Новости – Общество
Общество
«С мозгами в нашей стране всегда было все в порядке»
Фото из архива Экспериментальной технической школы
Воронежские школьники и детсадовцы конструируют передовых роботов для полезного применения в России
26 декабря, 2015 19:00
10 мин
Роботы, созданные учениками этой школы, поражают воображение: умные, послушные, многофункциональные и полезные уже сейчас и в быту, и на производстве. Недавно открытый Центр робототехники при ВГУ заключил со школой договор о сотрудничестве, ведь в ней занимаются дети дошкольного, младшего и старшего школьного возраста, в будущем — потенциальные студенты университета.
Корреспондент «Русской планеты» встретилась с директором автономной некоммерческой организации дополнительного образования «Экспериментальная техническая школа» Алексеем Федотовым, чтобы выяснить, каким должен быть ребенок, чтобы создать техническое чудо.
— Алексей Викторович, как возникла идея создания школы робототехники?
— Это моя реализованная мечта. Так получилось, что я — инженер — всю жизнь занимаюсь с детьми. Я долго работал в Сибири. Преподавал сначала информатику, потом возглавлял центр научно-технического творчества детей. Когда переехал в Воронеж, стал вести кружок робототехники в городском дворце. Но конструирование и программирование роботов — это ведь не просто времяпрепровождение. Я считаю, что это ориентирование ребенка на будущую профессию.
Но я также понимал, что дело это трудоемкое и очень затратное. И мечте моей не суждено было бы осуществиться, если бы не заинтересованные люди: руководство ВГУ и воронежские предприниматели. Университет заинтересован в том, чтобы школа готовила хороших абитуриентов, увлеченных кибернетикой, программированием, робототехникой а бизнесмены прекрасно понимают, что стране нужны профессионалы.
— Значит, все-таки, профориентация? Через увлечение, через интерес ребенка?
— Конечно. Сейчас профориентацией мало кто занимается. А у нас высокотехнологичная область, в которой не каждый сможет разобраться. Поэтому занимаются только те дети, для кого сконструировать робота не просто занятие, а веление души, удовольствие, создание чуда своими руками. Причем дети сами выбирают, что они хотят делать.
— Такая школа — удовольствие?
— Очень полезное удовольствие. В нашей школе ничто не отвлекает ребенка от его любимого дела. Дополнительное образование зависит только от личных качеств. Есть у нас ученик, тугодум такой. Все у него медленно, задумчиво. Но! У него всегда готова работа к фестивалю или к выставке.
К нам родители приводят совсем маленьких детей, которым дома нравится заниматься с конструктором. Спустя какое-то время ребенок сам понимает, хочет он дальше что-то конструировать или нет.
Родители приводят в центр совсем маленьких детей, которым дома нравится заниматься с конструктором
Родители приводят в центр совсем маленьких детей, которым дома нравится заниматься с конструктором. Фото из архива Экспериментальной технической школы
У нас был такой мальчик. И сообразительный, и усидчивый, только вот занимался без особой охоты. Я с ним поговорил. Оказалось, он готовится к олимпиаде по русскому языку и хочет быть филологом, а здесь занимается только потому, что робототехника родителям нравится. Был разговор с родителями, те и меня поняли, и ребенка.
Или другой пример. На открытии Центра робототехники мы, по обычаю, запустили первой кошку. Только вот это была робокошка, которую создала девятилетняя ученица нашей школы Лиза Мозгарева. Она его назвала «Пушистик Чу». «Пушистик» выполнил все, что от него требовалось: мяукал (вернее, как считает Лиза, издавал космические звуки), проехал по комнате и даже танцевал.
А ведь три года назад мама привела к нам на занятия мальчика Даниила Мозгарева. С ним была и его младшая сестренка Лиза. Шесть лет девочке. Но она с таким интересом все рассматривала, что мама попросила и ее оставить, пусть попробует. А она не просто попробовала. Тихая, застенчивая девочка оказалась очень талантливой. «Пушистик Чу» — уже вторая ее робокошка.
— Алексей Викторович, в вашей школе подготовка разноуровневая, разновозрастная. Как же соседствуют первоклассники и выпускники?
— Вы заметили, что у нас в помещениях, где занимаются дети, нет дверей? Это дает возможность любому ученику, если у него что-то не получается, пойти туда, где ему помогут, обратиться к старшим ребятам. В обычных школах дети классифицированы по годам. А у нас — по желанию. У нас группы возрастом не ограничены. Наши программы построены так, что теоретическая часть может повторяться и на следующий год, а вот практическая рассчитана на уровень ученика. Если ученик может перейти на более высокий уровень конструирования, то он переходит. То есть детям всегда интересно, они не зубрят одно и то же много месяцев подряд, а растут технически.
В нашей школе учащиеся сами выбирают свой индивидуальный образовательный маршрут. В первый год обучения в группу может прийти и 10-летний, и 15-летний ребенок. Но собирают-то они по-разному. Значит, 15-летний очень быстро переходит на следующую ступень. А младшему интересно: вдруг и он сможет что-нибудь подобное сделать. Разновозрастные группы стимулируют опережающее обучение. Все друг у друга учатся, значит, есть взаимоконтроль, взаимопомощь. А еще мы стараемся объединять учеников в пары. Вдвоем можно больше и лучше сделать, только надо пару подобрать так, чтобы ребятам было комфортно работать.
: В школе учащиеся сами выбирают свой индивидуальный образовательный маршрут
В школе учащиеся сами выбирают свой индивидуальный образовательный маршрут. Фото из архива Экспериментальной технической школы
У нас нет оценок как таковых. Но есть баллы, которыми оценивается работа. Они суммируются. И учащиеся постепенно поднимаются по ступеням мастерства: «Техник», «Специалист», «Мастер», «Эксперт». Ребята сами видят и чувствуют, как с конструированием и программированием нового робота растет уровень их мастерства. Это же успех! А кроме того, с освоением очередной ступени уменьшается сумма платы за обучение. Она и так у нас не слишком большая, но тем не менее, чем больше у ученика достижений, тем больше скидка.
— В школе к каждому ученику отношение особое. И программы к занятиям авторские. А как вы преподавателей подбирали?
— Тщательно подбираем. Беседуем долго, проверяем квалификацию преподавателя. Но главное — отношение к детям, увлеченность делом. Очень важен подход к разработке образовательных программ. Мы все время пробуем что-то новое. Ведь детям дается свобода для экспериментов, и то, что предлагают преподаватели, у них обязательно должно вызывать восторг, иначе зачем заниматься? Ну и, конечно, преподаватель должен быть воспитателем. Образования без воспитания не бывает. Мы учим детей и технике безопасности, и взаимопониманию, и взаимоподдержке.
Народ у нас творческий — и преподаватели, и дети. Вот праздники новогодние готовим. Распределили их на все каникулы, чтобы детям и родителям было удобно. Праздники необычные, поскольку у нас школа робототехники. Так что будет такой техно-Новый год.
Проекты праздников, выставок, фестивалей — особые проекты. И в них участвует все больше и больше ребят. На выставке робототехники в ВГУ было просто не протиснуться. А фестиваль «РОБОАРТ-2015» собрал участников со всего Черноземья. Предполагается, что на втором фестивале, который пройдет в феврале 2016 года, будут участники из других регионов.
— Судя по дипломам, первые места у ваших учеников?
— У нас очень талантливые ребята. Вот, к примеру, Настя Бутрина сконструировала робота-помощника для больных, которого на выставке оценила заместитель председателя правительства Ольга Юрьевна Голодец. Кстати, Голодец поддержала развитие IT-кластера в ВГУ и отметила работы учеников нашей школы. А еще Настя рассказала о своем новом роботе — инвалидной коляске, способной подниматься и спускаться по лестнице. Сама придумала необычное колесо, все детали разрабатывала тоже сама. Как мне не гордиться такими учениками и не согласиться со словами Ольги Юрьевны: «Ну, если школьники могут такое делать!». Школьники могут делать многое, им только условия создать надо.
Андрей Бондарцов — победитель областного фестиваля «РОБОФЕСТ’15». Он вместе с Артемом Шинкаренко разрабатывает линию производственного процесса для станков. Участвовали в соревновании ИКаР (Инженерные кадры России).
— Создать условия — дело непростое…
— Не простое. Технологии развиваются семимильными шагами. А мы ни в коем случае не должны отставать. Совсем недавно никто и не слышал и не мечтал о 3D-принтере. А сейчас наши ребята печатают на нем разработанные ими же детали. Ну как без него обойтись? Спасибо родителям Саши Кривенко: нашли спонсора, убедили его помочь нам. А сам Саша разработал и запрограммировал своеобразного робота — транспортную линию, которая сортирует детали по цвету. Следующий его робот — телеуправляемый. С помощью очков создается ощущение, что ты сам на нем едешь.
Сейчас на выставках есть такие номинации, как кибернетическое искусство, художественная робототехника. И к новому фестивалю у нас готовятся несколько новых проектов — сложных, интересных и необычных.
— Успехи учеников вашей школы дают надежду на то, что IT-технологии у нас в стране развиваются на высоком уровне?
— С мозгами у нас в стране всегда было все в порядке. Надо только давать возможность применять их наработки на практике, научиться эти технологии внедрять. Технически наши специалисты никому в мире не уступали и не уступают.
— Вы об учениках можете говорить бесконечно. А сколько их у вас?
— 450 человек. А мне хотелось бы, чтобы было больше. Это значит, что в будущем будет больше хороших инженеров.
P.S. Когда интервью готовилось к публикации, стало известно, что Лиза Мозгарева стала лауреатом премии первого регионального форума одаренных детей.
поддержать проект
Подпишитесь на «Русскую Планету» в Яндекс.Новостях
Яндекс.Новости