Новости – Люди
Люди
Русский вопрос в Латвии
Участники пикета в защиту русских школ у Министерства образования Латвии. Фото: Владимир Старков / ТАСС
Проблемы русскоязычного населения в Прибалтике не решаются уже более 20 лет
21 мая, 2015 10:00
8 мин
Наиболее серьезные противоречия «русский вопрос» вызвал в Латвии и Эстонии, которые после распада СССР отказали всем русским в предоставлении гражданства. В настоящее время в Латвии доля всех неграждан, лишенных политических и частично гражданских прав, составляет 12%. По состоянию на 2014 году латвийский паспорт отсутствовал у 31,2% русских.
Напомним, что численность русских в Латвии, составлявшая в 1989 году 905 тыс. человек (34%), уже в 2014 году уменьшилась до 520 тыс. человек (26%).
Вновь внимание к правовому положению русского населения привлекла петиция, опубликованная в конце апреля текущего года, которая де-факто предлагает создать гетто для русских. Неграждан Латвии и граждан России, имеющих вид на жительство, в документе черным по белому называют «российской пятой колонной в нашем Отечестве». Отмечается, что в случае агрессии со стороны РФ русские будут помогать оккупантам, а потому нужно «превентивно» поселить их на «отдельных территориях, поднадзорных МВД и службам безопасности Латвийской Республики».
Витрина СССР
В советские времена состоянию жизни в прибалтийских республиках уделялось огромное значение. Прибалтику, примыкающей к границам западного мира, называли витриной Советского Союза. После вхождения в состав СССР литовцев, латышей и эстонцев практически не коснулась коллективизация, у прибалтийских колхозников не отнимались паспорта, зарплаты у рабочих и инженеров были выше, чем в среднем по СССР в два-три раза.
Но самое главное богатство, которое получили прибалты от советской «оккупации», это, конечно, инфраструктура. После Великой Отечественной войны на балтийском побережье построили высочайшего по тем временам качества автомобильные дороги, а также огромные порты, к которым в 70-80-х годах проложили нефтепроводы.
В советские времена в Латвию из других республик переехали около 1,5 миллиона человек. Однако после распада СССР гражданство досталось только потомкам и жителям довоенной Латвии. Несмотря на эту вопиющую несправедливость, Латвию спокойно приняли в Евросоюз, который, как известно, считает себя поборником прав национальных меньшинств.
Председатель общественной организации «Русская заря» Евгений Осипов объяснил политику выдавливания русских и всего русского с территории Латвии неспособностью властей обеспечить нормальную жизнь даже латышам. «Поэтому властям нужна некая "пугалка", которая отвлекает общество от реальных проблем и позволяет переизбираться вновь и вновь. С этой целью и была создана "русская угроза", с которой власти до сих пор "героически" сражаются», — заявил общественный деятель.
На грани Нюрнбергских расовых законов
Достаточно высокая доля неграждан (12%) сохраняется в Латвии по двум основным причинам. Первая заключается в том, что жители республики преклонного возраста просто не в состоянии проходить необходимые бюрократические процедуры и заучивать латышский язык, без которого они раньше легко обходились.
Вторая причина в принципиальном несогласии родившихся в Латвии русских с требованиями, которые предъявляют им власти. «Любезно» предлагаемая правительством процедура натурализации считается унизительной. «Людям непонятно, почему, родившись на территории Латвии, они должны подавать на гражданство. В то время как латышу по национальности ничего проходить не надо», — сетует Евгений Осипов, который также не является гражданином Латвии. По мнению общественника, существующее положение дел в сфере гражданства «находится на грани Нюрнбергских расовых законов», принятых в нацистской Германии в 1935 году.
Главной мотивацией для русских, которые стремятся заполучить латвийское гражданство, является желание уехать на заработки или ПМЖ в Евросоюз. В некогда благополучных республиках сейчас для молодежи практически нет работы. Трудоспособная часть населения массово мигрирует в Западную Европу или Россию.
Также в Латвии растет количество людей, получающих российские паспорта. Подобное желание вызвано не только намерением связать свою жизнь с Россией, но и стремлением получать российскую пенсию. «В настоящее время на каждый новый латвийский паспорт приходится четыре российских. До латвийской пенсии дожить просто невозможно, а жить на что-то надо», — отметил Осипов.
Русский язык выдавливают из системы образования
У русского языка, который, по разным оценкам, является родным для 25–40% населения, в Латвии нет никакого статуса. При этом около 90% населения в тех или иных ситуациях применяет русский язык. Русофобские усилия латвийских властей с начала 2000-х годов предсказуемо сосредоточились на постепенном вытеснении русского языка из системы образования.
«Высшее образование на русском языке практически ликвидировано. Теперь пытаются вытеснить русский язык из среднего образования. Это политика по ассимиляции детей. Древняя мудрость гласит: "Чтобы победить врага, воспитай его детей". Цель — построить мононациональное государство, и это даже не скрывается», — считает председатель общественной организации «За родной язык» Владимир Линдерман.
В 2002 году в качестве родного русский язык изучали в 180 русских школах и в 133 смешанных. Через два года количество русских школ уменьшилось до 166, а смешанных — до 124. К 2014 году русских школ осталось 99, а русско-латышских — 67.
18 февраля 2012 года в Латвии состоялся референдум о придании русскому языку статуса второго государственного. Почти 25% граждан республики поддержали эту инициативу. Как отмечают политологи, это были русские, получившие латвийские паспорта и потому имевшие право голоса.
Жители Риги голосуют на референдуме о предоставлении русскому языку статуса второго государственного на одном из участков
Жители Риги голосуют на референдуме о предоставлении русскому языку статуса второго государственного на одном из участков. Фото: Марис Морканс / РИА Новости
Владимир Линдерман, который был одним из организаторов плебисцита, надеялся, что результаты волеизъявления русских будут использованы Россией, как инструмент влияния на ситуацию. «На мой взгляд, Москва могла хотя бы показать эти результаты "боссам Евросоюза". Референдум приобрел бы тогда большее значение, и русский язык получил бы, например, статус регионального», — посетовал общественный деятель.
«Референдум или восстание»
Евгений Осипов считает, что русофобская политика будет продолжаться, пока в Латвии не останется ни одного русского. «Другой вариант, если русские при помощи России поставят на место зарвавшихся русофобов, которые находятся во власти. Иных способов изменить ситуацию нет», — уверен руководитель «Русской зари».
В последние годы в Латвии приобрела большую популярность партия «Согласие», выступающая за компромисс в национальных вопросах. Партия фактически представляет нынешнюю политическую элиту страны. «Согласие» является самой большой фракцией в парламенте, а ее представители входят в латвийский кабмин. «Одно название говорит, что они ни за что не борются, а просто подстраиваются под текущее положение дел. Большая беда, что много русских ей верят и расслабляются», — негодует Осипов.
Говоря о «заслугах» «Согласия» перед русскими, общественный деятель остановился на следующих фактах: «В Риге при "русском" мэре Ниле Ушакове были закрыты 11 русских школ. С подачи "Согласия" в январе продавили закон о многократном увеличении штрафов за незнание латышского языка. Эта партия добилась того, что "оккупация" Латвии 1940 года превратилась в установившийся исторический факт».
Отдельное возмущение у русских, по мнению Осипова, вызывает развязанная латвийскими властями кампания по уменьшению значимости Дня Победы. «В Латвии запрещаются георгиевские ленточки и знамена Победы. 8 мая чиновники и депутаты возложили венки не только к мемориалам советских воинов, но и памятникам пособников нацистов. Я полагаю, что в следующем году, власти предложат отмечать День Победы 8 мая, как и вся "цивилизованная Европа". Только это будет уже не праздник, а день скорби», — полагает активист.
Владимир Линдерман уверен, что в борьбе за свои права русские достигли потолка и больше ничего сделать не могут: «Отмечу, что референдум — высшая точка легального волеизъявления. После этого можно только митинги и пикеты устраивать, а следующий этап — это АКМ и РПГ. Как раз то, что происходит в Донбассе».
поддержать проект
Подпишитесь на «Русскую Планету» в Яндекс.Новостях
Яндекс.Новости