Новости – Общество
Общество
Чемпионами рождаются
Исследователи изучают ряд врожденных особенностей детей, желающих заниматься спортом профессионально. Фото: Марина Губина/ «Русская Планета»
Белгородские исследователи выявляют универсальный психологический тип успешного спортсмена
18 июня, 2016 14:00
9 мин
На базе кафедры психологии педагогического института НИУ «БелГУ» уже несколько лет проводится исследование врожденных особенностей детей и подростков, которые активно занимаются спортом. Главные цели исследования — помочь тренерам еще на начальном этапе отбора в секцию выявлять тех, кто в дальнейшем сможет добиться успеха, и составить четкий набор врожденных индивидуально-личностных особенностей, благодаря которым ребенок в будущем сможет побеждать. Первыми результатами наблюдений исследователи поделились с РП.
На татами физкультурно-оздоровительно комплекса «Парус» в поселке Разумное Белгородского района — обычная тренировка юных тхэквондистов. Предсоревновательная тренировка по большей части состоит из спаррингов, причем не редкость, когда против юношей драться выходят девушки. Со стороны бои выглядят довольно агрессивно: больше всего баллов тхэквондисты получают за удары ногами и в голову.
«На самом деле тхэквондо — один из самых безопасных видов единоборств: голова здесь надежно защищена специальным шлемом, есть защита и для рук, и для ног. Хотя родители поначалу все равно переживают за детей и боятся. В большинстве своем уже через несколько первых тренировок и после знакомства с родителями понимаешь, как будет вести себя ребенок во время соревнований и боев и останется ли он в тхэквондо надолго», — делится наблюдениями тренер-преподаватель Андрей Супрун. Именно он стал инициатором психологического исследования, начатого пять лет назад на кафедре психологии НИУ «БелГУ».
«В 2011-м у меня был большой набор спортсменов: практически одновременно пришли 56 человек, всем им было по 7–8 лет, — продолжает тренер. — Я как раз тогда обучался на факультете физической культуры и спорта в госуниверситете и предложил своему преподавателю по психологии Татьяне Вячеславовне Сулиме провести исследование, которое бы помогло мне как тренеру понять, кто из этих детей сможет добиться успехов в нашем виде спорта и на кого стоит делать ставку».
«Мы решили исследовать ряд врожденных особенностей детей, — добавляет психолог-практик, доцент кафедры психологии педагогического института НИУ «БелГУ» Татьяна Сулима. — Вначале наблюдали за детьми во время тренировок, проводили различные опросы и диагностики, чтобы выявить тип их темперамента, гендерные и конституциональные особенности, а также доминирующие инстинкты. Тот же тип темперамента виден в начинающих спортсменах даже без каких-то особо сложных диагностик: просто, что называется, невооруженным взглядом. Сангвиники — не слишком настойчивые, они постоянно ищут каких-то развлечений, что мешает им идти к поставленной цели. Флегматики же на тренировках четко отрабатывают удары до тех пор, пока тренер не скажет "хватит", они все время что-то переспрашивают, уточняют. Те же, кто задания выполнял не особо четко, часто отвлекался на то, чтобы побегать или самовольно устроить поединок без команды тренера, оказывались холериками. Их энергии хватает на все. И поначалу мы предполагали, что именно дети, холеричные по темпераменту, будут занимать призовые места».
Но наблюдения за юными тхэквондистами именно на соревнованиях заставили исследователей сделать иные выводы.
«За счет своего упорства, умения сосредотачиваться на какой-то одной цели, а также желания много работать на тренировках и беспрекословно выполнять установку флегматики зачастую побеждали и холериков, — рассказывает Татьяна Сулима. — Они во время турниров все анализировали: сразу, например, узнавали, за что даются красные карточки, во время поединков постоянно посматривали на тренера и слушали его. Холерики же не слушали по сути никого, получали кучу карточек, постоянно отвлекались, хотя побеждали так же часто, как и флегматики. Однако идеальным для спорта типом темперамента оказался смешанный тип — холеро-флегматика. Именно такой тип у многих успешных взрослых спортсменов, например, у олимпийской чемпионки по художественной гимнастике Натальи Зуевой. Она обучалась в нашем университете, и мы ее тоже подключили к нашему исследованию».
Помимо холеро-флегматичного типа темперамента, идеальный с психологической точки зрения спортсмен-победитель, как показывают результаты белгородских исследователей, обладает маскулинными чертами характера: независимостью, напористостью, довольно агрессивен, любит рисковать и самостоятелен.
«Мы также выявляли у спортсменов так называемые доминирующие инстинкты по методике, разработанной Гарбузовым (Вилен Исаакович Гарбузов — советский и российский профессор, психоневролог, психотерапевт, долгие годы возглавлявший Ленинградское городское отделение по лечению неврозов у детей, автор свыше 50 научных работ. — РП). Оказалось, что у всех детей, которые занимали призовые места на соревнованиях, доминирующим инстинктом являлся инстинкт сохранения достоинства или доминирования. Те же, у кого основными оказывались инстинкты самосохранения, а также альтруизма, порой даже отказывались выходить на поединок», — отмечает Татьяна Сулима.
В итоге идеальный для спорта набор врожденных особенностей получился следующим: холеро-флегматик атлетичного телосложения с маскулинными чертами, обладающий инстинктами лидера и сохранения достоинства. Эти индивидуально-личностные характеристики кандидат психологических наук считает универсальными для любого вида спорта.
«На практике, конечно, все оказывается намного сложнее, чем в теории, — говорит Андрей Супрун. — Спустя пять лет после начала нашего исследования из тех 56 детей, за которыми мы наблюдали, тхэквондо продолжают заниматься лишь шестеро. Но именно они обладают теми врожденными чертами, которые, по нашим результатам, и должны приводить к успеху в спорте. Все эти оставшиеся в секции спортсмены — призеры и победители областных и всероссийских турниров. Хотя очень многих перспективных детей из тхэквондо забирали родители: у кого-то не было времени привозить ребенка на тренировку, кто-то чересчур переживал за его здоровье, кто-то просто выбрал другой вид спорта. Но лично по своему тренерскому опыту могу сказать, что результаты нашего исследования сбоев пока не давали».
Как заверяют белгородские исследователи, оценить врожденные особенности ребенка и определить, будет ли он в будущем успешен в спорте или же ему лучше выбрать другой вид занятий, можно уже в возрасте трех лет. Получается, с точки зрения психологии чемпионами не становятся, а рождаются. Однако не все тренеры с этим согласны.
С точки зрения психологии чемпионами не становятся, а рождаются, хотя есть и исключения
С точки зрения психологии чемпионами не становятся, а рождаются, хотя есть и исключения. Фото: Марина Губина/ Русская Планета
«В нашем виде спорта, куда детей приводят с самого раннего возраста, в три-четыре года, я считаю, практически невозможно сказать, чего добьется ребенок в дальнейшем, — убеждает Юлия Хоркина, мастер спорта международного класса, детский тренер по спортивной гимнастике с 11-летним стажем. — Слишком много факторов, влияющих на результат. Огромную роль играют родители начинающих спортсменов — их воспитание, настрой, то, как они реагируют на занятия своего ребенка, хотят ли видеть в нем чемпиона. На самих родителей при наборе в секцию мы тоже обращаем внимание, ведь дети чаще всего имеют примерно те же рост и телосложение, что и родители. Врожденные психологические особенности — это лишь малая часть из того, что может повлиять на дальнейший успех. Фактор случайности тоже исключать нельзя: сколько карьер не сложилось в спорте просто из-за травм?».
«Моей сестре Светлане с самого детства многие говорили, что она не подходит для спорта, — продолжает Юлия Васильевна. — Тем не менее это ей никак не помешало стать двукратной олимпийской чемпионкой, девятикратной чемпионкой мира и эталоном спортивной гимнастики. Все дело в ее характере. Хотя сами по себе психологические исследования российскому спорту необходимы, они могут помочь и тренерам, и спортсменам. В ведущих зарубежных сборных психологи уже давно входят в штат, их считают необходимым звеном в подготовке спортсменов. У нас же в стране к пониманию этого только начинают приходить».
Ученые НИУ «БелГУ» заверяют, что их исследование — это вовсе не психологический диагноз, и, конечно, его результаты не должны играть решающую роль в вопросе, быть или не быть спортсменом. И исключения из правил, бесспорно, в спорте встречались и будут встречаться.
«С сентября этого года мы продолжим наше исследование, — сообщает доцент кафедры теории и методики физической культуры, кандидат педагогических наук Олеся Петренко. — Уже сейчас мы активно подключаем к исследованию наших студентов, тестируем их на специальном приборе — психомате. С его помощью можно отследить скорость реакции испытуемых, умение концентрироваться, переключаться, оценить уровень тревожности. Теперь наша задача — сделать исследование более массовым, возможно, подключив к нему уже состоявшихся успешных спортсменов, и дать обоснование уже полученным результатам».
поддержать проект
Подпишитесь на «Русскую Планету» в Яндекс.Новостях
Яндекс.Новости