Сбербанку прочат национализацию
Фото: Максим Блинов / РИА Новости

 

Фото: Максим Блинов / РИА Новости  

Его надо передать из-под контроля ЦБ в ведение правительства

Член думского комитета по финансовым рынкам Борис Кашин предложил изменить правовой статус Сбербанка так, чтобы его деятельность полностью отвечала задачам денежно-кредитной политики ЦБ. Самым простым способом сделать это была бы национализация.

Депутат от КПРФ внес на рассмотрение палаты проект заявления «О некоторых уроках финансового кризиса». Среди прочих в документе содержится идея попросить Банк России «подготовить и направить в Государственную думу предложения об изменении правового статуса Сберегательного банка и его функций в целях приведения его деятельности в соответствие с задачами денежно-кредитной политики и обеспечения реального доступа физическим и юридическим лицам к заемным средствам». Как пояснил «Русской планете» сам Борис Кашин, «с нашей точки зрения, Сбербанк надо национализировать, он имеет огромную поддержку государства, но при этом прибыль идет неизвестно куда».

Куда уходит прибыль

В настоящий момент прибыль банка распределяется в соответствии с долями, принадлежащими его акционерам. Главным акционером Сбербанка является Центробанк — у него 52,32% акций, остальные 47,68% находятся в публичном обращении и, как сказано в справочнике ЦБ, собственники их не установлены. Соответственно, чуть меньше половины прибыли Сбера (на 1 апреля текущего года банк заработал 26,3 млрд руб.) уходит «неустановленным лицам».

Банк является публичным акционерным обществом, его контрольный пакет принадлежит ЦБ, при этом 44% акций находятся у международных институциональных инвесторов, подтвердили «Русской планете» в пресс-службе Сбербанка. Там же пояснили, что акции банка торгуются на Московской, Лондонской и других биржах, акционеры самостоятельно принимают решения о покупке или продаже акций банка. То, что среди акционеров Сбера есть иностранные банки, крайне настораживает и не вызывает доверия к крупнейшему банку страны, говорит профессор кафедры международных финансов МГИМО Валентин Катасонов.

«Сбербанк изображает из себя чисто коммерческий банк, параллельно находясь на "прикорме" Центробанка, а следовательно, и бюджета,  — возмущается Кашин. — Надо четко разделять частные и государственные средства. А та система, которая сложилась со Сбербанком, способствует тому, что прибыль приватизируется, а если вдруг появятся убытки, то они национализируются. Это неприемлемо».

Крупнее крупного

Второй аргумент в пользу национализации Сбербанка состоит в том, что он, будучи крупнейшей кредитно-финансовой организацией страны, должен работать в интересах государства. «Сбербанк является одним из ключевых кредиторов в российской банковской системе. На 31 декабря 2014 года доля банка на рынке кредитования физлиц составляет 36,8%, на рынке кредитования юрлиц — 35%», — говорят в пресс-службе Сбера. «Но они же не выдают никому кредитов по нормальным ставкам!» — возмущается Кашин. Депутат уверен, что у государства должны быть инструменты прямого давления на Сбербанк, в частности для того, чтобы влиять на его процентные ставки.

Годовое собрание акционеров Сбербанка России. Фото: Митя Алешковский / ТАСС

«Многие наши граждане до сих пор думают, что Сбербанк является государственным учреждением, — сетует Катасонов. — Но ведь даже Центробанк, у которого контрольный пакет акций Сбербанка, это особый институт и, по сути, не входит в состав государственных органов управления». Поскольку подавляющая часть всех депозитов приходится на Сбербанк, национализация повысила бы его надежность и доверие граждан к банковской системе, считает эксперт.

Пути возвращения

К каким последствиям приведет национализация Сбербанка, будет зависеть от формы и степени этой процедуры. Как считает гендиректор Центра научной политической мысли и идеологии профессор Степан Сулакшин, для России принципиально рекомендована консолидация собственности в руках государства. Однако опыт Советского Союза свидетельствует, что стопроцентная национализация столь же не оптимальна, как стопроцентная приватизация, которая реализуется в рамках сегодняшнего российского либерального режима, считает эксперт. «Во всех институтах и сферах надо привести долю государственной собственности к оптимальному значению. По расчетам специалистов, в России она должна составлять около 55–60%. Сегодня реальные показатели составляют всего около 10–20%», — говорит Сулакшин.

Поскольку идея национализации наверняка встретит мощное сопротивление как со стороны самого Сбербанка, так и со стороны его акционеров, самое простое, что должно сделать государство, — это изъять контрольный пакет акций у ЦБ, считает Валентин Катасонов. «В последнее время поведение Центробанка крайне настораживает многих специалистов, поэтому статус главного акционера крупнейшего банка в стране также не вызывает большого доверия», — резюмирует эксперт.

Вопрос воли

По словам Бориса Кашина, главное, что дала бы национализация Сбербанка, это рычаги давления на его кредитную политику. На самом деле такие рычаги давления у государства есть. Если Центробанк не устроит кредитная политика, проводимая главой Сбербанка Германом Грефом, мегарегулятор, как основной акционер, вполне может поставить вопрос о смене руководства. Вопрос только в политической воле, однако курс, проводимый Грефом, государство вполне устраивает. «Очевидно, что предложение о национализации Сбербанка противоречит политике действующих властей», — констатирует Сулакшин.

На запрос РП мнения Центробанка об идее национализировать Сбербанк в ЦБ ответили, что «Банк России изложит свою позицию по этому вопросу автору данной инициативы после того, как она официально поступит в ЦБ».

Бомбоубежище закрыто на банкет Далее в рубрике Бомбоубежище закрыто на банкетВ бункерах Свердловской области работают магазины и бары

Комментарии

05 июня 2015, 15:46
Весь вопрос в том - согласовал ли Кашин этот вопрос с администрацией президента, или просто решил попиарится?
05 июня 2015, 16:11
Да, на мой взгляд, это просто очередной выхлоп коммунистов. Дело, может быть, и стоящее, но при действующем правительстве его даже обсуждать никто не будет.
05 июня 2015, 17:38
Текст был удален модератором, так как нарушает правила комментирования
05 июня 2015, 16:36
Для начала неплохо было бы позаботиться о том, чтобы в правительстве были исключительно грамотные, ответственные и патриотично-настроенные люди, а не "сынки и родственнички" своих коррумпированных отставных "папаш" и прочие непонятные протеже ...!
Это гражданам страны так хотелось бы, а вот тем, кто хочет национализировать СБ - наоборот это выгодно)
05 июня 2015, 18:23
Да... Насколько я помню, предложения от КПРФ редко поддерживаются партией власти.
07 июня 2015, 23:41
сейчас посмотрят на реакцию на местах, сделаю выводы и примут решения, относительно дальнейших шагов
07 июня 2015, 07:10
Греф кусает логти и грызет пальцы)
08 июня 2015, 13:52
Коммунисты как обычно ищут совсем не там, где на самом деле нужно искать. Проблема ведь не в Сбербанке, а в политике ЦБ. Стоит немного изменить экономическую модель, как все сразу начнет налаживаться. А сейчас ЦБ только вредит экономике, сознательно, или же по недоразумению, но это факт
09 июня 2015, 14:17
Центробанк отозвал лицензию у брокера ОАО "МОСКОВСКИЙ ФОНДОВЫЙ ЦЕНТР" в ноябре 2014 года, оставив клиентов без денег! До сих пор судьба инвесторов - не решена! Более 5000 пострадавших инвесторов! И ЦЕНТРОБАНК ПЛЮЕТ НА НИХ!
10 июня 2015, 13:21
А вот меньше надо было спекуляциями заниматься
08 июня 2015, 14:38
Я не силён в экономике, но... Мой сын обучается в ВУЗе на "коммерции". ВУЗу принимать плату за обучение запретили. Счёт ВУЗа - в Центробанке. Но с физическими лицами Центробанк не работает. Получается, что я должен производить перечисления за обучение на счёт ВУЗа, находящегося в Центробанке, через другой банк и платить за это проценты... Лично у меня это в голове не укладывается! Поэтому лично я думаю, что Центробанку нужны структуры, работающие с физическими лицами. Такой структурой и мог бы стать Сбербанк России.
А то Сбербанк, используя свою, якобы, коммерческую деятельность, разработал такие "схемы" по отъёму денег, что диву даёшься! Какие? Например:
1) Ограничения и лимиты по выдаче вкладов! За всё, что Вы захотите снять сверх лимита, с Вас возьмут процент! Если Вы захотите обойтись без процентных вычетов, Вам надо открыть счёт (на подобии Сберкнижки, которая уже упразднена), на что (на перевод средств на этот счёт) Вы потеряете некоторое время... Очень "удобная" схема (вот, только, для кого?), о которой не все и знают!!!
2) Если Вы отсудили что-либо у государства и Вам это перечислили на счёт в Сбербанке, у Вас за выдачу этих средств будут вычтены проценты (и немалые!)!
3) Тот же процент за перечисления каких-либо оплат в организации, имеющие счета в Центробанке...
4) Договор составлен так, что Сбербанк, желая внести в него какие-либо изменения, просто выкладывает информацию у себя на сайте или вывешивает на своих стендах (которых, практически, нигде нет) и через месяц считается, что Вы, по умолчанию, согласны с этими изменениями: ВСЁ! - процедура закончена! Ни один суд ничего во внимание не примет: так записано в Договоре! А то, что Вы не ознакомились - это Ваши проблемы! Хотя, вроде бы, все признаки одностороннего изменения Договора - налицо: у кого есть время на постоянный контроль за этими изменениями?! То есть нарушается Закон: "Заключение Договора и его изменения должны производиться в двухстороннем порядке со всеми соответствующими письменными оформлениями." (не дословно, но смысл - именно такой). Суд считает, что информация, согласно Договору, до Вас доведена!..
И всё это - на фоне того, что Сбербанк является, по-существу, гос.структурой (на 51%)!..
Так что напрашивается: Сбербанк должен вернуться в гос.структуру целиком и полностью! Ну, хотя бы, как структура Центробанка, работающая с физическими лицами: зачем же нас "обдирать" на проценты за то, что мы принесли или хотим забрать свои деньги?! Да ещё и обманывать (см. п. 4)!
Архи бессмысленно и цинично!!!
Даже в Советские времена: если забираешь деньги, даже со "срочного счёта" (раньше оговорённого договором времени), выдавалась ВСЯ сумма, положенная на этот счёт (не начислялись только проценты)!!!
Да и, опять же: Центробанк (Банк России) - это государственные гарантии... Немаловажный довод, для того, чтобы "хранить свои деньги в Сберегательной кассе" (в банке, за который отвечает государство)!!! )))))
08 июня 2015, 15:14
Удивляюсь, что остается еще в "прибыли" - столько денег уходит на снятие в аренду помещений( интересно по каким ценам снимают) , а сколько денег уходит в ремонт данных помещений! Какие яркие дизайнерские решения, все сделано богато, с фантазией - то интересные пузырьки бурлят, то 6-ти ярусное освещение, то навесные стеклянные колонны из стекла в полтора сантиметра толщиной. Вообщем, есть на какие деньги фантазировать и претворять задуманное в жизнь ! Всегда удивлялась, что как государственный банк (как думали раньше) так деньги тратит на свое обустройство, выводя в статьи "затраты" сумасшедшие средства, уж про другие статьи трат - не догадываемся даже.
08 июня 2015, 16:24
Как все их хваленые гос.корпорации.Колосальные зарплаты и затраты,а прибыль и налог с прибыли 0.
09 июня 2015, 11:28
Так Владимир, который написал комментарий чуть выше вашего, подробно объясняет, откуда деньги на такие решения. Все за наш с вами счет, буквально из воздуха Сбербанк рубит огромнейшие сверхприбыли. У одного Грефа зарплата знаете какая? Лучше не знать.
08 июня 2015, 16:18
Да никогда этого не будет.Ворон ворону глаз не выколет.Полная чушь,даже читать смешно.
08 июня 2015, 16:21
Еще бы про Центробанк написали,что национплизируют.
08 июня 2015, 17:29
Первое меня поразило,это когда я увидела отделение СБ на Украине,и когда я г-ка России попыталась на Украине отправить деньги в Россию мне отказали,а у г,н Украины взяли российские деньги и отправили в Россию,это первое удивление,а второе-это когда в Мариуполе по ул.Бахчиванджи дом 27 шло строительство многоэтажки,где заказчиком выступал Сбербанк России,первое это спрос на жилье ,там ниже предложений,и потом этот дом так и стоял полупустой,а сейчас подавно,а ведь это на наши деньги ,вкладчиков,построено,кто все это придумал?
09 июня 2015, 11:30
А вы что, не знаете, что на Украине все делается через одно место?
08 июня 2015, 18:10
Национализация Сбербанка и ЦБ необходима! Половина доходов уходит за границу,а народными денежками эти банки пополняются регулярно.Последующая приватизация только россиянам,а не врагам России.И банками должны заниматься банковские работники! Если отдать Сбербанк правительству,то они будут заниматься только приватизацией денег,больше никакой работы у них не будет...Но Греф знает больше нас,поэтому все,что можно,идет за границу...И не сам он это придумал...Бедная Россия...
09 июня 2015, 06:23
Надо не только сбербанк национализировать, но и добычу нефти и газа.
09 июня 2015, 10:38
Давно пора, только внести в УК РФ статью о конфискации, как это было в советское время и ужесточить наказание за растраты госимущества. Без этого национализировать нельзя -все должно делаться вместе. А то , что давно пора национализировать Сбербанк с 51% государства, с коммунистами согласна. Геф вообще обнаглел и зажрался.
09 июня 2015, 11:32
Он еще к тому-же и либерал, и не скрывает этого. Его мнение практически всегда идет в разрез с линией российских властей. Наверное, поэтому Сбер за границей не очень сильно прессуют. И на Украине даже работать разрешают.
10 июня 2015, 09:55
"Либерал"... - это ругательное? Если ругательное, я - с Вами!!! Lenta.ru (10 июня 2015, среда, 18:46, Греф Герман): 1) По некоторым данным, диссертацию так и не защитил... 2) Родился в селе Панфилово Павлодарской области Казахской ССР... 3) Анатолий Собчак ввел его в администрацию Петродворцовского района Санкт-Петербурга... 4) По данным ряда СМИ, в Москву Греф попал по рекомендации Анатолия Чубайса... 5) Находился в Правительстве Касьянова... ВСЕ ПРИЗНАКИ "ЛИБЕРАЛА"!!!... )))))))))
10 июня 2015, 13:25
У нас в правительстве вообще очень много либералов, которым мнение запада важнее чем благосостояние народа. Поэтому и с экономикой, как в той басне про лебедя рака и щуку. Тянут в разные стороны.
10 июня 2015, 18:24
"ЧЕЛОВЕК СЛАБ!" - не я это сказал... Посади любого из нас поближе к "кормушке" - практически не возможно удержаться от того, чтобы "не запустить туда своё рыло"... В нас укоренён Великий Потребитель - с этим возможно ли бороться?! Вроде, все мы понимаем, что на Том Свете карманов нет и всё же... Ведь, и не остановиться!!! )))))
09 июня 2015, 12:14
Я считаю, что национализировать Сбербанк надо было давно! Миллиарды чистой прибыли утекают кому-то в карман. А люди держат деньги в нем, считая что банк государственный, и бабушки и молодые. Для этого надо решение президента Путина. Без этого ничего не будет! Мне кажется Госдуме надо самой это решить! Сколько денег утекло мимо государства.
09 июня 2015, 14:04
Вообще-то,если говорить о национализации,то сперва нужно национализировать Центробанк. Он ведь стоит отдельно от государства,и государство не имеет никакого влияния на него,об этом сам Путин сказал,это по Конституции. Но ведь когда меняли срок президенства Конституционным судом-значит можно поменять Конституцию, а как коснулось денег,- так вдруг нельзя изменить конституцию в отношении ЦБ. Нужно просто провести референдум народа,если нет воли у нашего президента и Конституционного суда. Так что все наши денежки работают на заграницу,т.е. на американский доллар.
09 июня 2015, 16:26
Согласен с Вами! Только хочу "провентилировать" это в ещё одной плоскости: Странное дело! Назначение руководства Центробанка проходит через государство (за подписью Президента), а, коснись чего, "государство не имеет никакого влияния на него"... Непонятно!!! Назначаете?, подписываете? - ОТВЕЧАЙТЕ!!! То же самое и с судьями: назначение судей подписывает Президент, а ответственности за их Решения, порой противоречащие Закону, он нести не хочет: "Это "независимая власть" и никто не может отменить решение судьи"... А зачем назначаете? Зачем подписываете список назначения?!
09 июня 2015, 14:08
Текст был удален модератором, так как нарушает правила комментирования
09 июня 2015, 14:11
Текст был удален модератором, так как нарушает правила комментирования
09 июня 2015, 14:13
Текст был удален модератором, так как нарушает правила комментирования
09 июня 2015, 14:15
Текст был удален модератором, так как нарушает правила комментирования
10 июня 2015, 10:56
Республика Крым уже как год находится в составе России,но доступа к Сбербанку России не имеет. Открытие филиалов на полуострове тормозится под разными причинами. А причина одна - превословутые санкции,направленные против Крыма и России. Греф и акционеры СБ заняли политику скрытой поддержки этих санкций. Внимание. - такая же политика многих компаний,которые были ОБЯЗАНЫ придти в в Крым,если они Российские. Но на деле все наоборот. - отказ по любым надуманным поводам,т.е.проводится та же скрытая поддержка западных санкций. Яркое место здесь занимают компании сотовой связи в Крыму. У меня вопрос. - у нас есть Президент или он только присутствует при этом ? У нас вообще-то есть Власть,или и она только присутствуют ? Больно смотреть на все это !
10 июня 2015, 17:52
Я тут читал Старикова... Очень много интересного материала. Хотя, что меня насторожило, "прожилка" материала - проПутинская. Так, знаете ли, незаметно и ненавязчиво декларируется: "А, вот, Путин... Если бы не он..." Зачем я вспомнил Старикова? Там, в одной из его книжечек (их гораздо более 10-ти!), проскочил такой материал (не дословно, по памяти): "За некоторое время (три недели? три месяца?) до назначения Чубайса на руководство "РАО ЕЭС" он (Чубайс) побывал в США, где он был введён в состав директоров Федеральной резервной системы (ФРС) США."!!!...... Если это так и есть, то, соответственно, напрашивается вывод: Чубайс назначен СМОТРЯЩИМ от ФРС США!!! Сейчас нас за уши тянут к конфронтации (а, может, и к войне). Если учесть, что доллары США превращаются в "бумажки", то, соответственно, нужна Большая (Мировая) война... Во время войны можно сделать с деньгами всё, что угодно! Богатство и ресурсы, при этом, сконцентрируются там, где и запланировано, а владельцы "бумаги" (миллионов, лежащих «по сусекам») останутся с носом: при голоде буханку хлеба ни за какие миллионы не купишь! Ленинградские блокадники это проходили… Ну, а Путин... Мне, с моей "колокольни", трудно что-либо говорить, но... Если Чубайс, Греф, Касьянов, Горбачёв…, и т.д., и т.п. до сих пор не в тюрьме, как изменники, и их действия никакой отрицательной оценке не подвергаются, при этом – никто из них не бедствует, значит Путин - это Кукла в руках Кукловодов, которые пока себя не афишируют... А мы с Вами - потенциальное "пушечное мясо"!!!
10 июня 2015, 18:13
Прошу понять меня правильно: как обыватель, я, в принципе, всем доволен: у меня есть крыша над головой, я не голодаю, у меня есть, что одеть... Статистика говорит о том, что я живу лучше, чем 75% населения планеты!.. И никаких "Майданов" мне не надо!!! Не приведи, Господи! Я, только, хотел сказать: И НЕ ПРОВОЦИРУЙТЕ НАС, ПОЖАЛУЙСТА, НА ВЕЛИКИЙ ПРОТЕСТ!!! ДАЙТЕ НАМ СПОКОЙНО ЖИТЬ!!!
10 июня 2015, 18:34
Помните из школьной программы?: "Революцию делают (и страдают от неё) массы, а пользуются её плодами - ЕДИНИЦЫ"!!!...
10 июня 2015, 13:33
не национализировать, а де-приватизировать, и это хорошая идея, кредиты для населения 2% годовых. Дума не проголосует за это, тогда на всенародный референдум надо выносить. правительство и власть этого не сделают. все останется в руках приватизаторов-олигархов, так что это просто слова.
11 июня 2015, 17:39
Текст был удален модератором, так как нарушает правила комментирования
11 июня 2015, 17:41
А вот активы СБЕРБАНК лучше им продать...
19 июня 2015, 10:41
у меня такое предчувствие, что наше государство отдаст большие денежки (наши с вами) за эту компанию
Авторизуйтесь чтобы оставлять комментарии.
Интересное в интернете
Не пропустите лучшие материалы!
Подпишитесь на «Русскую планету» в социальных сетях
Каждую пятницу мы будем присылать вам сборник самых важных
и интересных материалов за неделю. Это того стоит.
Закрыть окно Вы успешно подписались на еженедельную рассылку лучших статей. Спасибо!
Станьте нашим читателем,
сделайте жизнь интереснее!
Помимо актуальной повестки дня, мы также публикуем:
аналитику, обзоры, интервью, исторические исследования.
личный кабинет
Спасибо, я уже читаю «Русскую Планету»