Новости – Общество
Общество
Российские вузы помогут индийцам
Дмитрий Ливанов. Фото: Антон Новодережкин / ТАСС
Россия и Индия создают Ассоциацию университетов
13 мая, 2015 13:00
6 мин
Минобрнауки России и Министерство развития человеческих ресурсов Индии подписали декларацию о намерениях создать Ассоциацию университетов России и Индии. Ассоциация создается для объединения усилий ведущих университетов России и Индии в интересах кадрового, научного и технологического обеспечения развития своих экономик. В будущем подобное сотрудничество может распространиться на все страны БРИКС.
С российской стороны участниками Ассоциации университетов России и Индии стали Томский государственный университет, Высшая школа экономики, Уральский федеральный университет, Томский политехнический университет, Сколковский институт наук и технологий, МГУ им. М.В. Ломоносова, а также Российский союз научных и инженерных объединений.
Со стороны Индии — Индийский технологический институт (Мадрас), Индийский институт технологий Мумбаи, Индийский технологический институт (Канпур), Индийский политехнический институт в Кхарагпура, Делийский университет, Индийский статистический институт, Университет Джавахарлала Неру и Национальный центр биологических наук.
В качестве национальных координаторов деятельности ассоциации с российской стороны выступил Томский государственный университет, с индийской — Индийский институт технологий Мумбаи.
Лаборатория в Индийском институте технологий Мумбаи
Лаборатория в Индийском институте технологий Мумбаи. Фото: Jayanta Saha / AP
Цели ассоциации — развить академическую мобильность учащихся и преподавателей, разработать совместные образовательные программы, создать совместные лаборатории, организовывать научные конференции и семинары, проводить совместные научные исследования, взаимодействовать с предприятиями обеих стран для подготовки профессиональных кадров.
Почему Индия?
По данным ЮНЕСКО, Индия занимает второе место в мире после Китая по количеству студентов, уезжающих из страны учиться за рубеж. Индийских студентов привлекают такие страны, как США, Великобритания, Австралия, Арабские Эмираты, Канада, Новая Зеландия, Германия, Россия. За индийскими дипломами стремятся студенты из Непала, Бутана, Ирана, Малайзии и Афганистана.
«Россия и Индия имеют развитые образовательные системы и принадлежат к числу немногих государств мира, располагающих возможностями, чтобы проводить научные исследования по широкому кругу фундаментальных и прикладных проблем», — заявил министр Дмитрий Ливанов.
Нам есть чему научиться друг у друга, уверена главный научный сотрудник Центра индийских исследований Института востоковедения РАН, доктор исторических наук Евгения Ванина. «У нас разные университетские культуры, но они не противоречат, а взаимодополняют друг друга, — комментирует Ванина. — В Индии университеты в значительно большей степени, чем у нас, являются научными центрами. Если у нас отдельно университет, отдельно научный центр, то там наука сосредоточена именно в университетах. Нашим ученым будет очень интересно сотрудничество с ними и в технических областях, и в гуманитарных».
Конечно, скорее наша страна — рынок образовательных услуг для индийцев, нежели Индия для нас, но и индийцам есть чем заинтересовать российских ученых. «Кроме традиционного языкового, культурного блока, Индия может нам дать хорошие мощности в плане лабораторий, оборудования, — говорит исполнительный директор Ресурсного центра Ольга Устюжанцева. — Также сейчас, кроме высшего образования, мы начинаем прорабатывать вопрос профессионального образования, в котором Индия остро нуждается». Индия заинтересована в повышении квалификации своих преподавателей, и Россия может ей в этом помочь.
Партнерство с Индией началось с создания Ресурсного центра «Россия — Индия: образование, наука, технологии» на базе Томского государственного университета. «Центр еще в процессе организации, сейчас мы работаем над сайтом, который станет площадкой для поиска и обмена информацией по проектам между учреждениями России и Индии, — рассказала Устюжанцева. — Это будет большой портал, заинтересованные стороны смогут найти там возможности для сотрудничества».
В рамках центра продолжится работа по созданию Ассоциации университетов. Впереди большая работа — нужно выработать уставные документы, договориться о том, как будет осуществляться руководство ассоциацией, определиться с ее функциями. Осенью Ассоциация должна быть официально учреждена.
«Основное сотрудничество будет направлено пока на науку и технологии, — утверждает Устюжанцева. — Образовательную составляющую мы будем стараться выводить на новый уровень. Немаловажную роль играет то, что Индия до сих пор не признает наши дипломы. Это очень сильно затрудняет наш выход на их образовательный рынок. — Если бы наше министерство изначально знало ситуацию с дипломами в Индии, мы, может быть, уже к этому году могли бы решить эту проблему. История с взаимным признанием дипломов началась еще в 2010 году. Россия признала индийские дипломы, а Индия наши — нет».
Однако этот вопрос должен разрешиться в ближайшее время, уверен директор Института стран Азии и Африки МГУ Игорь Абылгазиев: «Эта работа уже началась, и перспективы очень хорошие».
Впереди — БРИКС
Создание Ассоциации университетов России и Индии — шаг по расширению образовательного влияния России. Так, в начале апреля РП уже писала о создании Российско-китайского международного университета. В будущем, по словам Дмитрия Ливанова, опыт межвузовского сотрудничества планируется распространить и на другие страны-участницы БРИКС.
Если российские преподаватели поедут за рубеж, не возникнет ли дефицита квалифицированных преподавательских кадров в самой России? Эксперты относятся к возникновению такой проблемы скептически.
Во-первых, в Китай и Индию поедет не так много преподавателей, во-вторых, речь идет не о постоянном трудоустройстве, а о гостевой профессуре. «У нас в стране не так много преподавателей, которые способны свой предмет прочитать на английском языке, нужно отдавать себе в этом отчет», — уверена Ольга Устюжанцева.
«Оттока наших преподавателей не случится, — соглашается Евгения Ванина. — Зарубежный университет может пригласить иностранного ученого читать лекции на семестр, даже год, но чтобы преподаватель мог остаться там навсегда — вопрос, потому что в той же Индии очень большая безработица именно среди образованных людей, соответственно, и конкуренция высокая».
поддержать проект
Подпишитесь на «Русскую Планету» в Яндекс.Новостях
Яндекс.Новости