Секрет удачного импортозамещения
Фото: Михаил Фомичев/РИА Новости

Фото: Михаил Фомичев/РИА Новости

Как создается иллюзия того, что в России идет восстановление промышленности

Пока реклама «АвтоВАЗа» уверяла россиян, что Lada — в доску российский автомобиль (апеллируя, так сказать, к национальной идентичности), в СМИ появилась информация, что уровень скрытого импорта при сборке Lada Granta составляет 31%. Действительно локализованных деталей в машине немногим более половины. Для Lada Kalina эти показатели достигают 30 и 51% соответственно. В новой Vesta на скрытый импорт приходится 18%.

Обратите внимание: ключевое слово здесь — «скрытый», потому что оно более чем красноречиво характеризует методы импортозамещения, которыми, судя по всему, пользуются и в правительстве, и в автопроме. Впрочем, не будем заранее умалять находчивости топ-менеджмента других отраслей: нет сомнений, что маскировать импортное происхождение своих товаров научились далеко не только автопроизводители.

80% локализации за пять лет

Увы, в других отечественных обрабатывающих производствах, в которых видна хоть какая-то активность, примерно схожая или даже худшая ситуация. Между тем уровень локализации — основной ориентир успешности программы импортозамещения, весьма посредственно реализуемой правительством. Не удивительно, что чем дальше, тем больше мы будем видеть продукции с лейблами «Сделано в России», произведенной из зарубежных деталей.

Сами производители не отрицают того, что «балуются» импортными комплектующими или сырьем, однако настаивают, что делают это не от хорошей жизни. Чаще всего это связано либо с отсутствием отечественных аналогов, либо с наличием таких аналогов, но только дорогостоящих или низкого качества. Поставщики отечественных комплектующих, в свою очередь, сетуют на то, что, мол, они и рады бы импортозамещать, вот только для рывка вперед им не хватает самой малости — доступных кредитных ресурсов. А нынешние финансовые власти, кажется, поставили своей целью лишить экономику именно этого.

Замещались сами

Конечно, примеры удачного импортозамещения существуют — это факт. Но, как показывает опыт общения с производственниками, своими успехами они обязаны отнюдь не судорожным попыткам правительства хоть как-то исправить ситуацию, когда петух уже клюнул. Многие предприятия еще несколько лет назад просекли то, что дошло до российских министров только в 2015-м (спасибо санкциям!), и по собственному желанию начали слезать с импорта, постепенно заставляя отечественных поставщиков сырья и деталей адаптировать их под нужды клиента.

Делясь своим опытом с «Русской планетой», гендиректор ООО «КИТ» из города Владимира Павел Спичаков сказал, общем-то, очевидную вещь: «К локализации нужно стремиться, но делать это разумно: так, чтобы выпускаемый продукт соответствовал запросам потребителей». Сегодня предприятие Спичакова производит 10 млн медицинских масок в месяц, а это треть российского рынка. Еще пять лет назад уровень локализации сырья на предприятии не превышал 40%; сейчас он доходит до 80%. И дело не только в том, что за это время часть необходимого сырья начали-таки производить на российских фабриках. Отдельные компоненты «КИТ» решил закупать… сам у себя — предприятие обзавелось нужным оборудованием и стало выпускать сырье нужного ему качества.

Если бы этот подвиг могли повторить все российские предприятия, да еще и не за пять лет, а за год, — тогда и об импортозависимости, и даже о доминанте сырьевого экспорта можно было бы забыть довольно скоро. Да и производителям максимальная локализация, очевидно, выгодна. Это дает независимость от валютных рисков, упрощение логистического плеча и избавление от бюрократических процедур, связанных с внешнеэкономическими сделками (например, с прохождением таможни).

Инициатива со стороны бизнеса есть — нет особого желания дать ей реализоваться со стороны власти. Отговорка стандартная, кризисная: денег на реальную поддержку производства нет и взять их якобы неоткуда. Есть, конечно, миллиарды и даже сотни миллиардов рублей на счетах ЦБ, в американских облигациях, на валютном рынке, в офшорах, в вечно страдающих и вечно спасаемых банках, в Фондах поддержки и развития неизвестно чего и т.д. и т.п. — да не про вашу честь, господа производственники. Как говорится, зачем платить больше, если можно просто нарисовать красивую статистику и с гордостью отрапортовать, что импортозамещения у нас не может не быть, «потому что такого не может быть никогда».

Контроль качества на конвейере завода. Фото: Юрий Стрелец/РИА Новости

Медленная смерть промышленности

То, что под прицел СМИ со своей теперь уже раскрытой импортозависимостью попал именно автопром, вполне закономерно: такова судьба любой отрасли, которая поглощает миллионы бюджетных рублей из года в год. Живешь на государственные деньги — будь любезен, привыкай к повышенному вниманию со стороны общественности. Но ругать топ-менеджеров «АвтоВАЗа» за любовь к заграничным закупкам (ай-ай-ай!) не совсем справедливо да и абсолютно бессмысленно. Проблемы сегодня практически у всех промышленников одинаковые, и если уж получающий бюджетную помощь автопром все равно предпочитает использовать импортные комплектующие, нетрудно представить, как обстоят дела в других отраслях.

А дела там плохи: промышленное производство в целом по стране показало рекордное падение в уходящем году. Более того, доля именно российской продукции на наших рынках даже в условиях санкций сокращается по многим направлениям. Например, российский рынок кабельно-проводниковой продукции потерял почти 15% в основном из-за снижения темпов строительства и притока инвестиций. При том, как рассказал замдиректора ООО «Холдинг Кабельный Альянс» Виталий Кабаков, 90% оборудования в российской кабельной промышленности — иностранного производства. На фоне резкого роста курсов доллара и евро импортозамещение «кабельщикам» ох как пригодилось бы, но его опять же невозможно осуществить без доступа к живым деньгам.

Практически все представители бизнеса и производства, с которыми в разное время удавалось побеседовать РП, говорили об одном и том же: целевое субсидирование (хотя бы и за счет эмиссии), сокращение бюрократических барьеров (о чем не устает твердить бизнес-омбудсмен Борис Титов) и создание технопарков (которое в нашей стране вроде бы идет полным ходом, но при этом почему-то не слышно о громких достижениях компаний-стартапов) — это то, что нашему производству в сегодняшних условиях остро необходимо. На бумаге и в телерепортажах эти меры у нас уже реализованы и отлично работают, но в жизни они если и работают, то вкривь и вкось, признавали собеседники РП.

Деньги в банковскую систему вливаются под предлогом докапитализации с мифическим условием увеличения объемов кредитования реального сектора. Однако сколько бы миллиардов ни получали банки за прошедшие годы, корпоративные кредиты так и остались заоблачно дорогими (20–30% годовых при средней рентабельности производства в 5–6%). Бюрократические барьеры не увеличиваются — спасибо и на этом, — но и не сокращаются, иначе, не дай Бог, какое-то государственное ведомство и определенное количество чиновников останутся без работы. А рассчитывать на госзаказ (который, по некоторым данным, существенно сократился в этом году) подавляющее большинство предприятий малого или среднего бизнеса не могут по определению: чаще всего тендеры достаются «нужным» людям или связанным с ними компаниям. В таких условиях заниматься локализацией — которая все же является дорогим удовольствием — могут позволить себе лишь редкие обладатели крупного собственного капитала и 100-процентной уверенности в высоком спросе на свою продукцию. А их сейчас в нашей стране очень немного.

***

Без существенного снижения ставок по кредитам для реального сектора (а сегодня даже ставка рефинансирования примерно вдвое выше среднего показателя рентабельности производства) локализация высокотехнологичных комплектующих на российских заводах вряд ли в обозримой перспективе превысит 50%. А при таком развитии событий нашу экономику может ждать либо рецессия, либо в лучшем случае стагнация, в то время как промышленно развитые страны Европы, Япония и США уйдут от нас в недосягаемый отрыв. Проще говоря, российское правительство должно развернуть свою кредитно-денежную политику лицом к реальной экономике — пока во всей стране не наступило то, чем она повернута к производству сейчас. 

«Шелковая» магистраль без России практически неосуществима Далее в рубрике «Шелковая» магистраль без России практически неосуществимаКитай понесет существенные издержки, прокладывая Великий шелковый путь в обход российской территории

Комментарии

28 декабря 2015, 15:31
"Между тем уровень локализации — основной ориентир успешности программы импортозамещения" .Вот это правильно,надо остановить всю экономику до появления импортозамещающих производств,на 5 лет,10,20 в общем сколько понадобится и ждать.А новые производства-то ,что их строить- дунул ,плюнул и готово.Все за 5 лет строили ,а мы за год.А если Начальство прикажет,то за три четверти часа.У нас вон тут уже яблони на первом году жизни яблоки дают,потому что министр приказал,куда уж дальше. Вот благодаря таким экспресс-специалистам страна и плывет в вечность из 4-х букв.Тьфу,срамота.
29 декабря 2015, 00:16
Согласен, складывается такое устойчивое впечатление, что наши теперешние российские власти живут одним днём, точно так же как и в депрессивные и позорные 90-е... (((
29 декабря 2015, 09:37
Может вы и живете одним днем. А российские власти работают с ориентиром на перспективу.
28 декабря 2015, 15:45
Нормально у нас производство работает, не нужно набрасывать фуфло на вентилятор. И импортозамещение не нужно доводить до абсурда. Покажите мне хотя бы одну страну, которая работает и живет исключительно на своем? Да не найдете ни одной.

Промышленность в России восстанавливается и на настоящий момент доля реального сектора в нашей экономике составляет 35% от ВВП (для сравнения в США реальный сектор занимает всего 18%, остальное - различные спекулятивные институты и рынок услуг)
28 декабря 2015, 16:31
А что вы один АвтоВАЗ рассматриваете? Автопром, конечно, сектор хороший, но это когда население платежеспособное. А сейчас кризис, рост наблюдается в продовольственных секторах в своей массе. Хотя, может быть и оживет, если Лады пойдут на экспорт. А что, с учетом слабого рубля очень даже интересное и антикризисное предложение для тех же европейцев.
28 декабря 2015, 22:38
дык Автоваз не собирается помирать, новые модели выходят, а кризис он сегодня есть, а завтра закончился, сколько их еще будет на нашем веку
29 декабря 2015, 00:12
Про "отечественный" «АвтоВАЗ» ничуть не удивлён - там достаточно взглянуть на структуру руководства автоконцерна, чтобы все стало на свои места... (
28 декабря 2015, 20:28
Нашему автопрому уже ничего не поможет - ни импортозамещение, ни локализация. До уровня иномарок он сам доползет лет через 20-30. Может быть...
29 декабря 2015, 00:22
К тому времени нефть уже закончится и прогрессивное человечество перейдёт на альтернативные источники энергии.
Так что лучше оставить все эти жалкие попытки идти в ногу со временем и его безумным прогрессом, держаться корней, разводить лошадей в рамках новейших трендов Энвайронментализма (защиты окружающей среды)))
Перед этим "прогрессивное" человечество изничтожит половину населения и загадит земной шарик.
29 декабря 2015, 09:40
"альтернативные источники энергии" - это, наверное, солнечный свет и ветер?)) Думаю, когда настанет дефицит энергоресурсов, человечество вернется к земле.
29 декабря 2015, 14:56
прокатитесь Ольяга на Ладе Веста, а потом на новом Рено Логане, уверяю Вас ждут открытия, никаких 20 или 30 лет разницы, и близко нет, вы просто с предметом не знакомы
29 декабря 2015, 01:11
Что-то вот все ругают процентную ставку, мол, она губит промышленность, но все в упор не замечают тот факт, что во-первых, если бы оставили ставку той, которая была, то мы бы сейчас видели инфляцию не 15%, как сейчас, а все 30-35% и тогда бы все ещё больше орали и ругались... а уж что хуже, выбирайте сами - процентная ставка высокая на полгода или обнищание на треть (а не на шестую часть) на всё оставшееся время
во-вторых, что ЦБ постоянно понижает сейчас ставку, как только то позволяют обстоятельства
уже сейчас ставка ключевая 11%, а все всё равно помнят ту старую в 17% и продолжают писать свои высеры о том как всё плохо

и ещё, очень хотелось бы увидеть ссылочки на те СМИ, которые вдруг РАСКРЫЛИ эти махинации со скрытым импортом, а то я что-то ни одного такого сообщения не видел, а тут бац и без всяких ссылок ссылаются на НЕКИЕ не названные СМИ, которые вдруг раскрывают такие факты... попахивает недостоверными данными
29 декабря 2015, 01:15
нашёлся этот источничек, утверждающий про скрытый импорт
в-общем, единственная газетёнка, что это утверждает это коммерсантъ, причём там говорит об этом некий "заместитель редактора отдела бизнеса Егор Попов", в своих утверждениях ссылаясь на "местного Тольяттинского блогера", тоже неназванного... хмм... более чем достоверный источник, конечно...
КоммерсантЪ старается давать развернутую информацию . А что касается сборки, то детальки там действительно далеко не отечественного происхождения. Как автолюбитель со стажем, уверен, что там далеко не 30 с лишнем % импортных деталей (если конечно не по весу автомобиля судить), а как-бы не все 80%. Во-всяком случае электронику всю пичкают импортную, обычно типа а-ля Германия, а не грунтованная жесть и часть ходовой наша родная.
С ростовщичеством, биржевой торговлей воздухом, поборами (именно на внутреннем рынке только) и выводом валюты за рубеж давно пора кончать и если власти Гондураса этого упорно не хотят замечать, то скоро они увидят результат плодов рук своих. Текущая спекулятивная экономика, настоятельно навязанная Гондурасу англосаксонскими "советниками" из МИ5 и ЦРУ полностью показала свою ущербность. Уверяю Вас осталось не долго ждать и процесс уже не остановить, это не временный кризис 1998 года - это системный экономический кризис и он уже принес первые плоды в 2015 году. Ситуация напоминает неуправляемый лайнер, который пикирует с высоты в 20000 метров, но еще пока не разбился, хотя результат неизбежен. Правда есть еще запас падения в 300 - 400 %% (но это как раз те 20000 метров не управляемого падения ), после которых обанкротившуюся лавочку можно будет закрывать. Ни одна развитая экономика мира уже не развивается при ставках больше 5 % и впадает в кризисы, если больше, хотя ставки оптимальны от 0,1 до 1,5 %%. Даже в развивающемся Китае, например, уже много лет целые районы новостроя стоят не заселенными из-за непомерных цен на жильё и дешеветь даже не светит. В Германии средний житель может расплатиться за жилье за 3 года,а в Гондурасе про эту "роскошь" многим придётся навсегда забыть.
29 декабря 2015, 09:53
Низкая ставка во благо до поры до времени. Посмотрите на ФРС - раздает всем бабло на право и налево по минимальным ставкам, в итоге рост как бы есть, но на самом деле его нет. Деньги одалживаются, вкладываются в что-то, потом снова одалживаются и вкладываются, долги растут, обслуживать все труднее, спрос падает, а работать и расти надо. И начинают эти пузыри схлопываться, как сейчас. Низкая ставка - это не панацея, а весьма чувствительный и опасный инструмент и играть с ним нужно осторожно.
29 декабря 2015, 15:06
современная экономика заточена под то, чтобы всегда шел тренд на развития, на рост, если его нет, она начинает буксовать и чахнуть, хотя исходя из формальной логики, ничего страшного тут нет, но пробусковки от этого никуда не исчезают
Авторизуйтесь чтобы оставлять комментарии.
Интересное в интернете
Анализ событий России и мира
Подпишитесь на «Русскую планету» в социальных сетях. Только экспертный взгляд на события
Каждую пятницу мы будем присылать вам сборник самых важных
и интересных материалов за неделю. Это того стоит.
Закрыть окно Вы успешно подписались на еженедельную рассылку лучших статей. Спасибо!
Станьте нашим читателем,
сделайте жизнь интереснее!
Помимо актуальной повестки дня, мы также публикуем:
аналитику, обзоры, интервью, исторические исследования.
личный кабинет
Спасибо, я уже читаю «Русскую Планету»