Русский космос: шаг вперед - шаг назад
фото: informsklad.ru

фото: informsklad.ru

«Русская планета» — о противоречивых итогах развития отечественной космонавтики

56 лет назад впервые в космическом пространстве побывал человек. Это был гражданин СССР летчик-испытатель Юрий Гагарин, до сих пор, кстати, остающийся кумиром для тех молодых, которые не прожигают жизнь в угаре развлечений, а хотят быть полезными для своей страны. Такие есть, поверьте. И дата 12 апреля для них - не просто заметная цифра в календаре. 

Советское чудо

Космонавтика очень тесно переплетается со многими сферами научно-практической деятельности. Более полувека назад ее развитие двигало вперед ракетные технологии, то есть средства доставки ядерных боезарядов. В 1950-е годы советское руководство стремилось нивелировать ядерную мощь США. За океаном успели накопить значительные запасы атомных бомб и обладали возможностью нанести сокрушительный удар по СССР.

Расхлябанность была недопустима и разрушенная нацистами страна за 15 лет сотворила настоящее чудо. Естественно, запуск первого искусственного спутника Земли в 1957 году и первый полет человека в космос в 1961-м  стали следствием не только таланта и упорного труда советских инженеров. В конце Великой Отечественной войны разведка СССР вывезла материалы по авиации и ракетостроению из поверженной Германии. Также советские спецслужбы проводили промышленный шпионаж на территории США.

В такой жесткой конкуренции все средства были хороши, и американцы были ни чем не лучше советов. Однако за очень короткое время нашей стране, прежде всего, за счет собственных усилий удалось застолбить статус лидера космической отрасли и создать фундамент для не имеющих аналогов в мире разработок.

Тема космоса после полета Гагарина достаточно быстро потеряла налет «милитаризма», превратившись в нечто сугубо мирное и романтичное. Для советского человека покорение космоса было частью, если можно так выразиться, национальной идеи. Трепетное отношение выражалось хотя бы в том, что космонавты, побывавшие в открытом космосе, получали Звезду Героя, высшую степень отличия.

Данная традиция сохранилась и поныне, но отношение к космосу уже несколько иное. Наивно думать, что в СССР развитие космонавтики происходило гладко. Ошибок и трагических аварий хватало, безудержная гонка с США собирала свою кровавую жатву, но без сомнения Советский союз уверенно двигался вперед. Сегодня, 12 апреля 2017 года аналогичный вывод можно сделать и про российскую космонавтику, убрав пометку «уверенно».

Расплата за халатность

О возрождении российской космонавтики можно более менее уверенно говорить примерно с середины 2000-х годов. Хлынувшие в страну нефтедоллары начали осторожно вкладывать в высокие технологии. Однако наукоемкие сферы не прощают к себе халатного отношения. КБ, НИИ и производственные цеха покинула львиная доля профессионалов. России стало труднее не только создавать новую продукцию космического назначения, но и собирать ее по старым чертежам.

Достаточно вспомнить с каким скрипом внедрялась система ГЛОНАСС и сколько произошло аварий ракет-носителей. С 2010 года Россия совершила 12 неудачных пусков ракет-носителей («Союз», «Протон», «Рокот», «Зенит»). Последняя авария случилась 2 декабря 2016 года на космодроме «Байконур». Направлявшийся к МКС транспортный грузовой корабль «Прогресс МС-04» потерпел крушение из-за неисправности ракеты-носителя «Союз-У».

Из результатов расследований следует, что основной причиной неполадок ракет-носителей является некачественная сборка. Персонал предприятий допускает на первый взгляд незначительные дефекты, которые в итоге оборачиваются трагедией. Такая ситуация больше свойственна государствам-пионерам в сфере высоких технологий, которые вынуждены делать ставки на экспериментальные разработки и часто ошибаются.

Однако Россия — не новичок, а пока еще вторая по мощи космическая держава. Неудачи последних лет — в первую очередь следствие тотального провала 1990-х годов. Из отрасли был вымыт слой опытных кадров средних лет. Сейчас остались советские специалисты, не умеющие работать с компьютером и новыми технологиями, а молодые — испытывают дефицит практических знаний.

Не прошли мимо и реформы высшего образования, целью которых был переход на стандарты болонской системы (бальная система оценки, бакалавриат и магистратура). Эксперты с сожалением констатируют, что качество подготовки инженерных кадров в российских вузах ухудшилось. Тем не менее ситуация со специалистами постепенно выправляется. Просто 15 лет бесхозяйственности в космической отрасли будут стоить России как минимум 30 лет упорного труда и глупых ошибок.

Огромный пласт проблем в космонавтике заключен в системе управления этой сферой. За положение дел отвечает «Роскосмос», статус которого множество раз менялся руководством РФ. В 1992 году было образовано Российское космическое агентство при правительстве, в 1999-м — Российское авиационно-космическое агентство, в 2004-м — Федеральное космическое агентство «Роскосмос».

В марте 2014 года из «Роскосмоса» была выделена Объединенная ракетно-космическая корпорация (РККА), а в конце мая 2015 года по распоряжению правительства космическое агентство само превратилось в корпорацию. Очередная перекройка системы управления объяснялась необходимостью вывода российской космонавтики из кризиса.

«Производственный цикл космических аппаратов составляет около трех лет. За последние четыре года сменились четыре руководителя отрасли. Кто в таком случае должен отвечать за провалы? Ведь часть проблем — следствие господствовавшей 15 лет разрухи, а часть дров наломал предшественник. Получается, что спросить в реальности не с кого», — говорил РП в мае 2015 года независимый эксперт Вадим Лукашевич.

Эксперты, лояльные государству, не считают «Роскосмос» в виде госкорпорации оптимальной формой управления отраслью, но полагают, что это временный вариант. В целом специалисты сходятся во мнении, что в России есть профессиональные управленцы, способные вытащить отечественную космонавтику из черной дыры. Однако из-за чехарды с руководящим звеном и желанием государства видеть мгновенные блестящие результаты профессионалам не дают «развернуться».

Есть над чем работать, есть чем гордиться

Космос — очень щепетильная тема для государства и о проблемах отрасли (без либерального яда и ура-патриотического угара) соглашаются говорить немногие. Советский принцип «как бы не ляпнуть лишнего» мешает обществу понять, что на самом деле происходит в космонавтике. Вице-премьер Дмитрий Рогозин, с одной стороны, признает наличие проблем, с другой — купирует негатив бодрыми и смелыми обещаниями. Но санкция на разбор детальный трудностей, о которых власти не упоминают, видимо, отсутствует. 

В результате объективные достижения как окончание строительства космодрома «Восточный» оказываются недооцененными в обществе. В головах обывателей отложилось, что «Восточный» — это не долгожданная альтернатива «Байконуру», а стройка века, которая была необходима, чтобы в очередной раз «распилить бабло» и «кинуть рабочих».

В этом контексте факт сокращения программы развития космодромов до 500 миллиардов рублей (об этом 11 апреля «Российской газете» заявил глава «Роскосмоса» Игорь Комаров) уже не имел отрезвляющего значения.

Негативный имидж сформировался не только у «Восточного», но и у навигационной системы ГЛОНАСС, которая является огромным достижением российской науки и космонавтики. Никакого положительного резонанса не вызвала новость от 7 апреля о том, что до 2020 года в более чем 30 странах мира, а также в Антарктиде появятся несколько десятков станций.

Данная ситуация в информационном пространстве — следствие нежелания кураторов и управленцев космической отраслью вести открытый диалог с обществом, говорить о проблемах, объяснять смысл запланированных проектов, делать свою деятельность более прозрачной и понятной. Здесь играет роль не наследие 1990-х, а доставшаяся с советских времен привычка, когда свои промахи или достижения конкурентов предпочитали замалчивать.

Можно вспомнить, как партийные боссы и советская пресса игнорировали удачную миссию американских астронавтов на Луну летом 1969 года. Полет NASA на спутник Земли стал ударом по самолюбию советского руководства, и в Москве заняли самую ущербную и бессмысленную позицию, которую только можно было представить.

Сейчас российское государство действует более осмысленно, но все также пытается замять обсуждение ошибок «Роскосмоса» и успехи США. Конечно, в наш информационный век невозможно не публиковать новости об удачных приземлениях многоразовых ракет-носителей Falcon — революционной разработки инженеров корпорации Space X. Но сообщения о Falcon не имеют какого-то существенного резонанса в российских прогосударственных медиа. Это дает повод оппозиционным ресурсам «троллить» «Роскосмос» и лояльные режиму СМИ.

День космонавтики, наверное, не должен превращаться в повод поговорить о проблемах, но обходить стороной неудобные для государства темы все равно не получается (потому что оно само их создает).

Однако 12 апреля 2017 года важно отметить, что, несмотря на достаточно противоречивые тенденции, космическая отрасль РФ (как, кстати, и авиационная) встали на верный путь и обрели, пусть и шаткую, но платформу для развития. В этот день нужно смело сказать, что Россия может гордиться не только достижениями советского времени.

Назад в будущее Далее в рубрике Назад в будущееПережив кошмарный Год Российского кино, российский зритель по весне остро нуждался во всесторонней кино-реабилитации.

Комментарии

Авторизуйтесь чтобы оставлять комментарии.
Интересное в интернете
Читайте самое важное в вашей ленте
Подпишитесь на «Русскую планету» в социальных сетях и читайте наиболее актуальные материалы
Каждую пятницу мы будем присылать вам сборник самых важных
и интересных материалов за неделю. Это того стоит.
Закрыть окно Вы успешно подписались на еженедельную рассылку лучших статей. Спасибо!
Станьте нашим читателем,
сделайте жизнь интереснее!
Помимо актуальной повестки дня, мы также публикуем:
аналитику, обзоры, интервью, исторические исследования.
личный кабинет
Спасибо, я уже читаю «Русскую Планету»