Протоиерей Всеволод Чаплин: «Язычники спорят не с церковью, а с собственной совестью»
Всеволод Чаплин. Фото: Максим Блинов / РИА Новости

Всеволод Чаплин. Фото: Максим Блинов / РИА Новости

Глава Синодального отдела по взаимоотношениям церкви и общества рассказал РП об угрозах нового язычества

В любви к язычеству признаются спортсмены — например, боксер Александр Поветкин, нанесший татуировки с языческими оберегами на тело. В интернете растет количество групп о славянском многобожии, лидеры которых рекламируют «Велесову книгу» — псевдоисторический документ о верованиях древних славян. А в регионах — как это было зимой 2014 года в Южно-Сахалинске — язычники берут в руки оружие и врываются в православные храмы, открывая огонь по прихожанам.

О том, почему растет популярность нового язычества, почему оно выступает против христиан и какое будущее его ждет, «Русской планете» рассказал протоиерей Всеволод Чаплин, глава Синодального отдела по взаимоотношениям церкви и общества.

— Отец Всеволод, почему сейчас мы видим рост интереса молодежи к неоязычеству? Откуда, на ваш взгляд, растут корни этого интереса?

— С одной стороны, это естественная склонность молодых людей искать простые ответы на сложные вопросы: они легко верят ярким словам, которыми облекают свою риторику проповедники неоязычества.

Но с другой стороны — часть вины за распространение неоязыческих идей лежит и на государстве, и на церкви. Мы слишком привыкли ориентироваться на запросы и вкусы интеллигенции больших городов, подстраивать под нее свой дискурс и даже поступки — не замечая, что через нее нами подчас пытаются управлять внутренние и внешние манипуляторы.

Одновременно игнорируются интересы, нужды и чаяния простых людей — молодежи улиц.  Она, может быть, не так умна информационно и не так заметна в политическом поле, но она не меньше страдает, не меньше думает и имеет интерес к жизни. И, конечно, она достойна прямого и честного разговора — в том числе о таких ценностях, как патриотизм, мужество, взаимная поддержка, справедливость. И ей нужно, в противовес неоязыческим картинкам, показать настоящего героя — воина, который отстаивает независимость православной цивилизации и нашего народа.

Нужно также напомнить молодежи о том, что язычество никогда не помогало создать единую нацию, оно всегда только раскалывало людей. Один из примеров — балтийские славяне. Они остались языческими после крещения Руси, были быстро порабощены западными народами и исчезли с исторической сцены. И даже современные сообщества неоязычников постоянно враждуют между собой. Это еще раз показывает: язычество равно разобщению.

— Неоязычество в России приняло явные антихристианские формы — вспомним хотя бы инцидент прошлого года на Сахалине, когда язычник-родновер расстрелял прихожан в храме, или бомбу в храме столичного района Бирюлево в 2008-м.  Откуда у них появляется ненависть ко всему христианскому?

— Дух Христов ненавидят самые разные люди. И это не только те, кто держится противостоящих христианству убеждений, но и те, кто с пеной у рта отстаивает свободу грешить в личной и общественной жизни.

К слову, я полагаю, что сами язычники понимают убожество и историческую неправду своих идей. Поэтому их спор — это не столько спор с церковью, сколько с собственной совестью и здравым смыслом.

— Молодежь привлекает в неоязычестве некий «воинский дух»: мужчину здесь позиционируют как защитника рода, воина. Что может противопоставить этому православие, чтобы «перетянуть» на свою сторону молодых людей?

— Нужно просто чаще говорить о том, что такое истинное православие. Я говорю не о попытках его превращения в толерантный гуманистический пацифизм в духе западного богословия — оскопленного и приспособленческого. Я говорю о православии, которое сформировало наш народ и другие народы.

О таком, где воинское служение всегда считалось и считается особо почетным, благословляется Богом и церковью. О таком, где, как сказал святитель Филарет Московский, человек должен любить своих врагов, гнушаться врагов Божиих и сокрушать врагов отечества.

У нас есть множество святых воинов, и неслучайно они изображаются на иконах с оружием. У нас есть множество современных воинов, православных христиан — вспомним хотя бы воина Евгения Родионова, убитого в 1996 году в чеченском плену за отказ переменить веру. О таких людях нужно говорить, снимать фильмы, слагать о них песни — и нынешняя молодежь за ними пойдет.

Евгений Родионов

Евгений Родионов. Фото: ierei.net 

— Адепты неоязычества продолжают ссылаться на «Велесову книгу» как на источник и обоснование своей веры, хотя ученое сообщество однозначно трактует ее как фальсификат и псевдоисторический документ. На ваш взгляд, есть ли какие-то способы раз и навсегда покончить с дискуссиями вокруг «Велесовой книги»?

— Нужно больше говорить правду об этом тексте — думаю, что полезно было бы делать это в школах и СМИ. Таким же образом нужно бороться и с псевдоисториками — приглашать их на публичные ток-шоу и в ходе компетентного диспута опровергать их доводы. Вся их мифология, которую распространяют в интернете и которая сильно влияет на молодые умы, опровергается очень легко. При этом серьезные ученые считают как бы ниже своего достоинства спорить с ними. А я полагаю, что не вредно было бы и поспорить — особенно, если учесть, что некоторые телеканалы круглые сутки крутят того же Михаила Задорнова, который нередко выступает пропагандистом неоязыческих идей.

— Как, на ваш взгляд, следует вести преподавание истории дохристианской Руси в школе? Сведения о Руси до христианства очень скудны, но все же есть, например, личность князя Святослава — даже летописные своды описывают его как язычника. Но при этом это был князь-защитник и объединитель земель — портрет в целом для молодежи привлекательный. Как преподавать эти моменты в школьном историческом курсе, чтобы ненароком не увлечь школьников в язычество?

— В свое время, в 1988 году, была издана интересная книга протоиерея Льва Лебедева «Крещение Руси», где рассказывается и о дохристианском периоде жизни нашего народа.

Автор приходит к выводу, что в каком-то смысле по своему характеру наш народ был изначально близок к христианству. В нем развито было милосердие, доброе отношение к окружающему миру, обостренное чувство правды и справедливости — и об этом стоит лишний раз сказать, в том числе в школе.

Действительно, достоверных источников о Руси до крещения немного. Но это еще раз говорит о том, что наша письменность, наша культура и цивилизация все-таки сформирована христианством.

— Сегодня неоязыческие батальоны воюют на юго-востоке Украины — как с украинской стороны, так и со стороны ополченцев. Чем вызвана эта концентрация неоязычников в зоне боевых действий? Как неоязыческая идея может находиться в такой близости с православием — а известно, что православие очень распространено у ополченцев — и обходиться без конфликта?

— Фактор язычества в зоне военных действий, несомненно, присутствует. Но мне кажется, что люди, которые исповедуют языческие взгляды, гораздо сильнее управляемы извне. В отличие от них православные христиане не скатываются к крайней степени ненависти и продолжают надеяться, что несмотря на тяжелый конфликт, украинский и российский народы все же сумеют восстановить добрые отношения. Они также понимают, в отличие от язычников, что самый худший вариант развития событий — это превращение наших народов в вечных врагов.

— На ваш взгляд, что будет происходить с неоязыческими культами в будущем? Какие меры должно принять государство, чтобы помешать их распространению?

— Святейший патриарх Кирилл недавно сказал о пяти ценностях, которые должны быть утверждены в жизни России. Это — вера, справедливость, солидарность, достоинство и державность.

На основании этих ценностей, каждая из которых в равной степени важна, нужно восстанавливать единство истории и формировать мощную волю народа. Без этого — останется мировоззренческая растерянность, и вакуум продолжат заполнять самые неожиданные и причудливые явления.

Ясное формулирование путей и смыслов нашего бытия помогут нам преодолеть бесплодность и разделяющую силу псевдорелигиозных экспериментов. Они же помогут нам сохраниться как нации — на том историческом пути, по которому мы идем, не уклоняясь, более 1000 лет, и где всегда побеждали.

За примерами далеко ходить не надо. В Великую Отечественную войну, 70-летие которой мы празднуем, гитлеровцы шли к нам с крестами на броне, но идеология этого нашествия была языческой. А наш народ шел под красными знаменами, но сохранял православную веру — в его рядах было еще немало людей других традиционных религий. И мы победили нашествие языческого нацизма. Это ли не лучший ответ на вопрос о том, за кем будущее.

«А вы, друзья, как ни садитесь…» Далее в рубрике «А вы, друзья, как ни садитесь…»Руководство Центрального банка не знает, в какую сторону «плывет» плавающий курс

Комментарии

15 июня 2015, 10:59
А пусть Чаплин расскажет про термин "православие", который христиане украли у тех же "русских язычников", как они их называют.

Как бы не стремилась РПЦ очернить русскую религию, есть память предков, которая все равно прорвется через века фальсификаций и уничтожения русских традиций.
16 июня 2015, 15:47
Поддерживаю вас. Сейчас современная церковь все больше и больше отдаляется от истинных духовных ценностей в своем стремлении к расширению своего влияния и участия в делах мирских.
15 июня 2015, 11:27
В контексте сказанного, следующим предложением будет всех язычников на костер.
Да дело то не в этом, просто у Чаплина слишком много политических амбиций, и вместо служения где нибудь на Соловках он разъезжает по Москве на служебном мерседесе и пудрит людям мозги
16 июня 2015, 15:50
При всём этом он явно неадекватно расценивает свои собственные способности. Какое-то маниакальное восприятие окружающего мира, честно!
абсолютно согласен, на мой взгляд, человек не на своем месте
15 июня 2015, 11:47
Популярность и уважение к РПЦ МП падает со сверхсветовой скоростью. Виной тому не только маргиналы, типа Чаплина, которые при прежнем митрополите сидели тихо, а скорее даже сращивание с властью, с не самыми честными её представителями, становясь дополнительным чиновничьим аппаратом. Они что, действительно этого хотят? Неужели не понимают, что если власть окончательно потеряет поддержку народа, то церкви достанется не меньше, чем после 17-го?! И тысячелетние традиции тут не помогут. Уже сейчас очень мало воцерковлённых среди тех, кто моложе 30-ти. Вот они все и ищут возможность заполнить духовный вакуум любыми путями, только не РПЦ.
15 июня 2015, 13:43
Русскому человеку всегда будет неуютно в христианском храме. На подсознательном уровне мы все помним, что Бог славян - Род. Причина всех Причин, основатель и сущность мироздания. Многие слова, такие, как род, родина, родители, родственники, родной и другие, происходят от имени бога Рода.
Пользуясь тем, что в славянских религиях мало кто понимает, идет целенаправленная подмена певдорелигиями, чтобы децентрализовать духовный вектор и, по возможности, перессорить всех конфессии и их ответвления. Не дают славянам объединиться. Принцип "Разделяй и властвуй" в действии.
16 июня 2015, 16:06
Христианству почему-то постоянно присущи какие-то расколы (как в православии, так и в католицизме). Примерно то же самое наблюдается и в исламе.
Но дело здесь, скорее, не в самой идеологической составляющей той или иной веры, сколько именно в стремлении религиозного аппарата расширить или же наоборот обособленно застолбить за собой определенные зоны влияния.
Именно из-за того, что религии тесно связаны с политикой - они всё дальше и дальше отдаляются от веры и по большому счету от людей.
15 июня 2015, 12:52
Всеволод Чаплин совершенно не справляется со своей ролью популяризатора РПЦ, неоязычество грозной поступью наступает на православие, и наступает агресивно, чтобы понять всю серьезность проблемы достаточно посмотреть на наших спортсменов, у них просто повальное увлечение культом сварога, например Александр Поветкин давний адепт неоязычества
15 июня 2015, 13:39
Вы хотя бы терминами оперировали поаккуратнее. Особенно теми, в которых совершенно не разбираетесь. Язычество - в широком смысле этого слова, обозначает политеистическую религию. А в христианском богословии язычниками можно называть абсолютно всех, кто не верит в Христа.

НО - русская религия никогда не была политеистической. Она изначально исповедовала монотеизм и триединство. И она гораздо старше, чем современное христианство. Просто христиане сделали все, что бы убить в русском народе память предков.
Россия православное государство, а все эти языческие культы размывают базис, и данный процесс сродни т.н. раскачиванию лодки, если язычники этого еще не поняли, до государство им быстро вправит мозги
15 июня 2015, 14:14
Ему про Фому, а он про Ерему. В России нет государственной религии, если что. И с тем же успехом христиане могут объявить язычниками представителей всех основных религиозных конфессий - мусульман, буддистов, пятидесятников, мормонов.. Хватит уже чепуху молоть, магнат
А вот например недавно севший на нары Саша Емельяненко даже перебарывал дьиавола на Афоне... Правда это его от тюрьмы не уберегло... Ну дак это карма такая, не зря эе он себе звезды на плечах набивал...
15 июня 2015, 13:55
ага так перебарывал, что через несколько месяцев после гастролей на Афоне сначала избил старика, потом изнасиловал девушку
15 июня 2015, 14:07
Я заметил, что в последнее время РПЦ из религиозной стези все больше и больше пробирается в стезю власти. Все эти законы о защите прав верующих... К чему они? В Конституции прямо сказано - церковь отделена от государства. Понятие «господствующая религия» присутствует только в Конституции Греции, а статус официальной (государственной) религии декларируется конституциями семи стран — Великобритании, Дании, Коста-Рики, Лихтенштейна, Мальты, Монако и Норвегии.
После того, как наши архиеереи коллективно собрались в Госдуме и засели в депутатском зале слушать патриарха , мне все стало ясно за всю эту корпорацию
16 июня 2015, 10:21
Да это наглость уже. Один из архиереев, недавно, между прочим, в интервью какой-то газетенке заявил, что советует всем атеистам покончить жизнь самоубийством, так как их существование бессмысленно. Представляете?
диавол сидит в его сердце
15 июня 2015, 15:54
Православие головного мозга? Знакомая картина. Чаплин - это какая-то очень одиозная фигура уже. И смешная в то же время. Одна фамилия не дает воспринимать его изречения всерьез =)
15 июня 2015, 18:49
Не думала я, что священник может так грубо пиарить свою религию. По другому это не назвать. В светском обществе человек может верить хоть в черта, хоть в рогатину на огороде. Религия не является ключевой властью в нашей стране. А назвать "Велесову книгу" псевдорелигией славян - это вообще из области "не знаю историю Родины своей"
15 июня 2015, 18:49
Почтение знатокам! Особенно умилило "НО - русская религия никогда не была политеистической. Она изначально исповедовала монотеизм и триединство. " Афтор начал против Православия, а потом согласился - истинная религия русских - Православие. Согласен
15 июня 2015, 22:46
Православие - это термин, заимствованный патриархом Никоном у славянских народов из их веры. Вплоть до 16 века даже в русских христианских летописях вы не встретите термин "православие" в отношении христианской религии. По отношению к понятию «вера» применяются такие эпитеты, как "божья", "истинная", "христианская", "правая" и "непорочная". А в иностранных текстах вы и сейчас никогда не встретите это название, так как византийская христианская церковь называется - orthodox, и на русский переводится - правильное учение (в пику всем остальным "неправильным").

Христианство - очень молодая и еще несформировавшаяся должным образом религия, из-за этого малопопулярная. А термин православие - истинно русский, и очень древний, намного древнее религии иудеев.
Православие - само слово подразумевает уверенность носителя религии в том, что его вера сама правильная. Ничего удивительного, об этом говорят все религии
16 июня 2015, 10:23
Причем православие состоит из слов "право" и "славить". То есть, в принципе, представитель любой религиозной конфессии может заявить, что он право славит.
15 июня 2015, 20:06
Читаю статью и понимаю, что где-то я уже об этом слышала...)) про бесчинства, которые творят люди любых вероисповеданий... ну ни как это не служит показателем "плохая" она или "хорошая".. давайте вспомним радикальных исламистов (которые также далеки от учения Корана, как Свидетели Иеговы от Библии), можно еще крестовые походы вспомнить и как христианская церковь заставляла отрекаться ученых... Людям нужен общий базис? Платформа? Согласна...только как же глупо современному человеку запрещать исследовать свое прошлое и пересматривать свои убеждения...мы вроде как переросли стадную стадию...)) Сам же пример привел - что на стороне ополченцев Донбасса воюют люди разных вероисповеданий, при этом ни кто не потерял основной ориентир отличия Добра от Зла.. К чему была эта риторика товарища Чаплина, мне не совсем ясно.
15 июня 2015, 22:16
С подобными взглядами РПЦ вполне может превратиться в секту. Вполне оправдывает англоязычное название ortodox - ортодоксальное. Pussy Riot конечно глупость сделали цена которой порицание за нарушение общественного порядка, но последовавшие инциденты вандализма, срубание крестов и т.п. неприятности скорее всего были вызваны надоевшими всем выступлениями автора статьи с его попытками запрещать популярные книги. Поменьше будет поучать, больше уважать станут - ведь на самом деле человек неглупый...
Что же до пуссей, мое искренне мнение что наказали их правильно. Многие люди верят искренне и такое поведение просто оскорбляет
16 июня 2015, 10:25
Наказали их правильно, но зачем на этом фоне нужно было продвигать этот непонятный закон о защите каких-то там чувств верующих?
16 июня 2015, 07:03
Духовный вектор человечества был и остается одним, только все мировые религии созданы для того чтобы сбить с истинного пути. Конечно в каждом религиозном направлении есть зерно правды но много мусора. Бог един, мы все об этом знаем. Доказывать правильность одной из религий веками-полное УТОПИЕ! Поверьте в Велесовой книге тоже много правды.
Если говорить о нынешних религиях, будь она христианская или масульманская и т.д. Вы все являетесь просто винтиками одной мировой системы которая вредна всему человечеству.
16 июня 2015, 21:46
Согласен, в будущем монотеисткие религии , основанные на переводах Торы, должны объединиться в единую систему постизраильской религиозной группы!!
16 июня 2015, 07:42
Кто такой метрополит Кирилл, извините какое право он имеет навязывать интересы одной из религий??! Человек свободен в своих мыслях. Приходит время когда каждый человек задумается зачем он "здесь".
Не удивительно , что футуристы предрекают появление новой религии, основанной на космизме и сетевых технологиях. К сожалению надо признать, что постулаты христианства уже не способны идеологически захватить души в свои приходы......
16 июня 2015, 10:30
Да о какой идеологии может идти речь, когда священнослужитель, только что рассказывавший приходу о нестяжательстве и аскезе, выходит из храма и уносится по делам на черном Ленд Круйзере Прадо, обдавая верующих щебенкой и пылью?
16 июня 2015, 15:46
Подобными мыслями Сева Чаплин сам создает образ главных язычников для себя и своих единомышленников. Нельзя быть настолько догматично-ограниченным.
16 июня 2015, 21:44
Можно сколько угодно критиковать Чаплина , но по мне лучше такой как он,чем перебежчик дьяк Кураев, который тусуется с Пусси риот и Маратом Гельманом....
17 июня 2015, 16:37
"по делам их узнаете" за 1000 летнюю деятельность РПЦ может и много что было хорошего и патриотичного, вот только куда деть раскол и "самосожение" староверов, оправдание 270 летнего ига, наказанием божьим, почему гордые и вольные роды, которые умели читать и писать на древнеславянском, понастроили городов больше чем в Европе, до христианства, после него стали темным, безвольным и безграмотным крепостным крестьянством, которых как скотов продавали или проигрывали в карты, не благодаря ли РПЦ?
18 июня 2015, 12:37
Вот зачем нужно ставить дома китайскую лягушку, сидящую на куче мелочи и думать что из-за неё появятся деньги? Дебилизм. Пока ты сам не начнёшь шевелить мозгами, руками, ногами никакая лягушка не поможет. Поветкин, если сам не будешь тренироваться, оберег тебя не заставит.
22 июня 2015, 14:13
Попы искореняют всё русское и языческое. В язычестве главный бог это РОД. И всё что с этим словом связано попы переименовывают. РОДник называют ключ! РОДина это называют отчизна. И так далее. А РОДственные связи вообще презирают.
22 июня 2015, 20:26
Текст был удален модератором, так как нарушает правила комментирования
22 июня 2015, 20:33
Как то не наблюдается у РПЦ веротерпимости.
08 июля 2015, 23:46
Текст был удален модератором, так как нарушает правила комментирования
14 июля 2015, 20:20
Я как язычник всецело поддерживаю деятельность Чаплина на его посту и его выступления.
Они обращают в язычество не меньше народу, чем Велесова книга.
23 июля 2015, 15:06
В христианской религии мы рабы Божьи, а у славян мы дети Божьи. Разницу видите г-н Чаплин? Вот и ответ вам, почему славяне возвращаются к своим исконно русским Богам. Крещение на Руси прошло через море крови. Русь крестили в крови. Уже сам этот факт говорит что всё что тогда Владимир устроил, навряд ли можно назвать добровольным крещением. Знаю Бог есть!
Авторизуйтесь чтобы оставлять комментарии.
Интересное в интернете
Читайте только самое важное!
Подпишитесь на «Русскую планету» в социальных сетях и читайте наиболее актуальные материалы
Каждую пятницу мы будем присылать вам сборник самых важных
и интересных материалов за неделю. Это того стоит.
Закрыть окно Вы успешно подписались на еженедельную рассылку лучших статей. Спасибо!
Станьте нашим читателем,
сделайте жизнь интереснее!
Помимо актуальной повестки дня, мы также публикуем:
аналитику, обзоры, интервью, исторические исследования.
личный кабинет
Спасибо, я уже читаю «Русскую Планету»