Новости – Люди












Люди
Санкции против поморов

Иван Моисеев. Фото: Владимир Зыкин / ИТАР-ТАСС
Включенному в список экстремистов лидеру поморов год не давали снять деньги со счета
26 мая, 2014 19:29
6 мин
Целый год директор Арктического центра стратегических исследований при Северном (Арктическом) Федеральном университете и поморский активист Иван Мосеев добивался от Сбербанка снятия денег со своего счета, заблокированного после включения исследователя в «Перечень террористов и экстремистов» Росфинмониторинга. Пять судебных заседаний, четыре письма в ведомство и больше десятка обращений в банк понадобились мужчине, чтобы снять принадлежащие ему 50 тысяч рублей.
Имя Мосеева до сих пор можно найти в списках террористов и экстремистов на сайте Росфинмониторинга. «За приписываемый ему комментарий на форуме в прошлом году Иван Мосеев был признал виновным в унижении достоинства этнической группы “русские” и приговорен к штрафу в размере 100 тысяч рублей», — рассказал «Русской планете» руководитель отдела информации правозащитной ассоциации «Агора» Дмитрий Колбасин.
Речь идет о комментарии, оставленном два года назад на портале информационного агентства «Эхо русского Севера». В нем русские противопоставлялись поморам как многочисленное «быдло» против малочисленной группы «людей». Комментарий был сделан с аккаунта, принадлежащего Мосееву. Несмотря на то, что последний отрицал свою вину, в марте прошлого года Октябрьский районный суд Архангельска признал помора виновным по части 1 статьи 282 УК РФ (действия, направленные на унижение достоинства группы лиц по признакам национальности и происхождения, совершенные публично, с использованием средств массовой информации).
В ноябре прошлого года Мосеев обжаловал приговор в Европейском суде по правам человека. Он связывает уголовное преследование со своей активной гражданской позицией по отстаиванию интересов поморов — этнической группы численностью примерно две-три тысячи человек, не включенной в единый перечень коренных малочисленных народов России. Тем не менее штраф исследователь поморской культуры оплатил.
В процессе выплаты наложенного судом взыскания новоиспеченный экстремист столкнулся с неожиданными препятствиями. «После ряда неудачных попыток снять деньги со своей банковской карты в мае прошлого года Мосеев обратился в Архангельское отделение “Сбербанка”. Там ему пояснили, что банк вправе приостановить или прекратить действие карт в случае нарушений условий их использования. В личных беседах сотрудники банка дали понять Мосееву, что он входит в “черный список Росфинмониторинга” и проблема именно в этом», — рассказали РП в «Агоре». Через несколько месяцев после жалобы Мосеева на блокировку карты из Управления претензионной работы Центра сопровождения клиентских операций «Сбербанка» пришло официальное разъяснение.
«Он действительно находится в перечне Росфинмониторинга согласно Федеральному закону №115 “О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма”. Основанием для включения в этот список является, в том числе, приговор суда по соответствующей статье, основание для исключения из него — поступившая от заинтересованного лица информация о наличии снятой или погашенной судимости», — объясняет юрист «Агоры» Сергей Петраков, представлявший интересы Мосеева в суде.
В Сбербанке сразу подчеркнули, что по вопросу отмены запрета Мосеев может обратиться в Росфинмониторинг. Мосеев посчитал действия банка незаконными и обратился в ранее приговоривший его Октябрьский районный суд Архангельска с гражданским иском. «Он сообщил банку, что является единственным кормильцем в семье из четырех человек, двое из которых несовершеннолетние дети, и те небольшие деньги на карте ему нужны на самые необходимые бытовые нужды, а не на финансирование терроризма», — объясняют в «Агоре».
Судебный процесс по делу Мосеева против Сбербанка начался 10 февраля этого года и продолжается до сих пор. «Первые три обращения в Росфинмониторинг в рамках этого судебного процесса завершились несодержательными отписками ведомства, — объясняет юрист Петряков. — И только когда встал вопрос о необходимости участия в суде представителя Росфинмониторинга, нам пришел ответ ведомства о том, что постановление о приостановлении расходных операций по банковскому счету Мосеева Росфинмониторингом не выносилось. Таким образом, учитывая, что Росфинмониторинг устранился, мы считаем, что в нарушение действующего законодательства банк фактически взял на себя обязанность надзорного органа по одобрению или отказу в проведении операций».
По словам юриста, с 1 января 2014 года в 115-й закон добавили пункт, разрешающий снятие с заблокированного счета до 10 тысяч рублей из средств, поступающих фигурантам списка в виде зарплаты, и без ограничений — денег, выделяемых экстремистам из бюджета в виде социальных выплат и пособий. При снятии суммы свыше 10 тысяч банк должен выяснить у Росфинмониторинга, нет ли в отношении клиента постановления о приостановлении операций. «Если в течение пяти дней такого постановления предоставлено не будет, банк обязан выдать клиенту его деньги», — уточняет Петраков.
После получения постановления Росфинмониторинга Мосеев, приложив документ, обратился в Архангельское отделение Сбербанка России с просьбой выдать необходимую сумму с банковской карты. В течение получаса деньги были получены.
В «Сбербанке» оперативно прокомментировать ситуацию с Мосеевым отказались. «Гражданин целый год писал письма, а вы хотите, чтобы мы за час смогли ответить», — сказали РП в пресс-службе.
Теперь, после возвращения денег поморскому активисту, юристы «Агоры» надеются распространить такую практику на другие регионы. Всего в перечне Росфинмониторинга почти три тысячи физических лиц по всей России. По словам Петракова, после принятия ФЗ-115 с проблемой блокировки средств столкнулись не только осужденные за терроризм или по экстремистским статьям, но даже еще не признанные виновными обвиняемые и подозреваемые.
По закону, для попадания в этот список достаточно постановления следователя о привлечении в качестве подозреваемого по одной из длинного перечня статей УК, связанных с терроризмом и экстремизмом. Например, в список вместе лидерами исламисткого подполья на Северном Кавказе, главой «Правого сектора» Дмитрием Ярошем и российским неонацистом Максимом Марцинкевичем по кличке «Тесак» оказался кемеровский журналист Станислав Калиниченко. По версии следствия, в мае прошлого года он перепостил в твиттере сообщение, к которому было прикреплено изображение листовки с призывами уничтожать имущество коррумпированных чиновников.
поддержать проект
Подпишитесь на «Русскую Планету» в Яндекс.Новостях
Яндекс.Новости