Рождество Пресвятой Богородицы
Рождество Богородицы, псковская икона XVI–XVII веков

Рождество Богородицы, псковская икона XVI–XVII веков

Ее рождение открыло путь в новую эпоху, считают богословы

21 сентября Православная церковь празднует Рождество Пресвятой Богородицы — первый в череде двунадесятых праздников годового цикла. О нем не сказано в Писании, но предание, отшлифованное веками, восстановило цепь событий.

Рождество

Предание говорит нам о Рождестве Марии следующее: в городе Назарет жила благочестивая пара — Иоаким и Анна (интересно, что привязка Рождества Богородицы к Назарету свойственна русской традиции: на ней настаивал в XVII веке святитель Димитрий Ростовский; другая версия, распространенная в ряде восточных Церквей и на Западе, говорит, что Рождество Девы имело место в Иерусалиме).

Были супруги уже немолоды, но бесплодны, и молились о даровании им ребенка, обещая: если родится у них сын или дочь, то жизнь его будет посвящена служению Богу. В иудейской среде того времени бесплодие считали Божьим наказанием за грехи, бездетность навлекала всеобщий позор. Предание сообщает: из-за того, что у Иоакима не было детей, священник в храме не разрешил ему принести жертву. Он назвал Иоакима «неугодным Богу», так как он «не создал потомства Израилю».

В скорби Иоаким удалился в пустыню, где молился в течение сорока дней и ночей. Ветхозаветный патриарх Авраам родил Исаака, когда ему было 100 лет, а его жене Сарре — 90. Как человек благочестивый, Иоаким верил: Бог пошлет потомство, если не оставлять молитв и продолжать верить.

Жена его Анна оставалась дома, и было ей видение. В один из дней она увидела ангела, который возвестил ей о скором зачатии: «…ты зачнешь и родишь, и о потомстве твоем будут говорить во всем мире». Одновременно ангел явился и Иоакиму в пустыне. «Радуйся, — благовествовал он. – Ибо Господь внял молитвам твоим».

Прошли положенные сроки, и Анна родила девочку, которую назвали Мария. Сказанное ангелом сбылось: прошло более двадцати веков, но о ее потомстве продолжают говорить до сих пор.

Источники

В Писании нет подробностей о Рождестве и житии Пресвятой Богородицы. Одним из первых источников, который говорит об этом, историки считают так называемое Протоевангелие Иакова. Появление этого апокрифического текста относят к концу II века. Апокрифами называют произведения иудейской и раннехристианской литературы, составленные в подражание книгам Священного Писания, о священных лицах и событиях. Церковь не признает каноничность апокрифов. Тем не менее некоторые сюжеты апокрифических текстов, согласованные с каноническими свидетельствами и переработанные, приняты Церковью и составляют часть Священного Предания.

Автор Протоевангелия Иакова доподлинно неизвестен. По одной из ранних версий, это Иаков «брат Господень» — сын Иосифа до его обручения с Девой Марией, один из семидесяти учеников Христа, поставленный первым епископом Иерусалима. Современная богословская наука опровергает это авторство. Иаков был казнен иудеями в 62 году, а стилистика Протоевангелия говорит о том, что его написали значительно позже, не менее чем через сто лет после кончины апостола. Автор книги был мало знаком с обычаями и бытом иудеев времени, описанного в книге, пришли к выводу исследователи.

Протоевангелие Иакова входит в свод так называемых евангелий детства — это апокрифические тексты, рассказывающие о ранних годах жизни Иисуса Христа и о событиях, их сопровождавших. 

Праздник

Точное время появления праздника Рождества Пресвятой Богородицы в церковном календаре неизвестно. Исследователи полагают, что, вероятнее всего, праздник появился на рубеже VI–VII веков. Он получил распространение сначала в Восточной церкви, а затем перекочевал на Запад.

Упоминания о празднике есть и в более ранних документах, однако историки считают их ложными. О Рождестве Пресвятой Богородицы, как полагали ранее, писал уже в V веке Константинопольский архиепископ Прокл, однако затем установили, что слова о празднике принадлежат не самому Проклу, а редакторам его трудов, жившим позже. То же касается и работ папы Римского Геласия, жившего в V веке. Наука выяснила, что «Сакраментарий Геласия» (сакраментариями на Западе называли собрания богослужебных текстов), где есть упоминание о празднике, на самом деле написан не в V веке, а в VII.

Рождество Пресвятой Богородицы — двунадесятый праздник, входящий в цикл так называемых богородичных праздников. Они стали появляться в церковном календаре начиная с IV века. Связано это было, вероятно, с усилением почитания Богородицы после Эфесского собора 431 года (там обсуждалось, в числе прочего, и как правильно называть Деву — Богородицей или Христородицей. Несторий, один из иерархов, выступавший за наименование «Христородица», был осужден собором как еретик — в итоговом решении его назвали даже «новым Иудой»).

На Руси праздник Рождества Пресвятой Богородицы совпал по времени с народным праздником встречи осени. Символ этого праздника — «матушка Осень», или «матушка Осенина». Сельские жители нередко отождествляли его с образом Богородицы.

Значение

Церковь учит, что через Рождество Божией Матери начал исполняться божественный план спасения человечества.

«Божия Матерь послужила делу нашего спасения, родив Иисуса Христа, Сына Божьего и Сына Человеческого… От Рождества Его Пречистой Матери началась новая эпоха в истории всей человеческой цивилизации, ибо впервые за все времена Бог открыл людям, что главным законом их жизни должен быть закон любви», — сказал в одной из проповедей патриарх Кирилл. 

Богородица — на все времена самый сильный ходатай христиан перед Богом, писал святой праведный Иоанн Кронштадтский: «Она — наша Надежда… Она отводит от нас тучи праведного гнева Божия, отверзает нам древний рай … Она тысячекратно спасала и спасает Россию  — с начала и доныне».

Дикие истории Далее в рубрике Дикие историиКак биологи из Кемерова спасают птиц и зверей, попавших в беду

Комментарии

21 сентября 2015, 10:36
Хорошо, что божественный план спасения человечества существует и реализуется! Всех с праздником!
21 сентября 2015, 16:17
Я тут рядом с ХХС работаю, с самого утра Храм окружил народ, бьют в колокола, неприятно только обилие нищих - видно что мафия специально их сюда подвозит под праздник, народ окучивают у метро Кропоткинская...((
21 сентября 2015, 16:57
С Праздником всех! Пресвятая Богородица на Руси почитаема веками. Она защитница русской земли и много раз спасала русский народ во времена нашествий. Чего стоит только пронос образа Богородицы по всем позициям Бородинского сражения. Именно это событие тогда дало новые силы слабеющей армии !
Авторизуйтесь чтобы оставлять комментарии.
Интересное в интернете
Расширяйте круг интересов!
Мы пишем об истории, обороне, науке и многом другом. Подписывайтесь на «Русскую планету» в соцсетях
Каждую пятницу мы будем присылать вам сборник самых важных
и интересных материалов за неделю. Это того стоит.
Закрыть окно Вы успешно подписались на еженедельную рассылку лучших статей. Спасибо!
Станьте нашим читателем,
сделайте жизнь интереснее!
Помимо актуальной повестки дня, мы также публикуем:
аналитику, обзоры, интервью, исторические исследования.
личный кабинет
Спасибо, я уже читаю «Русскую Планету»