Маленький государственный переворотик
Заседание правительства РФ. Фото: Екатерина Штукина/пресс-служба правительства РФ/ТАСС

Заседание правительства РФ. Фото: Екатерина Штукина/пресс-служба правительства РФ/ТАСС

В Госдуму внесен законопроект, дающий правительству право принимать решения по некоторым вопросам без созыва заседаний

Как РП и предполагала, возможно, в виду предстоящей масштабной приватизации правительство решило существенно засекретить свою деятельность. Разработанный Минюстом, утвержденный (кстати, тоже безо всякого обсуждения) и принятый единогласно правительственной комиссией по законопроектной деятельности законопроект уже находится в Госдуме. Как мы сообщали, примерно на четверть сокращается список поводов для созыва заседаний кабинета; в первую очередь из перечня выведены вопросы внешних заимствований, приватизации, финансовой поддержки на сумму менее 100 млн рублей и заключения международных договоров РФ. Государственно-правовое управление администрации президента поддержало инициативу, в которой, однако, не просчитаны все последствия, могущие возникнуть после принятия закона.

В пояснительной записке говорится: «Предлагается закрепить за правительством Российской Федерации право принятия решений без созыва заседаний». Также предлагается «включить в перечень вопросов, решения по которым принимаются исключительно на заседаниях правительства РФ, только непосредственно вытекающие из конституционных норм полномочия, касающиеся организации деятельности органов исполнительной̆ власти, формирования и исполнения федерального бюджета, реализации права законодательной инициативы». В общем, дескать, часто мы заседаем и принимаем много решений, которые можно решить обыкновенным «бегунком», то есть банальным сбором подписей под проектом у всех министров по отдельности.

Казалось бы, это сугубо организационные изменения. Однако они самым серьезным образом могут изменить конфигурацию исполнительной власти в стране. Кроме того, как представляется, законопроект прямо противоречит Конституции РФ. И первым очевидным бенефициаром новации является, безусловно, председатель правительства Дмитрий Медведев. Его позиции в вертикали власти значительно усиливаются, хотя можно сказать и так: премьер выпадает из вертикали, образуя второй центр власти в стране.

Большинство отечественных и зарубежных политологов и юристов считают, что РФ — президентско-парламентская республика, где основная роль в принятии политических решений, определении концепции военной, международной и внутренней политики принадлежит главе государства, который является еще и верховным главнокомандующим. Принятие законов целиком зависит от парламента, при том что у президента имеется право вето, которое, однако, депутаты обеих палат могут преодолеть.

Правительству Конституцией отводится значительная роль в прямом осуществлении исполнительной власти в стране. Основной закон определяет правительство как «высший исполнительный и распорядительный орган государственной власти Российской Федерации — России». Кабинет подотчетен президенту и подконтролен Госдуме. Практически, исходя из сложившейся практики, члены правительства подконтрольны и Совету Федерации, но в меньшей степени, чем Госдуме.

Первое лукавство по отношению к Конституции наблюдается в предлагаемом перечне вопросов, решения по которым будут приниматься исключительно на заседаниях правительства. Авторы новации написали это положение таким хитрым образом, что складывается впечатление об избыточности проблем и решений, в настоящее время коллегиально обсуждаемых и принимаемых кабинетом в полном составе на заседании. И предлагается сообща обсуждать только важнейшие вопросы, касающиеся тех полномочий правительства, которые «вытекают непосредственно из конституционных норм». А это якобы только вопросы «организации деятельности органов исполнительной̆ власти, формирования и исполнения федерального бюджета, реализации права законодательной инициативы». Все.

Фото: Александр Артеменков/ТАСС

Фото: Александр Артеменков/ТАСС

Но если заглянуть в Конституцию, то в статье 114-й мы можем прочитать, что правительство целиком осуществляет следующие полномочия: обеспечивает проведение в государстве единой финансовой, кредитной и денежной политики; управляет федеральной собственностью; осуществляет меры по обеспечению обороны страны, государственной безопасности, реализации внешней политики; осуществляет меры по обеспечению законности, прав и свобод граждан, охране собственности и общественного порядка, борьбе с преступностью. А ведь это немало. Более того, почти все упомянутые вопросы, так или иначе, порой напрямую касаются министров иностранных дел, обороны, социальной защиты, финансов, экономического развития. Да и у других министров могут возникнуть замечания.

А тут получается, что разработанный в недрах неконституционного, технического, но зато могущественнейшего органа власти, именуемого аппаратом правительства, или лично премьер-министром проект постановления правительства безо всякого обсуждения предлагают сразу подписать министрам, что они, конечно, и сделают. А если кто-то не согласится, тоже неплохо: большинство так и так наберется. Не будет скандала в прессе. В общем, все быстро, сухо и технично. Дмитрий Анатольевич чего не пожелает, то это сразу воплотится в жизнь.  

Кроме того, есть еще одна очень важная вещь, играть с которой нежелательно и опасно даже Дмитрию Медведеву. Называется она президентские прерогативы. Дело в том, что и по Конституции, и на практике президентские поручения часто оформляются постановлением правительства. Вообще, надо отметить, что по своей сути постановление правительства — второй в иерархии российской власти документ.

Появляются некоторые постановления часто таким образом: президент лично дает поручение какому-либо министру или двум министрам разработать ряд мер. Одновременно желание главы государства дублируется отдельным письменным поручением премьеру и правительству в целом. Министры поручение исполняют. Принципиальная часть результативной части публикуется в виде указа президента, остальное — меры по реализации проекта — попадает в постановление правительства непосредственно через министров, с которым работал президент. Не получится ли так, что в каком-нибудь подобном постановлении НЕ окажется желаемых президентом и просто нужных для дела указаний. Или, например, в числе предприятий, которым, по мнению президента и министров, необходима помощь, окажутся совершенно другие. Да мало ли что еще может произойти! Кстати, при правительстве действует целых 48 комиссий и советов по отдельным национальным проблемам, отраслям, проектам. Там годами идет работа, в ней участвуют несколько министров, чиновников высшего ранга, ученых, экспертов, депутатов, представителей субъектов Федерации. И вдруг вся эта плодотворная работа может пойти насмарку только потому, что слишком заинтересованный в ином решении, чем то, к которому склонна комиссия, олигарх сумеет напрямую пробраться к премьеру и постановление правительства будет принято без обсуждений.

Кажется, в правительстве хорошо не подумали о многом, отдавая законопроект в парламент. Или, наоборот, подумали слишком хорошо, что внушает серьезные опасения. Внесение в процесс принятия решений правительством — при отсутствии по многим вопросам законодательной базы, при огромном дефиците общенациональных стратегий развития, обсужденных чиновниками, депутатами, экспертами и общественностью, — столь радикальных инноваций представляется крайне нецелесообразным.

Страна живет в режиме «ручного» управления. И здесь важно два момента. Первое — должен быть один капитан. Второе — сэкономить на времени при принятии судьбоносных решений в этих условиях не получится: многие меры просто необходимо обсуждать хотя бы с министрами, чтобы не вышла совсем уж несусветная глупость или даже опасная социальная ситуация. А расширение возможностей премьера управление страной не ускорит, противоречий между элитами и политическими партиями не снимет, точность мер не обеспечит. Получиться может разве что сценка из басни про лебедя, рака и щуку.  

Новая французская революция Далее в рубрике Новая французская революцияЕсли Марин Ле Пен станет президентом, Франция признает Крым

Комментарии

20 мая 2016, 23:03
Медведев собирается продвигать неудобные законы таким способом. Попахивает жаждой диктата.
молодой, горячий, ждет когда Путин ему корону обратно отдаст
21 мая 2016, 10:38
Тогда зачем вообще такая Дума, чтобы не ходить на работу. а дела сами будут делаться? А денежки получать и немалые...чтобы продвигать антинародные законы? Может вообще введём электронных роботов?
Авторизуйтесь чтобы оставлять комментарии.
Интересное в интернете
Дискуссии без купюр.
Читайте «Русскую планету» в социальных сетях и участвуйте в обсуждениях
Каждую пятницу мы будем присылать вам сборник самых важных
и интересных материалов за неделю. Это того стоит.
Закрыть окно Вы успешно подписались на еженедельную рассылку лучших статей. Спасибо!
Станьте нашим читателем,
сделайте жизнь интереснее!
Помимо актуальной повестки дня, мы также публикуем:
аналитику, обзоры, интервью, исторические исследования.
личный кабинет
Спасибо, я уже читаю «Русскую Планету»