Новости – Люди












Люди
Россияне пустились в «голодные игры»

Фото: Денис Абрамов/ТАСС
Рублевые сбережения граждан активно сокращаются
11 февраля, 2016 09:00
8 мин
Громкую и тревожную новость распространили специалисты Росстата: в 2015 году — впервые за 17 лет — расходы россиян превысили их доходы. Разница составила 418 млрд рублей. Первый вывод, который напрашивается сам: мы проедаем запасы и вскоре будем жить впроголодь. Внимательное же рассмотрение статистики показало вот что.
Биржевой аргумент
Первый и главный нюанс, который надо учитывать, прежде чем толковать статистическую страшилку, — это из чего, собственно, состоят расходы граждан, по мнению Росстата. А там к расходам относят и покупку валюты, и открытие депозитов, и даже приобретение ценных бумаг. Согласитесь, когда вы вкладываетесь в депозит процентов под двенадцать, вряд ли это можно считать расходом; но с точки зрения Росстата вы отдаете деньги. А когда (и если) получите их обратно, это запишут в доход.
Соответственно, расходами считается и погашение кредита. И данное обстоятельство тоже сыграло определенную роль: в 2015 году россияне энергично возвращали долги. Причиной тому была и нездоровая активность коллекторов, и введение серьезных штрафов за коммунальную задолженность, и некоторый рост финансовой грамотности людей.
А вот настоящие, чистые расходы у россиян в 2015-м как раз сократились, причем темп этого сокращения рос в течение года (налицо адаптация домохозяйств к изменившимся условиям). В декабре на приобретение товаров ушло всего 45,6% наших доходов — это антирекорд за долгие годы.
Экономия на моде
Надо сказать, что за полтора последних десятилетия произошло определенное насыщение нашего жилья товарами первой, второй и даже третьей необходимости. В благополучные времена большинство покупок, например техники или одежды, совершается, скорее, ради следования моде, замены старой (но работающей!) модели на новую, а не для решения насущных проблем. «Бесимся с жиру», — сказали бы в Советском Союзе. Привычка покупать лишнее, конечно, приятна и прилипчива, но избавиться от нее все же легче, чем, например, вылечиться от алкоголизма. Именно этот процесс сейчас и идет в стране.
Впрочем, до «экономики здравого смысла» нам еще далеко: те деньги, которые больше не идут на покупку домашних кинотеатров, направляются на приобретение валюты, ценных бумаг и депозитов. Динамика тут разная. Так, общий объем покупки валюты, по мнению экспертов ЦМАКП (Центр макроэкономического анализа и краткосрочного прогнозирования), в 2015 году не вырос по сравнению с 2014-м. Объясняется это не высоким доверием к расшалившемуся рублю, а банальным сокращением количества рублей на руках у населения: все, кто мог позволить себе приобрести ощутимые объемы валюты, уже сделали это во время осенней паники 2014 года.
А вот расходы на покупку ценных бумаг и депозиты выросли во второй половине 2015 года до 17,2% от доходов (с 5,8% в аналогичном периоде 2014 года). Причем очень многие покупки — совсем мелкая розница, приобретение нескольких акций какой-то из стабильных компаний.
И вот это как раз очень показательно. Потому что голодные люди акции не покупают. Нет у нас никакого превышения расходов над доходами — просто население начало активно реструктуризировать свои рублевые активы, переводя их в банковские и биржевые инструменты.

Фото: Артем Коротаев/ТАСС
Китайский пример
Единственный реально тревожный признак — это уже упомянутое снижение количества рублей на руках у населения, причем радикальное. Благодаря странной политике Центробанка у нас в принципе не хватает денежной массы в стране, но люди почему-то не ценят столь редкую валюту. В общем объеме сбережений наличные рубли (включая находящиеся на текущих счетах физических лиц, то есть «на карточках») составляют лишь 16,7%, тогда как год назад — 21%.
Меж тем недостаток физических денег ведет к замедлению их обращения, иными словами — к снижению экономической активности. Можно как угодно относиться к «обществу потребления», но Россия пока существует внутри мировой экономической модели, пролагающей путь к процветанию именно через потребление. Приведем пример китайского экономического феномена.
Уже в 1990-х китайское производство поднялось за счет того, что на дешевую и дисциплинированную рабочую силу налетели западные производители, уставшие от борьбы с собственными профсоюзами. При этом основная часть продукции уходила обратно на Запад — в Китае просто не имелось платежеспособного спроса. В страну шла валюта, на которую закупались энергоносители и технологии (если их не удавалось украсть), а также формировались золотовалютные резервы.
Постепенно граждане Китая, работавшие на подобных экспортно-ориентированных предприятиях, стали более зажиточными — все-таки платили там больше, нежели в среднем по стране. Они увеличили потребление, благодаря им начали приподниматься производства, ориентированные на внутренний рынок (в частности, пищевое)… И в какой-то момент в стране обнаружился вполне платежеспособный внутренний рынок. Тут и пошли запредельные цифры роста ВВП: изголодавшиеся по комфорту люди тратили на товары практически все свои доходы, тем самым стимулируя дальнейшее производство. Рост замедлился лишь тогда, когда рынок оказался насыщен, людям снова стало «хватать того, что есть», да и цены на фоне экономического бума существенно выросли.
Вот в этом смысле ожидаемое резкое падение потребления в России может дать обратный эффект — снижение производства из-за невозможности продать свой товар внутри страны. Проблему можно было бы решить путем насыщения рынка инструментом обмена — деньгами; но гарвардские учебники рекомендуют бороться с инфляцией до последнего… Какую-то положительную роль может сыграть «антикризисный план», но, скорее всего, выделенные на него деньги осядут в густом слое коррупции, охватившей российское правительство.
***
На самом деле ситуация, когда расходы действительно превышают доходы, отнюдь не невозможна, как может показаться в рамках школьной арифметики. Те, кто полагает, что нельзя без значительного начального капитала долго жить так, чтобы расходы превышали доходы, серьезно заблуждается: многим государствам удается это делать десятилетиями при одном лишь маленьком условии — их расходы должен оплачивать кто-то посторонний. Вокруг одной России таким образом кормится целый ряд государств и квазигосударственных образований, США щедро поддерживают «правильные» режимы, экономику многих мелких стран невозможно представить без поддержки их крупных соседей. Самые грамотные «телята» сосут сразу нескольких «маток»: скажем, два миллиона жителей Лесото получают безвозмездную помощь от ЮАР, США, Евросоюза, Всемирного банка…
К сожалению или счастью, кормить Россию на скромных условиях ее лояльности никто не станет, а поступаться территорией или иными активами не будет сама Россия. Мы не можем позволить себе тратить больше, чем зарабатываем, и это касается всех дефицитных бюджетов — как страны, так и отдельной семьи. Аккуратно считайте расходы, запретите себе спонтанные покупки, не понтуйтесь. Кормите детей, а не монополистов.
Потому что при сохранении нынешней экономической политики соотношение доходов и расходов через год станет неприемлемым уже всерьез. Даже имеющим накопления людям придется выводить деньги из банков и с бирж, дабы тратить их на неотложные нужды. И это будет уже реально плохо. К сожалению, только не для тех, кто довел до этого Россию.
поддержать проект
Подпишитесь на «Русскую Планету» в Яндекс.Новостях
Яндекс.Новости