Рубашка из Средневековья
Михаил за рабочим станком. Фото: Евгений Горностаев / «Русская планета»

Михаил за рабочим станком. Фото: Евгений Горностаев / «Русская планета»

Как в Ивановской области возрождают ручное ткачество раннего Средневековья

Братья-близнецы Илья и Михаил Стариковы своими руками создают ткацкие станки и ткут полотна, из которых в разных точках мира шьют исторические костюмы. Специализация ивановских ткачей — ткани раннего Средневековья. «Русская планета» побывала в мастерской Стариковых и узнала секреты ручного ткачества.

Все началось с хобби. Братья увлеклись историческими реконструкциями, сами создавали себе костюмы. Чтобы максимально приблизиться к образу жизни людей Средневековья, они начали сами ткать на ручных станках, как это делали наши предки много веков назад.

— Я по образованию инженер-физик, и мои конструкторские знания очень помогли мне в создании первого станка, — рассказывает Илья Стариков. — Ручное ткачество — очень редкое занятие, меня никто не учил ни станки делать, ни ткать. Все познавал сам, искал информацию в интернете. Это был как прыжок в неизвестность. Постепенно ткачество завоевывало мое свободное время и стало любимым делом.

Первый станок, признается Илья, был далеко не идеальный, но вполне рабочий. Конструкторская мысль создателя продолжала работать, и станок постоянно усовершенствовался. Через год Илья понял, что работать на нем стало сложно: слишком много он всего придумал. Станок подарил знакомым реконструкторам, а сам стал создавать новый, более массивный и функциональный.

Делали Илья и его брат Михаил и так называемые реплики (копии) старинных станков. Они малопродуктивны и неудобны, зато собирают много зрителей на мастер-классах, которые братья регулярно проводят на фестивалях исторической реконструкции.

Братья работают вместе и оба занимаются ткачеством, а Михаил также освоил кожевенное ремесло и научился вручную шить обувь. Не только историческую, но и современную. Ради этого он даже бросил профессию программиста: реальное ремесло оказалось интереснее виртуальных алгоритмов.

Илья и Михаил Стариковы

Илья и Михаил Стариковы. Фото: Евгений Горностаев / «Русская планета

— Кожевенное ремесло более распространено, чем ткачество, — говорит Михаил Стариков. — Тех, кто профессионально занимается созданием тканей вручную, в России можно по пальцам пересчитать. А в Иванове, наверное, кроме нас и нет никого. Но мы не только ткачи, хотя это наша основная специальность. Мы люди, как говорится, с руками, так что сами делаем и военное снаряжение для исторических костюмов, и элементы этих костюмов, да много чего. А самый масштабный мой проект — это настоящая, в натуральную величину юрта, в которой даже можно жить. Продолжаем ездить на фестивали реконструкций 5–6 раз в год.

Братья переехали в Иваново из Челябинска летом. Здесь жили их дальние родственники. Их крошечная мастерская с громким названием «OldCraft» располагается под самой крышей одного из старинных особняков города. Здесь стоит большой станок — ребята признаются, что это пока единственный их инструмент — и лежит множество образцов и кусков готовой ткани.

Станок светлый, из новых досок, видно, что обструган вручную. Его собирали уже здесь, в Иванове. Некоторые металлические детали покупали на ивановских заводах. Он, как и его предшественники, постоянно дорабатывается: например, недавно стал выше, а некоторые детали сдвинулись вперед или назад. К своим конструкторским изыскам братья относятся с юмором.

—  Перемены не всегда к лучшему, — улыбается Илья. — Постоянно совершаем какие-то ошибки, которые приходится исправлять. Но это вполне обычный процесс: мы пробуем новое, что-то приживается, что-то нет. Главное — наш станок работает, и с его помощью мы создаем ткани.

Сейчас братья ткут шерстяное полотно из желтых и коричневых ниток с ромбическим переплетением. Оно достаточно узкое — около полуметра — и длинное.

— В ткацком стане две главные детали: бердо, прижимающее продернутую челноком нить к краю ткани, и ремизки. Это металлические конструкции, которые помогают нам поднимать и опускать нужные нити, — поясняет Илья. — Здесь четыре ремизки, которые я поднимаю педалями, — ткач наживает на педали, и раздается скрип дерева. — В образовавшуюся широкую щель (она называется зев) продергиваю челнок. А затем сильно прижимаю к краю-опушке ткани бердо. Нить встает на свое место. Процесс достаточно долгий — например, вот эту ткань длиной 7 метров, которая намотана на специальный вал, мы ткали около недели, — но зато полностью ручной. Именно так ткали много веков назад.

Ткань получается точь-в-точь как в магазине: ровная и аккуратная. Отличается только тем, что она абсолютно натуральная, из чистой шерсти. В Средневековье не знали синтетики, вот и братья Стариковы с ней не работают. Разве что когда ткут современные шарфики.

Рядом с большим станом в мастерской стоит маленький станок, в который заправлены белая и красная нити.

— Это не полноценный станок, скорее модель, — говорит Илья, показывая мне принцип его действия. — Он переносной, и мы его создали для того, чтобы можно было устраивать мастер-классы по ткачеству. Сейчас он демонстрирует так называемое бранное ткачество. Бранное — от слова «набирать», «брать». Так создавались русские народные рубашки с красным узором. Мало кто знает, что этот узор был не вышитый, а вытканный красными нитями.

На модели стана — бранное ткачество

На модели станка — бранное ткачество. Фото: Евгений Горностаев / «Русская планета»

Чаще всего шерстяные ткани Стариковых заказывают для пошива стилизованной верхней одежды: она получается плотной и теплой. Ивановцы изготовленными вручную тканями почти не интересуются, да и любителей истории у нас не так много. Так что Стариковы снабжают своими изделиями жителей Центральной России, есть заказы и из-за рубежа: Германии, Англии, Дании, Бельгии, Ирландии, Италии, США.

Освоили Стариковы и окрашивание тканей натуральными красителями: корой дуба и крушины, индиго. Для закрепления пигмента используют квасцы: соли металлов. Именно так красили ткани наши далекие предки. Сырье для окраски ткани Стариковы закупают специально на Алтае и Кавказе, а также в Китае. Красят дома в металлических баках, как раньше вываривали джинсы.

— Очень хочется возродить ручное ткачество в более крупных масштабах, — говорит Илья. — Создать свой цех, нанять ткачей. Думаю, это имело бы успех: сейчас ценится все созданное вручную, а наши ткани, кроме того, еще и экологически чистые.

За столом, как в церкви Далее в рубрике За столом, как в церквиКакими блюдами на Руси угощали гостей в Святки Читайте в рубрике «Культура» Дмитрий Грачев: «Смех действительно продлевает жизнь»Новый герой рубрики «Наши люди» на «Русской Планете» рассказал о «механике» русского юмора Дмитрий Грачев:  «Смех действительно продлевает жизнь»

Комментарии

Каждому по вышиванке.
09 января 2016, 17:36
Здорово, конечно. А почему мастера-ткачи сами такие рубахи не носят? По-моему очень практично и в то же время нарядно...
Эх, я сашью сибе рубаху, да из крапивного листа...
Что бы тело ни потело, ни болело никогда....!
10 января 2016, 20:23
Как хобби наверное здОрово, а в целом не очень понимаю зачем им это надо, и откуда у них столько свободного времени
Авторизуйтесь чтобы оставлять комментарии.
Интересное в интернете
Читайте только самое важное!
Подпишитесь на «Русскую планету» в социальных сетях и читайте наиболее актуальные материалы
Каждую пятницу мы будем присылать вам сборник самых важных
и интересных материалов за неделю. Это того стоит.
Закрыть окно Вы успешно подписались на еженедельную рассылку лучших статей. Спасибо!
Станьте нашим читателем,
сделайте жизнь интереснее!
Помимо актуальной повестки дня, мы также публикуем:
аналитику, обзоры, интервью, исторические исследования.
личный кабинет
Спасибо, я уже читаю «Русскую Планету»