
Директор социально-реабилитационного центра рассказала РП, как в Магнитогорске помогают детям с ограниченными возможностями преодолеть болезнь и стать счастливее
В Магнитогорске живет почти 1,5 тыс. детей-инвалидов. Они проходят реабилитацию в уникальном для региона социально-реабилитационном центре для детей и подростков с ограниченными возможностями. Здесь ребята получают профессиональную помощь в развитии и укреплении здоровья абсолютно бесплатно.
Уже 15 лет руководит центром Наталья Коткина. В декабре 2015 года она стала призером конкурса Министерства труда и соцзащиты России в номинации «Лучший директор Центра социального обслуживания». Наталья Коткина рассказала «Русской планете», в чем уникальность ее учреждения и от чего зависит эффективность реабилитации особенных детей.
Директор социально-реабилитационного центра Наталья Коткина. Фото из личного архива
— Наталья Ивановна, вы ведь почти 20 лет проработали в системе образования — сначала учителем физики, потом завучем. Как получилось, что теперь вы один из лучших директоров центров социального обслуживания в России?
— Когда мне предложили кресло директора Центра социального обслуживания, для меня мир перевернулся. У меня поменялось мировоззрение в отношении детей-инвалидов. Они заслуживают нашего внимания ничуть не меньше, чем здоровые дети.
— А кто помогал осваивать новое направление работы?
— Сначала со мной делились опытом работы коллеги из Сочи и Санкт-Петербурга. Проходила обучение в Москве, Екатеринбурге, Самаре. Ездила в Курган в центр Илизарова, там как раз много наших детишек лечилось. Сразу смотрела, какая в этих центрах материально-техническая база, какое оборудование наиболее эффективно для реабилитации. Так постепенно и выстроили свою модель работы. Сейчас в городе и во всей Челябинской области мы единственный центр подобного профиля.
— В чем уникальность вашего центра?
— Остальные центры профилируются на определенных видах заболеваний, а мы оказываем комплексную реабилитацию детям с различными инвалидностями. У нас на учете стоят дети с ДЦП, психоневрологическими заболеваниями, пороками сердца, ВИЧ-инфицированные, инвалиды по зрению, слуху, онкологические больные.
Мы обслуживаем не только жителей Магнитогорска, но и малышей, которые проживают в других городах и поселках области. Мы оказываем услуги детям от 0 до 18 лет. Третий год работаем с детьми от 0 лет, которые стоят на диспансерном наблюдении в медучреждениях, — этим детям пока не дали инвалидность. Получается такая ранняя реабилитация, когда мы стараемся стабилизировать их здоровье, чтобы избежать инвалидности.
— Каковы основные задачи центра?
— Проводить реабилитацию таким образом, чтобы улучшить качество жизни и интегрировать как можно больше детей в общество здоровых людей. Поэтому, когда мы проводим реабилитацию, то стараемся работать таким образом, чтобы у наших подопечных был стимул стремиться к хорошему результату.
— Какие методики вы применяете в своей работе, чтобы добиться таких результатов?
— Применяем все современные эффективные методики. Помимо медицинской реабилитации, проводится психолого-педагогическая, социально-трудовая и досуговая адаптация.
У нас есть театральная и музыкальная студии, творческая мастерская, в которой ребята рисуют, лепят, занимаются песочной анимацией. Мы практикуем сказкотерапию, гарденотерапию — уход за домашними растениями, ароматерапию, кислородотерапию, занимаемся в сенсорной комнате. Мы сплавляемся по реке, посещаем экскурсии, цирк, аквапарк. В нашем центре дети чувствуют себя комфортно.
Родители с удовольствием наблюдают за достижениями ребят. Каждый год мы участвуем в различных фестивалях, соревнованиях, и дети завоевывают награды. Так отрадно, когда пять человек поехали на конкурс, а привезли сразу 19 медалей!
— Как определяете, какой вид реабилитации подходит ребенку?
— У нас в штате работают различные врачи. Когда ребенок приходит с направлением, то наши специалисты смотрят рекомендации и назначают виды реабилитации. Мы также спрашиваем мнение родителей — чего они хотят. Например, одна мама просит подготовить ребенка к школе, другая хочет, чтобы малыш стал более общительным, чтобы развивал память. Так мы и строим индивидуальную программу реабилитации.
— А что с теми детьми, которые не могут попасть к вам в центр? Вы им как-то помогаете?
— Мы их называем маломобильными. Это чаще всего дети с тяжелой формой ДЦП, психоневрологических заболеваний. Им тоже помогаем, но на дому. Специалисты проводят консультации, диагностику, делают массаж, ЛФК, и даже выезжают преподаватели компьютерной графики, ИЗО и других предметов.
— Возможна ли полноценная жизнь после реабилитации?
— За прошлый год 91 нашему подопечному сняли инвалидность. Я не говорю, что мы полностью излечиваем детей, но улучшение качества жизни и возможность снять инвалидность — это хороший показатель.
Это не только наша заслуга. Я убеждена: чем больше специалистов будут работать с ребенком, тем лучше. Для эффективной реабилитации в одной команде должны быть врачи поликлиник, специалисты реабилитационных центров, детских садов, школ. И, конечно же, велика роль родителей, которые заинтересованы в динамике реабилитации.
Процесс реабилитации должен быть непрерывным. У нас есть интересная форма работы с мамами и папами — это «Школа для родителей», в которой мы учим их жить с болезнью ребенка. Когда родители узнают диагноз, у них возникает паника, они не знают, куда идти и что делать. Наши специалисты им помогают в школе.
Даже просто общение между собой, возможность поделиться своими переживаниями хорошо на них влияет, люди перестают говорить о лекарствах, больницах, а начинают обсуждать моду, делиться рецептами. То есть происходит реабилитация и взрослых.
— Некоторые родители тратят огромные средства на реабилитацию детей в частных центрах, не доверяя государственным. Можно ли сказать, что ваше учреждение ничем не хуже коммерческих центров?
— Да! Во-первых, в нашем центре трудятся отличные специалисты. Несмотря на то что они выполняют тяжелый труд и не все, честно говоря, выдерживают его, текучесть кадров небольшая. На сегодняшний день 72% специалистов — это люди, которые пришли работать к нам сразу после открытия. Материально-техническая база у нас хорошая. Постарались для каждой категории детей приобрести все необходимое. Более того, в центре есть немало современного оборудования, которого в городе ни у кого нет. И к нам, например, приезжали неврологи, чтобы посмотреть на аппараты, которые ранее они видели лишь на фотографиях.
— Какие проблемы сейчас вас волнуют?
— Нам грех жаловаться, центр работает, все хорошо. Самый большой недостаток в нашей работе — всем сотрудникам приходится рвать свое сердце, потому что хочется всем детям помочь. Кто-то думает, что достаточно одной таблетки и укола, чтобы ребенок пошел, а здесь происходит преодоление трудностей, боли. Мы делаем все возможное, но, к сожалению, не все зависит от нас.
— А увеличивается или уменьшается количество подопечных, что говорит статистика?
— Когда мы открыли центр 17 лет назад, подопечных у нас было 2,5 тысячи. Сейчас их 1452, и в этих пределах цифра много лет остается стабильной. Я очень рада, что в городе открылся реабилитационный центр для взрослых инвалидов. И, когда нашим пациентам исполняется 18 лет, мы перенаправляем их уже туда.

Комментарии