Пуп Руси
Паломница у креста на Тарском увале. Окунево, июнь 2014 года. Фото: Максим Шер / «Русская планета»

Паломница у креста на Тарском увале. Окунево, июнь 2014 года. Фото: Максим Шер / «Русская планета»

Репортаж «Русской планеты» с праздника солнцестояния в сибирской деревне Окунево

Омская деревня Окунево — уникальное в России место, где на пяти улицах посреди тайги уживаются казаки, кришнаиты, бабаджисты, искатели прародины славян и арийцев, неоязычники, православные, уфологи, сектанты и эзотерики. Кульминация сибирской толерантности — ежегодный окуневский праздник летнего солнцестояния, на котором вместе с фотографом Максимом Шером побывал корреспондент «Русской планеты».

Дорога к Шайтану

В Окунево ходит старенький ПАЗ с двуглавым орлом на радиаторе. Уют в салоне создают популярные в местных автобусах занавески с бахромой вдоль окон. На перегородке за спиной водителя натянут пыльный флаг партии «Единая Россия». Под моим сиденьем лежит лопата.

Почти все пассажиры — пенсионеры, точнее пенсионерки в косынках. В углу матерится небритый мужчина лет сорока пяти, в рубахе, трико и с тростью в руке. Судя по невнятной дикции и неуверенным движениям, он недавно перенес инсульт. С ним пожилая мать, отчитывающая сына за пьянство.

На 220 километров по разбитой двухполосной дороге уходит четыре часа. Поначалу за окном тянется лесостепь с лугами и березовыми рощами, но по мере продвижения на север пейзаж меняется на редко прерывающиеся лесные массивы из деревьев хвойных пород. Начинается южная тайга.

Автомобиль гостей праздника летнего солнцестояния в деревне Окунево, июнь 2014 года. Фото: Максим Шер / «Русская планета»

В автобусе что-то ломается. Внезапно установившуюся тишину нарушает композиция популярного исполнителя русского шансона Александра Дюмина с припевом про «корешей» и «братву», заигравшая на мобильном у одной из старушек в ситцевом платочке. Испытав некоторую неловкость, женщина справляется с телефоном и принимается вслух рассуждать о качестве дорог, завязывая разговор с соседней парой пенсионеров.

«Дорогу-то ремонтировали, еще когда Речкин сюда приезжал», — вспоминает она писателя Михаила Речкина, имя которого, судя по понимающим кивкам, знакомо всем пассажирам. Местный Кастанеда прославил Окунево и Муромцевский район статьями в изданиях «Оракул», «Аномальные новости», «Тайны ХХ века», «АиФ», «Труд» и «Совершенно секретно» а также книгой «Окуневский ковчег».

«Горбачев же сюда свою Раю привозил, к Шайтан-озеру, — продолжает старушка. — Речкин говорил, там вода лечебная, связь с космосом. Не знаю, какая там связь, мужики-то вон все повымерли от рака. Но люди едут. Одни вон в Петербурге квартиру продали за семь миллионов и здесь дом за 400 тысяч купили, а на остальные живут. Еще и растят все сами. Мясо-то они не едят».

По словам пожилой жительницы Муромцева, в детстве родители запрещали ей ходить за ягодами в сторону Окунево. За нечистую силу, живущую в тех местах, старики на манер местных татар обозвали тамошний водоем Шайтан-озером. «Но мы все равно ходили. Ягоды там хорошие», — говорит старушка. Уже из статей Речкина она узнала, что в Окунево «нашли подземный храм». Иностранцы в поисках утраченной святыни будто бы начали даже «бурить землю».

Реклама услуг гида в деревне Окунево, июнь 2014 года. Фото: Максим Шер / «Русская планета» 

К разговору присоединяются остальные пассажиры. Вспоминают, что из-за передела волшебной земли в знаменитого здесь Речкина якобы даже стреляли, но он «чудом выжил». В официальной биографии на сайте писателя этот эпизод отсутствует, но отделять правду от вымысла по мере приближения к Окунево становится все сложнее.

Наш ПАЗ наконец заводится и продолжает движение до Муромцево. В Муромцево мы останавливаемся возле одноэтажной автостанции. По наличию трехэтажного здания больницы и супермаркета «Магнит» видно, что поселок крупный. Согласно данным Росстата, местное население насчитывает 10 тысяч жителей. Самый известный уроженец здешних мест — советский актер Михаил Ульянов. Он родился в селе Бергамак — как раз между Окунево и Муромцево.

До Окунево отсюда еще 25 километров. Автобус в ту сторону отправляется один раз в день. Альтернативный вариант — взять такси. Но водители едут в ту сторону неохотно. Мистика здесь ни при чем: дорога до Окунево хоть и асфальтирована, но даже по местным меркам находится в ужасном состоянии.

Колыбель новой расы

Таксист оставляет нас на въезде в деревню, у старой автобусной остановки. Рядом в местном магазине мы сталкиваемся с его владелицей Кирой Чопозовой. По словам местных жителей, полная брюнетка за рулем внедорожника — «по происхождению гречанка, но православная». Ее супруг владеет фермерским хозяйством в Муромцевском районе, а сама она занимается розничной торговлей. Любезно согласившись подвезти нас до места проведения фестиваля, предпринимательница переадресует все наши краеведческие вопросы своей знакомой — Тамаре Чудаковой. После создания в Окунево природно-рекреационной зоны женщина работает здесь инструктором-методистом. В ее обязанности входит следить за охраной окружающей среды.

С Чудаковой мы беседуем на краю поляны, окруженной столетними соснами. Вокруг десятки людей и припаркованных на траве автомобилей. Впереди видно деревянную сцену с приличной звукоусиливающей аппаратурой. Бойко идет торговля травами, медом и какими-то эзотерическими сувенирами. Мимо шагают кришнаиты, девушки в русских сарафанах и бородатые люди в картузах и косоворотках. Рядом в березовой роще стоит полицейский автозак.

«Если бы до 1991 года люди приехали в Муромцевский район, то единственное, что бы им предложили посмотреть, — это старинная церковь Покрова Пресвятой Богородицы, построенная царем Александром II на пожертвования крестьян, — рассказывает Чудакова с интонацией экскурсовода. — В деревне Черталы еще мечеть действующая есть до сих пор. Вот и все».

Ситуация меняется в начале 1990-х. Латышка и поклонница культа индуистского бога Шивы Расма Розитис якобы по просьбе уже покойного к тому времени индийского гуру Шри Бабаджи отправилась в Сибирь на поиски озера, в котором сокрыт некий храм Ханумана.

Портрет индийского гуру Шри Хайдакхан Вале Баба (Бабаджи) в окуневском храме его последователей. Июнь 2014 года. Фото: Максим Шер / «Русская планета»

«Бабаджи предсказал, что нынешняя эпоха, ознаменованная вырождением морали и торжеством зла, подходит к концу. Мир ожидают социальные и природные катастрофы, которые радикально изменят облик Земли, а уцелеть в этих катаклизмах смогут лишь те, кто перестроит свою жизнь по космическим законам истины, простоты и любви. Спасение человечества Бабаджи связывал прежде всего с Россией, представляющей вместе с Индией главный оплот духовности на планете», — говорится на сайте последователей гуру.

Согласно этой концепции, Россия не только выживет в грядущих катастрофах, но и станет «колыбелью новой расы людей грядущего Золотого века». По словам последователей Бабаджи, на севере России жили легендарные «риши», записавшие и принесшие в Индию священные Веды. Как раз в Сибири, по их мнению, происходили события, описанные в древнеиндийском эпосе «Рамаяна».

«Хануман — человекообразная обезьяна, изображения которой теперь можно встретить на некоторых заборах в деревне, — говорит Чудакова. — Обезьяне этот храм подарили древние арии за то, что она им якобы помогла защитить свой народ».

Выбор Розитис в поисках храма Ханумана пал на Омск, потому что название города созвучно священному слогу «Ом», якобы обладающему, согласно индийским мистическим учениям, божественной энергетикой. «В то время на слуху здесь было озеро Данилово, где вода считается целебной. Это одно из наших пяти озер», — рассказывает Чудакова.

Пять озер — система водоемов на границе Муромцевского района и соседней Новосибирской области, известная далеко за пределами окрестных деревень благодаря одноименному водочному бренду. Согласно легенде, четыре реально существующих озера — Данилово, Ленёво, Щучье, Урманное или Шайтан-озеро — и вымышленное Потаенное якобы появились в результате падения разных осколков одного метеорита. Никакого научного подтверждения этому нет. Зато существует поверье: тот, кто сможет отыскать Потаенное озеро, а затем искупаться во всех пяти озерах, исцелится от болезней и обретет богатство. Производители водки вслед за писателем Речкиным утверждают, что именно услышанная в Омске история о Пяти озерах вдохновила сказочника Петра Ершова на написание им «Конька-Горбунка».

Храм бабаджистов в деревне Окунево, основанный Расмой Розитис. Июнь 2014 года. Фото: Максим Шер / «Русская планета»

Латышка Розитис сначала приехала на самое популярное у местных Данилово озеро, но не уловила там нужных вибраций. Тогда поклонница Шивы и Бабаджи встретилась с неким омским предпринимателем, от которого узнала про Шайтан-озеро.

«Вот правее пройдете и упретесь в то, что мы называем "пуп Земли", — показывает наш гид в сторону, куда бредут паломники: кто в камуфляже, кто в вышиванках. Здесь в 1991 году просветленная уроженка Прибалтики выбрала возвышенность с плоской вершиной, известную среди местных как Урочище Тарский увал. — Это самое высокое место в Окунево. Его огибает река Тара. Оттуда хорошо видно Шайтан-озеро», — уточняет местная жительница. По ее словам, Розитис поставила там палатку и молилась семь дней, пока не услышала «божественную музыку и звон металла».

С того самого момента Окунево было объявлено центром мира. Бабаджисты основали в деревне храм — Омкар Шива Дхам ашрам. Стали подтягиваться представители других конфессий и сект. Считается, что этому феномену Борис Гребенщиков посвятил свою песню «Инцидент в Настасьино» с альбома 1996 года:

С той поры прошло три года, стал святым колхозный пруд,
К нему ходят пилигримы, а в нем лотосы цветут.
В поле ходят Вишна с Кришной, климат мягок, воздух чист,
И с тех пор у нас в деревне каждый третий — индуист.

Дружба религий

Активность нового культа поначалу вызвала обеспокоенность Омско-Тарской епархии Русской православной церкви. В 1993 году в Окунево «дать отпор бабаджистам» лично приезжал тогдашний архиепископ Омский и Тарский Феодосий. Конфликт, по словам местных, серьезного продолжения не имел. РПЦ ограничилась установкой на священном урочище православного креста. Сейчас он стоит здесь возле индуистского идола богу Шиве и столба с неоязыческим коловратом. Стандартная для этого места картина — лежащие на траве мужчина и женщина, взявшись за руки, читают «Отче наш» на церковно-славянском языке.

Вершина религиозного синкретизма на Тарском увале — шестигранная деревянная часовня. Изнутри ее стены усыпаны от пола до потолка небольшими иконками. Большая часть — православные, хотя некоторые из них явно неканонические. Перед триптихом с изображением Богородицы, Иисуса и Архангела Михаила на подставке горят плоские белые свечи в алюминиевой фольге вроде тех, что продаются большими упаковками в супермаркетах. Эту часовню якобы построил тот же предприниматель, что пригласил сюда Расму Розитис. «По образу храма Ханумана, который имеет форму шестигранника, — объясняет Чудакова. — Это связано с тем, что на дне нашего озера якобы сокрыт шестигранный магический кристалл. Если его поднять на поверхность, он изменит сознание людей и они перестанут воевать, исчезнут голод и болезни. Я здесь работаю шестой год. Постоянно кто-то приезжает медитировать. Пытаются расшевелить кристалл».

Шестигранная часовня на Тарском увале. Окунево, июнь 2014 года. Фото: Максим Шер / «Русская планета»

По словам женщины, утром на увале молятся староверы, потом — православные, затем полдня поют кришнаиты. Для поклонения язычников в любое время доступен коловрат на столбе. Массово в Окунево отмечают четыре события — солнцестояние, праздник Перуна, десятидневный индуистский Наваратри и торжества, организованные лидером «Древнерусской церкви православных староверов-инглингов» омичом Алескандром Хиневичем, которого спецслужбы регулярно обвиняют в экстремизме.

Очевидно опасаясь подобных обвинений, не дает разрешения сфотографировать себя мужчина в повязке с узором из солярных символов на лбу. «Чтобы мне свастику потом приписали?» — щурится он, поправляя бороду ладонью с лагерными наколками на пальцах, и идет мимо в сторону увала.

На пути от часовни к основному месту проведения фестиваля среди сосен водят хороводы в традиционной русской одежде представители еще одного популярного здесь культа. Под вывеской «Союза сотворцов святой Руси», как объясняет одна из присутствующих, собрались поклонники Леонида Маслова. «Это профессор-физик из Москвы. Был советником президента. Маслов получает "диктовки", или по-другому откровения, от Творца, в которых содержится настоящая неотредактированная история Земли», — объясняет женщина, снимая на телефон пляски единоверцев. Среди них есть даже пары с детьми.

Хоровод представителей движения «Союза сотворцов святой Руси». Окунево, июнь 2014 года. Фото: Максим Шер / «Русская планета»

На соседнем холме под точно такой же вывеской разводят костер другие последователи Маслова. «Эти? Это самозванцы!», — говорит один из них, показывая топором в сторону хоровода. Религиозное разнообразие здесь удивляет с каждой новой беседой.

Уже на поляне перед сценой мы встречаем нескольких инглингов. «Чем занимаемся? Веды читаем. — объясняет коренастый предприниматель из Кемерово Константин Шубин, позируя перед фотографом в картузе и вышиванке. — Когда веды попали мне в руки, я просто понял, что это наше. Веды — это не религия, а наследие предков. О том, как жить по совести, по понятиям». В Окунево Шубин приехал «за энергией пращуров» с товарищем — строителем из Новокузнецка — и его женой — симпатичной голубоглазой блондинкой в сарафане. Вместе они смотрят на сцену, где выступают юные танцовщицы в индийских нарядах. Рядом, возле самовара и лотка c иван-чаем, обнимает сына женщина в майке с изображением летающей тарелки и надписью «I Want to Believe».

На главной поляне можно приобрести кришнаитскую еду, сибирский мед, целебные травы, всяческие изделия русских народных промыслов, мистические маски непонятного происхождения и даже «амулеты инков», которыми торгует смуглый индеец Роберто из Эквадора.

Представившийся помощником первого заместителя губернатора Александр Немчанинов в красной рубахе продает картузы, деревянные статуэтки Перуна и толстый глянцевый журнал «Русский оксюморон», который он издает «вместе с юмористом Задорновым». «Это самый обсуждаемый патриотичный проект страны, каждый номер которого отправляется лично Путину и основным членам правительства. В 2009 году "Оксюморон" стал первым в мире журналом, полностью изданным в формате 3D», — говорится на сайте издания. В местных СМИ Немчанов фигурирует как руководитель «Евразийской школы лидерства», а также «известный омский креатор и издатель».

Александр Немчанинов, «омский креатор» и издатель журнала «Русский Оксюморон». Окунево, июнь 2014 года. Фото: Максим Шер / «Русская планета»

Общее оживление представителей всех культур вызывает появление шумной толпы кришнаитов. Под музыку из динамиков и пение «Харе Кришна» несколько десятков людей в характерных одеждах бегут по кругу в танце в центре поляны. В процессе к ним присоединяются самые разные посетители окуневского праздника. «Пойдем в эту тусу вольемся. Я понял от чего они тащатся, — кричит рядом нетрезвый мужчина в спорткостюме с внушительной золотой цепью на шее. — Иди попробуй. Тебя закручивает, и ты ваще выпадаешь». «Парняги стелят», — качает головой в такт кришнаитским напевам короткостриженый парень в майке с надписью «Слава богу, мы казаки!». Рядом стоят, улыбаясь, полицейские.

Неодобрительным взглядом смотрит на кришнаитов, кажется, только крупногабаритный мужчина лет пятидесяти в камуфляжной куртке и майке «Самбо». «Нет, мне нравится, мне интересно посмотреть на разные культуры», — опровергает он мои подозрения.

Так же спокойно к происходящему относится и один из организаторов — крепкий сибиряк Сергей Роденко. «Не буду лукавить, я очень далек от этой темы, но у меня многие знакомые приходят сюда послушать эти харе-кришна. Для нас, для Сибири, это маленько в новинку что ли. Сегодня вот мексиканец какой-то пел. Интересно ведь посмотреть на разные культуры. Я сам биатлонист, но до безумия люблю футбол», — объясняет он.

Роденко попросили здесь присмотреть за хозяйственной стороной. «Наши задачи здесь обеспечить безопасность, накормить, помыть, убрать. На общественных началах пытаемся поддержать праздник и маленько его перестроить. Слишком много эзотерики, а публики, которая в это верит, процентов десять максимум», — рассказывает он.

Танец кришнаитов на поляне фестиваля летнего солнцестояния в Окунево, июнь 2014 года. Фото: Максим Шер / «Русская планета»

По словам бизнесмена, 17 лет назад он «зашел» на озеро Ленево, где вокруг берега росла трехметровая крапива, а сейчас уже «раскачал» свое туристическое предприятие до «федерального значения». В гостях у него уже был Валерий Золотухин. Регулярно приезжает Ирина Роднина, не говоря уже о представителях региональной элиты.

Главное зрелище праздника солнцестояния — языческий ритуал с поджиганием огромного костра и исполнением вокруг него гигантского хоровода. В этот раз участие в нем принимали несколько сотен человек. Несколько людей в толпе рассуждают о происках ФСБ против русских, еврейском заговоре и ситуации на Украине. «Ганди свой народ тридцать лет поднимал, а мы только начинаем», — вздыхает один из них при упоминании 282 статьи УК. Однако людей, озабоченных подобными земными проблемами, здесь меньшинство.

Большинство с восторгом повторяют заклинания жрецов, добывающих огонь для ритуала с помощью специальной деревянной машины. Конструкция высотой с человеческий рост позволяет зажечь солому силой трения деревянных деталей, приводимых в движение за специальные канаты. Обе веревки по очереди, соблюдая ритм, тянут равные группы мужчин в славянских рубахах. Ускоряет процесс газовая горелка, которой разогревают дерево перед ключевым действом.

«Национализм пресекаем на корню»

С главным волхвом ночной церемонии Станиславом Репиным мы общаемся на следующее утро в его трапезной — деревянной постройке, напоминающей юрту с печкой в центре. «Национализм — это то, что мы точно не приемлем. Это невежество не соответствует духу русского человека. Русский народ великий и могучий для того, чтобы кого-то боятся или как-то отрицательно относиться к другим нациям. Ведическое знание, которое лежит в основе нашего мировоззрения, оно мультинационально, эта традиция которая существовала раньше на пространстве от Владивостока до Волги и дальше вниз до острова Цейлон», — рассуждает Репин.

Омский предприниматель Станислав Репин, переехавший жить в Окунево, один из организаторов праздника летнего солнцестояния, июнь 2014 года. Фото: Максим Шер / «Русская планета»

По его словам, попытки принести в Окунево раздор на религиозной или национальной почве местные на корню пресекают. «Попытки были. Есть такие группы, которые пытаются культивировать этот конфликт. Сюда они иногда приезжают, но не находят понимания. Мы знаем их, они знают нас, но не более того», — рассказывает Репин, у которого по его признанию очень хорошие отношения с полицейским управлением по борьбе с экстремизмом. «Мы очень открыты. Мы же здесь за родину радеем, за народ, за детей своих», — объясняет он.

«Десять лет назад мы стали проводить этот купальский праздник. Сам я родом из Омска. Первый раз здесь был в 94-м — у нас в городе существовал свой небольшой эзотерический кружок. Человек пять нас было. Люди очень разные. Исследовали разные явления, кто-то в астрал выходил», — рассказывает он.

В 90-е у Репина было свое дело в Москве. «Но сложилось так, что у меня попытались его отнять, и я стал свободен — решил ехать на родину, на землю. Вот так в 2002 году приехал и не уехал», — уточняет он. Сейчас в Окунево у него трапезная, работающая в режиме кафе, есть гостевое пространство с баней, магазин и артель по сбору и производству иван-чая. Сбором этой травы, по его примеру, за последние четыре года стали заниматься многие местные. Но основные доходы, по словам Репина, ему приносит бетонный заводик в Омске, которым он владеет вместе с партнерами.

В углу трапезной стоит изобретение друзей Репина — «Златосил». Цилиндр высотой более полутора метров из золотой фольги он называет средством дальней космической связи. «Фольгу на Русале заказывают», — подчеркивает предприниматель. «Златосил» желающие также могут приобрести.

В ближайшее время Репин рассчитывает на более заметную поддержку Окунево со стороны властей области. Аргументы у него очень простые: «В стране тысячи деревень, в которые никто не приезжает. Если сюда по каким-то причинам, неважно каким, люди едут, значит, территория стала туристически привлекательной. Многие говорят, что лучше бы этого не было. Мол, какие-то сектанты приезжают. На самом деле у нас здесь полный срез общества. Начиная от несформировавшейся молодежи, заканчивая чиновниками, бизнесменами и военными, — продолжает бизнесмен-эзотерик. — Основной принцип жителей деревни Окунево, которые исповедуют разные духовные направления: искать то, что нас объединяет, а не то, что разъединяет. Мы можем пойти к кришнаитам на их праздник, они могут прийти к нам. Рядом со мной вот сосед построил на свои деньги христианскую церковь. Выстраиваются нормальные гармоничные взаимоотношения».

Устройство для связи с комосом «Златосил». Окунево, июнь 2014 года. Фото: Максим Шер / «Русская планета»

«Пусть приезжают, а то деревни-то не было бы совсем. Другие вон давно крапивой заросли. Пусть на реке отдыхают, а деревня строится», — соглашается с Репиным встреченная нами местная старушка. Сама она ни на языческом празднике, ни в церкви никогда не была.

Деревня действительно цветет. Чтобы убедиться в этом, достаточно прогуляться утром по ее немногочисленным улицам. Аккуратные домики с яркими заборами украшены на любой лад. Ашрам бабаджистов соседствует с храмом кришнаитов. «Моссад работает?» — подмигивает нам, завидев фотокамеру, старичок, налаживающий крышу под черно-желто-белым имперским флагом. Никого не смущает даже конопляное поле в центре деревни. С трепетом к нему относится «автор теории лучевого эфира» Александр Лалетин, заглянувший в трапезную во время нашего завтрака. «Такую отрасль загубили! Какие канаты пеньковые делали!» — сокрушается мужчина в зеленой косоворотке, глядя на коноплю.

Власть — за мир

Окруженный лесами населенный пункт не имеет даже своей администрации: ближайшая власть в соседнем селе Бергамак. Центр деревенской административной жизни — одноэтажное здание клуба, последним событием в котором, судя по расписанию на стене, был показ фильма «Свадьба в Малиновке». Здесь же установлен обелиск в память об уроженцах деревни, погибших в Великой Отечественной войне. Девять из двадцати перечисленных на обелиске красноармейцев носили фамилию Окунев, как и крестьяне — основатели деревни.

Сюда к 12:00 для участия в траурном митинге по случаю Дня памяти и скорби прибыл первый вице-премьер Омской области Вячеслав Синюгин. В джинсах и спортивной ветровке он с группой чиновников добрался до Окунево на трех внедорожниках. Для охраны порядка из Муромцево прибыли несколько полицейских. «Конечно, хочется сказать: "Давайте посмотрим им вслед". Тем, кто ушел, кто своим подвигом ковал нашу победу. Очень хочется сказать эти слова представителям украинского руководства: "Посмотрите им вслед и задумайтесь"», — выступил в духе времени Синюгин. С георгиевской ленточкой на куртке он сфотографировался с местными жителями на фоне обелиска и уехал.

Среди сопровождавших областного вице-премьера чиновников оказался и начальник регионального управления по развитию туризма Михаил Гизбрехт. Он без проблем согласился побеседовать с РП. «Наша задача, чтобы все в мире жили и каждая социокультурная или религиозная группа чувствовала себя комфортно в Муромцевском районе», — спокойно относится он к окуневскому разнообразию. В сектах, по его словам, большой проблемы нет. «Главное, чтобы они не превратились в тоталитарные, а те культурные общности, которые сейчас существуют, если они не представляют опасности для окружающих, то пусть будут».

Жители Окунево с портретами односельчан, погибших в Великой Отечественной войне, вместе с муниципальными и областными чиновниками. Седьмой слева во втором ряду первый вице-премьер Омской области Вячеслав Синюгин. Окунево, июнь 2014 года. Фото: Максим Шер / «Русская планета»

Выпускник истфака Омского педагогического университета Гизбрехт хорошо знаком с местными археологическими памятниками. Здесь вдоль притока Иртыша на стыке степи и тайги люди жили еще 7000 лет назад. Встречаются стоянки эпохи позднего каменного века, курганы бронзового века и средневековые татарские поселения. Легенды местных жителей о «мертвой воде» в Шайтан-озере он объясняет особыми водорослями, выделяющими яд, отпугивающий от водоема животных.

По словам чиновника, с учетом устоявшегося потока туристов областное правительство приняло программу развития туризма в Муромцевском районе. Цель властей — создать для отдыха современную инфраструктуру. «Нужно создать условия для разных категорий отдыхающих. Кому-то достаточно переночевать в палатке, кому-то в деревенском доме, а кто-то хочет гостиничный номер», — рассуждает Гизбрехт. Потерять местный колорит от наплыва обеспеченной публики чиновники не боятся. По словам Гизбрехта, недостатка в состоятельных туристах нет и сейчас. Недвижимость в районе подорожала в разы: «Участок в шесть соток с деревенским домом в прошлом году стоил 1,4 млн рублей».

Утомленный допросами Далее в рубрике Утомленный допросамиАдвокат погибшего генерала Бориса Колесникова утверждает, что из его подзащитного выбивали показания

Комментарии

01 июля 2014, 10:50
Сначала паломницу жалко стало,она ведь на плитке острой коленями,Как ей глупой не больно. А вообще чудаки эти ребята,вроде все добрые и на том хорошо,но ищут какую то связь с космосом,не понимая что мы и есть часть космоса.
01 июля 2014, 11:50
Ну да, это очень по-российски - в день летнего Солнцестояния припить настоя из мухоморов и прийти в кришнаитских одеждах, с древнеславянским венком на голове к ханскому кургану , обниматься там с установленным на нем христианским крестом, про себя читая мантры и думая об Иегове...)))
01 июля 2014, 15:32
И волнуясь за свою копейку с номерами 666,думая о своей чистоте и святости...
01 июля 2014, 19:09
Так то ж россияне, а не русские. Каждому- свое.
01 июля 2014, 23:06
Эклектика какаято намешали все в кучу, собираются раз в год в тайге, пляшешь у костра, потом девять месяцев зима, сидишь у печки, жуешь мох, красота, думаешь о следующем солнцестоянии, смысл жизни
02 июля 2014, 10:59
"Я бы мог бы конечно как кот - забиться в трубу, молчать, ждать, и ни чего не делать.
Могу как бобёр - только плыть.
Можно и мелко сновать муравейчиком, таскать бревна...
Но все же больше всего я хотел бы быть как северо-западный слон. Толстая кожа, большие уши.... Всюду мелко и холодно, вверху - серое небо, а под ногами - коричневая земля. Смотришь вокруг..... - ни чего не видно." )))

П.Мамонов.
03 июля 2014, 10:16
Главное - это конопляное поле! От него и весь фестиваль пляшет))
02 июля 2014, 10:54
Подозреваю, что если в эту деревню приедет отряд регионального отделения ФСКН и покосит коноплянное поле в центре Окунево, весь этот шабаш ведьм быстро кончится, и люди пойдут на работу делом заниматься. Сборище наркоманов, что печально, ибо видно что местные менты ВООБЩЕ не работают!! Пора писать письмо в ССБ МВД!
Авторизуйтесь чтобы оставлять комментарии.
Интересное в интернете
Читайте только самое важное!
Подпишитесь на «Русскую планету» в социальных сетях и читайте наиболее актуальные материалы
Каждую пятницу мы будем присылать вам сборник самых важных
и интересных материалов за неделю. Это того стоит.
Закрыть окно Вы успешно подписались на еженедельную рассылку лучших статей. Спасибо!
Станьте нашим читателем,
сделайте жизнь интереснее!
Помимо актуальной повестки дня, мы также публикуем:
аналитику, обзоры, интервью, исторические исследования.
личный кабинет
Спасибо, я уже читаю «Русскую Планету»