Рабочий тронется — перрон останется
Вагоносборочный цех Тверского вагоностроительного завода. Фото: Владимир Смирнов / ТАСС

 

Вагоносборочный цех Тверского вагоностроительного завода. Фото: Владимир Смирнов / ТАСС  

Тверской вагоностроительный завод готовится к массовым сокращениям сотрудников

Тверской вагоностроительный завод опять «вошел в штопор»: с 9 февраля по 10 марта сотрудники отправлены в неоплачиваемый отпуск, объявлено о скором сокращении 1967 человек, рабочие планируют масштабную акцию в центре Твери. В ноябре прошлого года «Русская планета» рассказывала о проблемах завода: из-за задержек с перечислением денег от крупнейшего заказчика, ОАО «Федеральная пассажирская компания», предприятие оказалось на грани закрытия, а коллектив предприятия собирался митинговать. Тогда ситуацию удалось «разрулить»: деньги пошли, митинг отменили, руководство пообещало найти новые заказы.

«Случившееся повергло всех в шок»

— Весь прошлый год был непростым: завод останавливался, сокращалась рабочая неделя, падали объемы производства. В 2014-м было издано два приказа о режиме работы в новом году, они также не внушали оптимизм: в первом говорилось об отпуске в январе без сохранения зарплаты, об отпуске с 1 по 11 мая и о переходе на неполную рабочую неделю с 1 июля по 31 декабря. Во втором, более позднем, вносились коррективы: в январе отдыхаем с 1 февраля по 30 апреля и с 1 июня по 31 июля работаем в режиме неполной рабочей недели. Но после выхода из двухмесячного отпуска коллектив ожидали два приказа о грядущем сокращении и простое. В итоге с начала года ТВЗ проработал всего четыре дня, — восстанавливает хронику событий председатель профкома ТВЗ Лидия Жарняк. — Сначала профкому предложили подписать приказ о сокращении — я отказалась. Потом появилось соглашение о гарантиях: в нем говорилось, что в целях сохранения рабочих мест руководство обязуется сократить не более 1967 человек, то есть почти треть коллектива. Случившееся повергло всех в шок: люди вышли после долгого отпуска на работу, а тут такой сюрприз… Поэтому профсоюзный комитет единогласно принял решение не подписывать данные документы.

В первую же неделю февраля тем, кто попал под сокращение, начали вручать уведомления. От такого поворота событий у некоторых сдали нервы… Кто-то  решил увольняться по соглашению сторон, получая две выплачиваемые работодателем зарплаты. Но многие сотрудники стала отстаивать свои  права, говоря о неправомерности вручения уведомлений.

Двухэтажный поезд на Ленинградском вокзале. Фото: Сергей Фадеичев / ТАСС

«Они не считают нас за людей. Делай с нами, что хочешь, хочешь  —  рост зарплаты заморозь, хочешь — сократи... И всему есть причина. Так будет, пока мы будем молчать. Надо требовать у правительства господдержку нашему заводу!», «Путин сказал, что надо свое всё производить. А что делают с заводом?! Людей кидают в бездну. А ведь наша Тверь находится под боком у Москвы. Верить некому. Но надо выдвигать требования в нашу защиту», — плодятся возмущенные комментарии в группе ТВЗ в социальной сети «ВКонтакте».

Выпустить пар рабочие намерены 20 февраля на митинге. На листовках-приглашениях, развешанных по всему предприятию, крупно напечатано: «Заставь уважать себя!!!» На громкое мероприятие организаторы хотят позвать вице-спикера Госдумы Владимира Васильева и члена фракции КПРФ в Госдуме Вадима Соловьева. Как федеральные политики отреагируют на приглашение вагоностроителей, неясно, зато известно другое  — представители тверской оппозиции разворачивают знамена и готовятся присоединиться к рабочим. Социально-экономическая проблема незаметно переводится в политическую плоскость: звучит критика в адрес руководства области и города. От чиновников требуют найти заказы для ТВЗ или трудоустроить сотрудников, которые будут сокращены.

«Это федеральная повестка дня»

— Чтобы спасти ТВЗ, нужны заказы, а главный заказчик  —  ОАО «ФПК», входящее в ОАО «РЖД», — сейчас живет в режиме экономии. Нужно отдать должное руководству завода, которое так долго находило возможности для выживания. Совсем недавно по телеканалам прошли сюжеты о двухэтажных тверских вагонах, которые «забегали» между Питером и Москвой: несмотря ни на что, создавался инновационный продукт. Находились и дополнительные контракты. Но сейчас ситуация сложнее, и на уровне региона нет действенных рычагов ее решения. Речь о предприятии с миллиардными оборотами, которое включено в масштабную экономическую схему: это уже не региональная, а федеральная повестка дня. Объясните, как область может повлиять на торговые дома, где «взвинчиваются» цены на комплектующие? А ведь это сказывается на стоимости вагонов и делает завод менее конкурентоспособным… Не хочется лишний раз говорить об ОАО «РЖД», но есть свежая история с отменой электричек. Президент вмешался —  электрички вернули. Теперь хотелось бы такого же вмешательства и в происходящее в нашем вагоностроении, — говорит депутат Законодательного собрания Тверской области, в прошлом сотрудник ТВЗ Сергей Рогозин.

Скандал с электричками упоминают и рабочие-вагоностроители. Здесь давно шутят: мол, куда ни кинь — всюду клин. Сохранение электричек в полном объеме означает дополнительную финансовую нагрузку на ОАО «РЖД» и ее «дочку» ОАО «ФПК». Потратят деньги на перевозки — не станут заказывать вагоны. Но добраться на работу многие сотрудники ТВЗ могут только на электричках. Да и зачем тогда местные конструкторы разрабатывали новые современные электропоезда? Так выглядит порочный круг, в котором оказалось российское вагоностроение.

Лидия Жарняк. Фото: Юлия Овсянникова / «Русская планета»

Проблемами в экономике объясняется и приказ о месячном простое, изданный руководством ТВЗ в конце января. В нем говорится о дефиците свободных оборотных средств, сложившемся из-за резкого удорожания кредитных ресурсов, о росте цен на материалы и комплектующие, о падении объема производства на 50 % в сравнении с прошлым годом и о неблагоприятной внешнеэкономической и внешнеполитической обстановке. Слова «кризис» в документе нет, но сотрудники завода, конечно, понимают, что кроется за витиеватыми формулировками.

— Кредитные ресурсы подорожали почти в три раза, и потенциальные заказчики пересматривают и приостанавливают свои инвестиционные программы. У них нет денег на заказы. Не будем забывать, что и ТВЗ пользовался кредитными ресурсами: сейчас ставки выросли до 25-30 % годовых, а некоторые банки под различными предлогами вообще отказывают в выдаче кредитов. Ситуация в банковской сфере бьет не только по ТВЗ, но и по всем предприятиям, входящим в ЗАО «Трансмашхолдинг»: часть из них сейчас простаивает, часть перешла на неполную рабочую неделю, на многих изданы приказы о сокращениях до 30% персонала, — пояснили РП в пресс-службе вагоностроительного завода.

Добавим: тревожная информация сейчас приходит и с «Уралвагонзавода», который является еще одним акционером ТВЗ: его сотрудников отправляют в вынужденные отпуска и сокращают. Похоже, речь идет уже не о частной, локальной проблеме, а о системном сбое в целой отрасли.  

Спасение утопающих  —  дело рук самих утопающих?

Сейчас на ТВЗ можно увидеть непривычную картину: нет утренних и вечерних столпотворений на ближайшей остановке общественного транспорта, не протоптаны снежные тропинки, в коридорах тишина, а редкие рабочие, которых вызывают на сборку вагонов по уже оплаченным контрактам отдельными приказами, курят перед проходной в хмуром молчании.

— У нас есть целые семьи вагоностроителей. На многих «висит» ипотека, все набрали кредиты — как выжить в этой ситуации? Ведь зарплаты из-за простоев и отпусков все время сокращались, а сейчас маячит угроза сокращения… Разве это не трагедия? — просит вспомнить о людях Лидия Жарняк.

За спиной у председателя профкома висит стенд. На нем мелом в столбик подсчитаны «остатки» коллектива после будущих сокращений и новые рабочие графики: вычитают на этом стенде в последнее время куда чаще, чем складывают. Комментарии и интервью, которые раздают представители местного профсоюза, звучат, как боевые сводки:

— Приняты решения: не подписывать предложенное руководством соглашение, послать во все органы власти письма о состоянии дел на заводе, распространить через СМИ обращение к жителям Твери, направить в администрацию города уведомление о проведении митинга, сформировать комиссии, которые будут решать, кто попадет под сокращение. Пусть все будет по закону.

Из местной бухгалтерии доносится приглашение заглянуть на обед, составить компанию:

— Попьем чайку. Есть овсянка на воде. Хотите?

На мои шутки про диету сотрудницы реагируют с горькой иронией: мол, у всех диета добровольная, а на ТВЗ вынужденная. Поминается правительство, Якунин, областные и городские чиновники. Здесь очень обижены на власть и все же продолжают на нее надеяться: в конце января на заводе побывал высокий гость из столицы  —  заместитель министра промышленности и торговли Андрей Дутов, а недавно предприятие было включено в список системообразующих в стране. В перспективе это сулит заводу финансовую антикризисную помощь, но придет ли спасение вовремя?

— Настораживает формулировка в преамбуле к перечню системообразующих организаций, опубликованном на сайте Минэкономразвития: «Включение предприятия в список не является гарантией оказания государственной поддержки», — беспокоятся в профкоме. — Главный вопрос сейчас: когда? Что если кризис закончится, предприятие получит заказы, а выполнять их будет уже некому? Тот, кто покидает профессию, обычно в нее не возвращается. Так мы все-таки планируем ездить по нашей огромной стране или ходить пешком от Владивостока до Калининграда? 

«Таких артистов сегодня уже не делают» Далее в рубрике «Таких артистов сегодня уже не делают»Народный артист СССР Владимир Зельдин отмечает 100-летний юбилей

Комментарии

10 февраля 2015, 15:00
Похоже, у них там действительно все плохо. Даже снег не чистят(((
10 февраля 2015, 22:56
Это не только "у них". Вагоностроительный завод - это предприятие стратегического значения, а значит дела плохи у всех нас...
11 февраля 2015, 14:14
Да в последние годы РЖД одни проблемы создает, а до этого строило целые микрорайоны железнодорожные в городах....Все это наводит на мысли о том, что раньше не воровали, а сейчас во главе квази жадный человек...
12 февраля 2015, 16:20
Подозреваю, что за счёт этих "социальных" строек чиновники РЖД скорее всего попросту занимались "отмыванием" средств, откладывая солидную часть из них к себе в карман!
10 февраля 2015, 15:29
Жалко их конечно , тверских работяг.. Но кому сейчас легко, извините? А лишние вагоны за государственные деньги клепать тоже негодицо.

Пусть их манагеры теперь ищут рынки сбыта, а то привыкли сидеть на шее у Путина...
10 февраля 2015, 22:14
Если кто и сидит на шее у Путина, так это руководство РЖД. Ежегодно им выделяют деньги громадные - там миллиарды бюджетных денег, куда это все девается? Расходится по частным аффилированным конторам? А потом Якунин доходы свои не раскрывает, потому что там суммы астрономические?
12 февраля 2015, 16:27
Развивать железнодорожную транспортную сеть надо, переводить большую часть грузоперевозок именно на ж/д транспорт - тогда и вагоны "лишними" не будут!
10 февраля 2015, 16:49
Жизнь штука сложная, одни парадоксы, предприятие в минус работать не может, например завод Хитачи открыл в Тверской области завод по производству экскаваторов, но сейчас они продаются плохо, и потому завод на три месяца встал, людей отправили в вынужденные отпуска, с половиной зп. И собственника карман не резиновый, и работяге надо семью кормить
10 февраля 2015, 22:18
Экскаваторы не вагоны. А подвижной состав у нас в стране изношен весьма. Почему не меняется? А потому что никому это не нужно. РЖД ни за что не отвечает. Вот там и нужно искать проблему, на мой взгляд.
11 февраля 2015, 08:54
В России эксплуатируется около 1 млн железнодорожных вагонов. В 2003 году железнодорожной монополии принадлежало 78% парка грузовых вагонов. Сегодня доля РЖД сократилась примерно до 30%. Такова стратегия реформы отрасли. В руках государства должна остаться инфраструктура, а подвижной состав перейдет по большей части в руки новых собственников. А у собственников какая задача - выжать как можно больше прибыли при наименьших затратах. Кому оно нужно - ваше обновление?

Немного неуместное сравнение - вспомните затонувшую "Булгарию" - то же самое - судно эксплуатировали на износ.
12 февраля 2015, 16:34
Вот именно! Только бабло горазды "осваивать"!
12 февраля 2015, 16:32
А сейчас, после того как в России законодательно было запрещено использование импортной строительной техники в гос.заказах, продаваться они будут ещё хуже. Но запретить импорную технику - это одно, а начать выпускать конкурентноспособные отечественные аналоги - совсем другое!
10 февраля 2015, 22:58
Таки я не понял - о каком импортзамещении и возрождении отечественной промышленности там "в верхах" еще совсем недавно шла речь, ни кто не напомнит...?
На фоне всего этого как-то не похоже, чтобы что-то замещалось и развивалось...
11 февраля 2015, 23:18
да все потихоньку замещается, а вы чего ждали, что вот так сразу, просыпаемся, и все вокруг российского производства. это здорово конечно, но так увы не бывает
12 февраля 2015, 16:35
Хочется надеяться что вы правы, но пока что как-то незаметно.
11 февраля 2015, 13:09
Мы все понимаем негодование рабочих, по понятным причинам никто не хочет лишаться работы, но ведь мера вынужденная и если не сделать это, то угроза нависнет над всем заводом, а не только над частью его рабочих.
12 февраля 2015, 09:48
Пора перепрофилировать завод и начинать выпускать оружие. Что еще остается делать в мире, охваченном приготовлениями к войне?
15 февраля 2015, 10:45
Текст был удален модератором, так как нарушает правила комментирования
Авторизуйтесь чтобы оставлять комментарии.
Интересное в интернете
Не пропустите лучшие материалы!
Подпишитесь на «Русскую планету» в социальных сетях
Каждую пятницу мы будем присылать вам сборник самых важных
и интересных материалов за неделю. Это того стоит.
Закрыть окно Вы успешно подписались на еженедельную рассылку лучших статей. Спасибо!
Станьте нашим читателем,
сделайте жизнь интереснее!
Помимо актуальной повестки дня, мы также публикуем:
аналитику, обзоры, интервью, исторические исследования.
личный кабинет
Спасибо, я уже читаю «Русскую Планету»