Новости – Общество
Общество
Россия без турок
Строительство стадиона ФК «Краснодар» под руководством турецкой компании ESTA Construction. Фото: Виталий Тимкив / ТАСС
Турецкий бизнес в России затрагивает далеко не только туристическую и строительную отрасли
1 декабря, 2015 14:15
7 мин
Если бы в конце ноября на Тихвинском ферросплавном заводе в Ленобласти не случился пожар, никто, вероятно, так и не обратил бы внимание общественности на то, что второй по объему российский производитель высокоуглеродистого феррохрома (ключевого компонента для получения нержавеющей стали) принадлежит туркам. Все бы ничего — вот только с 28 ноября согласно указу Владимира Путина деятельность всех организаций, работающих на территории России, но находящихся под юрисдикцией Турции, должна быть ограничена либо полностью прекращена. Много ли мы потеряем от этих мер?
Не только стройка
Первое, что надо понимать об антитурецких санкциях: они отнюдь не сводятся к тому, что в Турции не будет туристов из России, а в России не будет строителей из Турции. За многие годы экономического сотрудничества суммарный объем прямых российско-турецких инвестиций достиг 2 млрд долларов (к концу 2014-го), из которых около 250 млн — турецкие капиталы, «работающие» в России.
По данным Минэкономразвития, турки распределили свои инвестиции по таким отраслям нашей экономики, как строительство бизнес- и торговых центров, пищевая промышленность, телекоммуникации, производство керамики и стекла, электроника и бытовая техника, строительные материалы, банковское дело, а также мебельная, текстильная, кожевенная и обувная промышленность. Ключевые вопросы — какую долю от общего производства этих отраслей обеспечивают именно турки, и насколько ощутимо будет для нас их закрытие. Попробуем прикинуть.
Начнем с простого: работающие в России авиакомпании «с турецким капиталом» по большей части обслуживают туристические чартеры. Та же печально известная «Когалымавиа» (бренд Metrojet) на 48% принадлежит турку Хамиту Багане. Таким авиаперевозчикам, очевидно, будет туго и без всяких ограничений — из-за того, что турецкое направление будет закрыто как таковое. А вот россияне — опять же из-за того, что Турция уже закрыта, а летали эти самолеты по большей части именно туда, — скорее всего, практически не ощутят ухода турок из этого сегмента.
Без пафоса и люкса
Что касается строителей, на данный момент в нашей стране работает около 100 турецких компаний (из них ведущие — Enka, Renaissance Construction, Ant Yapi и Esta Construction); общий объем их строительных подрядов к концу 2014 года достиг 50 млрд долларов. В основном их интересы сосредоточены на дорогих, статусных объектах — тут они занимают около третьей части всего рынка. Например, Renaissance Construction («дочка» холдинга Enka) является генподрядчиком строительства западной башни «Федерация» и башни «Эволюция» в Москва-Сити; другие проекты в ее портфеле — торговый центр «Авиапарк» на Ходынке; торговый комплекс «ТПС Недвижимость» на Полежаевской и штаб-квартира «Газпрома» в Санкт-Петербурге («Охта-центр»).
Турецкая группа Odak является крупнейшим застройщиком в Казани; компания Esta Construction строит в Москве жилой комплекс «Сердце столицы», вторую очередь ТЦ «Метрополис», а также стадион «Краснодар» в столице Кубани; она же принимала участие в «олимпийском проекте», построив апарт-отель «Красная поляна» в Сочи. Еще у одного застройщика с «турецкой пропиской» — Ant Yapi — в основном жилые проекты бизнес- и элит-класса: «Парк Рублево», «Воробьев дом», Wine House, «LIFE-Ботанический сад».
Работа турецкой ковровой фабрики «Меринос» в Ростове-на-Дону. Фото: Валерий Матыцин / ТАСС
Смогла бы страна прожить без перечисленных объектов — люксовых офисов, торговых центров и дорогих жилых домов? С большой долей уверенности можно сказать, что да. На объекты по госзаказу подрядчики нашлись бы в любом случае и среди наших застройщиков, а частные проекты турецких строителей никак не затронули жизнь подавляющего большинства жителей России. Другое дело, что никому не нужны «люксовые» долгострои — потому, очевидно, правительство и рассудило, что ранее заключенные строительные контракты под санкции не подпадут. Впрочем, есть тому и другая, гораздо более банальная причина: в случае отмены заключенных контрактов российской стороне пришлось бы платить туркам неустойку, обычно достигающую 10–15% от их стоимости. А суммы там не меньше чем с девятью нулями.
Хотя это, конечно, не значит, что на турецких подрядчиков не может оказываться давление: например, через осложнение получения разрешительной документации, а также доступа к новым тендерам.
Банки и шмотки
В производстве турецкий капитал представлен во всем многообразии. Например, Anadolu Efes имеет в России шесть собственных пивоваренных заводов и контролирует 13,3% российского пивного рынка (бренды Efes, «Старый мельник»). Конечно, конкуренция там очень высока, и уход одной марки достаточно быстро компенсируется другими; но такой эффект возможен далеко не во всех отраслях. Сложно будет заменить пять стекольных заводов, принадлежащих группе «Русджам» (турецкий холдинг Sisecam), или крупнейший в Европе деревообрабатывающий завод, открытый в Татарстане турецкой Kastamonu. Или завод бытовой техники Beko (входит в Koç Holding) в Киржаче.
Отдельно следует отметить рынок одежды. Сети магазинов Gap, Banana Republic и Marks&Spencer в России продвигает турецкий холдинг Fiba. Кроме них, бренд Colin's и 95 магазинов Mexx — это турецкая компания Eroglu. 11 магазинов lC Waikiki, розничная сеть Koton, бренды ADL (Adilisik) тоже турецкие. Как и DeFacto, открывший первые три магазина. Как и производитель текстиля «Тач текстиль», принадлежащий турецкой Arzum.
В России также работают минимум пять банков, чьими акционерами или бенефициарами являются турецкие компании или частные лица. В том числе один из крупнейших игроков на рынке розничного кредитования «Кредит Европа банк». Не стоит забывать и о том, что 10% активов Сбербанка приходятся на его турецкую «дочку» Denizbank, входящую в топ-10 банков Турции. Вероятно, степень санкционного давления на турецкие банки в России будет зависеть от тяжести ответных мер.
Ну и в завершение нельзя обойти автомобильную отрасль. Турция в России своих автозаводов, конечно, не имеет, однако 15 турецких компаний являются ключевыми поставщиками автокомпонентов, причем уровень их локализации значительно превышает аналогичный показатель иностранных автопроизводителей в нашей стране. В случае прекращения их работы с серьезными проблемами могут столкнуться фактически все российские автозаводы, в том числе АвтоВАЗ, Renault и КамАЗ.
* * *
В общем и целом прожить без турецких бизнесменов мы, конечно, сможем, но вот захотим ли — другой вопрос. По меньшей мере по отношению к предприятиям, работающим в производственных отраслях, вряд ли будет введен самый строгий санкционный режим, так как это может серьезно усугубить текущее экономическое положение нашей страны. (Напомним, степень ограничения деятельности турецких компаний на территории России оставлена на усмотрение правительства.) Но и остаться без жесткого ответа действия турок, безусловно, не могут. Поэтому, скорее всего, президентский указ об антитурецких санкциях станет юридической основой для выборочного давления на наиболее чувствительные точки турецкого бизнеса — такие, как туризм, например. Россия уже продемонстрировала, как хорошо она умеет наносить локальные, но весьма и весьма болезненные экономические уколы.
поддержать проект
Подпишитесь на «Русскую Планету» в Яндекс.Новостях
Яндекс.Новости