Новости – Общество
Общество
Пустая слава
Фото: Роман Яровицын/Коммерсантъ
Главам госкомпаний и госкорпораций запретят тратить деньги на собственный пиар
19 апреля, 2016 14:00
7 мин
Депутат нижней палаты парламента Андрей Крутов готовит поправку к резонансному проекту закона, предусматривающему уголовную ответственность для губернаторов за излишние траты на самопиар. В частности, законодатель предлагает распространить норму, предусматривающую крупные штрафы и лишение свободы для глав субъектов Федерации, и на руководителей государственных компаний и корпораций, которые, как и первые, могут прибегать к услугам профессиональных пиар-агентств для создания собственного, не всегда правдивого, но положительного образа. По мнению Крутова, в тяжелых экономических условиях, когда страна испытывает серьезные трудности, подобное поведение государственных управленцев нельзя назвать иначе, как преступлением.
19 апреля появилась информация, что правительство поддержало ранее подготовленный проект закона о наказании для глав регионов, которые вместо эффективной работы занимаются тратой госсредств на личные пиар-кампании. Авторами резонансной парламентской инициативы стали: сопредседатель центрального штаба «Общероссийского народного фронта» (ОНФ) и депутат от «Единой России» Ольга Тимофеева, Михаил Дегтярев (ЛДПР), Александр Ющенко (КПРФ) и представитель «Справедливой России» Александр Бурков.
Сам документ предусматривает за информационное «самолюбование» губернаторов штраф в размере до 500 тысяч рублей и лишение свободы на срок до 5 лет. Примечательно, что еще в октябре прошлого года этот же законопроект был отвергнут правительством, а чиновники посоветовали заменить уголовную ответственность на административную. Сейчас чиновники, приняв позицию авторов законопроекта, лишь добавили, что положение об ответственности можно распространить и на руководителей органов местного самоуправления.
По мнению Крутова, состав участников, подпадающих под уголовную ответственность за излишнее стремление к популярности, можно расширить и включить в него глав государственных компаний и корпораций, которые тоже не гнушаются тратить деньги на то, чтобы влиять на информационную повестку и манипулировать общественным мнением.
«Использование пиар-технологий — это не только трата времени и денег, которые должны уходить на основные цели работы, но и созданный в информационном поле не всегда правдивый образ того или иного руководителя, что тоже является проблемой. И понятно, что, кроме глав регионов, этим могут заниматься и менеджеры государственных компаний и корпораций, — пояснил депутат. — Однако сегодня страна находится не в самых простых экономических условиях, и мы не можем допустить, чтобы крупным предприятием руководил человек, который набирает себе положительную популярность сомнительными методами, в ущерб основной работе. Пора уже понять, что основой твоего управленческого авторитета являются реальные успехи, и именно их достижением должны заниматься менеджеры, а не сотрудничеством с пиар-агентствами и "ухаживанием" за средствами массовой информации».
Относительно губернаторов давно известно, что некоторые из них активно сотрудничают с профильными пиар-агентствами, имеют в своем штате людей, чьей прямой обязанностью является продвижение в новостной среде контента об успехах «босса». Зачастую, чтобы продвинуть свой новостной повод, который не всегда имеет под собой реальное обоснование, в ход идут финансовые инструменты и договоренности с той или иной редакцией СМИ. В итоге при помощи пиар-технологий даже самые ленивые и не особо производительные главы регионов превращаются в глазах рядовых обывателей в выдающихся управленцев, так много сделавших для родной области или края.
Агитация в преддверии выборов в областную думу
Агитация в преддверии выборов в областную думу. Фото: Владимир Смирнов/ТАСС
Особенно часто к таким технологиям губернаторы прибегают накануне выборов, дабы склонить на свою сторону максимальное количество избирателей.
Можно констатировать, что подобное происходит и в среде государственных компаний и корпораций. Причем если у губернаторов есть четкий период — предвыборный, когда они тратят колоссальные средства на самопиар, то менеджеры крупных компаний прибегают к помощи пиарщиков гораздо чаще.
Во-первых, это может быть связано с какими-либо имиджевыми проблемами, когда в средствах массовой информации прошла не очень удобная для них новость, более того, стала хорошо цитируемой в федеральных СМИ. Фактически после этого ближайшими друзьями менеджеров компании на энное время становятся профессиональные пиарщики, которые начинают креативить, находить положительные моменты в работе управленцев, которые можно выбросить в информационное поле. Если пригодных положительных моментов не находится или они достаточно слабы для новостного повода, в ход идет элементарная фантазия о нынешних или будущих выдающихся успехах.
Так, например, одно из государственных предприятий некоторое время назад объявило, что создало у себя на сайте раздел, в котором любой гражданин в режиме онлайн может получить определенные услуги. Все это было выставлено, в том числе при поддержке дружественных СМИ, как некий прорыв, достигнутый тяжким трудом. В результате оказалось, что этот новый раздел был позаимствован у одной частной компании, и именно на ее сайт в итоге переходил любой человек, который хотел воспользоваться услугой на сайте госпредприятия. Здесь можно сказать, что государственные управленцы получили незаслуженный пиар в обмен на услугу по продвижению уже частного продукта.
Во-вторых, не является особым секретом и то, что многие крупнейшие госкомпании или акционерные общества с заметным госучастием, как и некоторые чиновники, имеют дружественные контракты с некоторыми редакциями, в результате чего последние за определенную плату не пропускают у себя негативную информацию о работе компании.
Президент Института национальной стратегии Михаил Ремизов подтвердил РП, что пиар-технологии используются как на уровне глав регионов, так и в корпоративной сфере.
«И, конечно, внимание на это обратить стоит. Но предложение такой драконовской меры, как уголовная ответственность, может само по себе свидетельствовать о немощности введения более целесообразной меры — должностной ответственности. Такая экспрессия как раз подчеркивает, что более мягкий вариант не работает. Интересно, конечно, разобраться, что конкретно будет подпадать под понятие сверхмерного самопиара, будет ли это содержание собственных СМИ. Потому как для губернаторов, где все СМИ, которые получают деньги из областного бюджета, по умолчанию лояльны, и исключений тут нет, или для госкомпаний, также имеющих свои СМИ, данная ситуация традиционна», — отметил Ремизов.
Стоит согласиться с экспертом, что в плане реализации подготовленного проекта будет одна большая проблема: что делать с «карманными» СМИ? В каждом субъекте Федерации существует ряд, как правило, нерентабельных газет, интернет-порталов или даже телеканалов, которые напрямую подчиняются региональным властям, получают от них финансирование. В высоких чиновничьих кабинетах назначаются и главные редакторы этих СМИ, которые, безусловно, «в ответ» на свою должность и хорошую зарплату, готовы закрывать глава на проблемы региона, а губернатора считать самым эффективным управленцем в России за всю ее историю. То же самое происходит в крупных госкомпаниях, имеющих свои профильные издания. Понятно, что траты на эти СМИ не смогут считаться прямыми расходами на пиар, и законодателям еще предстоит подумать, что с этим делать.
поддержать проект
Подпишитесь на «Русскую Планету» в Яндекс.Новостях
Яндекс.Новости