«Пусть опять Путин приедет!»
В вагоносборочном цехе Тверского вагоностроительного завода. Фото: Владимир Смирнов / ТАСС

В вагоносборочном цехе Тверского вагоностроительного завода. Фото: Владимир Смирнов / ТАСС

«Русская планета» побывала на Тверском вагоностроительном заводе: несколько лет назад его вытаскивал из проблем нынешний президент России, а теперь ТВЗ вновь оказался на грани закрытия

«Русская планета» съездила в Тверь и посетила самый крупный завод в России и странах СНГ по производству различных типов пассажирских вагонов, который несколько лет назад приезжал «спасать» Путин и который вновь оказался на грани закрытия. Накануне ноябрьских праздников на встрече руководителей профсоюзов Тверского вагоностроительного завода (ТВЗ) и администрации предприятия было объявлено, что с декабря 2014 года работа ТВЗ может быть остановлена, а трудовой коллектив отправлен в неоплачиваемый отпуск. 11 ноября около трех тысяч сотрудников ТВЗ готовятся выйти на митинг. Цель акции — достучаться до представителей власти всех уровней, но требует коллектив не денег, а работы. С этой же просьбой в 2009 году в разгар экономического кризиса рабочие ТВЗ обращались к Владимиру Путину, в то время председателю правительства РФ, который лично прибыл на предприятие и встретился с коллективом. Тогда завод удалось отстоять, но ситуация опять повторяется.

«Мы не бунтари, мы труженики!»

«Наша акция ни в коем случае не политическая. Мы просто пытаемся спасти предприятие, наш коллектив, хотим привлечь внимание к проблеме: крупнейший завод с уникальными традициями, на котором недавно прошла модернизация, с трудом находит заказы. В финансовом смысле мы зависимы от тех, кто покупает наши вагоны, и если у них случаются свои внутренние проблемы и нечем расплатиться за нашу уже изготовленную продукцию, это настоящий удар по ТВЗ, — объясняет корреспонденту РП председатель профкома Тверского вагоностроительного завода Виктор Кольцов.

Кольцов на заводе человек легендарный, здесь он трудится уже 46 лет. Именно он в 2009 году, оказавшись на встрече профсоюзных руководителей с Владимиром Путиным, не побоялся подойти к председателю правительства и позвать в гости на ТВЗ. Путин приглашение принял и обещание выполнил. А после встречи с рабочими, которая проходила без руководства, дал указание выделить ОАО «РЖД» средства на закупку партии вагонов у ТВЗ. Вагоны были сделаны за месяц: предприятие жило относительно спокойно почти год.

Но проблемы у завода, вспоминает председатель профкома, начались намного раньше. «Главная борьба за выживание шла с 1993 по 2000 год. В 1993 объем производства упал на 75%. Представляете, что это означает для такого огромного предприятия, как наше, где работает сейчас больше шести тысяч человек? Тогда мы не раз ходили на шествия и митинги: в 1997 году наш профком, крупнейший в области, вывел на улицу 5000 человек, — рассказывает Кольцов. — Надежда на то, что мы сможем выйти на прежние мощности, появилась, когда была принята государственная стратегия развития железнодорожного транспорта до 2030 года. Речь шла о постепенной замене изношенного подвижного состава на новый: по 1200 вагонов каждый год. На горизонте маячили большие и очень ответственные заказы, и акционеры ТВЗ вложили более восьми миллиардов рублей в реконструкцию завода. Кто же знал, что грянет кризис, о стратегии будет забыто и полностью переоборудованное производство будет страдать без заказов?»

Виктор Кольцов и Лидия Жарняк. Фото: Юлия Овсянникова / «Русская планета»

В профкоме на пальцах объясняют простую экономическую зависимость. Самым крупным заказчиком вагонов является ОАО «Федеральная пассажирская компания». По договору в этом году ТВЗ должен изготовить и передать ему пятьдесят двухэтажных вагонов. Пятнадцать уже готовы, но забирать их заказчик не торопится, как и платить по договору, ссылаясь на финансовые проблемы. И действительно, у ОАО своя головная боль: это выпадающие доходы при перевозке пассажиров, которые государство компенсирует неохотно. Как все перевозчики, компания регулярно жалуется на заниженные тарифы, а бьет эта ситуация в силу экономических законов по Тверскому вагоностроительному заводу.

«В чем проблема? Начинайте выпускать кастрюли!»

«Вот что самое обидное — наш коллектив действительно уникальный. И хочет не митинговать, а работать. Посудите сами, более 65 % наших рабочих имеют высшее образование. Профессия передается из поколения в поколение: есть целые династии вагоностроителей, начинавшиеся еще с прабабушек и прадедушек», — рассказывает РП заместитель Кольцова Лидия Жарняк. Ее руководитель приводит показательный случай: «В девяностые, когда завод простаивал без заказов, нам говорили: "В чем проблема? Начинайте выпускать кастрюли". Да, конечно, и микроскопом можно забивать гвозди — вот только зачем? К тому же мы быстро подсчитали, сравнив стоимость вагона и одной кастрюли, что при мощностях, на которых может выйти наш завод, кастрюлями мы обеспечим всю страну за один день. И что дальше? Не понимают такие советчики и другой простой вещи: чтобы начать выпускать другую продукцию, наш завод должен поменять и оборудование, и весь производственный процесс. Наш ТВЗ — это предприятие европейского уровня, оказавшись на котором, восхищенно ахают даже видавшие многое машиностроители из Франции и Швейцарии. Но если сейчас завод остановится, если у нас в ближайшие годы не появится крупных заказов, мы неизбежно начнем терять квалификацию».

На вопрос, как относятся к такой профсоюзной активности генеральный директор Андрей Соловей и собственники — акционеры ЗАО «Трансмашхолдинг», в который входит тверское предприятие, Кольцов отвечает, что их всех «уважают как профессионалов».

«Поэтому во многих вопросах идут навстречу. Вот смотрите! — Кольцов достает красную папку и показывает соглашение между руководством завода и профкомом о том, что в текущем году на ТВЗ будет сокращено не более 1500 сотрудников. — Члены профсоюза, а это большинство сотрудников завода, упрекают нас за эту цифру. Мол, почему согласились на сокращения? Но ведь речь изначально шла о 4000. А мы добились сохранения рабочих мест!»

«Пусть опять Путин приедет»

Территория Тверского вагоностроительного завода огромна. «А что делают журналисты в нашем государстве?» — удивляются рабочие, которых корреспондент РП встречает по дороге. На территории завода раскинулся парк с туями. На входах в цеха кое-где висят памятные таблички, одна из них посвящена первому советскому олимпийскому чемпиону по велоспорту Капитонову. Рядом висят портреты вагоностроителей — героев Советского Союза. На развешанных по стенам стендах красуются цифры: в 2008 году выпущено 1142 пассажирских вагона, в 2011 году — 659, в 2013 — 482, в 2014 — 371.

«Вот сравните: в Европе на разработку нового типа вагона уходит порой до пяти лет, пока дело дойдет до производства. А мы в считаные месяцы освоили производство вагонов метро: впервые в истории нашего завода сейчас тверские вагоны бегают по московской подземке», — объясняют рабочие.

Производство крыш поездов на Тверском вагоностроительном заводе. Фото: Владимир Смирнов / ТАСС

Под шум станков перечисляются последние достижения ТВЗ. Рабочие хвастаются, что туристов из Москвы в Адлер на сочинскую Олимпиаду возили именно тверские двухэтажные вагоны, а позже с гордостью демонстрируют вагон, стоящий в центре одного из цехов, — электропоезд ЭГ2Тв. «Тв» означает «тверской».

«Вы понимаете, что это новое слово в отечественном машиностроении? Что это наша, отечественная разработка, которую придумали наши конструкторы, собрали наши рабочие и которая должна ездить по нашим железным дорогам?» — вопрошают рабочие. Должна, но пока не ездит.

Виктора Кольцова окружают рабочие: спрашивают, согласовала ли администрация города митинг и что слышно про заказы.

«Люди устали, а жаловаться здесь не привыкли. Мы не бунтовщики: просто обидно за предприятие и коллектив», — говорит Кольцов.

«Ребята, улыбайтесь! Нас фотографируют!» — на выходе на корреспондента РП оборачивается вся проходная. Рабочие расходятся по домам: в пятницу завод, давно перешедший на четырехдневную рабочую неделю, не работает. У заводских ворот идут оживленные разговоры. Долетают обрывки фраз: «Нет, надо идти до конца — иначе завод закроется... Надо опять писать... Пусть опять Путин приедет... У нас санкции, нужно отечественное производство развивать... Да не может быть, чтобы вот так взяли и бросили».

Покурив и придя к согласию, собеседники расходятся по домам. Что доносить до представителей власти на предстоящем митинге на тверской площади Славы, на ТВЗ знают и сформулировали уже очень давно.

«Никакого криминала там нет» Далее в рубрике «Никакого криминала там нет»Друг замглавы УФМС по Москве Николая Азарова случайно застрелил его на охоте

Комментарии

07 ноября 2014, 16:01
Очень печально, что в нашей страны только один человек может своим распоряжением спасти предприятие. А где наше доблестное правительство, где минпром, где Медведев, в конце концов??
07 ноября 2014, 16:25
Айфоня в Ай-Фоне, где ж ему еще быть!? С телепузиками по Скайпу общается.)
07 ноября 2014, 16:48
Все боятся накосячить и лишиться поста, а вернее кормушки, потому включают дурака и отключают инициативность.
08 ноября 2014, 12:55
Все доедают последние госзаказы... А развитие требует пассионариев и средства, а их искать надо
09 ноября 2014, 14:20
Рыночная экономика во плоти , за что боролись на то и напоролись.
17 ноября 2014, 09:54
Чушь. Правильный вопрос: "где прелести "рыночной экономики", на сказки о которых повелись россияне в 90-е, позволили разворовать - приватизировать производство "эффективным собственникам". А теперь мы за свой счет - за счет бюджета поддерживать ИХ заводы?
07 ноября 2014, 16:16
Да что ж это такое!?!? У нас в стране вообще хоть что-то может успешно функционировать без прямого вмешательство Путина, или нет?!?
07 ноября 2014, 17:15
Функционировать может. Но не факт что успешно...
17 ноября 2014, 09:55
Очень успешно функционирует "рыночная экономика". Не догнав ни в одной отрасли РСФСР наш "бизнес" выкачал из страны трллионы доллпаров прибылей приватизированных предприятий
07 ноября 2014, 18:46
Следовательно нужна командно-плановая экономика
08 ноября 2014, 18:54
Вы пришли к единственно - правильному выводу. Но я бы уточнил что в нынешней ситуации уже возможно и командно--плановая экономика,но а в нормальных условиях крупные предприятия без плана и системы кооперации с другими предприятиями без плановой системы,в условиях внешней конкуренции тем более,это путь к разорению. Всех недоумков либералов следует тыкнуть их неучей,их рылами в систему работы крупных предприятий на их любимом ЗАПАДе ,Тайота к примеру и т.п. Там жёсткий регламент работ и в тч. и работа с поставщиками.
07 ноября 2014, 20:54
Основным заказчиком этого предприятия должны быть все же наши РЖД. А железнодорожники хвостом крутят, отмазываются. У них деньги куда-то в другие проекты уходят. Значит, с них и спрашивать нужно! Пусть распределяют потоки.
08 ноября 2014, 12:56
РЖД больше занимается ремонтом ПС, которое обходится гораздо дешевле, но и на этом они успевают деньги отмыть, вспомнить последнюю аварию в метро...
08 ноября 2014, 19:45
Ручной режим управления таким огромным государством как Россия,да ещё и в период войны... Это кирдык,дорогие сограждане. Истории свойственно повторяться.100 лет тому назад была революция. Тогда ситуацию не смог спасти даже генерал Корнилов,но справедливости ради, надо сказать,что он тоже по началу оказался среди либералов,которые требовали отречения Николая.Но потом,а вот потом уже было поздно порядок наводить.Произошло то ,что происходит на Украине сейчас. Либералы - это хуже животных,это паразиты,которых можно терпеть только в небольшом количестве и то где нить в Магадане,а если эта мразь паразитная дорываются до власти,то всё,пиши - пропало. Они же паразиты,а паразиты только на себя работают.
13 ноября 2014, 16:18
они не только на себя работают но и гложут основной организм
Авторизуйтесь чтобы оставлять комментарии.
Интересное в интернете
Читайте самое важное в вашей ленте
Подпишитесь на «Русскую планету» в социальных сетях и читайте наиболее актуальные материалы
Каждую пятницу мы будем присылать вам сборник самых важных
и интересных материалов за неделю. Это того стоит.
Закрыть окно Вы успешно подписались на еженедельную рассылку лучших статей. Спасибо!
Станьте нашим читателем,
сделайте жизнь интереснее!
Помимо актуальной повестки дня, мы также публикуем:
аналитику, обзоры, интервью, исторические исследования.
личный кабинет
Спасибо, я уже читаю «Русскую Планету»