Пятая автоколонна
Грузовые автомобили, занявшие на МКАД три полосы. Фото: Сергей Бобылев / ТАСС

Грузовые автомобили, занявшие на МКАД три полосы. Фото: Сергей Бобылев / ТАСС

Либеральная оппозиция, опираясь на глупость и жадность чиновников, готовит для России «Автомайдан»

Социологи фонда «Петербургская политика» в своем исследовании вынесли «приговор» региональным элитам: те в большинстве своем оказались не готовы к нынешней всероссийской протестной акции дальнобойщиков, выступающих против введения системы тарификации за проезд по федеральным трассам «Платон».

Как следует из опубликованного и представленного вниманию прессы заключения, власти ни на региональном, ни на федеральном уровне не предусмотрели все те социальные риски, что несет в себе внедрение  системы. Акции протестов с той или иной периодичностью проходят сразу в нескольких десятках российских регионов, встречая, добавим уже от себя, не всегда адекватную реакцию местных властей.

Очевидно, не имея внятных инструкций из центра, областные и краевые власти действуют по своему усмотрению. Так, на днях губернатор Архангельской области Игорь Орлов в своем эмоциональном выступлении «заподозрил» недовольных внедрением «Платона» в «безмозглости». Неоднозначной можно считать и реакцию президентского полпреда в УрФО Игоря Холманских. Чиновник, сам пришедший во власть «от сохи», не стал почем зря оскорблять водителей и владельцев высокотоннажных фур, но заметил, что они «испытывают политическую систему на прочность».

А мужики-то не знают

Логичный вопрос: кто именно испытывает? Точно ли сами водители и владельцы фур? Вопрос на самом деле не риторический. Ответ на него начинаем искать в следующем ярком региональном сюжете: протестная акция дальнобойщиков в Екатеринбурге разительно отличалась от прочих подобных уже тем, что ее почтил своим участием глава города Евгений Ройзман. Сам он к движению дальнобойщиков имеет предельно отдаленное отношение, зато самое прямое к либеральной оппозиции — к движению пресловутых белоленточников. А вот эти ребята как раз на разного рода испытаниях на прочность не одну собаку съели.

Тут очень кстати вспоминается афоризм польского философа Станислава Ежи Леца: «Некрасиво подозревать, когда вполне уверен». Нет практического смысла гадать, что же двигало мэром Екатеринбурга, когда он шел в народ, но то, что его участие придало конкретно этому мероприятию и всему протестному движению дальнобойщиков пикантный оттенок, несомненно.

В том, что тему с дальнобойщиками неизбежно и с жаром подхватит либеральная оппозиция, сомневаться не приходилось. И подхватила. Рукопожатная компания — от безымянного блогера из уютного «Жан-Жака» до публициста Юлии Латыниной — бросилась жалеть бедных водителей большегрузов, которые должны стать ударной силой, что принесет куда-нибудь на Манежную площадь свои автопокрышки и устроит власти свой «Страшный Суд».

Но вот только это еще большой вопрос, являются ли честные труженики дорог, говоря юридическим языком, надлежащими истцами? По ним ли в конечном счете ударит пресловутый «Платон»? Углубляясь в вопрос, читая в Сети полные тревог и сострадания «публицистические выкладки», несложно понять, что фактуры нет. «Платон» — сырая, несовершенная и, вообще, во многих других отношениях мутная система, но как и почему она затрагивает интересы дальнобойщиков — загадка. Просто предлагается без лишней рефлексии поверить в то, что трудягу «за баранкой» власть готова обобрать до нитки.

Акция протеста дальнобойщиков у офиса системы взимания платы «Платон». Фото: Дмитрий Рогулин / ТАСС

В то, что «Платон» никак не справится с декларируемой задачей развития дорожной инфраструктуры, не верит и председатель комитета по логистике Торгово-промышленной палаты РФ Олег Дунаев. «За все это в итоге будет расплачиваться конечный потребитель, поскольку все оперативные издержки будут закладываться в оптовую и затем розничную цену товаров. И все это на фоне падающего спроса», — сказал эксперт «Русской планете».

В том-то и заключается грустная ирония, что пострадавшей стороной здесь выступает как раз конечный потребитель, приобретающий товар на рынке или в супермаркете, но никак не дальнобойщик как среднее звено в цепочке от производителя до покупателя. Оперативные расходы перевозчика неизбежно закладываются в отпускную стоимость товара, «платоновскую» надбавку можно без особого труда рассчитать, имея под рукой калькулятор, а также зная прежнюю стоимость перевозки (до внедрения «Платона»), новую стоимость с уже действующей системой (1 рубль 53 копейки за километр на длину пути) и количество перевозимого груза. Дальнобойщик называет цену с учетом новых издержек и весело отправляется в долгий путь, а расходы ложатся прямиком на всех нас — покупателей, с грустью рассматривающих ценники.

Кому это выгодно?

Потребитель страдает, причем страдает почем зря, ведь внедренной системе тарификации уже имеется разработанная более щадящая для наших карманов альтернатива в виде топливного акциза — фиксированной суммы, которая уплачивается при заправке фур. Председатель думского комитета по экономической политике, инновационному развитию и предпринимательству Анатолий Аксаков в интервью РП в связи с этим обратил внимание на явную избыточность параллельного введения системы покилометровой платы.

Но кому-то эта «избыточность» — просто елей на душу. Можно, конечно, ударяться в глубокую конспирологию и утверждать, что нынешние протесты дальнобойщиков инициированы и расписаны по ролям в Госдепартаменте, если не видеть очевидного: своя же власть «на местах» подкидывает дровишки в костер протеста, не утруждая себя заботой через общедоступные каналы информации «на пальцах» объяснить протестующим, что лично они ничего не потеряют.

Пока что пробел остается пробелом. Вот и председатель Челябинского клуба дальнобойщиков Кирилл Карташов в интервью «Русской планете» фактически пересказал своими словами один из недавних эфиров на «Эхе Москвы»: государство-де лезет в карман простым мужикам-трудягам, а ввиду серьезной конкуренции сильно завышать стоимость рейсов не получится. Уточняющий же вопрос, каким образом указанное обстоятельство потревожит карман конкретного водителя, безнадежно утонул в описаниях особенностей эксплуатации изношенных грузовых фур…

Конечно, авторов сценария «автомайдана» можно похвалить за креатив. Все же придумали, как подступиться к простым и местами суровым мужикам, бесконечно чуждым эстетики «хомячков Навального», несущим в себе недюжинный протестный потенциал, но при этом, увы, слишком полагающимся на сторонние вбросы мнений. Они думают о семьях и нервно реагируют на угрозы дополнительных поборов, но при этом бесконечно далеки от политтехнологических изысков и не всегда способны хребтом ощутить, что «втемную» отрабатывают написанный без их ведома сценарий.

В этом сценарии пока что есть место им самим, но можно не сомневаться, что ушлые авторы сего увлекательного «экшена» скоро отбросят «отработанную ступень» и попытаются использовать накопленную инерцию протеста. Накопленную, увы, не без помощи явно тоскующей по переменам чиновничьей прослойки, кем-то метко поименованной «шестой колонной»…

Киев выбирает и войну, и банкротство Далее в рубрике Киев выбирает и войну, и банкротствоРасходы на войну только приближают Украину к реальному финансовому краху

Комментарии

08 декабря 2015, 15:21
в Правительстве России безусловно есть некоторая часть господ, которая хочет расшатать лодку в которой сидят все граждане России и устроить гражданскую войну, используют для этого расшатывания всевозможные варианты
08 декабря 2015, 15:29
Мне не очень понятна ирония автора о том, что дальнобойщиков это не коснется.
Начну с того, что любое удорожание пути сказывается на зарплатах дальнобойщиков. Такие у нас уж честные работодатели, которые снижают зарплаты, под предлогом увеличения затрат из-за "Платона",в это же время они закладывают сумму в цену услуг и товара. В итоге дальнобойщик получает меньше за ту же работу и приходя в магазин видит, что цены растут. Разве вы не видите прямой связи между этим? А еще давайте вспомним, что за последний год сократили много людей , а оставшимся зарплаты. Перспектива удручающая. Если только взять и не поверить Росстату, тогда может показаться, что все в норме.
08 декабря 2015, 22:48
сами дальнобойщики говорят, что практически все участники акции работают на себя как ИП, так что ваше предположение не бьется с утверждением дальнобойщиков, получать они будут столько же, но стоимость перевозки вырастет и вырастут цены
09 декабря 2015, 15:31
В итоге владельцы "дальнобоев" ни чего не теряют, равно как и сами водители, работающие на фирмы (есть фирма - пусть она и оплачивает эти расходы).
В любом случае излишки затрат "отбиваются" за счет повышения конечной стоимости перевозимых товаров. Просто нужно какое-то время, чтобы все это отразить в бухгалтерии.
Проблема в другом - то что всё это в конечном итоге ведет к ещё большему росту цен и ложится дополнительным бременем на карманам потребителей.
Неужто власти не осознают того, что они сами, своими же руками провоцируют рост цен и спекуляцию, обостряя и без того серьезные проблемы в финансовом благополучии граждан и как следствие в экономике...?
08 декабря 2015, 17:47
Вся эта правительственно-олигархическая афера с платными трассами в России добром точно не кончится...
Одно дело - когда "дураки и дороги" живут отдельно друг от друга, но когда они пересекаются - жди беды вдвойне...!
09 декабря 2015, 11:22
Ну, после того, как повестку дальнобойщиков перехватили навальные оборотни и ЛГБТ, я думаю, все кто там был нормальные мужики начали просто разъежаться по домам)
Авторизуйтесь чтобы оставлять комментарии.
Интересное в интернете
Анализ событий России и мира
Подпишитесь на «Русскую планету» в социальных сетях и читайте статьи экспертов
Каждую пятницу мы будем присылать вам сборник самых важных
и интересных материалов за неделю. Это того стоит.
Закрыть окно Вы успешно подписались на еженедельную рассылку лучших статей. Спасибо!
Станьте нашим читателем,
сделайте жизнь интереснее!
Помимо актуальной повестки дня, мы также публикуем:
аналитику, обзоры, интервью, исторические исследования.
личный кабинет
Спасибо, я уже читаю «Русскую Планету»