Просвещение вместо джихада
Валиулла Якупов. Фото: kazanfirst.ru 

Валиулла Якупов. Фото: kazanfirst.ru 

Три года назад в Казани был убит мусульманский религиозный деятель Валиулла Якупов, выступавший против радикалов-ваххабитов

Три года назад в подъезде своего дома на окраине Казани был убит выдающийся современный татарский богослов и религиозный публицист, долгое время занимавший пост первого заместителя председателя Духовного управления мусульман Республики Татарстан, Валиулла хазрат Якупов. Основатель казанского центра исламской культуры «Иман» (Вера), пришедший в религию из комсомольских работников в конце 80-х — начале 90-х, он вел активную борьбу с радикализмом в исламе. В одноименном издательстве (выпускались также газета и журнал «Мусульманский мир») вышло множество работ, разоблачающих заблуждения самых разных мусульманских сект — от относительно безобидных файзрахманистов до ваххабитов. Многие из них и сейчас сохраняют актуальность.

Непосредственные исполнители убийства — радикалы-ваххабиты — не предстали перед судом. Спустя некоторое время они были ликвидированы в ходе контртеррористических операций. Вопрос об организаторах убийства (как и одновременного покушения на тогдашнего муфтия РТ Илдуса Файзова, получившего серьезные ранения, но оставшегося в живых) до сих пор остается открытым.

В начале 90-х, когда исламское возрождение в России только начиналось, молодежь — и не только она — жаждала знаний, тогда как информации практически не было. «Иман» выпустил несколько сотен брошюр и книг по различным аспектам исламского вероучения, пользовавшихся огромной популярностью. «Практически в каждой мусульманской татарской семье есть книги, изданные Валиуллой хазратом», — заметил на прошедшем в столице Татарстана круглом столе «Наследие Валиуллы Якупова и современное состояние исламской уммы России» его ученик, нынешний председатель центра «Иман» Наиль хазрат Гарипов. «Он распространил огромное количество книг, просвещая людей», — добавил первый заместитель муфтия регионального духовного управления мусульман Самарской области Илгизар хазрат Сагдеев, знавший покойного на протяжении почти двух десятков лет.

Помимо организационной и издательской деятельности (которая после его гибели практически сошла на нет — есть все-таки незаменимые люди), Валиулла Якупов создал ряд серьезных богословских работ, собранных в его книгах «На пути к пророческому исламу», «Ислам сегодня» и ряде других. «Валиулла хазрат занял достойное место в ряду признанных татарских богословов, таких как Шигабуддин Марджани и Галимджан Баруди», — убежден биограф Якупова, известный казанский исламовед Раис Сулейманов.

Перед началом мероприятия была развернута небольшая выставка, на которой были представлены книги, изданные В. Якуповым, документы и материалы, связанные с его деятельностью

Перед началом мероприятия была развернута небольшая выставка, на которой были представлены книги, изданные В.Якуповым, документы и материалы, связанные с его деятельностью. Фото: Яна Амелина / «Русская планета»

Что касается современного состояния татарстанского исламского сообщества, картина не столь радужная. Сулейманов оценивает деятельность нынешнего муфтия Камиля Самигуллина и ДУМ РТ достаточно критически. По его словам, Духовное управление, как и республиканские СМИ, практически полностью вывело из употребления устоявшийся, используемый с дореволюционных времен термин «ваххабизм», заменяя его не столь понятными неспециалистами синонимами, такими как, например, «неохардижизм».

Вместо открытой борьбы с исламским радикализмом руководство ДУМ взяло на вооружение «чайную дипломатию», подразумевая, что за чашкой чая якобы можно договориться с представителями даже самых непримиримых исламских течений. Это породило так называемый криптоваххабизм. Приверженцы радикализма, от которых требуется лишь соблюдение внешней лояльности, проникают в официальные исламские структуры, отметил эксперт. Возможно, со временем на свои посты вернутся и некоторые исламские проповедники, ранее потерявшие их именно в связи с проваххабитскими симпатиями и настроениями.

В то же время светские власти все отчетливее позиционируют Татарстан в качестве мусульманской республики, делая акцент на сугубо исламской специфике (аналогичные процессы происходят в некоторых других национальных субъектах федерации с преобладанием или существенной долей мусульманского населения). Впрочем, одновременно с «исламизацией» имиджа РТ казанский Кремль взял курс на межрелигиозный, прежде всего православно-исламский диалог, делая акцент на соработничество религий на благо мира и процветания в республике, добавил Раис Сулейманов.

«Власти, хотя и признают проблему религиозного экстремизма, пошли по пути легитимизации ваххабитов через "перекрашивание" их под традиционный ислам, что чревато постепенным осложнением ситуации, — констатировал исламовед. — С другой стороны, положение усугубляется проблемой мигрантов, в первую очередь из Средней Азии, которые часто являются распространителями радикальных идей». Если же говорить о так называемом «Исламском государстве», в рядах которого воюет около 200 выходцев из Поволжья, то реальной проблемы это не представляет: правоохранительные органы активно и оперативно «мочат» радикалов, заключил Сулейманов.

Ажиотаж вокруг этой запрещенной в России террористической организации раздувается во многом искусственно. По оценкам экспертов, в воинстве ИГ насчитывается около 2 тысяч выходцев с Северного Кавказа. Даже если добавить к ним две сотни боевиков из Поволжья, они составляют ничтожно малый процент по отношению к 20 миллионам российских мусульман. При этом о тех, кто воюет на Украине, практически не говорится, хотя массовое возвращение в Россию «псов войны» с любого из фронтов представляет опасность, к которой нужно серьезно готовиться.

Возвращаясь к внутренним вопросам организации религиозно-общественной жизни российских мусульман, Илгизар хазрат Сагдеев высказал убежденность, что их — во всяком случае татар и башкир — должно объединять одно проводящее единую линию Духовное управление, а не существующие сейчас несколько десятков разрозненных. «Мусульманам необходима иерархия управления, как, например, в РПЦ», — считает он. Отметим, что до сего времени попытки создания единого ДУМ терпели неудачу. «Старыми методами невозможно заинтересовать современную молодежь, — обозначил Сагдеев главную проблему традиционного ислама. — Нам нужно вернуться к наследию наших предков — татарских имамов, отказаться от низкопоклонства перед арабами, тем более что у татар собственная давняя исламская традиция».

Представитель Духовного управления мусульман Москвы и Центрального региона «Московский муфтият» Марат Салахов добавил к перечню проблем единоверцев еще несколько пунктов. По его мнению, российским мусульманам очень вредит отсутствие гуманитарной культуры и критического мышления, что обусловлено крахом советской системы высшего и среднего образования, закладывавшего основы личности. «Современная молодежь не знает элементарных вещей, ранее составлявших фундамент гуманитарных знаний каждого образованного человека, — отметил Салахов, посвятивший преподаванию восемь лет. — Но ведь одного ислама недостаточно». Отсутствие базы ведет к примитивным, шаблонным реакциям и значительному отставанию по всем направлениям. «Мусульмане готовы охотно пользоваться благами цивилизации, но не готовы двигать прогресс, и Малайзия с ОАЭ здесь не показатели, — считает ученый. — Тем самым мусульмане сами себя маргинализируют».

Немало негативных черт имеет и исламская глобализация. «Она вымывает национальную, татарскую составляющую ислама, заменяя это богатое наследие "глобальным" примитивом, — считает Марат Салахов. — Теряется татарский язык — пропадает национальная идентичность, на смену которой приходит глобализированная, арабизированная, усредненная исламская модель». Утрата национальных корней готовит почву для легкого принятия радикальных идеологий.

Ученый также развил мысль Илгизара Сагдеева о необходимости новых форм работы с мусульманской молодежью. «Молодежи не нужен наш традиционный подход, — убежден Салахов. — Террористы "Исламского государства", надо отдать им должное, мыслят и проповедуют свою идеологию четкими кодами и символами. Для успешного противостояния этому нам нужны короткие, понятные, медийные посылы — но их просто нет. А ведь ИГ работает "на рефлексах". Если мы будем делать то же, успех проповеди неизбежен».

Упомянул он и о самодискредитации официального духовенства, о том, что «погоня за деньгами разрушила авторитет имамов», что «каналы самореализации молодежи в России забиты» и о топорности работы некоторых чиновников и силовиков. Все это восстанавливает молодежь против официальных исламских структур и российского государства, способствует успеху радикальных проповедников. «Нужно, чтобы мусульмане интегрировались в российский контекст, а не дезинтегрировались из него», — заключил Марат Салахов.

Именно за это выступал и Валиулла Якупов, вклад которого в развитие татаро-поволжского и в целом российского исламского сообщества неоспорим. «Значимость его деятельности пока недооценена, — подытожил Марат Салахов. — Но со временем это обязательно произойдет — ведь большое видится на расстоянии». Пусть это пожелание будет молитвой памяти Валиуллы хазрата. 

Грустная сказка про КАСКО Далее в рубрике Грустная сказка про КАСКОРынок добровольного автострахования живет не по закону, а по понятиям Читайте в рубрике «Власть» Будет ли шоу продолжаться?Пламенные борцы с коррупцией получили отрезвляющий окрик из Кремля Будет ли шоу продолжаться?

Комментарии

22 июля 2015, 23:11
Бороться с вахабизмом надо самыми радикальными способами использовать пример Израиля, выжигать эту заразу из мусульманской паствы, а религиозных деятелей несущих свет истины, надобно охранять, иначе запугают всех лидеров террористы и бороться будет некому
23 июля 2015, 00:11
Верно замечено, что завербовать в радикализм легче необразованного человека. Поэтому знание - сила. Нужно нести просвещение людям и будет спокойнее в стране и мире.
23 июля 2015, 12:42
Просвещением можно исправить ситуацию, когда проблема внутренняя. А ваххабизм - проблема внешняя, то есть насаждаемая западным миром. Делается это для того, что бы воспрепятствовать усиления мусульманского мира, внести в него раскол.
23 июля 2015, 15:57
Ну так если человек в курсе проблемы и обладает знаниями, его сложнее склонить на ложную сторону.
Авторизуйтесь чтобы оставлять комментарии.
Интересное в интернете
Дискуссии без купюр.
Читайте «Русскую планету» в социальных сетях и участвуйте в обсуждениях
Каждую пятницу мы будем присылать вам сборник самых важных
и интересных материалов за неделю. Это того стоит.
Закрыть окно Вы успешно подписались на еженедельную рассылку лучших статей. Спасибо!
Станьте нашим читателем,
сделайте жизнь интереснее!
Помимо актуальной повестки дня, мы также публикуем:
аналитику, обзоры, интервью, исторические исследования.
личный кабинет
Спасибо, я уже читаю «Русскую Планету»