Новости – Общество
Общество
Большой Брат-2025
Фото: Markku Ulander/ТАСС
В создании единого реестра населения РФ нет никакой насущной необходимости
27 июля, 2016 18:30
7 мин
На сегодняшний день вопросы, связанные с безопасностью и контролем над ситуацией в обществе, вышли на первый план. Однако наряду со вполне понятными и прозрачными проектами российские власти выдвигают достаточно спорные инициативы. Одно из последних предложений — намерение правительства РФ создать единую базу сведений о населении. В реестре будет содержаться информация о живых и умерших гражданах и иностранных резидентах.
В базе можно будет найти паспортные данные, ИНН, СНИЛС и номер водительского удостоверения. Министерство финансов предлагает пойти еще дальше и включить в реестр сведения о судимости, воинской обязанности, образовании, работе гражданина и другую личную информацию. В сентябре-октябре должна быть завершена разработка концепции базы, а в ноябре планируется подготовить проект соответствующего федерального закона, который поступит на рассмотрение парламента. Единый реестр планируется создать в 2025 году.
Не благое дело
Российское государство уже вовсю ставит похожие эксперименты на инвалидах и военнослужащих. По словам главы Минтруда Максима Топилина, 1 января 2017 года может быть запущена информационная система «Федеральный реестр инвалидов». В свою очередь, Минобороны вскоре начнет выдавать солдатам и офицерам так называемые электронные паспорта — персональные электронные карты (ПЭК), которые будут служить удостоверением личности, банковской картой и пропуском.
Власти утверждают, что подобные меры (включая создание реестра населения) упростят бюрократическую волокиту, улучшат качество предоставления госуслуг и повысят уровень безопасности. Министр связи и массовых коммуникаций Николай Никифоров поддерживает инициативу правительства и указывает, что информация о гражданах децентрализована: дескать, единая база решит все проблемы.
Казалось бы, правительство и лично Дмитрий Медведев бьются за благое дело: гражданам не придется в каждом ведомстве заполнять кучу анкет, где необходимо сообщать персональные данные. Однако при даже поверхностном рассмотрении идеи создания единого реестра населения в ней можно без труда найти ряд упущений, которые напрочь перечеркивают любые гипотетические преимущества. В особенности это касается вопроса информационной безопасности.
Хард и софт
По сообщениям СМИ, в едином реестре каждому гражданину будет присвоен уникальный неизменяемый 12-разрядный код. Доступ к базе чиновники будут получать только через регламентный обмен информацией или по запросу. С большой вероятностью отечественные программисты успешно справятся с поставленной задачей, но удастся ли обеспечить полноценную защиту персональных данных от утечек?
Ответ на этот вопрос будет скорее отрицательным. В 2014 году, когда против России активизировалась гибридная война, вопрос информационной безопасности приобрел едва ли не ключевое значение. Правительство с удивлением обнаружило, что страна практически не производит компьютеры, гаджеты, различные комплектующие, микрочипы, микросхемы и прочий хард.
На начало 2014 года органы власти обменивались деловой информацией с помощью обычных почтовых сервисов, «облаков» и социальных сетей, которые зарегистрированы за рубежом и чьи сервера также не находятся в России. Пару лет назад ситуация стала выправляться и перестала напоминать катастрофу. Google почти моментально сменил «Яндекс», а позже в госведомствах начали использовать собственные почтовые сервисы и электронные офисы. Однако, по имеющейся у «Русской Планеты» информации, работает этот «новодел» с регулярными перебоями.
IT-зависимость
В ноябре 2015 года Медведев подписал постановление о запрете на покупку зарубежного софта для госнужд, а 26 июля 2016 года утвердил трехлетний план внедрения отечественного ПО. Но даже если Минкомсвязи каким-то чудом справится с заданием премьер-министра, проблема софта до конца решена не будет, так как на компьютерах госструктур будет стоять все та же бессменная американская «операционка» Windows.
Адекватные меры информационной безопасности соблюдаются лишь в Министерстве обороны. Публичные данные о харде и софте, которые используют военное ведомство, отсутствуют. Однако Минобороны регулярно сообщает в пресс-релизах о внедрении новых автоматизированных систем управления наряду с общим ПО. Деятельность Национального центра управления обороной России — яркое подтверждение успехов на этом поприще.
На сегодняшний день момент и в обозримой перспективе Россия останется страной, зависимой в информационно-технологическом плане от Запада и ряда восточноазиатских государств. Это означает, что в отношении РФ достаточно успешно могут работать (или работают) различные виды электронной разведки, которые, например, практикует небезызвестное благодаря Эдварду Сноудену Агентство национальной безопасности США (АНБ). Вывод напрашивается сам собой: при таком уровне информационной безопасности чиновники не могут гарантировать сохранность персональных данных населения.
Закон и этика
Наверное, каждый помнит клишированную картинку из американских фильмов: монитор компьютера, на котором специальная программа по запросу находит досье на нужного человека. Видимо, правительство РФ решило реализовать нечто подобное. Конечно, в том или ином виде идея Большого Брата реализуется (или прорабатывается в умах политиков) во многих странах мира. Элита и подконтрольные ей спецслужбы хотят максимизировать полномочия, а для этого необходимо тщательно отслеживать ситуацию в обществе и иметь в запасе сведения или компромат на каждого оппонента.
Единый реестр населения РФ поднимает проблему массовой слежки и контроля за простыми гражданами, которая присутствует в известных литературных произведениях и, к сожалению, имеет реальную подоплеку. Потуги государства в этой сфере можно назвать оправданными разве что в отношении военных и силовиков, но публичное стремление обладать основными данными всех без исключения граждан — это неприкрытое вторжение в частную жизнь, которое выглядит как минимум неконституционно и неэтично.
Учитывая коррупцию органов власти и нечистоплотность высшего чиновничества, персональная информация населения может стать объектом политического торга, спекуляций и провокаций. С безопасностью проект базы связан слабо, особенно в свете того, что в России расширили компетенцию силовых ведомств, переформатировали работу МВД и ужесточили антитеррористическое законодательство. Власти также отслеживают публикации в СМИ и соцсетях на предмет экстремизма (о чем свидетельствуют соответствующие судебные приговоры).
Адекватные и, может быть, даже где-то чрезмерные меры безопасности в России были приняты, и поэтому в Большом Брате в виде единого реестра населения нет никакой насущной необходимости. Медведеву на поприще развития электронного общества лучше сосредоточиться на решении проблемы софта, подъеме электронной промышленности России, а лучше всего — установить контроль над семьями госдеятелей, которые ежегодно зарабатывают сотни миллионов рублей, или расходами на строительство дорог и стадионов.
Важно добавить, что формирование электронного реестра населения наверняка вызовет негативную реакцию в православных кругах. Православная вера противостоит попыткам установить тотальный контроль над человеком и лишением человека свободной воли. Представители Русской православной церкви высказывались против внедрения различных электронных гаджетов под предлогом мер безопасности, особенно в принудительном порядке.
поддержать проект
Подпишитесь на «Русскую Планету» в Яндекс.Новостях
Яндекс.Новости