Новости – Общество
Общество
Россия строит «дороги жизни»
Сельские дороги в Рязанской области. Фото: Александр Рюмин/ТАСС
Правительство запускает программу строительства дешевых сельских дорог с твердым покрытием
25 апреля, 2016 15:45
5 мин
Правительство России опубликовало Распоряжение от 21 апреля 2016 г. № 741-р — не будем приводить сверхдлинное название этого документа, чтобы не запутать читателя чиновничьим волапюком. Суть распоряжения — подробности выделения большинству российских регионов средств на строительство дорог с твердым покрытием в сельской местности, дабы облегчить доставку продовольствия от производителя к потребителю.
В общей сложности на программу заложено 6,8 млрд руб. до конца 2016 года — вполне серьезные деньги, если не воровать и не переплачивать.
От Орловщины до Ингушетии
После двух десятилетий интенсивного уничтожения русского села (успехи на этом направлении были достигнуты такие, что Гитлеру и не мечталось) маятник определенно качнулся в обратную сторону. Приведем пример Омской области, где за несколько последних лет благодаря субсидиям по программе устойчивого развития сельских регионов построили 180 км внутрипоселковых дорог. Вроде бы для огромного региона размером с Таджикистан или Грецию это мало, но на самом деле, учитывая размер сибирских поселков, перед нами значительный прогресс: скажем, это соответствует пятикилометровым участкам в 36 населенных пунктах — неплохое начало долгого пути. Однако у нынешней программы идея другая: построить приличные дороги от ферм к железным дорогам и райцентрам.
Экономический эффект программы очевиден: от банального сокращения поломок грузового транспорта до общего повышения привлекательности жизни в селе, остановки губительной для России урбанизации. И хорошо, что на нее выделены довольно приличные средства. Они достанутся 58 регионам, представившим достаточные обоснования своей способности их освоить. Ведь речь идет не о финансировании, а о софинансировании — то есть чтобы потратить средства федерального бюджета, необходимо привлечь и какие-то другие ресурсы: региональные, муниципальные или частные.
Из документа, который грамотеи российского правительства выложили в интернет под гордым названием y2R15uzAZzczmTG3VYOOqXEQFf5tStQP.pdf, следует, что рекордсменом по объему субсидий стала Орловская область — 324 млн руб. Второе место у курян — 276 млн руб. На 2 млн меньше получит Ростовская область. Все это традиционные русские сельскохозяйственные регионы, чей вклад в производство нашего продовольствия огромен, так что их лидерство совершенно логично. Зато не очень понятно, зачем государственное софинансирование в размере 255 млн руб. богатейшей Московской области с ее крохотной территорией и неплохими по российским меркам дорогами.
Меньше всего денег досталось двум миниатюрным южным регионам: Адыгее — 295 тыс., а Ингушетии и вовсе 82 тыс. рублей. Будем надеяться, что и эти деньги превратятся хотя бы в несколько метров полезных дорог.
Дешево и сердито
А в общей сложности выделенные деньги должны превратиться в 600 км асфальтированных дорог — примерно по 11,3 млн федеральных рублей на километр. Местное софинансирование должно составить не менее 30%, исключая высокодотационные регионы, где достаточно 5% (Постановление правительства РФ от 15 июля 2013 г. № 598 «О федеральной целевой программе "Устойчивое развитие сельских территорий на 2014–2017 годы и на период до 2020 года"», Приложение 8, п. 3в), то есть на выходе мы имеем чуть более 16 млн руб. за километр. Для асфальтированных двухполосных дорог это подозрительно низкая стоимость, поскольку согласно федеральной целевой программе «Развитие транспортной системы России» на 2016 год в среднем ремонт одного километра дороги обходится в 27,6 млн руб., а строительство и реконструкция — в 132,4 млн руб.
С другой стороны, исходя из здравого смысла и опыта строительства сельских дорог, стоимости материалов и размера зарплат, 16 млн руб. за километр, то есть 16 тыс. руб. за метр трассы шестиметровой ширины (при таком раскладе Ингушетии достанется пять метров дороги) — достаточно, если не гнаться за прибылью и исключить коррупционный элемент. Тем не менее будем честны: в полном объеме план выполнить не удастся, и в первую очередь потому, что подведет местное финансирование. Качество дорог за такие деньги, конечно, оставит желать лучшего, но село у нас не избалованное.
Власти намерены сохранять примерно такие темпы работы на протяжении ближайших лет — с 2017 по 2020 год планируется ввести в эксплуатацию не менее 2160 км новых и реконструированных дорог на селе.
***
Эта работа крайне важна для страны, где реализуются громкие красивые проекты типа сквозной скоростной железной дороги, а нищета вокруг остается нетронутой. С точки зрения философии развития России «дорога жизни» из деревни Малые Болота в райцентр Большие Холмы куда важнее, чем запуск экспресса из Москвы в Казань. Хотя бы потому, что Москва с Казанью и так неплохо себя чувствуют, а реальный уровень жизни в стране определяется не числом миллиардеров, а процентом бедняков.
Без гарантированной транспортной доступности могут существовать поселки геологов, но никак не животноводческие фермы. Понятно, что по плотности автомагистралей Россия никогда не приблизится к Европе и США с их густонаселенностью и мягким климатом, но хотя бы в теплых сельскохозяйственных районах мы обязаны обеспечить нормальную доставку грузов с каждого предприятия. Кроме того, имеет прямой смысл отменить или модифицировать пресловутую систему «Платон» для фур, перевозящих продовольствие: в данном случае она, по сути, является налогом на еду, вряд ли приемлемым для социального государства.
Будем надеяться, что Распоряжение № 741-р будет выполнено в полном объеме и что эти деньги пойдут по назначению. Жизнь в России от этого станет немного лучше.
поддержать проект
Подпишитесь на «Русскую Планету» в Яндекс.Новостях
Яндекс.Новости