«Пьяные» ДТП ударили по статистике
Фото: Oliver Hoslet / EPA / ТАСС

Фото: Oliver Hoslet / EPA / ТАСС

Число погибших по вине нетрезвых водителей значительно возросло

Снижение смертности на дорогах в текущем году, предусмотренное указом президента от 7 мая 2012 года, не достигнуто. Таковы данные отчета Счетной палаты за 2014 год. Глава ведомства Татьяна Голикова представит документ Совету Федерации и Госдуме 22 мая. «Русская планета» ознакомилась с цифрами, которые приводятся в этом отчете.

По информации Счетной палаты, в прошлом году снизить смертность на дорогах не удалось из-за роста на 21,6% числа ДТП, совершенных пьяными водителями. В таких авариях погибли 3420 человек (что на 47,8% больше, чем в 2013 году) и ранены 23 245 человек, что превышает показатель 2013 года на 19,9%.

ГИБДД опубликовала на своем сайте данные, из которых следует, что за период с апреля 2012 по апрель 2013 года во всех авариях погибли 5856 человек. За следующий год (с апреля 2013 по апрель 2014) аварии стали причиной гибели 6459 человек. Свежие данные за апрель 2014 – апрель 2015 года показали, что «пьяные» ДТП стали причиной смерти 5714 человек. Таким образом, получается, что рост смертности от аварий, связанных с пьяными водителями, идет вместе с уменьшением количества погибших во всех ДТП. Но корректно сравнить данные ведомств сложно, поскольку Счетная палата оперирует статистикой за календарный год, ГИБДД же сообщает данные за год с апреля по апрель.

Напомним, что в июле 2013 года в российское законодательство вернулось понятие «минимально допустимого уровня алкоголя в крови водителя», а «нулевое промилле» отменено. Тогда же принято постановление Правительства, обязывающее инспекторов ГИБДД проводить освидетельствование на состояние алкогольного опьянения всех водителей, попавших в ДТП с жертвами.

Именно с последним фактом представители МВД (ГИБДД относится к этому министерству) связывают увеличение числа ДТП «по пьянке». Однако эксперты не согласны с этим мнением и считают, что нужно менять и законодательство, и общественное мнение.

«Пока мы ждем, умирают люди»

Руководитель федерального проекта «Трезвая Россия» при Общественной палате РФ Султан Хамзаев отметил, что главный фактор увеличения количества ДТП — это халатное отношение граждан к вождению в состоянии алкогольного опьянения.

Cултан Хамзаев

Cултан Хамзаев. Фото: из личного архива

«Наше государство проводит политику — шаг вперед и два назад. Было принято нулевое промилле, потом его отменили, сделано это было быстро. А у людей как было халатное отношение к «выпивке» за рулем, так и осталось, — сетует Хамзаев. — Надо менять общественное мнение, чтобы было понимание: пьяный за рулем в первую очередь опасен не столько для себя, сколько для окружающих. Ведь большинство погибших в этих ДТП — отнюдь не те самые пьяные водители. Есть мнение, что нужно не рубить с плеча, принимая изменения в законодательство, ужесточающее ответственность за вождение в состоянии алкогольного опьянения. Но я не сторонник этой точки зрения, потому что пока мы ждем, умирают люди».

Представители МВД, с которыми Хамзаев обсуждал проблему противодействия нетрезвому вождению, по его словам, уверены, что статистика по «пьяным» ДТП выросла потому, что инспекторы стали чаще тестировать водителей, попавших в аварию с жертвами. «Ведь до августа 2013 года освидетельствование проводилось выборочно, только если представитель ГИБДД считал нужным это сделать, — делится эксперт. — Мне сейчас говорят в МВД, что инспекторы стали работать лучше. Но тогда возникает вопрос, как они работали раньше?»

На дурака найдется тест

По словам Султана Хамзаева, инициатив, направленных на уменьшение ДТП с участием пьяных водителей, много. Это и возвращение к нулевому промилле, и введение реального уголовного срока. Существует и экстравагантное предложение выдавать водителям-«алкоголикам» номера другого цвета, чтобы участники дорожного движения видели, что от этой машины лучше держаться подальше. Также существует идея разработки теста на психическую вменяемость для водителей, которые садятся за руль нетрезвыми.

«У немцев есть практика, она называется «идиотен тест». Когда водителя ловят на «алкоголе», то права ему возвращают после его прохождения. Это унизительная проверка на сумасшествие, за которую сам провинившийся платит 4000 евро помимо штрафа. Фактически немецкое общество говорит, что только сумасшедший может сесть пьяным за руль. Нам тоже надо формировать такое отношение к пьянству за рулем», — считает глава «Трезвой России».

Общество должно договориться

Для решения проблемы пьянства за рулем необходим комплекс грамотных мер. Помимо ужесточения законодательства и реальных мер по борьбе с коррупцией должна проводиться работа с населением, в первую очередь, с молодежью, беседы в школах — и с детьми, и с родителями, нужна пропаганда здорового образа жизни, наконец, очень важно заниматься лечением и реабилитацией людей с алкогольной зависимостью.

«Я считаю, что если кого-то поймали пьяным за рулем в первый раз, то для таких людей должны быть обязательные курсы реабилитации. Разрабатывать их должен Минздрав, — говорит Хамзаев. — Безусловно, за ДТП, повлекшее смерть, необходимы реальные длительные сроки тюремного заключения. За повторное нарушение, связанное с употреблением алкоголя, необходимо лишать прав пожизненно. Есть данные, что в аварии попадает достаточно большой процент одних и тех же людей, которые совершают их повторно. Я называю их «принципиальные нарушители», надо формировать такое отношение к пьянству за рулем», — считает глава «Трезвой России».

На возвращении нулевого промилле эксперт не настаивает. «Государство эту норму отменило. Я не хочу, чтобы общество думало, что решения на властном уровне принимают некомпетентные люди, которые сами не знают, что делают», — отмечает Султан Хамзаев.

Между тем глава комитета ГД РФ по безопасности и противодействию коррупции Ирина Яровая —последовательная сторонница возвращения нулевого промилле. Данные Счетной палаты об авариях, совершенных водителями в состоянии алкогольного опьянения, депутат называет «жуткой статистикой».

«Моя позиция и позиция многих моих коллег состоит в том, что мы были изначально против введения допустимых промилле, потому что понимали, что эта мера станет разрешением к пьянству за рулем», — говорит парламентарий. По словам Яровой, ответ на вопрос о том, допустим ли рост убийства на дорогах по вине пьяных водителей, должно дать общество.

«Должны проводиться общественные слушания с участием депутатов, представителей МВД, Минздрава, представителей общественных организаций, — соглашается Султан Хамзаев. — И должна быть выработана общая позиция. В результате мы должны получить закон, понятный для людей, в котором будет наказание, адекватное совершенному преступлению».

250 тысяч лет одиночества Далее в рубрике 250 тысяч лет одиночестваО чем рассказал древний браслет, найденный археологами в алтайской пещере Читайте в рубрике «Закон» Десять лет без права на коннектСиловики предложили ввести в УК наистрожайшие меры против хакеров Десять лет без права на коннект

Комментарии

17 мая 2015, 22:22
Честно говоря удивлен, вроде кривая по продаже крепкого алкоголя вниз ползет, а снижения по пьяным ДТП, как не было, так и нет, как это зло победить, видимо только уголовными сроками
17 мая 2015, 23:40
Не обязательно. Погуглите, например, как наказывают за пьянство за рулем в Сингапуре. Думаю, что бы если у нас ввели такую практику, это было бы более действенно, чем простое лишение прав))
пусть наказывают как угодно, главное чтобы был толк, и количество пьяных на дорогах наконец-то уменьшится
18 мая 2015, 12:12
Наказание безусловно должно быть, но оно должно быть адекватным.
Если человек слегка нетрезв, но ведет себя на дороге вполне адекватно, то это не повод применять по отношению к нему строжайшие меры наказания.
И ещё один момент: у нас зачастую случается так, что как раз-таки злостные нарушители, неоднократно попадающие с алкогольным опьянением, в итоге "отмазываются" в силу своих связей, или же тупо откупаются деньгами на месте, а в итоге как раз именно они создают угрозу аварий на дорогах, а не те, кто, к примеру, с легкого похмелья сел за руль для того чтобы доехать до работы....!!!
18 мая 2015, 11:22
Это вы про лупцевание розгами по пятой точке? Как-то смотрел ролик, ужаснуло. После такого наказания долго на попе сидеть не сможешь. Но, думаю, в России такое введут вряд ли.
18 мая 2015, 12:44
В статье же дается обоснование этой статистике более тщательной работой инспекторов. Грубо говоря, если раньше "продували" через одного, то теперь- каждого. Отсюда и цифры.
кстати да, раньше такой меры как тотальная проверка не было. когджа часов в 6 утра просто блокируют улицу и продувают просто всех кто оказался там в это время
19 мая 2015, 16:38
В 6 утра обычно едут совсем не бухие, а те, у которых остался перегар. Дурацкая мера. Они же по сути трезвые, просто остаточные промилле. А пьянь вся выезжает по ночам - когда гайцов с огнем не сыщешь
17 мая 2015, 23:34
Все оттого, что коррупция среди гайцов как и была, так и осталась. И те, кто любит погонять подшофе, именно на это и рассчитывают - в случае чего "договориться". Это уже настолько сильно въелось в миропонимание наших водителей, что так просто это не выведешь. Да и гайцы не меняются - так же на каждом углу взятки и поборы. Только суммы увеличились в разы.
18 мая 2015, 07:48
Пора вновь чистить ряды полицейских, которые выполняют свой долг недобросовестно, закрывая глаза на преступления, получая при этом взятки. Ужесточением наказания мы лишь улучшаем почву для подобных случаев.
18 мая 2015, 09:43
Получается, что ужесточение закона в отношении пьяных водителей на деле не работает - они как пили, так и продолжают пить и рассекать пьяными.
Лично я считаю, что это происходит из-за того, что система продолжает оставаться коррумпированной - ведь все знают, что если не бузить и дать гаишникам солидную сумму денег сразу, то протокола и освидетельствования можно избежать. Вот и результат.
18 мая 2015, 12:58
Текст был удален модератором, так как нарушает правила комментирования
18 мая 2015, 13:04
Какого результата вы ожидаете, если не делается абсолютно ничего?! Что мешало увеличить сроки за ДТП со смертельным исходом в состоянии алкогольного?! Для этого даже готовили почву, освещая это в СМИ. ДА ДЛЯ ЭТОГО НЕ НУЖНО НИ КОПЕЙКИ ИЗ БЮДЖЕТА!!! Почему пошли на попятную?! Нас и так слишком много, пускай будем дальше дохнуть? Где закон о пожизненном лишении прав, где закон о конфискации ТС, когда управляет лишенный ВУ?! Вы в курсе, что наказание за это всего лишь 10 суток ареста! Даже штраф не полагается, езжай - не хочу! Неужели так тяжело принять абсолютно очевидные поправки?!!! Зато про не санкционированные митинги и в защиту РПЦ быстро принимаются.
А статья написана для того, чтобы промили опять вернули. И опять менты начнут после кваса и корвалола деньги вымогать.
18 мая 2015, 13:53
Сроки, кстати, увеличили. Если раньше можно было отделаться условкой, то сейчас за летальное ДТП в случае твоей вины сядешь полюбому. Тем более, если был пьяный.

А по большому счету сильно не наказывают потому, что все эти ДТП происходят непредумышленно. Твоя вина лишь в том, что ты пьяный сел за руль. А многие в пьяном виде себя мало контролируют. Кто в этом виноват?
18 мая 2015, 14:46
ст. 264 ч. 6 УК РФ как было максимум 9 лет, как и осталось. По ч. 1, 2, 3, 5 возможны принудительные работы, либо ограничение свободы.
ДТП со смертельным исходом в состоянии алкогольного опьянения нужно приравнять к преднамеренному убийству, или хотя-бы назначать сроки одного порядка.
Нигде и никогда полумерами невозможно исправить ситуацию.
С промилями перебор был, однозначно. Но взбодрил водителей. Водителей вообще бодрят чуть ли не чаще предпринимателей. Пропаганда ГИБДД трезвости за рулем видно, что ведется, но как-то лениво на пол-федора.
18 мая 2015, 15:00
Хамзаеву легко рассуждать о трезвости, он поди совсем непьющий по вере.
18 мая 2015, 22:39
Про опыт немцев он хорошо сказал, только уровень сознательности в нашей стране и в Германии несколько разный. Для немца напиться в хлам и сесть за руль - это достаточно стыдно. У них на подкорке записан иммунитет к противоправным действиям.
Авторизуйтесь чтобы оставлять комментарии.
Интересное в интернете
Читайте самое важное в вашей ленте
Подпишитесь на «Русскую планету» в социальных сетях и читайте наиболее актуальные материалы
Каждую пятницу мы будем присылать вам сборник самых важных
и интересных материалов за неделю. Это того стоит.
Закрыть окно Вы успешно подписались на еженедельную рассылку лучших статей. Спасибо!
Станьте нашим читателем,
сделайте жизнь интереснее!
Помимо актуальной повестки дня, мы также публикуем:
аналитику, обзоры, интервью, исторические исследования.
личный кабинет
Спасибо, я уже читаю «Русскую Планету»