Новости – Люди












Люди
Просвещение вместо джихада

Валиулла Якупов. Фото: kazanfirst.ru
Три года назад в Казани был убит мусульманский религиозный деятель Валиулла Якупов, выступавший против радикалов-ваххабитов
22 июля, 2015 14:44
9 мин
Три года назад в подъезде своего дома на окраине Казани был убит выдающийся современный татарский богослов и религиозный публицист, долгое время занимавший пост первого заместителя председателя Духовного управления мусульман Республики Татарстан, Валиулла хазрат Якупов. Основатель казанского центра исламской культуры «Иман» (Вера), пришедший в религию из комсомольских работников в конце 80-х — начале 90-х, он вел активную борьбу с радикализмом в исламе. В одноименном издательстве (выпускались также газета и журнал «Мусульманский мир») вышло множество работ, разоблачающих заблуждения самых разных мусульманских сект — от относительно безобидных файзрахманистов до ваххабитов. Многие из них и сейчас сохраняют актуальность.
Непосредственные исполнители убийства — радикалы-ваххабиты — не предстали перед судом. Спустя некоторое время они были ликвидированы в ходе контртеррористических операций. Вопрос об организаторах убийства (как и одновременного покушения на тогдашнего муфтия РТ Илдуса Файзова, получившего серьезные ранения, но оставшегося в живых) до сих пор остается открытым.
В начале 90-х, когда исламское возрождение в России только начиналось, молодежь — и не только она — жаждала знаний, тогда как информации практически не было. «Иман» выпустил несколько сотен брошюр и книг по различным аспектам исламского вероучения, пользовавшихся огромной популярностью. «Практически в каждой мусульманской татарской семье есть книги, изданные Валиуллой хазратом», — заметил на прошедшем в столице Татарстана круглом столе «Наследие Валиуллы Якупова и современное состояние исламской уммы России» его ученик, нынешний председатель центра «Иман» Наиль хазрат Гарипов. «Он распространил огромное количество книг, просвещая людей», — добавил первый заместитель муфтия регионального духовного управления мусульман Самарской области Илгизар хазрат Сагдеев, знавший покойного на протяжении почти двух десятков лет.
Помимо организационной и издательской деятельности (которая после его гибели практически сошла на нет — есть все-таки незаменимые люди), Валиулла Якупов создал ряд серьезных богословских работ, собранных в его книгах «На пути к пророческому исламу», «Ислам сегодня» и ряде других. «Валиулла хазрат занял достойное место в ряду признанных татарских богословов, таких как Шигабуддин Марджани и Галимджан Баруди», — убежден биограф Якупова, известный казанский исламовед Раис Сулейманов.

Перед началом мероприятия была развернута небольшая выставка, на которой были представлены книги, изданные В. Якуповым, документы и материалы, связанные с его деятельностью
Перед началом мероприятия была развернута небольшая выставка, на которой были представлены книги, изданные В.Якуповым, документы и материалы, связанные с его деятельностью. Фото: Яна Амелина / «Русская планета»
Что касается современного состояния татарстанского исламского сообщества, картина не столь радужная. Сулейманов оценивает деятельность нынешнего муфтия Камиля Самигуллина и ДУМ РТ достаточно критически. По его словам, Духовное управление, как и республиканские СМИ, практически полностью вывело из употребления устоявшийся, используемый с дореволюционных времен термин «ваххабизм», заменяя его не столь понятными неспециалистами синонимами, такими как, например, «неохардижизм».
Вместо открытой борьбы с исламским радикализмом руководство ДУМ взяло на вооружение «чайную дипломатию», подразумевая, что за чашкой чая якобы можно договориться с представителями даже самых непримиримых исламских течений. Это породило так называемый криптоваххабизм. Приверженцы радикализма, от которых требуется лишь соблюдение внешней лояльности, проникают в официальные исламские структуры, отметил эксперт. Возможно, со временем на свои посты вернутся и некоторые исламские проповедники, ранее потерявшие их именно в связи с проваххабитскими симпатиями и настроениями.
В то же время светские власти все отчетливее позиционируют Татарстан в качестве мусульманской республики, делая акцент на сугубо исламской специфике (аналогичные процессы происходят в некоторых других национальных субъектах федерации с преобладанием или существенной долей мусульманского населения). Впрочем, одновременно с «исламизацией» имиджа РТ казанский Кремль взял курс на межрелигиозный, прежде всего православно-исламский диалог, делая акцент на соработничество религий на благо мира и процветания в республике, добавил Раис Сулейманов.
«Власти, хотя и признают проблему религиозного экстремизма, пошли по пути легитимизации ваххабитов через "перекрашивание" их под традиционный ислам, что чревато постепенным осложнением ситуации, — констатировал исламовед. — С другой стороны, положение усугубляется проблемой мигрантов, в первую очередь из Средней Азии, которые часто являются распространителями радикальных идей». Если же говорить о так называемом «Исламском государстве», в рядах которого воюет около 200 выходцев из Поволжья, то реальной проблемы это не представляет: правоохранительные органы активно и оперативно «мочат» радикалов, заключил Сулейманов.
Ажиотаж вокруг этой запрещенной в России террористической организации раздувается во многом искусственно. По оценкам экспертов, в воинстве ИГ насчитывается около 2 тысяч выходцев с Северного Кавказа. Даже если добавить к ним две сотни боевиков из Поволжья, они составляют ничтожно малый процент по отношению к 20 миллионам российских мусульман. При этом о тех, кто воюет на Украине, практически не говорится, хотя массовое возвращение в Россию «псов войны» с любого из фронтов представляет опасность, к которой нужно серьезно готовиться.
Возвращаясь к внутренним вопросам организации религиозно-общественной жизни российских мусульман, Илгизар хазрат Сагдеев высказал убежденность, что их — во всяком случае татар и башкир — должно объединять одно проводящее единую линию Духовное управление, а не существующие сейчас несколько десятков разрозненных. «Мусульманам необходима иерархия управления, как, например, в РПЦ», — считает он. Отметим, что до сего времени попытки создания единого ДУМ терпели неудачу. «Старыми методами невозможно заинтересовать современную молодежь, — обозначил Сагдеев главную проблему традиционного ислама. — Нам нужно вернуться к наследию наших предков — татарских имамов, отказаться от низкопоклонства перед арабами, тем более что у татар собственная давняя исламская традиция».
Представитель Духовного управления мусульман Москвы и Центрального региона «Московский муфтият» Марат Салахов добавил к перечню проблем единоверцев еще несколько пунктов. По его мнению, российским мусульманам очень вредит отсутствие гуманитарной культуры и критического мышления, что обусловлено крахом советской системы высшего и среднего образования, закладывавшего основы личности. «Современная молодежь не знает элементарных вещей, ранее составлявших фундамент гуманитарных знаний каждого образованного человека, — отметил Салахов, посвятивший преподаванию восемь лет. — Но ведь одного ислама недостаточно». Отсутствие базы ведет к примитивным, шаблонным реакциям и значительному отставанию по всем направлениям. «Мусульмане готовы охотно пользоваться благами цивилизации, но не готовы двигать прогресс, и Малайзия с ОАЭ здесь не показатели, — считает ученый. — Тем самым мусульмане сами себя маргинализируют».
Немало негативных черт имеет и исламская глобализация. «Она вымывает национальную, татарскую составляющую ислама, заменяя это богатое наследие "глобальным" примитивом, — считает Марат Салахов. — Теряется татарский язык — пропадает национальная идентичность, на смену которой приходит глобализированная, арабизированная, усредненная исламская модель». Утрата национальных корней готовит почву для легкого принятия радикальных идеологий.
Ученый также развил мысль Илгизара Сагдеева о необходимости новых форм работы с мусульманской молодежью. «Молодежи не нужен наш традиционный подход, — убежден Салахов. — Террористы "Исламского государства", надо отдать им должное, мыслят и проповедуют свою идеологию четкими кодами и символами. Для успешного противостояния этому нам нужны короткие, понятные, медийные посылы — но их просто нет. А ведь ИГ работает "на рефлексах". Если мы будем делать то же, успех проповеди неизбежен».
Упомянул он и о самодискредитации официального духовенства, о том, что «погоня за деньгами разрушила авторитет имамов», что «каналы самореализации молодежи в России забиты» и о топорности работы некоторых чиновников и силовиков. Все это восстанавливает молодежь против официальных исламских структур и российского государства, способствует успеху радикальных проповедников. «Нужно, чтобы мусульмане интегрировались в российский контекст, а не дезинтегрировались из него», — заключил Марат Салахов.
Именно за это выступал и Валиулла Якупов, вклад которого в развитие татаро-поволжского и в целом российского исламского сообщества неоспорим. «Значимость его деятельности пока недооценена, — подытожил Марат Салахов. — Но со временем это обязательно произойдет — ведь большое видится на расстоянии». Пусть это пожелание будет молитвой памяти Валиуллы хазрата.
поддержать проект
Подпишитесь на «Русскую Планету» в Яндекс.Новостях
Яндекс.Новости