Новости – Люди
![](/images/feed-placeholder.png)
![](/images/feed-placeholder.png)
![](/images/feed-placeholder.png)
![](/images/feed-placeholder.png)
![](/images/feed-placeholder.png)
![](/images/feed-placeholder.png)
![](/images/feed-placeholder.png)
![](/images/feed-placeholder.png)
![](/images/feed-placeholder.png)
![](/images/feed-placeholder.png)
![](/images/feed-placeholder.png)
![](/images/feed-placeholder.png)
Люди
Прощайте, интерны!
![](https://342031.selcdn.ru/rusplt/52/104/101215_Perm_620.jpg)
Фото: YAY/TAСС
К чему приведут изменения в системе подготовки медиков
11 декабря, 2015 11:00
8 мин
В 2016 году в России изменится система подготовки врачей. С января будет отменена интернатура для стоматологов и фармацевтов, в 2017 году — для выпускников педиатрического и лечебно-профилактического факультетов.
Выпускник медицинского вуза после получения диплома сразу, не проходя интернатуру, не сдавая после нее профессионального экзамена, отправится работать терапевтом или педиатром в поликлинику, где будет лечить больных не менее трех лет. После этого у него появится право поступить в ординатуру для получения узкой специальности.
Практикующие врачи рассказали РП, что они думают об изменениях в системе медицинского образования.
«Не врачи, а заготовка»
Пока ничего хорошего опытные медики не ждут.
— Я и сейчас, честно говоря, иногда поражаюсь некомпетентности коллег, — признается в разговоре с корреспондентом РП пермский врач высшей категории, педиатр, кандидат медицинских наук Ирина Островская. — У обычных-то терапевтов уровень знаний далек от идеального, а у выпускников он сегодня просто никакой, в чем я регулярно убеждаюсь на практике. Да что там, ведь и отличники понятия не имеют, что делать с реальными больными, поскольку их этому просто не учили. Они еще не врачи даже, а так, заготовка, простите за грубость.
Во время обучения студенты сегодня имеют дело в основном с симуляционными муляжами и тренажерами, а не с живыми людьми. Как с ними общаться, что делать, они не понимают. Они не готовы вести самостоятельный прием, потому что академическая программа — это одно, а реальная жизнь — другое.
— Пример: студент делает на тренажере сердечно-легочную реанимацию. Этот тренажер очень прочный, он специально так сделан, чтобы его не разломали. Поэтому нет никакой разницы, с какой силой на него давить: выдержит. А если так же нажать на грудь ребенка или пожилого пациента, его кости могут сломаться. Вот почему работу с живыми людьми муляжами и тренажерами не заменишь, — поясняет Ирина Островская. — Хотя сейчас говорят, что отмена интернатуры будет компенсирована увеличением в вузах часов на практические занятия в симуляционных центрах, это ничего не даст. Реальные, практические навыки так получить нельзя, это можно сделать только под руководством и наблюдением практикующих врачей, работая в настоящей поликлинике или больнице.
В советское время клинические кафедры для студентов работали на базе действующих лечебных учреждений, и студенты-медики могли наблюдать за работой профессионалов, учиться непосредственно у постели больного. Теперь же медицинские вузы и лечебные учреждения за редким исключением почти не пересекаются, поскольку каждый из них является отдельным хозяйствующим субъектом. Интернатура была единственным переходным мостиком между ними, и его потеря будет болезненной.
— Даже если отвлечься от качества полученных в вузе теоретических знаний и навыков, нельзя упускать из виду важный аспект: врач может словом нанести больному не меньший вред, чем скальпелем. Умение общаться с больным так, чтобы его не травмировать, это навык, требующий не только теоретических знаний, но и практического опыта, — говорит красноярский онколог, врач высшей категории, доктор медицинских наук Александр Коган. — Интернатура сейчас — это реальная узконаправленная подготовка врачей-практиков, и любые изменения в преддипломной подготовке ее не заменят. Тем более что отмена интернатуры сопровождается сокращением в вузах часов по микробиологии, биохимии, физиологии и прочим дисциплинам, то есть будущим терапевтам и педиатрам будет недоставать не только практической, но и теоретической подготовки. Но дело даже не в этом. При всем моем уважении к системе образования в принципе невозможно выпустить из вуза врача, готового к работе на все 100%. Единственные, кто выиграет от отмены интернатуры — это частные клиники: поток людей в них гарантированно вырастет в несколько раз.
Минусы для студентов
Отмена интернатуры больно ударит не только по больным, но и по будущим врачам. Их старшие коллеги убеждены: все, что приобретет студент, обучавшийся в вузе узкой специализации, отработав три года терапевтом в поликлинике, — это отвращение к больным и самой терапии.
![](https://342031.selcdn.ru/rusplt/userfiles4/12_December/101215_Perm_600.jpg)
Студенты на занятиях в Московской медицинской академии им. И.М. Сеченова
Студенты на занятиях в Московской медицинской академии им. И.М. Сеченова. Фото: Валерий Шарифулин/ТАСС
— В нашей стране действительно катастрофическая нехватка врачей в первичном амбулаторно-клиническом звене, но отменой интернатуры ее не решить. Давайте представим, что произойдет, когда студент, мечтавший стать нейрохирургом или урологом, вынужден будет три года отработать в поликлинике участковым терапевтом. Для этого нужно понимать, как устроена наша работа, — рассказывает Ирина Кузнецова, врач-терапевт из Екатеринбурга. — На прием одного больного — 15 минут, а больных в разы больше нормы, потому что терапевтов не хватает. Горы бумаги и отчетности, и на это времени уходит не меньше, чем на прием. За любую оплошность — штрафы и вычеты из мизерной зарплаты. Вчерашние студенты полгода так поработают и сбегут, куда глаза глядят!
В 2012 году Росстат впервые провел детальное исследование, сколько выпускников российских вузов работают не по специальности. Всего 25% выпускников медицинских вузов трудятся не по профилю. Опрошенные РП врачи убеждены, что с отменой интернатуры эта цифра существенно вырастет.
Одновременно увеличится количество врачей, покинувших государственные медучреждения. Даже Минздрав уже признал отток кадров основной причиной дефицита врачей. Ежегодно в частные клиники уходят около 8% специалистов — 22–25 тысяч человек, и львиная доля приходится именно на первичное звено.
Потерянное время
Будущие офтальмологи и хирурги рискуют позабыть все, чему их учили предыдущие шесть лет. Когда они наконец-то получат право работать по специальности, им придется долго восстанавливать багаж знаний.
— Предполагается, что студенты сделают это, поступив после отработки в поликлинике в ординатуру, — рассуждает кандидат медицинских наук, новосибирский врач-педиатр высшей категории Светлана Новичихина. — В теории звучит неплохо. Однако давайте посчитаем. Шесть лет вуза, три года терапевтом. Когда придет время поступать в ординатуру, молодому врачу будет уже 27 лет. Велика вероятность, что он успел за это время завести семью, родить детей. Работая терапевтом, он получал около 20 тысяч — немного, но хоть что-то. А теперь ему предстоит от 2 до 5 лет учиться в ординатуре и получать в 10 раз меньше. Многие смогут себе это позволить, даже если будут искренне преданными своему делу людьми? Очень сомневаюсь. А если ординатуру, как поговаривают, сделают платной, то вообще говорить не о чем. Поэтому «дыру» с терапевтами отмена интернатуры пусть плохо, но заткнет. Но уже в среднесрочной перспективе мы столкнемся с нехваткой узких специалистов, и вот эту проблему решить будет несопоставимо сложнее. Набрать терапевтов легко — повысьте зарплату, и все, а вот быстро найти хороших гинекологов или ортопедов никакие деньги не помогут.
Сейчас, согласно докладу ОНФ, к кардиологу в первый день обращения попадают только 37% пациентов, а более 50% ожидают приема 2–3 дня, а иногда и неделю. Через несколько лет после отмены интернатуры, по мнению Светланы Новичихиной, ждать приема придется не недели, а месяцы.
Первыми из-за отмены интернатуры под удар попадут жители деревень, сел и небольших городов. Во-первых, потому что туда отправятся худшие выпускники, не сумевшие пристроиться в поликлиники крупных городов. Опытных врачей, с которыми они могли хотя бы посоветоваться, там может не оказаться в принципе. Во-вторых, именно районные больницы потом в первую очередь останутся в итоге без узких специалистов и квалифицированной врачебной помощи.
Поэтому опытные врачи убеждены: идея сделать вчерашних студентов терапевтами и педиатрами — всего лишь популистский ход, который позволит отчитаться перед президентом, что очереди в поликлиниках ликвидированы, ведь формально врачей в первичном звене теперь будет хватать (сейчас в России не хватает 40 тысяч врачей участковой службы). А еще это способ заставить замолчать опытных медиков, искусственно создав им конкуренцию. Ведь, когда на твое место в любой момент могут посадить вчерашнего студента, сложно требовать снижения нагрузки или повышения зарплаты.
поддержать проект
Подпишитесь на «Русскую Планету» в Яндекс.Новостях![](https://rusplt.ru/images/subscriptions/ya_news.svg)
Яндекс.Новости