«России нужно единое образовательное пространство»
Ученики в День знаний в средней общеобразовательной школе. Фото: Павел Лисицин/РИА Новости

Ученики в День знаний в средней общеобразовательной школе. Фото: Павел Лисицин/РИА Новости

Педагог-новатор Любовь Духанина, занимающаяся в «Общероссийском народном фронте» проблемами образования, о том, что считает наиболее важным в начавшемся новом учебном году

Любовь Духанина — весьма известный в стране педагог. Более 20 лет назад она вместе с единомышленниками создала в Москве и возглавила образовательный холдинг «Наследник», объединяющий детский сад и школу, экзаменационный центр английского языка, школу искусств, студии компьютерной анимации и звукозаписи и единственный в мире Детский биржевой центр. «Наследник» считается одной из лучших инновационных школ не только в России, но и в мире. А еще Любовь Николаевна — член Общественной палаты РФ, член комиссии при президенте по развитию системы поиска и поддержки талантливых детей и молодежи и совершенствованию проведения ЕГЭ. В «Общероссийском народном фронте» она возглавляет рабочую группу «Образование и культура как основы национальной идентичности». В начале нового учебного года Любовь Духанина рассказала «Русской планете» о главных проблемах в образовании, решению которых способствует ОНФ.

Любовь Духанина

Любовь Духанина. Фото: Из личного архива

— Любовь Николаевна, как вы считаете, общество уже приняло окончательно Единый госэкзамен?

— Количество людей, негативно относящихся к ЕГЭ, у нас не уменьшается. И связано это не с самой процедурой проведения экзамена, а с уровнем подготовки ребят к нему. В больших городах 70–80% родителей вынуждены нанимать репетиторов, в малых городах и в сельской местности далеко не все семьи могут позволить себе это. Кроме того, анализ проблем, связанных со сдачей ЕГЭ, показал, что обучение в разных регионах ведется по разным программам, по разным учебникам, и при переходе из одной школы в другую ребенок не всегда может адаптироваться. Поэтому «Общероссийский народный фронт» считает необходимым создание в стране единого образовательного пространства. Важно, чтобы в его формировании участвовали не только школы, но и все учреждения культуры, и средства массовой информации. Мы считаем, что СМИ должны быть не только институтом фиксации проблем, но и механизмом информирования о том позитивном, что происходит в системе образования и в других сферах жизни.

— К сожалению, негатива тоже хватает. Вы сами недавно заявили, что система подготовки кадров не соответствует развивающемуся рынку труда…

— Да, очень быстро меняется мир современных профессий, стремительно развиваются информационные технологии. А система образования не поспевает за этими изменениями, и не только в России, но и за рубежом. Нужна мобильная, часто обновляемая система профессионального образования. Создать ее мешала существовавшая раньше практика аккредитации образовательных программ. Вуз, разработавший новую программу, должен был обучать по ней пять лет, показать результаты и только потом получать аккредитацию и претендовать на бюджетные деньги. За последний год Министерство образования и науки эту практику изменило, теперь сроки утверждения новых программ сокращены. Если раньше, например, системным администратором можно было стать, только отучившись пять с половиной лет в МГУ или в МИФИ, то теперь даже ученик 10-го или 11-го классов, пройдя дополнительный курс обучения, может сразу после школы пойти работать по этой специальности.

Но недостаточно только менять систему образования — надо, чтобы новые специальности были включены в классификатор профессий, составляемый Министерством труда. Эксперты ОНФ провели на этот счет обсуждение с министерством. Ребята, готовящиеся вступить во взрослую жизнь, должны знать, какие профессии сегодня являются самыми востребованными и перспективными. И архиважно, чтобы для них были рабочие места.

Абитуриенты подают документы на поступление в СПбГИЭУ

Абитуриенты подают документы на поступление в СПбГИЭУ. Фото: Петр Ковалев/Интерпресс/ТАСС

— Знаю, что ОНФ большое внимание уделяет реализации госпрограммы «Доступная среда» и обучению детей-инвалидов. Что самое важное для вас в этой работе?

— Наша страна поддержала идею инклюзивного образования — обучения детей с особенностями здоровья в обычной школе, но научная методика такого обучения до конца не проработана. Большим достижением прошлого года стало появление специальных стандартов для обучения детей с ограниченными возможностями на начальной ступени, с 1-го по 4-й классы. Ведь при инклюзивном образовании совсем другая система организации урока, учителю для подготовки к нему требуется в 2–3 раза больше времени. Позиция ОНФ такова: учителя, работающие в инклюзии, нуждаются не только в дополнительной методической поддержке, но и в поддержке материальной, ведь их нагрузки значительно возрастают. Сейчас наша задача как можно скорее разработать стандарты для обучения в условиях инклюзии школьников с 5-го по 9-й классы. И особое внимание уделить проведению государственной итоговой аттестации ребят с особенностями здоровья — пока эксперты ОНФ видят, что нормальных условий для нее, в том числе материально-технической базы, еще не создано. Для сдачи экзаменов необходимо достаточное количество дефектологов, сурдопереводчиков. Мы предлагаем проводить экзамены в коррекционных школах, где есть специалисты, умеющие сделать эту процедуру бесстрессовой.

— Вы предлагали законодательно закрепить механизм информирования педагогов о состоянии здоровья их учеников. Для чего это нужно?

— Раньше медработники числились в штате школы. Сегодня медицинское сопровождение детей находится в ведении Министерства здравоохранения, медсестры и врачи являются работниками поликлиник, они не находятся на территории образовательного учреждения весь день, приходя на несколько часов. Нормативная база запрещает школам и детсадам требовать информацию о здоровье детей, медицинская карта исключена из перечня документов при приеме ребенка. Школа может только просить родителей рассказать, нет ли у ребенка проблем со здоровьем, а родители вправе такой информацией не поделиться. Такое положение существует уже года два. Лишь негосударственные школы могут получить лицензию на медицинскую деятельность и по-прежнему содержать в штате врачей и медсестер, обычные городские школы такой возможности не имеют. Более того, педагогические работники не имеют права оказывать первичную медпомощь ребенку, а могут только вызвать скорую. Но вот вам ситуация: ребенок на уроке раскачивается на стуле, это может быть просто шалостью, а может — началом приступа эпилепсии. Я два раза говорила на эту тему с министром здравоохранения, но она считает, что необходимо соблюдать врачебную тайну.  Поймите: учителю не надо знать подробный диагноз, но об особенностях ребенка он должен быть осведомлен, чтобы правильно работать с ним.

— Что делалось и что делается сейчас для ликвидации очереди в детские сады?

— Государство в течение двух лет осуществляет масштабную программу строительства детских садов, ОНФ контролирует ее выполнение. Нам важен не только ход строительства, но и эффективность использования огромных денежных средств. В разных регионах стоимость строительства резко различается. ОНФ обсуждает с Минстроем, со Счетной палатой, как сделать этот процесс качественным. Пока те типовые проекты детсадов, которые размещены на сайте Минстроя, не соответствуют новым федеральным образовательным стандартам. Мы настаиваем на том, что в устаревшие инфраструктурные решения деньги вкладывать нельзя. Что касается очередей в детсады, в последнее время наметилась четкая тенденция на их снижение. Но все осложняется — к нашей большой радости — улучшением демографической ситуации. Детей действительно стало рождаться больше, и мест в детсадах необходимо больше, чем запланировано. В этой ситуации надо не только надеяться на государство, но и развивать систему частных детских садов, помогать индивидуальным предпринимателям.

«Мои мама и сестра умерли, вы возьмете меня к себе жить?» Далее в рубрике «Мои мама и сестра умерли, вы возьмете меня к себе жить?»Какими запомнили первые дни сентября заложники Беслана

Комментарии

01 сентября 2015, 22:17
Всех с днем знаний, отвел сына в первый класс, ничего за 28 лет не изменилось, те же песни, те же речи и это отлично
02 сентября 2015, 08:43
Я сначала подумал что сейчас всплывет Духанина что кидалась камнями в полицию на болотной площади..
Авторизуйтесь чтобы оставлять комментарии.
Интересное в интернете
История, политика и наука с её дронами-убийцами
Читайте ежедневные материалы на гуманитарные темы. Подпишитесь на «Русскую планету» в соцсетях
Каждую пятницу мы будем присылать вам сборник самых важных
и интересных материалов за неделю. Это того стоит.
Закрыть окно Вы успешно подписались на еженедельную рассылку лучших статей. Спасибо!
Станьте нашим читателем,
сделайте жизнь интереснее!
Помимо актуальной повестки дня, мы также публикуем:
аналитику, обзоры, интервью, исторические исследования.
личный кабинет
Спасибо, я уже читаю «Русскую Планету»