Большое среднемагистральное обещание
Дмитрий Медведев (в центре) во время выступления на церемонии выкатки магистрального самолета МС-21 на авиационном заводе корпорации «Иркут». Фото: Марина Лысцева / ТАСС

Дмитрий Медведев (в центре) во время выступления на церемонии выкатки магистрального самолета МС-21 на авиационном заводе корпорации «Иркут». Фото: Марина Лысцева / ТАСС

Новейший российский самолет МС-21 еще ни разу не взлетал, но продан уже 175 раз

8 июня на Иркутском авиационном заводе корпорации «Иркут» был представлен новейший российский ближне-среднемагистральный пассажирский самолет МС-21. Летная демонстрация запланирована на конец 2016 года.

Так говорил Медведев

На презентации присутствовали премьер-министр Дмитрий Медведев и множество других официальных лиц. Медведев поздравил работников завода с трудовой победой и выразил уверенность в блестящем будущем нового самолета. Он, в частности, сказал: «Сегодня мы впервые видим МС-21 — один из самых современных в мире лайнеров, пассажирский самолет XXI века. И мы очень гордимся тем, что он создан в нашей стране. Это огромная победа авиастроителей, победа корпорации "Иркут", наших ученых, наших конструкторов, наших инженеров, наших рабочих. Вашими руками (конечно, при определенной поддержке государства) создается современное российское авиастроение, которое двигает вперед всю нашу страну, нашу экономику».

Поскольку к словам премьера никто всерьез не относится еще с его президентских времен, попробуем разобраться, действительно ли перед нами «огромная победа».

МС-21 как он есть

МС-21 разрабатывался ОКБ Яковлева совместно с корпорацией «Иркут» на базе проекта Як-242, оформившегося еще к 1993 году, но не развившегося из-за отсутствия финансирования.

Однако 21-й (эти цифры обозначают век) очень далеко ушел от своего прообраза. Новое крыло создано компанией «АэроКомпозит», «Иркут» занимался непосредственно работами по фюзеляжу, КБ Бериева проектировало хвостовую часть. Общее руководство проектом осуществлял Константин Попович — главный конструктор ОКБ Яковлева.

Сборка первых опытных образцов была начата в 2014 году, тогда же вице-премьер Дмитрий Рогозин назвал и дату первого полета. МС-21 должен был подняться в воздух в апреле 2016-го.

Однако завершение проекта пришлось несколько отложить. Если следовать графику, обнародованному к презентации 8 июня, первый полет МС-21 должен состояться в декабре 2016-го — феврале 2017 года, а получение российского сертификата и поставки заказчику запланированы на конец 2018-го.

Уже с конца 2017 года МС-21 будут оснащаться исключительно российскими двигателями ПД-14, в которых доля иностранных комплектующих не превышает 5%.

Лайнер будет выпускаться на Иркутском авиазаводе в трех базовых версиях: МС-21-200 (150 посадочных мест), МС-21-300 (180 мест) и МС-21-400 (212 мест). Согласно материалам, опубликованным к презентации, машина имеет ряд оригинальных технических решений, которые не только опережают свое время, но и могут обеспечить значительные конкурентные преимущества. Удлиненное крыло значительно улучшает аэродинамические характеристики лайнера, а увеличенный диаметр фюзеляжа, рекордный для этого класса, гарантирует комфорт и сокращает время посадки-высадки пассажиров.

Важнейшей особенностью МС-21 стало широкое применение композитных материалов (до 40% в конструкции машины). В итоге самолет лучше управляется, расходует меньше топлива, легче летит и меньше весит. «МС-21 позволит авиаперевозчикам снизить эксплуатационные расходы на 12–15% по сравнению с эксплуатируемыми одноклассниками и на 6–7% по сравнению с их модернизированными версиями», — утверждают разработчики.

Планы и перспективы

В настоящее время на Иркутском авиазаводе в разных стадиях сборки находится пять самолетов МС-21. По словам Сергея Яманова, директора по бережливому производству предприятия, до 2018 года планируется выпустить четыре машины (один самолет — ресурсный), с 2020-го ежегодно будет производиться по 20 МС-21, а с 2023-го — по 70 в год.

При этом уже сейчас «Иркут» заключил 175 твердых контрактов на поставку МС-21, по которым получены авансы. 50 лайнеров заказал «Аэрофлот», есть заказы от азербайджанских авиакомпаний и из Египта. Кроме того, ведутся переговоры с представителями нескольких африканских стран.

Увы, по сравнению с ведущими мировыми производителями и прямыми конкурентами эти цифры — слезы. Но создатели самолета надеются, что, как только МС-21 покажет себя в воздухе, ситуация коренным образом переменится. Однако до сих пор мы не демонстрировали умения продавать свой, тем более действительно качественный продукт. Быть может, научимся.

Однако есть один нюанс. Между самыми радужными надеждами и даже простыми цифрами уже существующих заказов, с одной стороны, и производственными планами корпорации «Иркут», с другой, существует явная нестыковка. Чтобы выполнить заказы на 175 самолетов при выпуске по текущему графику (60 машин до 2023-го и по 70 машин  с 2023-го), потребуется почти девять лет. И к 2025 году, когда «Иркут» сможет обеспечить нынешних заказчиков, конкуренты МС-21 заключат много новых контрактов, к тому же на рынок выйдут более современные самолеты. Мир ведь не стоит на месте…

Так почему же так мало новых хороших русских машин собираются производить наши авиастроители? Неужели дело только в нехватке средств и неверии в собственные силы?

Пути-перепутья российского авиастроения

Дело тут упирается в технические трудности. О некоторых из них РП уже писала: сегодня у нас просто не хватает мощностей, чтобы совместить потребности военного и гражданского авиастроения.

Однако в ситуации с МС-21 все еще сложнее. Сила проекта отчасти оборачивается его слабостью. Новые технологические решения, которые здесь применены, уникальные материалы и характеристики требуют налаженных производственных цепочек, устойчивых связей, отработанных и автоматических поставок, отсутствия любого вида форс-мажора. Однако это именно то, что с самым большим трудом удается отечественной экономике, российскому типу хозяйствования как таковому. Мы способны создавать очень интересные и перспективные продукты, но вот множить их, тиражировать, продавать — на этой стадии всегда начинаются сбои.

Вероятно, корпорация «Иркут» увидела предел своим возможностям и смотрит на ситуацию трезво. Это лучше, чем тешить себя невыполнимыми планами-мечтами. Тем более Иркутский завод, как и другие авиастроительные предприятия страны, изрядно загружен военными заказами. Не случайно тот же Дмитрий Медведев, едва закончив церемонию презентации МС-21, отправился осматривать цех боевых самолетов.

Конечно, проект можно было бы перенести на другие заводы, но здесь вновь начинаются сложности. В Воронеже строят транспортный самолет Ил-112, для МС-21 все надо начинать с нуля. В Казани производят бомбардировщики, и новый проект гражданского лайнера там просто некуда вместить. Комсомольск-на-Амуре — вотчина «Сухого». «Илюшин» в Москве проектирует «Илы», что тоже понятно. Нижегородский завод «Сокол» занят ремонтом и военкой. В Новосибирске, на Объединении Чкалова, делают оперение и элементы фюзеляжа для SSJ и тоже работают на оборону. В Омске, на объединении «Полет» выпускают «Аны», самолеты совсем другого класса и поколения. «Авиакор» в Самаре может строить старинные Ту-154М и более новые, но небольшие Ан-140-100 с крейсерской скоростью чуть более 500 км/ч. Это машины опять же совсем другого поколения и класса. В Таганроге, в Объединении Бериева, специализируются по преимуществу на амфибиях. Остается только Ульяновск. Но и там, на «Авиастар-СП», куда переведены производственные мощности Ил-76МД-90А, масштабы не слишком впечатляют. До 2020 года на «Авиастаре» планируется выпустить 40 модифицированных «Илов». Другого авиастроения у нас в стране просто нет. И порадуемся хотя бы тому, что все эти заводы не простаивают.

***

Авиаконструкторы, если верить их словам, поскольку в небе самолет еще никто не видел, свое дело практически сделали. Теперь ход за продажами, а это требует серьезных, в том числе межгосударственных переговоров. Несложно внушить премьеру, что проехавшая несколько сотен метров крылатая машина — лучшая в своем классе, но убедить в этом мир — совсем другая работа. Но если у нашего снаружи, импортного внутри SSJ-100 действительно появился достойный конкурент, от этого должна выиграть вся Россия.

Барт-собрание Далее в рубрике Барт-собраниеОт Всеправославного собора Бартоломью (Архондо́ниса) остается кружок по интересам

Комментарии

09 июня 2016, 15:04
Ну а что, вдруг получится? Сейчас у нас не особо большие успехи в авиастроении, но МС-21 достаточно долго создавался, хочется надеяться, что конструкторы учли все ошибки прошлых лет и моделей.
09 июня 2016, 21:25
Да в плане конструкции и ТТХ там как раз полный порядок , тут дело в другом - нет возможности наладить стабильный процесс массового производства.
Но я надеюсь, что в ближайшие годы государс во сможет решить эту задачу. К тому же, самолету МС-21 для начала стоит зарекомендовать себя в небе, так сказать не только словом, но и делом.
09 июня 2016, 17:19
Ну, с цифрой 21 вроде как разобрались - это век, а что, собственно, означает аббревиатура "МС"...?
Авторизуйтесь чтобы оставлять комментарии.
Интересное в интернете
История, политика и наука с её дронами-убийцами
Читайте ежедневные материалы на гуманитарные темы. Подпишитесь на «Русскую планету» в соцсетях
Каждую пятницу мы будем присылать вам сборник самых важных
и интересных материалов за неделю. Это того стоит.
Закрыть окно Вы успешно подписались на еженедельную рассылку лучших статей. Спасибо!
Станьте нашим читателем,
сделайте жизнь интереснее!
Помимо актуальной повестки дня, мы также публикуем:
аналитику, обзоры, интервью, исторические исследования.
личный кабинет
Спасибо, я уже читаю «Русскую Планету»