Общество
Сегодня
Политика
Происшествия
Люди
Экономика
Следствие
Бизнес
Культура
Наука и медицина
Недвижимость
О проекте
Редакция
Контакты
Размещение рекламы
Использование материалов
Поддержать проект
Вопрос-Ответ
Financial Assets
Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 – 65733 выдано Роскомнадзором 20.05.2016.
В России признаны экстремистскими и запрещены организации «Национал-большевистская партия», «Свидетели Иеговы», «Армия воли народа», «Русский общенациональный союз», «Движение против нелегальной иммиграции», «Правый сектор», УНА-УНСО, УПА, «Тризуб им. Степана Бандеры», «Мизантропик дивижн», «Меджлис крымскотатарского народа», движение «Артподготовка», общероссийская политическая партия «Воля». Признаны террористическими и запрещены: «Движение Талибан», «Имарат Кавказ», «Исламское государство» (ИГ, ИГИЛ), Джебхад-ан-Нусра, «АУМ Синрике», «Братья-мусульмане», «Аль-Каида в странах исламского Магриба», Общественное движение «Штабы Навального», интернет-издание «Спутник и погром», компания Meta Platforms. Inc.
НКО, выполняющие функции иностранного агента: Некоммерческая организация «Фонд по борьбе с коррупцией», Межрегиональный профессиональный союз работников здравоохранения "Альянс врачей", Автономная некоммерческая организация «Центр по работе с проблемой насилия «НАСИЛИЮ.НЕТ», Программно-целевой Благотворительный Фонд "СВЕЧА", Красноярская региональная общественная организация "Мы против СПИДа", Некоммерческая организация "Фонд защиты прав граждан", Автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг "Акцент", Межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов "Открытый Петербург", Санкт-Петербургский благотворительный фонд "Гуманитарное действие", Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан "Феникс ПЛЮС", Фонд содействия правовому просвещению населения "Лига Избирателей", Некоммерческая Организация Фонд "Правовая инициатива", Некоммерческая организация Фонд "Общественный фонд социального развития "Генезис", Автономная некоммерческая организация информационных и правовых услуг "Гражданская инициатива против экологической преступности", Некоммерческая организация "Фонд борьбы с коррупцией", Пензенский региональный общественный благотворительный фонд "Гражданский Союз", Ингушское республиканское отделение общероссийской общественной организации "Российский Красный Крест", Общественная организация "Саратовский областной еврейский благотворительный Центр "Хасдей Ерушалаим" (Милосердие), Частное учреждение "Центр поддержки и содействия развитию средств массовой информации", Региональная общественная организация содействия соблюдению прав человека "Горячая Линия", Фонд "В защиту прав заключенных", Автономная некоммерческая организация "Институт глобализации и социальных движений", Автономная некоммерческая организация противодействия эпидемии вич/спида и охраны здоровья социально-уязвимых групп населения "Центр социально-информационных инициатив Действие", Челябинское региональное диабетическое общественное движение "ВМЕСТЕ", Благотворительный фонд охраны здоровья и защиты прав граждан, Благотворительный фонд помощи осужденным и их семьям, Городской благотворительный фонд "Фонд Тольятти", Свердловский региональный общественный фонд социальных проектов "Новое время", Фонд содействия устойчивому развитию "Серебряная тайга", Фонд содействия развитию массовых коммуникаций и правовому просвещению "Так-Так-Так", Региональная общественная организация содействия просвещению граждан "Информационно-аналитический центр "Сова", Региональная общественная организация помощи женщинам и детям, находящимся в кризисной ситуации "Информационно-методический центр" Анна", Автономная некоммерческая организация социальной поддержки населения "Проект Апрель", Региональный благотворительный фонд "Самарская губерния", Свердловский областной общественный фонд "Эра здоровья", Международная общественная организация "Международное историко-просветительское, благотворительное и правозащитное общество "Мемориал", Автономная Некоммерческая Организация "Аналитический Центр Юрия Левады", Автономная некоммерческая организация "Издательство "Парк Гагарина", Фонд содействия защите здоровья и социальной справедливости имени Андрея Рылькова, Благотворительный фонд социально-правовой помощи "Сфера", Челябинский региональный орган общественной самодеятельности "Уральская правозащитная группа", Челябинский региональный орган общественной самодеятельности - женское общественное объединение "Женщины Евразии", Омская региональная общественная организация "Центр охраны здоровья и социальной защиты "СИБАЛЬТ", Городская общественная организация "Рязанское историко-просветительское и правозащитное общество "Мемориал" (Рязанский Мемориал), Городская общественная организация "Екатеринбургское общество "МЕМОРИАЛ", Автономная некоммерческая организация "Институт прав человека", Некоммерческая организация "Фонд защиты гласности", Региональное общественное учреждение научно-информационный центр "МЕМОРИАЛ", Союз общественных объединений "Российский исследовательский центр по правам человека", Автономная некоммерческая организация "Дальневосточный центр развития гражданских инициатив и социального партнерства", Общественная организация "Пермский региональный правозащитный центр", Фонд "Гражданское действие", Межрегиональный общественный фонд содействия развитию гражданского общества "ГОЛОС-Урал", Автономная некоммерческая организация "Центр независимых социологических исследований", Негосударственное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования (повышение квалификации) специалистов "АКАДЕМИЯ ПО ПРАВАМ ЧЕЛОВЕКА", Свердловская региональная общественная организация "Сутяжник", Межрегиональная благотворительная общественная организация "Центр развития некоммерческих организаций", "Частное учреждение в Калининграде по административной поддержке реализации программ и проектов Совета Министров северных стран", Региональная общественная благотворительная организация помощи беженцам и мигрантам "Гражданское содействие", Автономная некоммерческая организация "Центр антикоррупционных исследований и инициатив "Трансперенси Интернешнл-Р", Региональный Фонд "Центр Защиты Прав Средств Массовой Информации", Некоммерческое партнерство "Институт развития прессы - Сибирь", "Частное учреждение в Санкт-Петербурге по административной поддержке реализации программ и проектов Совета Министров Северных Стран", Межрегиональная общественная организация Информационно-просветительский центр "Мемориал", Межрегиональная общественная правозащитная организация "Человек и Закон", Фонд поддержки свободы прессы, Санкт-Петербургская общественная правозащитная организация "Гражданский контроль", Калининградская региональная общественная организация "Правозащитный центр", Региональная общественная организация "Общественная комиссия по сохранению наследия академика Сахарова", Некоммерческое партнерство "Институт региональной прессы", Частное учреждение "Информационное агентство МЕМО. РУ", Фонд "Институт Развития Свободы Информации", Калининградская региональная общественная организация "Экозащита!-Женсовет", Фонд содействия защите прав и свобод граждан "Общественный вердикт", Межрегиональная общественная организация Правозащитный Центр "Мемориал", Евразийская антимонопольная ассоциация.
Иностранные СМИ, выполняющие функции иностранного агента: "Голос Америки", "Idel.Реалии", Кавказ.Реалии, Крым.Реалии, Телеканал Настоящее Время, Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi), Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC), "Сибирь.Реалии", "Фактограф", "Север.Реалии", Общество с ограниченной ответственностью "Радио Свободная Европа/Радио Свобода", Чешское информационное агентство "MEDIUM-ORIENT", Пономарев Лев Александрович, Савицкая Людмила Алексеевна, Маркелов Сергей Евгеньевич, Камалягин Денис Николаевич, Апахончич Дарья Александровна, Юридическое лицо, зарегистрированное в Латвийской Республике, SIA «Medusa Project» (регистрационный номер 40103797863, дата регистрации 10.06.2014), Общество с ограниченной ответственностью «Первое антикоррупционное СМИ», Юридическое лицо, зарегистрированное в Королевстве Нидерландов, Stichting 2 Oktober (регистрационный номер № 69126968), являющееся администратором доменного имени интернет-ресурса «VTimes.io», Баданин Роман Сергеевич, Гликин Максим Александрович, Маняхин Петр Борисович, Ярош Юлия Петровна, Чуракова Ольга Владимировна, Железнова Мария Михайловна, Лукьянова Юлия Сергеевна, Маетная Елизавета Витальевна, Юридическое лицо «The Insider SIA», зарегистрированное в Риге, Латвийская Республика (дата регистрации 26.06.2015), являющееся администратором доменного имени интернет-издания «The Insider», https://theins.ru, Рубин Михаил Аркадьевич, Гройсман Софья Романовна, Рождественский Илья Дмитриевич, Апухтина Юлия Владимировна, Постернак Алексей Евгеньевич, Общество с ограниченной ответственностью Телеканал Дождь, Петров Степан Юрьевич, Юридическое лицо Istories fonds, зарегистрированное в Латвийской Республике (регистрационный номер 50008295751, дата регистрации 24.02.2020), Шмагун Олеся Валентиновна, Мароховская Алеся Алексеевна, Долинина Ирина Николаевна, Шлейнов Роман Юрьевич, Анин Роман Александрович, Великовский Дмитрий Александрович, Общество с ограниченной ответственностью «Альтаир 2021», Общество с ограниченной ответственностью «Ромашки монолит», Общество с ограниченной ответственностью «Главный редактор 2021», Общество с ограниченной ответственностью «Вега 2021», Общество с ограниченной ответственностью «Важные иноагенты», Каткова Вероника Вячеславовна, Карезина Инна Павловна, Кузьмина Людмила Гавриловна, Костылева Полина Владимировна, Лютов Александр Иванович, Жилкин Владимир Владимирович, Жилинский Владимир Александрович, Тихонов Михаил Сергеевич, Пискунов Сергей Евгеньевич, Ковин Виталий Сергеевич, Кильтау Екатерина Викторовна, Любарев Аркадий Ефимович, Гурман Юрий Альбертович, Грезев Александр Викторович, Важенков Артем Валерьевич, Иванова София Юрьевна, Пигалкин Илья Валерьевич, Петров Алексей Викторович, Егоров Владимир Владимирович, Гусев Андрей Юрьевич, Смирнов Сергей Сергеевич, Верзилов Петр Юрьевич, Общество с ограниченной ответственностью «ЗП», Общество с ограниченной ответственностью «Зона права», Общество с ограниченной ответственностью «ЖУРНАЛИСТ-ИНОСТРАННЫЙ АГЕНТ», Вольтская Татьяна Анатольевна, Клепиковская Екатерина Дмитриевна, Сотников Даниил Владимирович, Захаров Андрей Вячеславович, Симонов Евгений Алексеевич, Сурначева Елизавета Дмитриевна, Соловьева Елена Анатольевна, Арапова Галина Юрьевна, Перл Роман Александрович, Общество с ограниченной ответственностью «МЕМО», Американская компания «Mason G.E.S. Anonymous Foundation» (США), являющаяся владельцем интернет-издания https://mnews.world/, Компания «Stichting Bellingcat», зарегистрированная в Нидерландах (дата регистрации 11.07.2018), Автономная некоммерческая организация по защите прав человека и информированию населения «Якутия – Наше Мнение», Общество с ограниченной ответственностью «Москоу диджитал медиа», Акционерное общество «РС-Балт», Заговора Максим Александрович, Ветошкина Валерия Валерьевна, Павлов Иван Юрьевич, Скворцова Елена Сергеевна, Оленичев Максим Владимирович, Общество с ограниченной ответственностью «Как бы инагент», Кочетков Игорь Викторович, Фонд развития книжной культуры «Иркутский союз библиофилов», Общество с ограниченной ответственностью «Честные выборы», Общество с ограниченной ответственностью «Нобелевский призыв», Еланчик Олег Александрович, Григорьева Алина Александровна, Григорьев Андрей Валерьевич, Гималова Регина Эмилевна, Хисамова Регина Фаритовна.
Лента новостей
Лента новостей
Новости – Общество
Русская планета

Большое среднемагистральное обещание

Дмитрий Медведев (в центре) во время выступления на церемонии выкатки магистрального самолета МС-21 на авиационном заводе корпорации «Иркут». Фото: Марина Лысцева / ТАСС
Новейший российский самолет МС-21 еще ни разу не взлетал, но продан уже 175 раз
Андрей Полонский
9 июня, 2016 10:00
8 мин
8 июня на Иркутском авиационном заводе корпорации «Иркут» был представлен новейший российский ближне-среднемагистральный пассажирский самолет МС-21. Летная демонстрация запланирована на конец 2016 года.
Так говорил Медведев
На презентации присутствовали премьер-министр Дмитрий Медведев и множество других официальных лиц. Медведев поздравил работников завода с трудовой победой и выразил уверенность в блестящем будущем нового самолета. Он, в частности, сказал: «Сегодня мы впервые видим МС-21 — один из самых современных в мире лайнеров, пассажирский самолет XXI века. И мы очень гордимся тем, что он создан в нашей стране. Это огромная победа авиастроителей, победа корпорации "Иркут", наших ученых, наших конструкторов, наших инженеров, наших рабочих. Вашими руками (конечно, при определенной поддержке государства) создается современное российское авиастроение, которое двигает вперед всю нашу страну, нашу экономику».
Поскольку к словам премьера никто всерьез не относится еще с его президентских времен, попробуем разобраться, действительно ли перед нами «огромная победа».
МС-21 как он есть
МС-21 разрабатывался ОКБ Яковлева совместно с корпорацией «Иркут» на базе проекта Як-242, оформившегося еще к 1993 году, но не развившегося из-за отсутствия финансирования.
Однако 21-й (эти цифры обозначают век) очень далеко ушел от своего прообраза. Новое крыло создано компанией «АэроКомпозит», «Иркут» занимался непосредственно работами по фюзеляжу, КБ Бериева проектировало хвостовую часть. Общее руководство проектом осуществлял Константин Попович — главный конструктор ОКБ Яковлева.
Сборка первых опытных образцов была начата в 2014 году, тогда же вице-премьер Дмитрий Рогозин назвал и дату первого полета. МС-21 должен был подняться в воздух в апреле 2016-го.
Однако завершение проекта пришлось несколько отложить. Если следовать графику, обнародованному к презентации 8 июня, первый полет МС-21 должен состояться в декабре 2016-го — феврале 2017 года, а получение российского сертификата и поставки заказчику запланированы на конец 2018-го.
Уже с конца 2017 года МС-21 будут оснащаться исключительно российскими двигателями ПД-14, в которых доля иностранных комплектующих не превышает 5%.
Лайнер будет выпускаться на Иркутском авиазаводе в трех базовых версиях: МС-21-200 (150 посадочных мест), МС-21-300 (180 мест) и МС-21-400 (212 мест). Согласно материалам, опубликованным к презентации, машина имеет ряд оригинальных технических решений, которые не только опережают свое время, но и могут обеспечить значительные конкурентные преимущества. Удлиненное крыло значительно улучшает аэродинамические характеристики лайнера, а увеличенный диаметр фюзеляжа, рекордный для этого класса, гарантирует комфорт и сокращает время посадки-высадки пассажиров.
Важнейшей особенностью МС-21 стало широкое применение композитных материалов (до 40% в конструкции машины). В итоге самолет лучше управляется, расходует меньше топлива, легче летит и меньше весит. «МС-21 позволит авиаперевозчикам снизить эксплуатационные расходы на 12–15% по сравнению с эксплуатируемыми одноклассниками и на 6–7% по сравнению с их модернизированными версиями», — утверждают разработчики.
Планы и перспективы
В настоящее время на Иркутском авиазаводе в разных стадиях сборки находится пять самолетов МС-21. По словам Сергея Яманова, директора по бережливому производству предприятия, до 2018 года планируется выпустить четыре машины (один самолет — ресурсный), с 2020-го ежегодно будет производиться по 20 МС-21, а с 2023-го — по 70 в год.
При этом уже сейчас «Иркут» заключил 175 твердых контрактов на поставку МС-21, по которым получены авансы. 50 лайнеров заказал «Аэрофлот», есть заказы от азербайджанских авиакомпаний и из Египта. Кроме того, ведутся переговоры с представителями нескольких африканских стран.
Увы, по сравнению с ведущими мировыми производителями и прямыми конкурентами эти цифры — слезы. Но создатели самолета надеются, что, как только МС-21 покажет себя в воздухе, ситуация коренным образом переменится. Однако до сих пор мы не демонстрировали умения продавать свой, тем более действительно качественный продукт. Быть может, научимся.
Однако есть один нюанс. Между самыми радужными надеждами и даже простыми цифрами уже существующих заказов, с одной стороны, и производственными планами корпорации «Иркут», с другой, существует явная нестыковка. Чтобы выполнить заказы на 175 самолетов при выпуске по текущему графику (60 машин до 2023-го и по 70 машин  с 2023-го), потребуется почти девять лет. И к 2025 году, когда «Иркут» сможет обеспечить нынешних заказчиков, конкуренты МС-21 заключат много новых контрактов, к тому же на рынок выйдут более современные самолеты. Мир ведь не стоит на месте…
Так почему же так мало новых хороших русских машин собираются производить наши авиастроители? Неужели дело только в нехватке средств и неверии в собственные силы?
Пути-перепутья российского авиастроения
Дело тут упирается в технические трудности. О некоторых из них РП уже писала: сегодня у нас просто не хватает мощностей, чтобы совместить потребности военного и гражданского авиастроения.
Однако в ситуации с МС-21 все еще сложнее. Сила проекта отчасти оборачивается его слабостью. Новые технологические решения, которые здесь применены, уникальные материалы и характеристики требуют налаженных производственных цепочек, устойчивых связей, отработанных и автоматических поставок, отсутствия любого вида форс-мажора. Однако это именно то, что с самым большим трудом удается отечественной экономике, российскому типу хозяйствования как таковому. Мы способны создавать очень интересные и перспективные продукты, но вот множить их, тиражировать, продавать — на этой стадии всегда начинаются сбои.
Вероятно, корпорация «Иркут» увидела предел своим возможностям и смотрит на ситуацию трезво. Это лучше, чем тешить себя невыполнимыми планами-мечтами. Тем более Иркутский завод, как и другие авиастроительные предприятия страны, изрядно загружен военными заказами. Не случайно тот же Дмитрий Медведев, едва закончив церемонию презентации МС-21, отправился осматривать цех боевых самолетов.
Конечно, проект можно было бы перенести на другие заводы, но здесь вновь начинаются сложности. В Воронеже строят транспортный самолет Ил-112, для МС-21 все надо начинать с нуля. В Казани производят бомбардировщики, и новый проект гражданского лайнера там просто некуда вместить. Комсомольск-на-Амуре — вотчина «Сухого». «Илюшин» в Москве проектирует «Илы», что тоже понятно. Нижегородский завод «Сокол» занят ремонтом и военкой. В Новосибирске, на Объединении Чкалова, делают оперение и элементы фюзеляжа для SSJ и тоже работают на оборону. В Омске, на объединении «Полет» выпускают «Аны», самолеты совсем другого класса и поколения. «Авиакор» в Самаре может строить старинные Ту-154М и более новые, но небольшие Ан-140-100 с крейсерской скоростью чуть более 500 км/ч. Это машины опять же совсем другого поколения и класса. В Таганроге, в Объединении Бериева, специализируются по преимуществу на амфибиях. Остается только Ульяновск. Но и там, на «Авиастар-СП», куда переведены производственные мощности Ил-76МД-90А, масштабы не слишком впечатляют. До 2020 года на «Авиастаре» планируется выпустить 40 модифицированных «Илов». Другого авиастроения у нас в стране просто нет. И порадуемся хотя бы тому, что все эти заводы не простаивают.
***
Авиаконструкторы, если верить их словам, поскольку в небе самолет еще никто не видел, свое дело практически сделали. Теперь ход за продажами, а это требует серьезных, в том числе межгосударственных переговоров. Несложно внушить премьеру, что проехавшая несколько сотен метров крылатая машина — лучшая в своем классе, но убедить в этом мир — совсем другая работа. Но если у нашего снаружи, импортного внутри SSJ-100 действительно появился достойный конкурент, от этого должна выиграть вся Россия.
Поделиться
ТЕГИ
поддержать проект
Для поднятия хорошего настроения, вы можете угостить наших редакторов чашечкой кофе
Маленькая чашка кофе
cup
200 ₽
Средняя чашка кофе
cup
300 ₽
Большая чашка кофе
cup
500 ₽
Большая чашка кофе и что-то вкусное
cup
900 ₽
Нажимая на кнопку «Поддержать», я принимаю пользовательское соглашение, политику конфиденциальности и подтверждаю свое гражданство РФ
Кто может поддержать проект?
Поддержать проект могут только граждане России. Поддержка осуществляется только в рублях. В соответствии с требованием закона.
Лень сёрфить новости? Подпишись и БУДЬ В КУРСЕ