него есть режим авторотации, то есть самовращения, который применяется, когда отказывает двигатель. За счет свободного движения лопастей создается подъемная сила. Вертолет хоть и падает, но его все же можно посадить. Это достаточно опасно. Однако наши конструкторы сказали, что так можно сымитировать заход на посадку на Луне», — продолжает собеседник РП.
Пока космонавты под Липецком отрабатывали прилунение, конструкторы разрабатывали свой лунный аппарат, отличный от американского.
«Американцы пошли по пути создания летающей парты: реактивный двигатель, этакая летающая этажерка с опорами, системой управления и открытой кабиной, где находился астронавт с катапультой и управлял двигателем, — рассказал Александр Артемьев. — Армстронг (американский астронавт НАСА, первый человек, ступивший на Луну в ходе экспедиции "Аполлон-11" в 1969 году. — РП.) чуть не погиб на тренировке. Двигатель отказал на малой высоте. Правда, все же высоты хватило, чтобы парашют успел раскрыться, и астронавт сильно не пострадал.
Наши решили пойти другим путем. За основу лунного аппарата было решено взять все тот же Ми-8. Сзади вертолета была даже сделана специальная кабина с иллюминаторами, чтобы полностью имитировать лунный аппарат. Вертолет взлетал на высоту 100 метров. Выключался двигатель, и на авторотации нужно было зайти на посадку и сесть в определенную точку. На аппарате также устанавливались дополнительные приборы, имитирующие отсутствие силы тяжести. Результаты измерений потом отправляли в Москву для исследований. С учетом этих данных конструкторы должны были разработать лунный аппарат. Группа Леонова пробыла в Липецке примерно пять месяцев. Но лунная программа, как и программа "Спираль", была вскоре закрыта».
Липецкий космический отряд
В разное время в городе прошли обучение 27 летчиков-космонавтов.
«Если учесть всех тех, кто проходил обучение в Липецке, и тех, кто жил в Липецке, то получается большой отряд, — считает Артемьев. — Николай Тихонович Москаленко не проходил обучение в авиацентре, но после увольнения из вооруженных сил долгое время жил в Липецке. Похоронен на Косыревском кладбище. Наш земляк, уроженец Становлянского района Сергей Трещев совершил полет в 2002 году. Так что каждый десятый космонавт имеет отношение к Липецку. Это очень много, если учесть, что в отряде советских-российских космонавтов состояли всего около 290 человек, а в космос поднялись пока только 120».
***
Полный список летчиков-космонавтов, которые проходили обучение в Липецке
- Береговой Георгий Тимофеевич — летчик-испытатель, дважды Герой Советского Союза. В 1947–1948 годах учился в Липецкой высшей офицерской авиационной школе. Совершил космический полет в 1968-м. Длительное время был начальником Центра подготовки космонавтов.
- Горбатко Виктор Васильевич переучивался в Липецком авиацентре в 1971-м. Совершил три полета в космос. Дважды Герой Советского Союза.
- Джанибеков Владимир Александрович переучивался в Липецке в 1972-м. Совершил пять полетов в космос. Дважды Герой Советского Союза.
- Вальков Константин Анатольевич — космонавт набора 1997 года. В 1994 году прошел переподготовку в Липецке, летал на фронтовом бомбардировщике Су-24. Уволен в запас в 2012 году.
- Волков Владислав Николаевич прошел обучение в конце 60-х. Совершил два космических полета. Погиб в 1971 году при возвращении на Землю вместе с Георгием Добровольским и Виктором Пацаевым из-за разгерметизации спускаемого аппарата космического корабля «Союз-11». Дважды Герой Советского Союза.
- Воробьев Лев Васильевич прошел подготовку в Липецком авиацентре в 1965-м. В 1973-м руководил программой «Спираль».
- Добровольский Георгий Тимофеевич прошел переподготовку в Липецке в 1965-м. Совершил первый длительный космический полет в 1971 году на космическом корабле «Союз-11» и орбитальной станции «Салют». Погиб в 1971-м.
- Иванишин Анатолий Алексеевич — космонавт набора 2003 года. В 90-е годы участвовал в программе переподготовки в Липецком авиацентре. Первый полет совершил в 2011–2012 годах. Герой Российской Федерации.
- Кизим Леонид Денисович переучивался в Липецком авиацентре в 60-е годы. Совершил три полета в космос. Дважды Герой Советского Союза.
- Козельский Владимир Сергеевич проходил обучение в Липецком авиацентре в 60-е годы. Входил в отряд советских космонавтов.
- Куклин Анатолий Петрович проходил переобучение в 1971 году. Входил в отряд советских космонавтов.
- Левченко Анатолий Семенович в 1964 году прошел обучение в Липецком авиацентре. Совершил один полет в космос.
- Леонов Алексей Архипович переучивался в Липецком авиацентре в 1968-м и в 1971-м. Совершил два полета в космос. Дважды Герой Советского Союза.
- Лончаков Юрий Валентинович в 1991 году прошел обучение пилотированию фронтового бомбардировщика Су-24. Трижды летал в космос. Герой Российской Федерации.
- Ляхов Владимир Афанасьевич переучивался в Липецком авиацентре в 60-е. Совершил два полета в космос. Дважды Герой Советского Союза.
- Нелюбов Григорий Григорьевич — космонавт первого «гагаринского» набора. Проходил обучение в Липецке в 1965-м. Трагически погиб в 1966 году.
- Новицкий Олег Викторович — космонавт набора 2006 года. В 1994 году прошел обучение на базе Липецкого авиацентра. Первый полет в космос совершил в 2012 году. Герой Российской Федерации. Готовится к экспедиции на МКС-50/51.
- Малышев Юрий Васильевич переучивался в Липецком авиацентре в 60-е годы. Совершил два полета в космос. Дважды Герой Советского Союза.
- Петрушенко Александр Яковлевич переучивался в 60-е годы в Липецком авиацентре. Состоял в отряде советских космонавтов.
- Попов Леонид Иванович проходил обучение в Липецке в 1972 году. Совершил три полета в космос. Дважды Герой Советского Союза.
- Романенко Юрий Викторович переучивался в Липецком авиацентре в 1972-м. Совершил два полета в космос. Дважды Герой Советского Союза.
- Рыжиков Сергей Николаевич — космонавт набора 2006 года. В Липецке проходил обучение как летчик фронтовой авиации. Готовится к экспедиции на МКС-49/50, старт которой состоится в 2016 году.
- Титов Герман Степанович переучивался в Липецком авиацентре в 1966-м, 1968-м и 1975-м. Совершил второй в истории человечества полет в космос в августе 1961-го. Герой Советского Союза.
- Филипченко Анатолий Васильевич в 1947-м окончил 6-ю спецшколу ВВС первоначального обучения пилотов в Липецке. Совершил два полета в космос. Дважды Герой Советского Союза.
- Хрунов Евгений Васильевич прошел переобучение в Липецке в 1971-м. Выполнил впервые в мире переход в открытом космосе с одного корабля в другой. Герой Советского Союза.
- Шаталов Владимир Александрович в 1945-м окончил 6-ю спецшколу ВВС первоначального обучения пилотов в Липецке. Совершил три полета в космос. Дважды Герой Советского Союза.
- Шонин Георгий Степанович переучивался в Липецком авиацентре в 1980-м. Совершил полет в космос в 1969-м. Герой Советского Союза.
поддержать проект
Подпишитесь на «Русскую Планету» в Яндекс.Новостях
Яндекс.Новости