«Сделать одну и ту же фигурку одинаково невозможно»
Фото из архива Центра романовской игрушки

Фото из архива Центра романовской игрушки

Как в Липецкой области сохраняют народный романовский промысел

Неподалеку от Липецка расположилось село Троицкое, в котором процветает Центр романовской игрушки. Он является единственным в Липецкой области учреждением, где стараются сохранить уникальный промысел. Мастера центра возрождают игрушки, в которые играли еще их прапрабабушки и прапрадедушки. Корреспондент «Русской планеты» узнала, как они это делают.

Козел означал хлебное изобилие

В 60-х годах XX века липчанин Виктор Маркин, работая на огороде, случайно нашел обломки глиняной фигурки. Стал копать в других местах и обнаружил другие детали. Виктор заинтересовался находкой и обратился к старожилам.

Ему рассказали, что такие фрагменты попадаются чуть ли не на каждом приусадебном участке Ленино и соседнего Троицкого. Причина в том, что в XVI веке бояре Романовы привезли своих крестьян из разоренных вотчин Скопинского уезда и образовали Романово городище. Позднее родственник царя Михаила Федоровича Романова Иван Никитович построил на городище острог, и селение стало называться городом Романов. А в XVIII веке преобразовалось в большое село Романово — ныне Ленино.

В этих местах издавна были богатые залежи самой разной глины — черной, красной, желтой и белой. Неудивительно, что гончарные изделия крестьяне обжигали почти в каждом доме, а затем отправляли их в уездный город Липецк и на ярмарки. Одни делали из глины посуду, другие — игрушки-свистульки, которые прозвали романовскими. Золу из печей часто высыпали на огород как удобрение, а вместе с ней в землю попадали разбитые фигурки.

Виктор попробовал самостоятельно лепить игрушки. Получалось плохо, и отец посоветовал обратиться за советом к Ивану Гункину, который был известным на селе мастером-игрушечником, перенявшим искусство по наследству. Так Виктор стал его учеником.

В 1986 году Маркин, заочно обучаясь на историческом факультете Липецкого государственного педагогического университета, пришел работать в троицкую школу, в которой  организовал кружок по лепке романовской игрушки. Жители приносили черепки и осколки, которые находили в огородах, а мастер воссоздавал по ним фигурки, совсем как его учитель Гункин.

— Наш центр вырос из кружка Виктора Маркина, — встречает меня на пороге заместитель директора областного липецкого Центра романовской игрушки Алина Теперик. — Потом под кружок отдали здание старой сельской школы. Долгое время мы были подразделением самых разных культурных учреждений, и только в 2011 году по решению администрации Липецкой области приобрели независимость. Большая заслуга в этом директора Центра романовской игрушки Марины Кирсановой.

Фигурки здесь повсюду. Петухи с гребешками-полусолнцами, горделивые индюки, лошадки, барашки. Представлены и более сложные сюжеты: лихие запряжки с седоками, пары, танцующие на балу, медведи.

— Романовская игрушка изначально была небольшой, чтобы умещаться на ладони ребенка. Каждая имела обрядовый смысл: индюк служил оберегом, собака считалась охранителем, козел ржаной означал хлебное изобилие, — рассказывает Алина. — Позднее появились образы утки, селезня, коровы, быка. К самым поздним относятся композиции барышень с кавалерами. Они появились, когда в Липецке открылся курорт.

Ольга Волокитина с мастер-классом в Индии. Фото из архива Центра романовской игрушки

— Почему в игрушках нет, к примеру, синих цветов?

— Их традиционная гамма — красно-желто-зеленая, плюс могут присутствовать серебряные прожилки. Обратите внимание на яркость красок: игрушка ни в коем случае не должна быть ни тусклее, ни ярче.

Откуда берется свист

Рассматриваю оленей, петухов, барашков. Практически в каждой игрушке есть свисток.

— Не хотите попробовать поиграть? — протягивает мне лошадку мастер Виктор Маркин.

Я подношу ее к губам, но выходит что-то непонятное.

— Да, здесь тоже приноровиться надо, — смеется, забирает игрушку и начинает наигрывать мелодию.

— Почему романовская игрушка является именно свистулькой?

— Существовало две причины. Во-первых, считалось, что свист отпугивал злых духов. Во-вторых, так ребенок развивал легкие. Вот, например, барыня-романушка сама может быть не музыкальной, но она держит в ладошке маленького жаворонка, в котором уже есть дырочки.

Он разговаривает со мной, а сам делает из глиняного шара лепешку.

— Сначала нужно обязательно перебрать глину, удалить камешки, корешки. Если не промять ее, может остаться маленький кусочек известняка, и при обжиге фигура треснет. Потом надо отбить глину о деревянную дощечку, чтобы масса стала однородной, без воздушных пузырьков. И только затем приступать к работе.

Защипывает края так, что получается большой «пельмень», полый внутри.

— Это нужно для того, чтобы оставалось пространство для звука, — поясняет мастер. — Этот прием лепки так и называется — «пельмень». Из таких заготовок обычно делают игрушки попроще — козликов, птиц.

Он формирует голову птицы, делает хвост с будущим свистком. Силуэт готов. Специальной деревянной палочкой, острой и круглой с одной стороны и заточенной лопаткой с другой, делает глазки, вырисовывает узоры.

— За свисток можно браться лишь тогда, когда глина «подвянет».

— Вы сказали, что «пельмень» — это лишь один из приемов лепки. Какие есть еще?

— Основных три: «пельмень», «катушка» и «кукан». В «катушке» лепка идет от цельного куска. Мастер набивает толстый и короткий валик, пережимает его немного посередине и подбивает с двух концов. Получается «катушка». Затем надо вытянуть ноги и голову. Таким приемом обычно делают лошадей и собак.

Барышень чаще всего мастерят приемом «кукан». Из куска глины набивается конус, внутри которого при помощи заостренной раскатки формируется полость — так получается колокол юбки. Туловище и голова вытягиваются, а руки примазываются. Детали костюма делаются из жгутиков, которые затем тоже примазываются.

— А что потом?

— Работа сохнет как минимум сутки, а затем обжигается в течение нескольких дней в специальной электрической печи при температуре 1900–1950 градусов. Это современная технология. Раньше мастера обжигали игрушки в горнах, которые делали сами. Так назывались полуподземные и подземные печи. После обжига работе нужно «отстояться». Только когда глина окончательно окрепнет, и ее можно расписывать. Серебряные «оживки» наносятся на игрушку уже в конце. Получается, что на создание самой простой фигурки уходит минимум неделя.

— Что же является самым главным в процессе?

— Главное — это душа мастера. Есть одна очень хорошая поговорка: «Каждая игрушка ищет своего хозяина». Так и есть. Одна и та же игрушка в разных руках звучит по-разному. Да и сделать одинаковые фигурки невозможно. Хотя сейчас мы только воссоздаем сюжеты, наша задача ведь сохранять традиции, а не придумывать.

Виктор Маркин в настоящее время является главным специалистом центра. Он воспитал более 500 учеников, среди них — Ольга Волокитина, ставшая заместителем директора по творческой части, и начальник отдела декоративно-прикладного искусства Анастасия Короленко, у которых уже есть свои подопечные.

Помимо мастеров по романовской игрушке в центре работают умельцы, которые занимаются текстильной куклой, лоскутным шитьем, кружевоплетением. Широко представлена вышивка тамбурным швом, который всегда был характерен именно для Липецкой области. А в гончарной мастерской можно научиться изготавливать посуду.

Помимо мастеров по романовской игрушке в центре работают умельцы, которые занимаются текстильной куклой, лоскутным шитьем, кружевоплетением. Фото из архива Центра романовской игрушки

«Поет игрушка-романушка»

В центре регулярно проводятся интерактивные программы. Некоторые привязаны к народным праздникам и обрядам, другие идут круглый год. Помимо мастер-классов, они включают в себя просмотр фильма об истории романовской игрушки, народные игры, потехи, театральные представления. Однако попасть на такую программу можно лишь в составе группы от 20 человек, причем записываться надо заранее. Тем не менее это не мешает гостям приезжать не только из Липецкой, но и из Тамбовской, Тульской, Воронежской областей.

В центре постоянно проходят какие-то мероприятия, а мастера участвуют в конкурсах, фестивалях. Не просто участвуют, а побеждают.

— Это откуда? — показываю на грамоту, висящую на стене.

— В начале июля наши мастера побывали в Одоеве Тульской области на межрегиональном фестивале гончарного искусства и глиняной игрушки «Сказки Деда Филимона», — отвечает Алина Теперик.

— А что было в Витебске? — показываю на другой диплом.

— Там проходил крупнейший в Европе фестиваль «Славянский базар в Витебске». На ярмарке ремесел наши сотрудники Людмила Люрис и Анастасия Короленко провели показательные мастер-классы по лепке романовской игрушки и вышивке тамбурным швом.

Центр регулярно проводит межрегиональные фестивали «Ты, душа моя, игрушечка», «Поет игрушка-романушка», «К вершинам мастерства», а в нынешнем году были организованы конкурсы «Русский костюм — зеркало души» и «Романушка. Новый взгляд».

Помимо этого ведется исследовательская деятельность, благодаря ей были воссозданы многие сюжеты. А жители до сих пор находят у себя в огородах осколки фигурок и несут их к нам. В центре есть выставочный зал, где показаны не только романовские игрушки, но и игрушки других регионов. В отдельной витрине представлены те, которые можно купить.

Центр постоянно пополняется старинными обиходными вещами. Сюда приносят романовские костюмы, их детали. По их подобию мастера создают новые. Увидеть наряды можно в выставочном зале, представлены здесь и прялки. А недавно принесли очень старый аккордеон. В скором времени планируется начать проведение коллективных уроков по изготовлению глиняных изразцов.

— Старт этому плану был дан уже в мае, — рассказывает Алина. — На одном из фестивалей ребята изготавливали глиняные таблички, темой была кириллица. Мы подготовили заготовки, а дети вырезали буквы, символы и накладывали их на эти таблички. Потом мастера их чуть доработали и отправили на сушку. Пока готовы еще не все, но когда последний этап завершится, мы планируем увешать табличками фасад нашего центра.

— Это сколько же их получилось?!

— Очень много. Вы даже не представляете, какой был ажиотаж. Поэтому-то мы и решили, что надо проводить коллективные уроки постоянно.

Планов на будущее — море. В середине сентября в центре откроется выставка «Игрушка народов мира», в которой собираются принять участие более 45 стран.

В октябре в Липецкой области впервые пройдет Всероссийский фестиваль мастеров народной игрушки. В Липецк приедут умельцы более чем из 20 регионов России, и каждый привезет с собой образцы игрушек родного края и продемонстрирует свое мастерство. 

Иван Гончаров: «Вот где зло: в грубом и одностороннем понимании уменья жить» Далее в рубрике Иван Гончаров: «Вот где зло: в грубом и одностороннем понимании уменья жить»Великий русский писатель — о безупречных лицах, мнимой роскоши и качествах порядочного человека Читайте в рубрике «Культура» Дмитрий Грачев: «Смех действительно продлевает жизнь»Новый герой рубрики «Наши люди» на «Русской Планете» рассказал о «механике» русского юмора Дмитрий Грачев:  «Смех действительно продлевает жизнь»

Комментарии

13 сентября 2015, 12:19
Старые игрушки очень хороши. Такими игрушками надо награждать детей за хорошие поступки, ане куклами Барби.
13 сентября 2015, 22:03
да куклы барби давно уже покинули прилавки наших магазинов, сейчас другие игрушечные герои
14 сентября 2015, 17:46
Это типо дрессура такая...? )
14 сентября 2015, 16:29
Липецкая область одна из самых сильных в регионе, дороги отличные
14 сентября 2015, 17:44
Дело хорошее, но тут главное - не переборщить с русско-народным трендом. Всё хорошо в меру.
Авторизуйтесь чтобы оставлять комментарии.
Интересное в интернете
История, политика и наука с её дронами-убийцами
Читайте ежедневные материалы на гуманитарные темы. Подпишитесь на «Русскую планету» в соцсетях
Каждую пятницу мы будем присылать вам сборник самых важных
и интересных материалов за неделю. Это того стоит.
Закрыть окно Вы успешно подписались на еженедельную рассылку лучших статей. Спасибо!
Станьте нашим читателем,
сделайте жизнь интереснее!
Помимо актуальной повестки дня, мы также публикуем:
аналитику, обзоры, интервью, исторические исследования.
личный кабинет
Спасибо, я уже читаю «Русскую Планету»