Лишь бы не было войны
Колонна бронетехники федеральных сил в Чечне, 1994 год. Фото: Сергей Величкин / ИТАР-ТАСС

Колонна бронетехники федеральных сил в Чечне, 1994 год. Фото: Сергей Величкин / ИТАР-ТАСС

Исследование: все меньше россиян могут дать свою оценкам конфликтам с участием страны в XX веке; респонденты реже стали называть Великую Отечественную войну справедливой

Вера россиян в справедливость войн XX века, в которых участвовали Российская империя, Советский Союз и Российская Федерация, заметно ослабла за последние девять лет, свидетельствуют результаты исследования «Левада-Центра».

Согласно результатам опроса, сейчас о справедливости Великой Отечественной войны (1941—1945) говорят 54% россиян, из них 39% абсолютно уверены в этом. В ходе аналогичного опроса в 2005 году ее назвали справедливой 79% россиян, среди которых полностью уверены в этом были 63%. В то же время значительно возросло число жителей страны, которые не могут дать оценку этим событиям — с 5% в 2005 году до 15% сейчас. Скорее несправедливой и определенно несправедливой Великую Отечественную войну сейчас считают 31% россиян. В январе 2005 года таких было всего 14%.

Оценивая войну с Финляндией (1939—1940), россияне стали реже называть ее справедливой — если в 2005 году о праведном характере этих событий говорил каждый четвертый респондент (25%), то сейчас каждый пятый (18%). Пагубной эту войну сейчас считают 44% россиян (в 2005 году — 46%), а затрудняются с ответом 39% (в 2005 году — 29%).

Число россиян, называющих справедливой Гражданскую войну (1918—1922), которая последовала за приходом к власти большевиков, за девять лет сократилось более чем в два раза — с 34% до 16%. Число респондентов, говорящих о праведности тех событий, практически не изменилось (53% сейчас против 49% в 2005 году), однако возросло количество случаев отказа россиян от оглашения каких-либо оценок — с 17% тогда до 31% сейчас.

Практически аналогичными стали и ответы о Первой мировой войне: сейчас о ее справедливости говорят 21% россиян (против 39% девять лет назад), о несправедливости — 44% (против 40% в 2005 году), затрудняются с ответом 35% (в 2005 году такой ответ дали 22%).

Самой позабытой стала первая война XX века — русско-японская (1904—1905). Не смогли вынести ей оценку почти половина россиян (43%), хотя в 2005 году это не получилось лишь у 30%. Справедливой эту войну назвали 24%, не согласились с ними 43%. Девять лет назад эти показатели составляли 34% и 36% соответственно).

Такую же тенденцию продемонстрировали и ответы респондентов на вопросы о конфликтах последних десятилетий. Войну в Афганистане (1979—1989) считают справедливой 7% россиян, пагубной — 68%, не смогли дать оценку этим событиям 24%. В 2005 году эти показатели составляли 12%, 75% и 12% соответственно.

Первую чеченскую войну (1994—1996) сейчас считают справедливой 13% россиян против 17% в 2005 году, несправедливой — 60% против 71%, затруднились с ответом 27% против 13%. Вторую чеченскую войну (1999—2009) назвали праведной 15% респондентов. С противоположной точки зрения выступили 60% россиян, а еще 26% не смогли оценить ее. Девять лет назад эту войну называли справедливой 19%, а несправедливой — 68%. Разница в количестве приверженцев такого мнения компенсируется тем, что число затруднившихся с ответом при опросе в 2005 году было гораздо меньшим — лишь 13%.

Доктор исторических наук, автор школьных учебников по истории России Александр Данилов, комментируя снижение веры россиян в справедливость войн XX века, предположил, что это может быть связано с появившейся у жителей страны возможностью знакомиться с разными точками зрения. «Я думаю, что просто появилось гораздо больше источников информации, на основе которых прежние представления наши переживают переосмысление, в том числе и о Великой Отечественной войне, и по другим периодам нашей истории. В первую очередь это говорит об открытости информации и неготовности, может быть, большой, непрофессиональной аудитории на эти вопросы найти правильный ответ и правильно проанализировать ту информацию, которая появляется в огромном количестве и изобилии», — рассказал он «Русской планете».

По его словам, каждый случай оценки той или иной войны конкретен. Например, если говорить о русско-японской войне, то почти половина россиян затруднилась охарактеризовать степень ее справедливости прежде всего из-за отсутствия такой характеристики в учебной литературе.

«По существу, никак этот сюжет сейчас в учебниках не прописан. В учебниках советского времени были четкие оценки характера войны — насколько она справедливая, с чьей стороны захватническая и так далее, а учебная литература последних 20 лет не дает русско-японской войне оценки. Более того, появилась такая оценка, что эта война не закончилась поражением России, как не парадоксально это звучит», — пояснил историк.

Замдиректора «Левада-Центра» Алексей Гражданкин в беседе с «Русской планетой» связал отказ россиян оценивать войны XX века как справедливые с растущим в мире напряжением, которое проявилось, в частности, в мусульманском мире и на Украине, а также с осознанием того, что любая война несет негативные последствия. «Сегодняшнее снижение числа людей, называющих войны XX века справедливыми, связано с сегодняшними событиями в России и вокруг России. Сказалась та напряженность, которая проявлялась в стране с начала этого года», — полагает он.

По словам социолога, россияне понимают, что перед ними «маячит призрак войны», которую они воспринимают как «безусловное зло», из-за чего говорить о справедливости войн становится сложнее — после событий последних лет, в том числе после волны насилия в мусульманских странах, респонденты перестали считать, что какая-либо война в принципе может быть справедливой. «Наиболее показательно изменение к Великой Отечественной войне, оно является самым серьезным показателем того, на чем строится сегодняшняя российская государственность», — уверен Гражданкин.

Рост числа россиян, у которых просьба оценить справедливость той или иной войны вызвала затруднение, социолог объяснил тремя факторами — отсутствием информированности, вызванным плохим уровнем преподавания истории, отсутствием интереса к этой теме и разрушением стереотипов. Он ожидает, что количество респондентов, отказывающихся отвечать на этот вопрос, с каждым годом будет только расти.

Подорожание следует Далее в рубрике Подорожание следуетРост цен на продукты пока обусловлен сезонным фактором, а не девальвацией рубля; эксперты прогнозируют повышение стоимости мяса, овощей и фруктов

Комментарии

20 марта 2014, 06:46
Какие учебники-такие и знания.А этот центр проводит исследования, как отчеты по эффективности оглупления народа силами купленных либерастов?
20 марта 2014, 09:17
За один год историю не поменять,однако за это время многие люди узнали про провальные действия во время войны с Финляндией. Ну а куда там,если раскулачивали сотни тысяч людей,самых работящих и здоровых,грамотных мужиков,а остались те,кто бросал на гибель своих людей с ружьями на доты,которые выдерживали авиаудары и которые стоят до сих пор.
20 марта 2014, 09:28
Полностью согласен с комментарием, могу добавить только, что к сожалению все меньше становится мыслящих людей у нас в России, а все больше собак Павлова, печально
20 марта 2014, 09:31
согласен с комментариями, добавлю что к сожалению сейчас в мере технологий и информатизации все меньше становится мыслящих людей, а все больше собак Павлова
20 марта 2014, 12:20
ага...100 человек опросили, и выдают за мнение всего народа...
20 марта 2014, 12:38
Ну во-первых Левада центр работает на западных наймитов, а во-вторых в народ хлынуло такое количество пропогандистских помоев, написанных предатилеями типа Резуна (сувоврова) что часть малограмотных граждан ведется на эту шелуху, которая пляшет на костях Победы СССР в самой страшной войне в истории человечества, судить надо и в тюрьму, как в Европе за отрицание Холокоста
20 марта 2014, 15:36
Что вообще значит "справедливая война"? Любая война по своей сути - это НЕ нормальна и деструктивна. Убивать друг друга ради чьих-то больных амбиций - наивысшая глупость человечества.
20 марта 2014, 16:51
Ни чего удивительного - западная пропаганда методично иссушает обществу мозги и путает карты, кормя слабохарактерных индивидов, коих год от года все больше и больше, своими сладко-лживыми пудинговыми байками, заставляя людей невольно работать на них самих.
21 марта 2014, 10:49
Вера слабеет, зато дегенератов и подлецов все больше и больше! "прогресс" налицо! ((((
21 марта 2014, 08:30
Не уважаемые господа! При проклятых коммунистах я утром, перед работой, включив радио, слышал, прежде всего гимн своей Родины - СССР, потом меня приглашали сделать утреннюю гимнастическую зарядку и в новостях мне рассказывали, как трудится вся страна, шаг за шагом, каждый день строит новые заводы и другие предприятия, чтобы сделать жизнь простых людей легче и радостнее. Всех людей, а не кучки олигархов и миллиардеров. Да были недовольные и тогда, но, будучи недовольным, они превосходно были материально обеспечены и добровольно покидать "империю зла", СССР, они не хотели, но создавали всемирную шумиху по поводу своей исторической родины. Только после их победу в 1991 году и, чем далее, тем более, становится ясно, почему я по утрам перестал слышать гимн (моей ли?) страны, её достижения, успехи в труде и т.д. И почему я вместо гимна слышу и слышу ежедневно и ежечасно и даже от президента, что Сталин -это никто иной, а "кровавый диктатор", что тяжелые и кровопролитные бои за освобождение страны от фашизма это умышленное убийство наших солдат их командирами-коммунистами.... Господа руководители России, послушайте, хотя бы один раз, "Радио России", посмотрите хоть один день телевидение, почитайте "Комсомольскую правду", "Эхо Москвы", послушайте, наконец, людей, стоящих каждый день у станка, добывающих для вас в коровниках и свинарниках молочко со сметанкой ЭНД мясо и вы убедитесь, что ещё лет 5 - 10 и науськанная разнузданными СМИ молодёжь будет вешать и убивать всех подряд, как это заведено на Руси при бунтах.
21 марта 2014, 09:22
Не уважаемый господин. Я тоже жил в СССР и тоже слушал гимн по утрам, но вот только не видел, что бы мои соседи, знакомые и родственники были превосходно и материально обеспечены. В чем-то бесспорно было проще, чем сейчас. Строились градообразующие предприятия, давали какое-то жилье для работников, но уровень жизни был все равно довольно удручающим. Банально не было ничего - ни пожрать, ни одеть.

А по поводу новостей - их сейчас настолько много, что их содержание напрямую зависит от того, какая у вас подписка в твиттере. Хотите новости о росте производства и достижениях России - вы их найдете без проблем. А хотите читать о плохой России с кровавой гэбней у власти - продолжайте читать эхо Москвы и блог Навального. Каждый получает то, что выбирает, запомните это на всю вашу оставшуюся жизнь.
21 марта 2014, 10:53
Зато теперь всякой красочной шелуши полно, только вот не особо радует она, заметьте!!! (( А потому что не в деньгах счастье, и не в разнообразии китайских джинсов и обилии гамбургеров на прилавках!
Счастье - в единстве народа, в уверенности за свое завтрашнее будущее и в ощущении гордости за свою страну и людей, которые её населяют!!!
Сейчас же этого практически не осталось. ((
21 марта 2014, 15:38
Правильно,Ваня Иванов!Полностью с тобой согласна.Добавлю,что у всех была работа и мы смело смотрели в будущее.И голодом никто не ходил.Может и были где-то проблемы с продуктами,но это были продукты отменного качества.Мы не боялись за своё здоровье.И одежду турецкую не носили.
Авторизуйтесь чтобы оставлять комментарии.
Интересное в интернете
80 000 подписчиков уже с нами!
Читайте «Русскую планету» в социальных сетях и участвуйте в дискуссиях
Каждую пятницу мы будем присылать вам сборник самых важных
и интересных материалов за неделю. Это того стоит.
Закрыть окно Вы успешно подписались на еженедельную рассылку лучших статей. Спасибо!
Станьте нашим читателем,
сделайте жизнь интереснее!
Помимо актуальной повестки дня, мы также публикуем:
аналитику, обзоры, интервью, исторические исследования.
личный кабинет
Спасибо, я уже читаю «Русскую Планету»